Каково согласно библии происхождение зла в мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Введение

На протяжении всей человеческой истории, каждый человек испытывает на себе тяжесть существующего в мире зла, которое буквально проникло во все сферы жизнедеятельности людей. Не случайно же у апостола и евангелиста Иоанна Богослова можно найти такие слова: Весь мир во зле лежит (Ин. 5:19). И, на самом деле, зло есть неотъемлемый атрибут падшего мира.

Происхождение зла в ангельском мире

Происхождение зла в материальном мире

Природа зла

Святые отцы и церковные писатели стремились выяснить, что такое зло само по себе и имеет ли оно свою природу.

Таким образом, Климент отстаивает такую позицию, согласно которой зло в онтологическом смысле не имеет природы и самостоятельного бытия, а является отсутствием добра или его противоположностью.

Таким образом, Ориген, следуя Клименту Александрийскому, пишет о том, что зло не обладает своей природой и сущностью, оно, следовательно, и не имеет самостоятельного существования, при этом зло есть недостаток добра.

Таким образом, зло, по мысли святителя Василия Великого, не имеет своей природы и самостоятельного существования. Зло – это лишение добра. Источник зла находится не в Боге, а в свободной воле разумных тварений.

Таким образом, святитель Григорий Нисский считает, что зло не имеет природы и не обладает своим бытием, а является лишением, недостатком или противоположностью добра, потому что появляется только тогда, когда добро прекращает своё существование.

Заключение

Таким образом, согласно общепринятому святоотеческому учению, Бог не является создателем зла. Оно появилось сначала в ангельском мире, когда один из самых совершенных ангелов по причине гордости отпал от своего Творца, а его примеру последовало и некоторое число других ангелов. В материальном мире зло берёт своё начало с того момента, когда прародители по совету диавола нарушили Божью заповедь и вкусили от запретного древа, за что и были изгнаны из рая. Последствия этого изгнания были очень трагичны не только для первых людей, но и для всего человеческого рода, потому что люди лишились прямого общения с Богом, природа их была искажена, и они попали под власть нечистой силы.

Святые отцы и церковные писатели единодушны во мнении, что зло, в отличие от добра, не имеет своей природы, оно также не обладает и самостоятельным бытием. Зло есть лишение, недостаток или противоположность добра, потому что оно появляется только тогда, когда добро в какой-то момент прекращает своё существование. Источник зла коренится в свободной воле разумных существ. Именно злоупотребление свободой и породило зло.

[3] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 2 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. III. М., 2008. С. 341.

[4] Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. Кн. 2, 17 // Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 483.

[6] Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. СТСЛ., 2012. С. 476.

[8] Афанасий Великий, свт.Житие преподобного Антония Великого, 22 // Афанасий Великий, свт. Творения. Ч.3. СТСЛ., 1903. С. 197.

[9] Макарий Великий, прп. Духовные беседы. Беседа 16, 1 // Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания, слова. М. 2004. С. 129.

[10] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. Огласительное поучение второе, 4 // Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М. 2010. С. 25.

[11] Антоний Великий, прп. Подвиги и доброделание в частности // Добротолюбие. Т. I. М., 1895. С. 135.

[12] Григорий Богослов, свт. Стихотворения богословские. Слово 7. Об умных сущностях // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. II. М., 2007. С. 23.

[14] Например, см.: Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла, 8 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. III. М., 2008. С. 952. Иоанн Златоуст, свт.Беседы на книгу Бытия. Беседа 16, 2 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. IV. Кн. 1. СПб., 1898. С. 128.

[15] Иоанн Златоуст, свт.Толкование на святого евангелиста Матфея. Беседа 65, 6 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII. Кн. 2. СПб., 1902. С. 671.

[16] Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. I, 3 // Кирилл Александрийский, свт.Творения. Т. IV. М., 1886. С. 14.

[17] Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. I, 4 // Кирилл Александрийский, свт.Творения. Т. IV. М., 1886. С. 17.

[18] Иоанн Златоуст, свт.Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 9 // Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. IV. Кн. 1. СПб., 1898. С. 153.

[19] Макарий Великий, прп. Слово 7. О свободе ума, 26 // Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания, слова. М. 2004. С. 379-380.

[20] Макарий Великий, прп. Духовные беседы. Беседа 2, 1 // Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания, слова. М. 2004. С. 30.

[21] Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. Кн. 2, 25 // Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 489.

[23] Климент Александрийский. Строматы. Т. I. Кн 2, 8:39 // Климент Александрийский. Строматы. Т. I. СПб., 2003. С. 283.

[24] Пономарёв А.В., Михайлов П.Б., Фокин А.Р., Серёгин А.В., Смирнов Д.В., Судаков А.К., Шохин В.К., Казарян А.Т. Зло // Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2009. С. 212.

[26] Климент Александрийский. Строматы. Т. III. Кн. 6, 17:159 // Климент Александрийский. Строматы. T. III. СПб., 2003. С. 86.

[27] Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна II 13, 93 // Цит. по: Сборник. Космос и душа (Выпуск второй). Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время / Под ред. А.В. Серёгина. М.: 2010. С. 166.

[29] Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 4 // Афанасий Великий, свт. Творения. Ч. 1. СТСЛ., 1902. С. 130.

[31] Василий Великий, свт. Беседа 9. О том что Бог не виновник зла, 5 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. III. М., 2008. С. 949.

[35] Смирнов П.Ф. Сущность зла по учению святого Василия Великого // Христианское чтение. СПб., 1907. № 2. С. 239.

[36] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев II, 5 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. III. М., 2008. С. 342.

[38] Смирнов П.Ф. Сущность зла по учению святого Василия Великого // Христианское чтение. СПб., 1907. № 2. С. 240.

[40] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 6 // Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 22.

[42] Фокин А.Р., Литвинова Л.В., Турилов А.А., Э. П. А., Лукашевич А.А., Шевченко Э.В. Григорий, епископ Нисский // Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006. С. 506.

[44] Григорий Нисский, свт. Беседы на Екклесиаста, 5 // Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 2. М., 1861. С. 276-277.

[48] Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. СТСЛ., 2012. С. 475.

Существование в мире физического и нравственного зла, разнообразных страданий и смерти, эгоистических страстей и вражды, злобного настроения и злодеяния всякого рода – издавна составляли загадку трудную и неразрешимую для человеческого разума. Откуда зло в мире? Πόϑεν τό ϰαϰόν; этот вопрос признавался серьёзнейшим вопросом, как для древнейших, так и для новейших философствующих мыслителей и ученых.

Рационалисты и атеисты, не верующие в бытие личного Бога, между прочим, в существовании зла в мире думали найти опору для своего неверия и для успокоения своей мятущейся совести. Рядом с существованием зла в мире, говорят они, человеческий разум не может допустить бытия безконечно-премудрого, всеблагого и всесвятого Бога, как не может он допустить и бытия злого бога, который один только мог бы быть признан настоящим виновником существующего в мире зла. Вообще, по их мнению, бытие зла в мире нельзя будто бы примерить с благостью и святостью Творца мира: или то, или другое.

Итак спрашивается: каким образом, не отвергая бытия всеблагого, всесвятого и премудрого Бога можно объяснить себе то, откуда и каким образом могло явиться в мире зло и как оно вообще может существовать, если миром управляет и о мире помышляет Божество?

Самый древнейший и в тоже время самый верный ответ на этот вопрос, как в космологическом, так и в психологическом отношении предлагает ветхозаветное Божественное Откровение.

По повествованию книги Бытия (гл. 1), Бог зла не создавал. Напротив, Он создал только доброе. Все, что вышло из рук Творца, вполне соответствовало общему плану мироздания, было именно тем, чем оно и должно было быть по предвечному указанию, предначертанному божественною благостью и премудростью. Каждый день творения Бог как бы обозревал все созданное Им и каждый раз Сам свидетельствовал, что все сотворенное было хорошо, добро ( Быт. 1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ). А заканчивая свое повествование о шестидневном творении, Бытописатель, как мы упомянули уже, даже заметил: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. ( Быт. 1:31 ).

Так Божественное Откровение возвращает людям исторический факт падения первых людей и появление зла в мире в виде борьбы с внешней природой, скорбей, вражды, изнеможения, тяжких болезней и смерти.

Факт этот изложен с замечательной простотой и наглядностью, как только может говорить непосредственный очевидец, беспристрастный историк или человек, удостоившийся Божественного Откровения. И неудивительно, все лучшие богословы древнего и нового мира, как например, Иустин Мученик, Феофил Антиохийский, Афинагор-филосов, Ириней, Тертуллиан, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин и мн. др., понимали это библейское повествование о грехопадении прародителей в точном и буквальном смысле. Тем не менее уже в древности являлись мыслители и писатели, находившееся под влиянием того или другого ложно-философского мировоззрения, которые не хотели понимать этого библейского рассказа в его собственном буквальном смысле, так как он находился в противоречии с их философским мировоззрением, с которым расстаться они не имели достаточного мужества и ради которого решились пожертвовать прямым и ясным смыслом Божественного Откровения. Так, уже известный александрийский ученый иудей Филон, усвоивший учение древнегреческого философа Платона, по которому источником зла признается материя или чувственность, с этой точки зрения видел себя вынужденным понимать библейское повествование о грехопадении прародителей не в собственном смысле, а только аллегорическом. Под древом познания добра и зла он разумел лишь ум человеческий, ищущий познания и различающий противоположные предметы, под змеем-искусителем – чувственную похоть человеческой природы, под разговором Евы со змеем – внутреннюю борьбу первых людей с чувственностью, под грехопадением – победу чувственности над разумом и т.д. Под влиянием Филона в этом отношении находились знаменитые александрийские христианские богословы – Климент и Ориген, которые поэтому также изъясняли библейское повествование о грехопадении прародителей в аллегорическом смысле. Кроме того, Климент полагал сущность этого грехопадения в нарушении божественной заповеди, которой будто бы запрещалось только преждевременное супружество. В этом смысле понимали библейский рассказ о грехопадении прародителей и древние христианские еретики – манихеи, энкратиты и др., которые несомненно находились еще под влиянием своих прежних, в язычестве усвоенных, преданий. Они признавали параллельное существование от вечности двух царств – света и тьмы. По их учению, первого человека Бог создал для противодействия злым силам и снабдил его пятью чистыми элементами, но он был побежден, при чем, даже будучи спасенным, потерял часть своего света, которая была поглощена тьмой. Чтобы освободить этот свет из тьмы, мать жизни создала этот видимый мир, в котором удерживает материю тот свет только до искупления. Демоны, прикованные к звездам, в свою очередь для того, чтобы воспрепятствовать искуплению, создали такого человека, в котором свет соединен с тьмою. Так как злом манихеи признают проявление чувственности, то они пошли дальше Климента и сущность грехопадения полагали не в преждевременном супружестве, а в супружестве вообще, которое они считали, безусловно, греховным, не смотря на ясное благословение Божие. Из новейших ученых к этому мнению склоняется Шебель. Ориген понимал грехопадение прародителей как поселение душ в тела, вследствие их домирного падения. Из новейших ученых в таком смысле понимают библейское повествование о грехопадении первых людей Ю. Миллер и Секретан. Кроме того, аллегорическое понимание этого библейского повествования можно встречать почти у всех представителей так называемого вульгарного немецкого рационализма (как напр., у Землемера, Реймаруса, Эрнести, Михаэлиса, Тельнера, Грисбаха, Эйхгорна, Рера, Бретшнейдера), а также у Бунзена, Газе, Филиппи, Туберта, даже Канта, И.Миллера, Шенкеля и др.

Еще менее удовлетворительно объяснение библейского повествования о грехопадении прародителей, которое предполагается новейшими рационалистами и атеистами, старающимися обратить в миф почти всю историю ветхого и нового Откровения каковы: Де Ветте, Паулюс, Вегшейдер, Геблер, Гердер, Шеллинг, Бауэр, Штраус, Фон-Дер-Альм и др. Кроме произвола и бесконтрольной фантазии, которым собственно и обязана своим существованием мифическая теория в её приложении к объяснению библейских повествований, здесь необходимо отметить еще то обстоятельство, что еврейский народ, богатый гимнами и лирикой, как свидетельствует его многовековая история, был совершенно не способен к эпосу и никаким мифическим образованиям. Зло есть реальный факт и мифическое объяснение его происхождения есть нечто само по себе противоречащее и само себя отрицающее. Кроме того, если факт грехопадения, как о нем рассказывает Бытописатель, понимать в аллегорическом или мифологическом смысле, то как же понимать те географические, этнографические и чисто исторические указания, которые находятся с ним в непосредственной связи и сообщаются нам в тех же главах книги бытия, где мы находим рассказ и о грехопадении прародителей? Вообще нужно сказать, что положительная сторона аллегорического, как и мифологического объяснения факта грехопадения чрезвычайно слаба; с ним могут соглашаться только те, кому нужно искать, хотя какого либо оправдания своего неверия в Божественное Откровение. Гораздо большего внимания заслуживают те возражения, которые те аллегористы и мифисты направляют против богооткровенного учения о первородном грехе, как основном источнике зла, существующего в мире. Но об этом мы будем говорить подробнее в свое время.

И так, приведенное нами Божественное первооткровение повествует нам о таком историческом факте грехопадения наших прародителей, который может быть понимаем, как всегда и был понимаем хранителями Божественного Откровения, только в буквальном и собственном смысле. Всякое понимание его – аллегорическое, символическое или мифическое – неизбежно окажется ложным, несостоятельным и не имеющем для себя никакого разумного и твердого основания.

Факт грехопадения прародителей, понимаемый в том смысле, как он рассказан нам бытописателем, имеет глубокое и универсальное значение. Он ясно указывает нам на тот истинный источник, из которого произошло первоначальное зло, разлившееся потом по всему миру, и из которого оно происходит и теперь; а знание этого источника для нас весьма важно, если мы, вступим в борьбу со злом, действительно желаем одержать над ним победу. Таким источником оказывается именно дарованная человеку и не отнятая у него даже после грехопадения свобода воли, как основной принцип нравственности. Что, по выше приведенному повествованию книги Бытия, человек от самого создания своего является существом свободно-разумным – это не может подлежать какому либо сомнению. Господь дал ему заповедь; следовательно, Сам Господь признает в нем свободу выбора и действий, ибо что действует только по необходимости, или механически, то не может повиноваться или не повиноваться заповеди, для того заповедь не имеет никакого значения. Искушение соблазнителя также предполагает, что человек обладает свободою воли и выбора, мог сделать и не сделать то, чего хотел соблазнитель. Поведение первых людей, как оно представлено бытописателем, в свою очередь свидетельствует нам о том, что сами прародители сознавали себя свободно-разумными существами, иначе они не стали бы свою вину слагать друг на друга. Но, если прародители с самого создания своего обладали свободной волей, факт грехопадения понять не трудно. Воля, как свободная инициатива действий, по самому существу своему, не терпит никаких препятствий, запрещений или заповедей, которые её ограничивают. Сама по себе воля всегда способна перейти в своеволие, разрушив все встречающиеся ей на пути ограничения. Только один разум может с надлежащей силой удержать волю в известных пределах, раскрыв со всей ясностью те гибельные последствия, которые может повлечь за собой разрушение или уничтожение препятствий, которые положены человеческой воле волею высшего порядка.

В рассматриваемом случае человеческий разум, можно сказать, имел в своем распоряжения достаточно самых веских оснований для того, чтобы удержать человека в пределах благоразумия, подчинить его волю своим доводам, не позволить ей злоупотребить своею свободой и, таким образом не допустить человека до нравственного падения. Благодеяния Божии были бесконечно велики для прародителей и они пользовались ими совершенно не заслуженно и бесправно; между тем, заповедь Божья, данная для развития и усовершенствования нравственной природы человека для приобретения первоначальной добродетели – послушания, была слишком легка и, очевидно, не требовала со стороны человека никаких особенных жертв и лишений для своего выполнения. Уже одно это обстоятельство могло бы, по-видимому, заставить человека остаться в повиновении Богу и удержать волю от её слепого стремления перейти к безграничной свободе или своеволию, став в противоречие с доводами разума. Но, кроме того, разум должен был бы указать человеку и на то наказание, которое по словам Господа должно было последовать за нарушением данной заповеди. Наказание это в глазах человека не могло казаться чем-то несбыточным уже потому, что райского блаженства человек еще ничем не заслужил; он пользовался им только по одной милости Божией, а следовательно вместе с прекращением этой милости он, естественно, лишился и соединенного с ней райского блаженства. Самое бытие свое человек получил из рук Творца как драгоценный дар, как добро, ничем, однако же, не заслуженное. Человек был создан Богом из праха земного, и все его права, следовательно, состояли только в том, что он мог возвратиться в землю, из которой был взят.

Итак, если из свободы воли человеческой легко понять возможность грехопадения и появления зла в мире, то объяснение это представляет, по-видимому, некоторые затруднения, когда принимается во внимание, что человек есть существо не только свободное по своей воле, но и одаренное разумом. Если разум в настоящее время может оказывать свое благотворное влияние на испорченную уже грехом волю и нередко удерживает человека от преступлений и нарушения воли Божией, хотя теперь и он сам оказывается в значительной степени омраченным чрез первородный грех; то тем более нужно предполагать возможность благотворного влияния со стороны разума на волю у первых людей до их грехопадения, когда воля была еще чиста, не получила постоянной наклонности к греху, а разум человеческий не был подвержен возможности столь легкого заблуждения, как теперь.

Итак, факт грехопадения прародителей, как он рассказан во 2-ой и 3-ей главах книги Бытия, оказывается даже психологически совершенно естественным, верным и понятным. Трудно себе представить, чтобы зло существующее в мире, могло произойти как либо иначе, чем как его происхождение представляет Божественное Откровение в книге Бытия. Впрочем, нужно заметить, что учение о первородном грехе, повреждении через него всей человеческой природы и об его последствиях для всех потомков Адама не ограничивается только приведенным нами повествованием из книги Бытия. Оно находит для себя более или менее ясное подтверждение почти во всех книгах Св. Писания как ветхого, так и нового завета, и составляет самый главный и существенный предмет верования как у иудеев в ветхом завете, так и христиан – в новом.

Даже раввины учили о первородном грехе согласно с Божественным Откровением, как оно возвещено нам в первых главах книги Бытия. Так, в причинную связь с грехом Адама они ставят господствующий в мире разврат, ровно, как и то, что теперь никто уже не может ходить нагим 29 . Только в Каббале, в которой, как и в ересях манихеев и энкратитов, сказалось влияние пантеистических воззрений востока, встречаются места, в которых зло представляется созданным от Бога. Но эти воззрения и теперь вообще остаются чуждыми для еврейства.

Это рассуждение заставляет вас обратить внимание на то, как учат о зле и его происхождении новозаветное писание и церковные писатели первых веков христианства.

Что же оказывается?

И так, при беспристрастном понимании приведенных слов ап. Павла, смысл их оказывается совершенно ясным и понятным: через грех Адама смерть вошла в человеческий мир, потому что в Адаме, как корне человечества, мы согрешили все. Листья не могут оставаться зелеными, когда испорчен самый корень дерева. Все подверглись смерти через преступление прародителя, ибо в нем осуждение постигло и все его потомство, как, и по человеческому правосудию, отец, лишенный имущества и прав за свое преступление, не может передать уже этих прав своим детям. После сказанного ясно, что ап. Павел излагает свое учение о первородном грехе и его последствиях в полном согласии с Божественным первооткровением, как оно изображено в книге Бытия.

Вот как Православие отвечает на эти вопросы.

Итак, история зла, если об этом можно говорить, таким образом, достаточно древняя. Она начинается с творения Богом мира. Бог создал из него два несхожих мира. Которые люди назвали видимым (материальным) и невидимым (нематериальным) мирами.

Мир невидимый, или духовный, создан раньше видимого. Духовный мир изначально был населен духовными существами, обладающими особым духовным телом, волей, разумом, могуществом. Эти существа были созданы Богом и получили у людей название ангелов.

Современному человеку нетрудно представить себе два этих мира. Для этого стоит предположить, что на компьютере некто создает виртуальную модель мира, чтобы затем воплотить ее в реальность, если принять как истину, что мысль может воплощаться в материю. Сама такая возможность не отрицается современной наукой.

Изначально, все ангелы были сотворены святым Богом и также были лишены зла. Ангелы источали любовь к Богу и друг к другу, а любовь, как известно, возникает лишь при наличии свободы выбора. Свобода ангелов выражалась в том, что они могли любить Бога, а могли и относиться к Нему нейтрально. Свобода ангелов выражалась в том, что они могли желать испытывать любовь к Богу, но иметь при этом возможность и не испытывать любви к Господу, не изменяя при этом своей природы, своей сущности. Свобода выбора состояла в возможности испытывать чувство и возможности не испытывать его.

Ангелы, по священному Писанию, делились на несколько видов или категорий. Каждый вид отличался от другого степенью близости к Богу, или возможностью ощущать Божество. По Библии, один из высших ангелов, по имени Денница, или Утренняя Заря, пожелал воспользоваться возможностью свободы. Пожелав не испытывать любовь к Богу, он изменил свою волю и, тем самым стал нейтральным в любви к Господу. Денница, находясь в нейтральном состоянии воли, изменился и телесно, он преобразовался в своей сущности.

И, далее не желая испытывать любви к Богу, он перешел в качественно новое состояние, нелюбви, или ненависти к Господу. Этот шаг в самом главном преобразовал существо Денницы так, что он стало неизменно отрицательным в отношении к Иегове. Денница породил принципиально иное состояние, которое противоположно нормальному. Он изобрел зло, создал его из ничего. Зло, таким образом, сильно изменило природу высшего ангела, настолько, что он стал новым биологическим видом, если данное словосочетание уместно. Вместо любви в нем появилось противоположное чувство, ненависть, которое было направлено ко всему окружающему: Богу, миру, и самому себе. Если Бог испытывая любовь, стремился к созданию, с тем, чтобы сотворенному подарить любовь, то Денница желал разрушения мира и самоуничтожения. Бытие уже не доставляло Деннице радости, оно стало для него невыразимой мукой. Желая избавиться от мучений, он постоянно стремился к саморазрушению, но, поскольку сотворен Богом, то этого сделать до конца не может.

Он, ненавидя весь мир и Бога, стал создавать собственный иллюзорный мир, целиком построенный на лжи. Ложь излучается Сатаной не только извне, но и внутри. Он, прежде всего, обманщик себя. Будучи бессмертным, по своей сущности, Люцифер навсегда заболел неизлечимой болезнью, злом. А, поскольку, это произошло с его личного изволения, то только он сам может изменить собственное состояние. Бог не возвращает Сатану в прежнее состояние, поскольку это было бы нарушением свободы воли, а значит, любовь была бы невозможна. Сам Люцифер также никогда не изменится, поскольку он этого не желает.

Испытывая ненависть ко всему миру, а, прежде всего к миру ангелов, Сатана предложил всем ангелам последовать его примеру. Треть ангелов последовала за ним, а две трети остались верными Богу. Это было окончательное изменение ангельского мира: те ангелы, которые последовали за Люцифером, изменили, подобно ему свое существо бесповоротно и окончательно, став демонами, или злыми ангелами.

Добрые ангелы, сделав выбор между желанием любить Бога и нейтральным состоянием, в пользу первого, окончательно утвердились в добре и стали необратимо добрыми, утратив, по собственному желанию возможность стать нейтральными существами. Мир ангелов окончательно раскололся на две неравные части. Злые демоны образовали собственный мир, который является местом их обитания – это ад, место, в котором демоны испытывают неизъяснимые мучения и неистощимую злобу. Это событие невидимого мира уже состоялось к моменту сотворения Богом мира видимого человеком.

Следующим объектом агрессии сатаны стал человек и материальный мир. Первые люди, жившие на земле, Адам и Ева, были личностными существами, обитателями одновременно двух миров. Они находились в постоянном созерцании Бога. Обладая меньшими способностями, чем ангелы, люди были созданы по образу и подобию Божию, а ангелы нет.

Злоба и зависть подтолкнули Сатану к действиям против людей. Адам обладал способностью проникать разумом в сущность вещей и постигал все. Наивная, на первый взгляд история грехопадения человека, отражает глубины человеческой психологии. Адам и Ева заключили с Богом Завет, по которому Иегова даровал людям бессмертие, а дерево жизни было символом его исполнения. Люди, как и ангелы, также имели свободу выбора, которая должна была совершенствоваться послушанием.

Суть послушания первых людей состояла в не вкушении плодов познания добра и зла, которое также произрастало в раю. Это не было какое-то волшебно дерево, это было обычное дерево, с обычными плодами, все необычайность которого заключалась лишь в запрете. Оно было символом послушания и исполнения Завета людьми. Сатана вошел в тело змеи и спросил у Евы, а не Адама, который бы сразу понял все и не поддался бы искушению.

Она усомнилась в правдивости Бога, пожелала вкусить запрещенный плод. Это действие не произвело на Еву желаемого ей результата, но, ослушавшись Господа, она действительно узнала, что есть добро и что есть зло и обман. Никто ранее ее не обманывал, и никогда не обманывала она.

Добром было исполнение завета между людьми и Божеством, а зло заключалось в нарушении первого. Ослушанье Евы произвело в ней духовный переворот, она изменилась во внутренней организации духа, что повлекло преобразование тела. Теперь она узнала, что добро – не единственное возможное состояние.

И Ева, увидев Адама, предложила ему сделать то же. В этом предложении содержалась просьба не оставлять ее одну, поскольку с приобретением греха Ева была уже не способна жить в раю, и, таким образом, лишилась Адама. Адам прекрасно знал, что такое добро и зло, но знал теоретически, он также знал, к чему приведет нарушение с договора с Богом, но сознательно пошел на это, не желая оставлять Еву, которую любил.

Вкусив плодов от дерева познания добра и зла, Адам утратил способность проникать в сущность вещей и постигать разумом окружающее. Он утратил связь с Богом, поскольку сам стал другим, он потерял возможность жить вечно. В его теле наступил разлад – грех произвел эффект горсти песка в сложном часовом механизме, дух пришел в замутненном состоянии и утратил власть над телом, разум потускнел и не мог уже постигать истину, а тело, находясь в гармонии с духами, восстало против него.

Две природы – материальная и нематериальная, в Адаме перестали дополнять друг друга, и пришли во взаимный разлад, который, распространяясь в человеке подобно раковой опухоли, приводит к полному расторжению взаимосвязи между телесным и духовным. Человеческая сущность распалась на две природы – тело и душу, что приводило к дальнейшему отторжению двух субстанций – смерти. Так первые люди стали смертны.

Таким образом, вся эта история становится вполне вероятной гипотезой возникновения жизни на Земле, гораздо более близкой к истине, чем примитивный дарвинизм.

Что же было дальше? Создатель стер их в порошок? Ни в коем случае – Он ведь есть Любовь. Бог явился людям и предложил покаяние, что было выходом из создавшегося положения.

Но, захваченные страстями и эмоциями, а также, пребывая в новом состоянии, люди не пожелали раскаяться в совершенном и вернуться к былой гармонии отношений. Тогда Господь утвердил уже совершившееся, и люди навсегда лишились вечной жизни, рая и счастья общения с Сущим. Но, поскольку поступок Адама и Евы был продиктован, пусть и ложными, но все-таки благими побуждениями, Господь подарил людям обещание рождения у них потомка, который победит Зло и возвратит человеку возможность общения с Божеством и, тем самым, вечную жизнь и радостное состояние, называемое раем.

Первым людям было обещано рождение Христа, к ожиданию которого, человечество шло на протяжении многих поколений, о приближении которого, говорили многие пророки и святые. Человечество сохранило множество воспоминаний о рае, о потере совершенства, сохранило некоторые знания о Боге, что выражалось в схожести различных религиозных систем у разных народов Земли.

Вместе с грехопадением человека, произошли существенные изменения всего мира, поскольку первый человек, Адам, был связующим звеном миров и вершиной творения. Мир также видоизменился, произошли существенные перемены сотворенного – оно перестало быть раем.

Когда душа и тело человека утратили гармонию между собой, произошло то же и вокруг – ведь человеческая мысль уже не могла совершать действия в материальном мире. Вещи и природа не слушались воли Адама.

Человеку необходимо было тяжело трудиться, чтобы добыть себе пищу, одеться и обогреть себя, поскольку климат на Земле также перестал быть таким, которого хотели люди. Адам, для восстановления прежней гармонии в мире, должен был исправлять своим трудом те изменения, которым подвергся окружающий мир.

Были изобретены скотоводство и земледелие, человек построил первые города и создал ирригационные сооружения. Люди, будучи одиноки без Бога, постоянно стремились к Нему и искали Его. Они приносили жертвы, пытаясь, таким образом, сблизиться с Сущим. Но, было необходимо изменение всего существа, важно было восстановить утраченное соотношение души и тела. Пророки, святые и праведные люди, стремившиеся к Богу, избирались Господом из среды прочих. Их потомство имело меньшую склонность ко Злу, которая, постепенно накапливаясь, достигла в Деве Марии совершенства, что обозначалось отказом ее личного побуждения в поступках. Ее воля совпадала с желанием Сущего.

Богородица восстановила в своей природе древнюю гармонию души и тела, что дало возможность Господу соединиться с человеческой природой и родиться Иисусом Христом. Одна из ипостасей, или Личностей бога – Логос, в силу своего свойства рождаться, родилась от Марии в единой Богочеловеческой личности, Иисусе Христе.

Изменение существа в первых людях произвело перерождение и извращение естественных человеческих чувств. По Священному Писанию, первые люди жили в раю нагими, что было для них естественным состоянием и не вызывало у них чувства стыда. Люди и в раю имели возможность иметь детей, в этом не было ничего предосудительного и противоестественного. Но, в раю люди могли контролировать свои желания, подчиняя их разуму. Решив родить детей, люди в раю могли их зачать в нормальном состоянии, не утрачивая при этом естественного превосходства духа над телом.

С грехопадением, при зачатии ребенка, человек стал испытывать состояние дисгармонии души и тела и, находясь в этом состоянии, зачинать ребенка. Состояние диссонанса, передавалось новому человеку уже в момент его зачатия, поэтому, рождаясь, люди получали врожденную склонность ко злу, которая называется в богословской литературе первородным грехом. Чувство стыда в первых людях, было показателем нарушения равновесия между душой и телом. Адам и Ева, спрятались в одежды, прежде всего от самих себя, поскольку они видели неподчинение тела собственному разуму и духу.

Христос, родившись от Девы Марии необычным образом, не имел врожденной склонности ко злу, или первородного греха. Последствия греха были побеждены во Христе стремлением к Богу, Который жил в Нем Самом. В личности Христа был восстановлен промах Адама и исправлено заблуждение Евы. Человечество было возвращено в исходное состояние. Но, кроме того, нужно было подарить эту возможность и всем остальным людям, которые, в силу своей греховности, должны были испытать и все последствия греха – страдания, болезни и смерть. Поэтому, Иисус оставил человечеству Свою Церковь, общество людей, живущих с Богом, даровав им Таинства и послав Святого Духа, исходящего от Отца.

Во время жизни Иисуса, Сатана искушал Его различными благами земли, подобно тому, как некогда был испытан Адам. В начале своего общественного служения Иисус ушел в пустыню и пребывал там, в течение сорока дней без еды. К концу поста, Иисусу было предложено Сатаной три испытания.

Последнее искушение было наиболее сильным – так принято считать. Но для человека, а не для Того, кто этот мир создал.

Для Него же самым большим искушением было уничтожить Сатану, и этим решить все проблемы. Но тогда Он стал бы подобен Адаму, который сознательно познал Зло ради своей любви к Еве, которая вкусила плод и познала Зло и обман.

В этом случае Он перестал бы быть Тем, Кто любит всех. Даже Ангела тьмы, который был Его любимцем. Он скорбит о нем, как о ребенке, который вырос злобным и завистливым.

Но Он любит и его, Падшего Ангела. Поэтому Он – Бог. Но Сатана не понял этого, а принял как унижение. И он решил отомстить Христу за унижение – недаром орудием предательства стали соплеменники и единоверцы Мессии.

Умирая на кресте, Богочеловек испытал все ощущения Адама, изгнанного из рая – одиночество, тоску и богооставленность. Он испытал все последствия греха, вплоть до смерти. После смерти, Христос духовно, как и все умершие отправился в ад, особое место, где пребывали души умерших.

И ад поглотил Христа, и Сатана решил, что победа осталась за ним. Но, через два дня, на третий, Иисус преодолел препятствие ада, ад не смог его удержать. Иисусу не за что было отвечать, Он не творил зла и не испытывал нелюбви. Безгрешная душа Богочеловека вновь соединилась с телом, и Он воскрес. Вместе с Христом вышли из мрачной темницы все души, ожидавшие Иисуса, и на некоторое время вновь соединились с телами. Воскресшие святые прошли по улицам Иерусалима, и это видели многие.

Таким образом, как утверждает Православие, Сатана против своей воли помог свершить Спасителю то, за чем Он пришел к людям. И в тот самый момент, когда Сатана праздновал победу, Любовь победила.

Так осуществилась часть Божественного Замысла, которая дала человеку понять, что он – подобие своего Создателя, и может возвыситься до него.

История Иисуса Христа – это прекрасная и правдивая история о том, что Зло – это лишь тень добра, и о том, что такое стойкость, сила и Любовь.

После Вознесения Христа, людям было даровано время, в котором мы живем. Люди с помощью Третьей Ипостаси – Святого Духа, Параклита, должны были сражаться со злом в своих собственных телах и душах. Каждый христианин, с тех пор, стал духовным воином, поле битвы которого была его душа.

Зло по-прежнему живо в мире, оно не существует в виде отрицательной энергии, зло всегда личностно, то есть всегда исходит от кого-то, им болеет кто-то и кто-то страдает от него.

Христос оставил людям средства, с помощью которых любой человек, не зависимо от возраста, пола, национальности, образования и профессии может успешно бороться со злом. Об этих средствах мы будем говорить в последующих разделах, но в данный момент заметим, что зло победить нелегко, но возможно. Это проделали многие люди, жившие до нас, многие из них неизвестны. Это святые, праведные и мученики, люди пожелавшие общаться с Божеством и полюбившие Его.

Согласно Апокалипсису, заключительной книге Библии, земная история человечества завершится окончательным разделом добра и зла. Все люди, приняв собственные решения, станут либо окончательно добрыми, либо неизменно злыми. Зло, в лице Сатаны, будет побеждено Иисусом, святыми людьми и ангелами.

Действия злых сил будут скованы навсегда, поскольку уже не будет живых личностных существ, не испытавших искушения злом. Мир, после Второго Пришествия Христа, преобразится и изменится, вернется в состояние рая. У диавола уже не будет поля деятельности, и он будет низвергнут в места, лишенные света и пребудут там, в полном одиночестве, лишенный всякой возможности действия. Но, это отдаленное будущее, а сейчас Православие призывает всех людей к спасению своих жизней путем соединения с Богом, через Иисуса Христа.

Христианское вероучение рекомендует верующим собирать в себе все доброе, совершенствоваться, очищаться от грехов и находиться в постоянном общении с Богом. Это оптимистическая религия, утверждающая окончательную победу добра над злом, самая коммуникабельная – христианином может стать любой, и религия надежды. Это самое светлое в человеческой культуре, самое простое и достижимое сем, нужно только как следует над собой поработать и, главное, всем сердцем и существом искать Бога, который есть в каждом, и любить Его в себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

а. Его происхождение

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Рассказывают, что Великий Маггид так тщательно очищал свои душу и тело и так безраздельно соединял их вместе, что тело его было словно дух, а дух – словно тело. Поэтому в час, когда он зачал своего сына, чистый дух из мира ангелов вошел в утробу его жены и, став

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Вот что рассказывал равви Ури о своем учителе равви Шеломо: «Когда я прожил у него уже много времени, равви все еще не спросил у меня имени моей матери*[243], как это полагается по обычаю. И вот однажды я набрался смелости и спросил его, почему он этого не делает.

Происхождение миссии.

Происхождение человека

Происхождение человека Многие из современников считают, что люди произошли от низших форм животной жизни и являются результатом естественных процессов, длившихся миллиарды лет. Такой взгляд не согласуется с Библией. Как известно, люди подвластны вырождению, и это одно

Происхождение греха.

Происхождение греха. Если Бог сотворил мир совершенным, откуда в нем мог появиться

1. Бог и происхождение греха.

Происхождение зла

Происхождение зла Сама по себе сущность Зла, причина его существования, во всей сложности и простоте описана в Библии. Это стройное философское исследование, и одновременно с этим поэтичная и талантливо изложенная история. Размышляя о смысле подвига Иисуса Христа,

4. Происхождение зла

4. Происхождение зла Сама по себе сущность Зла, причина его существования, во всей сложности и простоте описана в Библии. Это стройное философское исследование, и одновременно с этим поэтичная и талантливо изложенная история.Размышляя о смысле подвига Иисуса Христа,

Происхождение его

Его происхождение.

Его происхождение. Если на некоторых из обозренных переводов, по их важности для православного богослова (например на переводе LXX), мы останавливались довольно долго, то на родном нашей русской Церкви переводе славянском тем более считаем нужным остановиться. Скажем

Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру

Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру

Интервью с темплтонским лауреатом Франциском Айалой вызвало большую дискуссию на просторах Интернета, в частности, заинтересовала читателей проблема происхождения зла. Мы опубликуем несколько материалов по этой теме и начнем со статьи митрополита Илариона (Алфеева).

Происхождение зла

Учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос всякой философии о происхождении зла. Вопрос о происхождении зла стоял весьма остро перед христианской богословской мыслью, так как ей постоянно приходилось сталкиваться с явными или скрытыми проявления дуализма, то есть такой философской доктрины, согласно которой в мире изначально действуют две равные силы — добрая и злая — управляющие миром и как бы раздирающие его на части. В конце III века на Востоке широко распространилось манихейство (названо так по имени своего основоположника Мани), просуществовавшее под разными именами (павликианство, богомильство, альбигойство) вплоть до позднего Средневековья: в этой ереси отдельные элементы христианства переплелись с элементами восточных дуалистических религий. По учению манихеев, вся совокупность бытия представляет собой два царства, которые всегда существовали вместе: царство света, наполненное многочисленными добрыми эонами (ангелами), и царство тьмы, наполненное злыми эонами (демонами). Богу света подчинена вся духовная реальность, а бог тьмы (сатана) безраздельно господствует над материальным миром. Сама материя является греховным и злым началом: человек должен всячески умерщвлять свое тело, чтобы, освободившись от материи, возвратиться в нематериальное царство добра.

[1] Точное изложение православной веры 2, 4.

[3] Гимн 43, 137 [SC 196, 66].

[4] Василий Великий. Беседа 2-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 18].

[5] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 250.
6 PL 34, 431.

Читайте также: