Каково было противостояние общественных лагерей в шестидесятые годы литература кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема связей и взаимоотношений поколений занимала одно из важных мест в русской литературе XIX века. Выход романа “Отцы и дети” совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859- 1861 годов.

Это было время ожесточенных споров о том, каким путем должно идти дальнейшее развитие страны. “Дети”, как представители молодой демократической России, не желали и не могли жить по-старому, искали новых

путей, подвергали критике все основы жизни “отцов”, людей старого, отжившего феодально-крепостнического строя.

Тургенев исторически верно нарисовал борьбу “отцов” и “детей” как отражение борьбы двух различных социальных лагерей. В период подготовки и проведения реформы 1861 года окончательно прояснились цели и задачи либералов и демократов. Первые стремились внести преобразования в жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь “к топору”, к движению народных масс, способных свергнуть

Представителем новой России в романе, несомненно, является Базаров, в образе которого запечатлены черты передовых людей эпохи, судьба которых была тесно связана с жизнью народа. Тургенев указывал, что у его героя есть единомышленники. В споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет: “Нас не так мало, как вы полагаете”.

Наука – главная страсть и цель жизни Базарова. Он глубоко убежден, что с помощью знаний и опытов можно понять и объяснить явления природы, болезни людей, пороки современного общества. В противовес либералам он заявляет: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Благосостояние народа, следовательно, он ставил в прямую зависимость от общественных условий жизни. Обвиняя либералов – “обличителей”, “умников”, толковавших о “бессознательном творчестве, о каком-то искусстве, о парламентаризме и черт знает о чем”, он разоблачает их, так как вся их критика сводилась в конце концов к каким-нибудь частностям и мелочам.

У Базарова сложились свои взгляды на воспитание, науку и искусство, на аристократию, на принципы, на современное общество. Своим страстным отрицанием отживших форм общественной жизни, аристократических принципов, Базаров близок к революционным демократам. Безгранично веря в науку, полезную для общества, Базаров отрицательно относился к искусству.

На чтение стихов Пушкина, на рассматривание картин Рафаэля, на игру на виолончели, по его понятиям, нельзя тратить время: все это бесполезные вещи, не имеющие никакого практического смысла. В высказываниях Базарова об искусстве, о красоте природы и ее влиянии на человека, о литературе отражены споры между демократами и либералами – сторонниками так называемого “чистого искусства”.

Показав в Базарове силу, которая стремится к разрушению старого, Тургенев не раскрывает его конкретных политических целей. Более того, в некоторых сценах он изображает его далеким от народа и равнодушным к его судьбе. В разговорах с мужиками самоуверенный Базаров, по откровенному признанию писателя, “был все-таки чем-то вроде шута горохового”.

Крестьяне не доверяют ему. А разве достойно “народного заступника” рассуждение о том, что ему нет дела до того, как будут жить крестьяне после его, Базарова, смерти!

Противоречивость, непоследовательность убеждений Базарова заметна и в отношениях с Одинцовой, и в других эпизодах. Главный герой умирает. Отчего в романе “вся задача гиганта” сводится к тому, чтобы “умереть прилично”?

Объяснение – в политических взглядах писателя-либерала и в недостаточном понимании Тургеневым-дворянином демократической молодежи 60-х годов. Поэтому смысл образа Базарова получился такой: революционеры-демократы появились в русской жизни, но их время еще не пришло.

Основное меню:

Библиография:

Писатели - классики:

Советский период:

Русский язык:

Поиск по сайту:


Литература XIX века ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИИ 60-70-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

Позиция отдельных людей, социальных прослоек и классов в общественной борьбе 60-70-х годов XIX века определялась их отношением к нарастающей крестьянской революции.

Революцнонеры-шестидесятники, преемники Белинского и Герцена, были наиболее последовательными и боевыми выразителями интересов крестьянства. Во главе их стоял Н. Г. Чернышевский. Его единомышленниками и ближайшими сподвижниками были Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Революционные демократы были убеждены, что народ освободит не царская милость, не правительственная реформа, а только победа революции. В своих легальных произведениях они проводили, по словам Ленина, сквозь все препоны2 и рогатки цензуры идеи крестьянской революции, а в подпольных бесцензурных изданиях прямо звали крестьянскую Русь к топору.

Все выдающиеся революционные деятели 60-70-х годов признавали исключительную роль литературы в формировании их взглядов. Многие из них брались за перо как за оружие. Н. Г. Чернышевский- критик, автор романов, повестей, пьес. Н. А. Добролюбов-критик и поэт. Их друзья и соратники но борьбе М. А. Михайлов и В. С. Курочкин - поэты некрасовской школы. Деятели революционного народничества 70-х годов И. А. Морозов, В. Н. Фигнер, П. Ф. Якубович писали стихи и песни, звавшие к революционному подвигу. Русский текст Марсельезы написал известный революционер-народник П. Л. Лавров. Слова одной из любимых песен Ленина - Замучен тяжелой неволей. - принадлежат Г. А. Мач-тету, близкому к кругам революционеров-семидесятников. Песня эта посвящена замученному в остроге Чернышеву, борцу за народное дело.

Революционеры-демократы выступали против всей самодержавно-крепостнической системы и против либерализма в общественном движении и литературе.

В истории слова либерал3 своеобразно отразился переход от дворянского этапа освободительной борьбы к революционно-демократическому. Слово это распространилось в России вместе с идея ми Великой французской революции и вплоть до 50-х годов XIX века употреблялось в значении свободомыслящий, свободолюбивый.

Легальный (лат. lex- закон) - законный, разрешенный цензурой.

От лат. iiberalis - свободный

Но в 60-е годы, когда надежда на переустройство России без участия народа уже умерла и все грознее бушевали крестьянские восстания, многие либералы стали мечтать об установлении справедливых общественных отношений мирным путем, с помощью правительственных реформ. В это время слово либерал стало менять свой смысл. В устах революционеров-демократов оно стало обозначать деятеля, который призывает свободу на словах, но вольно или невольно предает ее на деле.

Либералы боялись народной революции, они хотели освободить Россию сверху, не разрушая ни монархии, ни частного землевладения и власти помещиков, а лишь побуждая царское правительство к отдельным уступкам духу времени. Но еще и в 60-е годы либералы казались себе самим, да и многим честным людям передовыми деятелями, либералы осуждали крайности самодержавия и крепостничества, кое-кто из них подвергался гонениям со стороны правительства (хотя далеко не столь яростным, как революционеры-демократы).

. Последовательные демократы Добролюбов и Чернышевский,- писал Ленин,- справедливо высмеивали либералов за реформизм в подкладке которого было всегда стремление укротить активность масс и отстоять кусочек привилегий помещиков.

В либерализм не прочь были поиграть и охранители самодержавия, чтобы обмануть общественное мнение. А. К. Толстой2 в своей сатире Сои Попова изобразил даже либерального царского министра. Вот о каком происшествии идет здесь речь:

Приснился раз, Оог весть с какой причины, Советнику Попову странный сон: Поздравить он министра в именины В приемный зал вошел без панталон.

А министр в этот момент как раз демонстрировал свое свободомыслие. Поэт воспроизводит речь министра, полную громких фраз:

Прошло у нас то время, господа,- Могу сказать: печальное то время,- Когда наградой нота и труда Был произвол. Его мы свергли бремя. Народ воскрес - но не вполне - да, да! Ему вступить должны помочь мы в стремя, В известном смысле сгладить все следы И, так сказать, вручить ему бразды.

1 Реформизм (лат. reformare - преобразовывать) - стремление либераль ных деятелей решать проблемы, требующие революционного переустройства, с помощью реформ.

2 А. К. Толстой (1817-1875) - талантливый поэт, драматург и прозаик, был идейным противником революционной демократии, но не раз выступал в защиту тех, кто оказывался жертвой николаевских жандармов (T Г. Шевченко, Н. Г. Чер- j нышевского); он зло и остроумно высмеивал тупость и бездарность русского са иодержавия, печатал в передовых русских журналах сатирические стихи, направленные против реакционной литературы.

Однако, увидев Попова без панталон, министр преображается. Либеральные речи забыты, и нарушитель порядка обвинен в крамоле: явившись полуодетым на прием, он хотел якобы собой бюджет представить на Руси. Попов попадает в III отделение, в лапы жандармов. И там лазоревый полковник (жандармы носили голубые мундиры) вынуждает его назвать сообщников своего преступления. Предав множество невинных друзей, Попов в ужасе просыпается.

Бесперспективность и лицемерие либерализма так или иначе понимали все замечательные русские писатели 60-70-х годов; все они чувствовали необходимость коренных преобразований в России, неизбежность народного возмущения, с горечью и гневом видели, что самодержавие и крепостничество унижают, позорят их родину. Но не все верили в революционный путь России к свободе, и это порождало либеральные заблуждения у некоторых писателей. Этот сложный вопрос вы еще будете изучать. А сейчас вам нужно знать, что мнение писателя о средствах достижения народной свободы очень важно для понимания всей его деятельности, но еще не определяет полностью значение его творчества.

Истинный художник превыше всего в искусстве ценит правду и страстно ищет ее. Искусство невозможно без отражения жизни. И писатель пытливо изучает жизнь, стремится понять и те явления, которые противоречат его представлениям. Произведения честного и талантливого писателя способны пробудить творческую активность читателя, сделать более пристальным и глубоким его взгляд на жизнь, помочь в поисках своего места в жизни.

Островский, Тургенев, Толстой и другие русские писатели-классики, не стоявшие на революционных позициях, своим творчеством содействовали освободительному движению, воспитывали патриотизм и свободолюбие, ненависть к деспотизму и сочувствие к обездоленным людям труда.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Литература 50 — 60-х годов. Революционно-демократический лагерь

Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Фотография 1856 г._

Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Фотография 1856 г.

Конец дворянского периода освободительного движения и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской литературы.

Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни-Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русской общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.

Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.

Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия на втором.

Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.

В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен — блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.

Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889).

Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям.

Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества.

Рассматривая литературное произведение с точки зрения отражения в нем социальных противоречий, он разбирал общественные вопросы, поднятые писателями, говорил не только о литературе, но и о жизни, расширял картину, нарисованную художником, и этим помогал читателю уяснить ее общественное значение.

Такие корифеи русской литературы, как Гончаров и Островский, высоко ставили истолкование их творчества, данное Добролюбовым.

Третий выдающийся критик той эпохи—Дмитрий Иванович Писарев (1840— 1868) по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда обществснный подъем конца 50— начала 60-х годов был уже позади.

Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта, Писарев все надежды возлагал на развитие научных, знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу.

Но Писарев был решительным врагом феодально-крепостнического режима и прекраснодушного либерализма. Мастер боевой публицистики, он пробуждал критическую мысль, вызывал ненависть к крепостническому строю. Ленин особо отметил высказывание Писарева о мечте, которая обгоняет жизнь и освещает обществу путь вперед.

В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)—сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска.

Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету.

Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.


Понятие натуральная школа в полемических целях придумал Ф. В. Булгарин. Но Белинский подхватил его, переосмыслил и сделал знаком отличия истинно современного писателя.

Новая, натуральная эпоха потребовала иного, чем в пушкинскую эпоху, образа автора. На смену поэту-пророку, стихи которому диктуют вдохновение, Муза, Бог, который на равных общается с царями, презирает толпу, прямо обращается к народу, то есть существует в мире предельных, вечных ценностей, приходит писатель, живущий в полном противоречий историческом мире, в современном обществе, исследующий это общество, пытающийся художественными средствами решить его проблемы.

Разницу между авторскими образами в первую и вторую эпохи русского реализма, у старшего и младшего поколения литературной семьи, можно выразить такой формулировкой: образ поэта-пророка сменяется образом писателя – учителя жизни.

Однако для исследования и учительства доминирующая в двадцатые – тридцатые годы лирика не очень подходила, как и имеющие очевидный субъективный характер психологический роман в новеллах Лермонтова и поэма Гоголя.

Эта четверть века, как мы помним, самая напряженная, конфликтная, переломная эпоха в русской жизни. Эпоха Великих Реформ может быть названа и бескровной революцией сверху, при неизменности политического устройства существенно изменившей почти все аспекты русской жизни.

В русской культуре шестидесятые годы были временем ослабления цензуры, бурного расцвета журналистики, общественных споров, великих надежд, завершившихся столь же великими разочарованиями.

Судьба большинства железных забияк оказалась трагической. Чернышевский был арестован и отправлен на каторгу, Добролюбов и Писарев умерли трагически рано, не дожив и до тридцати лет. Не их мысли – их лихорадочное нетерпение определило атмосферу шестидесятых годов. Литературный парадокс эпохи в том, что главными героями времени оказались шестидесятники, молодые революционеры-разночинцы, но летописцами эпохи, подлинными художниками, понявшими этих героев, остались писатели предшествующего поколения, люди сороковых годов – Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой.

Федор Иванович
ТЮТЧЕВ
(1803–1873)


Тютчев – один из главных кандидатов на эту роль. Он вошел в русскую литературу, редко публикуя стихи и практически не участвуя в литературной жизни. Кажется даже, что литература занимала в его жизни не самое главное место. Великий поэт внешне прожил жизнь незначительного российского чиновника и частного человека.

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении, селе Овстуг Орловской губернии. Его недалекими соседями станут родившиеся позднее Тургенев, Л. Толстой и А. К. Толстой, Лесков, Бунин: среднерусская полоса породила едва ли не половину русской литературы.

Как и многие дворянские отпрыски начала XIX века, Тютчев поначалу получил домашнее воспитание (его учителем несколько лет был известный в свое время поэт и переводчик С. Раич), потом окончил Московский университет (1819–1821).

Этот брак стоил Тютчеву и без того не очень удачной дипломатической карьеры. В том же году он подал рапорт об отставке (теперь он служил в итальянском Турине) и несколько лет провел в Мюнхене в положении не служащего человека.

В культурной Европе Тютчев стал своим. Он общался с немецкими знаменитостями – философом И. Шеллингом, поэтом Г. Гейне, чешским просветителем В. Ганкой. Связи с Россией в это двадцатилетие ограничивались редкими поездками на родину (их было всего четыре), беседами с русскими путешественниками, заезжавшими в Мюнхен, знакомством с наиболее примечательными литературными произведениями.

Дипломатическим и домашним языком Тютчева был французский. Первая его жена вовсе не говорила по-русски, вторая начала учить язык уже в России, чтобы понимать стихи мужа. Но переписку с ней Тютчев тоже всю жизнь вел на французском языке.

Русский язык, почти не использовавшийся в быту, стал языком тютчевской души, языком его поэзии.

Писать стихи Тютчев начал в юности. Первая его публикация, вольный перевод послания Горация, появилась еще в 1819 году. За границей Тютчев сочинял, как и всегда, немного (сохранилось около 130 текстов), еще меньше (от двух до двенадцати стихотворений в год) публиковал. Его имя было практически неизвестно в золотой век русской лирики, когда все знали не только Пушкина и Лермонтова, но даже восхищались эффектными и эфемерными стихами Владимира Бенедиктова.

Совсем скоро Тютчев напишет свои стихи на смерть поэта.

Дипломат, светский человек, обремененный большой семьей и малыми доходами, если не стыдился своего творчества, то относился к нему весьма равнодушно. Словно следуя совету Бориса Пастернака, он не заводил архива и не трясся над рукописями. Часто он записывал появляющиеся неизвестно откуда строки на случайных листках, раздаривал эти листки родным и знакомым.

Тютчев сжигает свои произведения – и выдает это за пустячный случай, насмешку судьбы: даже знаменитая Александрийская библиотека, хранившая мудрость столетий, сгорела в 341 году, что уж тут говорить о каких-то неопубликованных стихах.

В РОССИИ: ПОЛИТИКА И ЛЮБОВЬ

В 1844 году Тютчев навсегда приезжает в Россию, а вскоре возвращается и в Министерство иностранных дел, но теперь – на должность старшего цензора, позднее – председателя комитета иностранной цензуры.

Формула последних десятилетий его жизни противоположна предшествующей: жизнь на родине и редкие поездки в Европу.

Будучи настоящим европейцем, Тютчев в конфликтах русской жизни шестидесятых годов, в эпоху оттепели, оказывается близок славянофилам идеологически и даже родственно. Его старшая дочь Анна выходит замуж за видного общественного деятеля И. С. Аксакова, который позднее станет первым тютчевским биографом.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Книга появилась лишь в 1854 году, когда Тютчеву было уже больше пятидесяти лет. В ее редактировании большую роль сыграл И. С. Тургенев (некоторые его изменения после утраты рукописей и до сих пор остаются в тютчевских стихах). Второй (и последний прижизненный) тютчевский сборник появится лишь в 1868 году. Это о нем скажет А. А. Фет:

Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Контраст, как мы увидим, – основной принцип поэзии Тютчева. Противоречия были постоянной приметой тютчевской биографии. Великий поэт должен много лет тянуть чиновничью лямку. Патриот России два десятилетия живет вне ее.

Еще парадоксальнее была тютчевская личная жизнь. Он бесконечно любит свою вторую (как и первую) жену, пишет ей длинные письма при каждом расставании. Но тем не менее знакомство в 1850 году с молодой девушкой Еленой Александровной Денисьевой становится началом бурного романа, окрасившего последние годы жизни поэта в трагические тона.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив все, приветствую судьбу…
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своем гробу.

Смерть Денисьевой была началом тютчевских потерь. Вскоре после этого умирают его дочь и сын от Е. А. Денисьевой, потом – девяностолетняя мать. В начале семидесятых годов Тютчев теряет старшего сына, единственного брата, младшую дочь.

Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.

Федор Иванович Тютчев уходит из жизни 15 (27) июля 1873 года. Во время смертельной болезни обнаруживается, какое место занимало творчество в его жизни. Тютчев не перестает писать стихи: послания друзьям, отклики на политические темы. Ему не изменяет даже обычное острословие. Узнав, что император Александр II собирается навестить его, Тютчев замечает, что это приводит его в большое смущение: будет крайне неделикатно, если он не умрет на следующий день после царского посещения.

В последних строчках, написанных умирающим поэтом, повторяются его любимые ключевые слова и темы и звучат – как это ни парадоксально – радость и надежда.

Бывают роковые дни
Лютейшего телесного недуга
И страшных нравственных тревог;
И жизнь над нами тяготеет
И душит нас, как кошемар.
Счастлив, кому в такие дни
Пошлет всемилосердый Бог

Неоценимый, лучший дар —
Сочувственную руку друга,
Кого живая, теплая рука
Коснется нас, хотя слегка,
Оцепенение рассеет
И сдвинет с нас ужасный кошемар
И отвратит судеб удар, —
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: