Какова взаимосвязь культуры и истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Взаимосвязь культурологии с другими науками.

Культурология взаимосвязана и с этнографией, т.е. наукой, которая занимается изучением бытовых и культурных особенностей различных народностей. Изучает она также культурно-исторические взаимоотношения этих народностей, их проблемы и исторические аспекты их происхождения.

Достижениями культуры является произведение материальных и духовных ценностей. О таких достижениях давно прошедших дней позволяет судить археология – наука, которая изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности человека. Археологические методы исследования позволяют изучать культуру различных исторических эпох и народностей.

Культура - это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, а также навыки и умения, накопление человеком и социумом в целом.

История - это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в хронологическом контексте.

Взаимодействие истории и культуры

Современный человек через свое время соприкасается с историей, как с цепочкой событий, которые уходят в прошлое. Личностно и общественное сознание истории выражается во взаимосвязи преемственных и изменчивых явлений. Преемственность к прошлому делает настоящее определённым, оно показывает нам кем мы являемся, изменчивость позволяет нам заглянуть в будущее. Чем крепче преемственные связи, тем больше творческих возможностей в будущем.

История старается быть объективной, однако ее истоки скрыты в субъективной человеческой жизни. Люди сами начали формировать свою историю, затем сохранять эту историческую память. В доисторическом периоде человек не задумывался над такими понятиями как история, он существовал в физическом мире.

История так же является многоплановым понятием. Она представляет собой множество судеб разных людей. Культуры и народы переживают периоды становления, расцвета и упадка. Культуры и народы вступают во взаимодействие друг с другом. С каждым поколением человечество сохраняет и увеличивает свой потенциал, следует историческому прогрессу.

Современное общество основано на многовековой истории нашего государства. Истрия позволяет выжить только тем, кто не боится испытаний.

Любой человек является представителем своей культуры. История характеризуется изменчивостью, в то время как культура в большей степени характеризуется постоянством. Культура определяет целостность и идентичность общества.

Культуры людей представлены в большом разнообразии, достаточно часто им трудно ужиться рядом друг с другом. До наших дней дошли лишь некоторые культуры, у которых были хорошие способности к развитию, изменению и взаимодействию.

Готовые работы на аналогичную тему

Культура России существует уже множество веков. Она смогла впитать в себя элементы некоторых культур, в то же время не пала под их натиском. Благодаря этому сегодня у нас есть самобытный, уникальный творческий потенциал.

Становление познания истории и культуры

Интерес к культуре и истории присутствовал у человека всегда, начиная с самого становления его как вида. История и культурология как науки появились примерно одновременно - между VII и IV вв. до н.э.

Гуманитарные науки стали активно развиваться в XIX-XX веках. В этот период было сделано большое количество различных научных исследований, они пополнили материалом культурологию, что в последствии помогло ей выделиться в самостоятельную дисциплину. В исторической науке в этот период большое влияние имели направления, которые тяготели к теоретическим обобщениям и методологическому синтезу. Когда эти две науки встретилось сразу же стало понятно, что вся история культурна, а культура не возможна без истории.

Общие понятия истории и культуры

Ментальность – это одно из понятий, которое объединяет историю и культуру. Существует множество определений этого понятия. Впервые определение данного термина дали французские историки-анналисты в 1930-х годах. Они понимали под ментальностью стабильную настроенность внутреннего мира человека, эта настроенность позволяет людям объединяться в социальные и исторические общности. Ментальность они так же определяли и как набор установок, определённый тип мышления людей.

Понятие ментальность можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это результат культуры, с другой она сама источник развития культуры. Ментальность отличается от идеологии и социальных настроений своей стабильностью. Ментальность способна сочетать в себе противоречивые понятия: рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное, сознательное и бессознательное.

Ментальность прямым образом связана с картиной мира человека. Картина мира выражается в таких понятиях как мифы, народное творчество, обряды, философия, литература, политика, законы и так далее.

Другим еще одним важным понятием, которое объединяет историю и культуру является понятие исторического времени, в данном случае подразумевается периодизация культурно-исторических процессов. Историки-гуманисты поделили всемирную историю на конкретные этапы. Философы эпохи Просвещения выделяли во всемирной истории три основных периоды:

  • естественное состояние
  • дикое состояние
  • цивилизованное состояния

Карл Маркс делил всемирно-исторический процесс на пять общественно-экономических формаций.

Хронотоп – это тип художественной реальности, определяющей структуру событий и поступки героев.

Такой подход подводит ученых к новому пониманию гуманитарно-культурологической проблемы ментальности.

Источники информации и научные методы

Историю и культуру так же объединяют источники информации и методология. Основным источником данных для исторической науки и культурологии являются памятники истории и культуры, например, археологические находки, этнографические, лингвистические, художественные работы, фольклорные материалы и др.

Каждый из нас принадлежит своему времени. Именно через современность (которая, как очевидно, не стоит на месте, а мгновение за мгновением продвигается в будущее, немедленно оказывающееся нашим настоящим) мы соприкасаемся с историей как с уходящей в прошлое цепью взаимосвязанных событий, поколений и эпох.

Исторический характер личного и общественного бытия проявляет себя в сочетании преемственности и изменчивости. Преемственность к прошлому придает настоящему определенность, делает нас и обстоятельства такими, какие мы есть, а изменчивость делает будущее открытым, предоставляя нам свободу выбора среди множества возможностей исторического действия. И чем прочнее фундамент исторической преемственности, тем доступнее и надежнее оказываются возможности для свободного исторического творчества.

История объективна, но ее истоки кроются в субъективной жизни человека и человеческих сообществ. Люди обрели историю, открыв в себе историческую память, развив способность к историческим поступкам и стремление к историческим целям. До этого истории не существовало, доисторический человек жил не в историческом, а в физическом, астрономическом и биологическом времени – времени механических перемещений, круговорота вещей и замкнутых циклов.

История многопланова: она состоит из множества исторических судеб отдельных народов, государств и регионов. Они переживают подъем и упадок, их судьбы пересекаются, прерываются или сливаются с другими, но человечество в целом столетие за столетием сохраняет и приумножает энергию восходящего движения – исторического прогресса. И чем ближе к современности, тем выше эта энергия, тем стремительнее бежит историческое время, тем теснее сплетаются исторические судьбы различных народов. Человечество обретает общую историю, общую судьбу.

Наше современное общество опирается более чем на тысячелетнюю преемственную историю России. Это позволило накопить огромный социальный опыт и создать колоссальные духовные и материальные ценности. Именно они питают сегодня наши силы, и, не будем закрывать глаза, именно изъяны и проблемы в историческом опыте определяют многие наши слабости.

Как общество мы сильны там, где усвоили уроки мировой истории, приняли творческое участие в ее событиях и процессах, а слабы там, где мы оказывались в стороне от происходивших в мире перемен (либо позволяли себе отворачиваться), ограждая себя от определяющих будущее человечества испытаний, поисков и свершений.

Вот почему столь губительно не участвовать в истории и не осмысливать ее. История дает шанс на будущее только тем человеческим сообществам, которые не боятся подвергать себя ее испытаниям. В свою очередь это определяет исключительную важность не только исторического действия, но и исторического знания, высшей формой которого является историческая наука.

Каждый из нас принадлежит своей культуре. Если суть истории состоит в изменчивости, то культуру отличает высокая степень постоянства. Прибегая к аналогиям, культуру можно сравнить с генетическим кодом общества, определяющим его целостность, идентичность, способность к самовоспроизводству и развитию.

Культура – это именно то, что отличает человеческое сообщество от сообществ любых других известных нам живых существ. Культуру можно назвать второй искусственной природой человека. Ведь она образует среду обитания и общения, необходимую каждому человеку и любому сообществу людей.

Человеческие культуры очень разнообразны, они активно влияют друг на друга и далеко не всегда уживаются между собой. Поэтому лишь часть ранее возникших культур сохранилась до наших дней. Наиболее жизнеспособными оказались так называемые открытые культуры, которые отличает способность к развитию, изменениям, взаимодействию с другими культурами. И многое свидетельствует о том, что все более активное межкультурное взаимодействие, отличительное для XX столетия, способствует становлению общечеловеческой культурной общности – многообразного и динамично изменяющегося открытого общества с открытой культурой.

Российская культура существует более тысячи лет. Через приобщение к византийскому наследию ею глубоко освоены достижения античности. Она сумела выстоять в тяжелейших испытаниях чужеземных нашествий средневековья и, несмотря на свою изоляцию от духовных свершений Ренессанса, одним рывком догнать Западную Европу, в полном объеме воспринять достижения Просвещения, Нового и Новейшего времени.

Это придает нашему обществу самобытность, определяет его уникальность и колоссальный творческий потенциал. Но вместе с тем российской культурой (возможно, в силу не лишенного самомнения и архаичных страхов изоляционизма) была упущена целая эпоха социальных и политических исканий, связанных с самоутверждением личности, нахождением золотого сечения гражданских свобод и твердого правопорядка.

Отсюда и наша культурная уязвимость, порой переходящая в зависимость, потребность в постижении опыта родственных культур, повелительный императив переосмысления своего культурного наследия в контексте нарождающихся реалий общечеловеческой культурной общности. Этим продиктована и настоятельная потребность сознательного отношения к культуре, ее научного изучения и развития.

Итак, мы констатировали непреходящую ценность своей истории и своей культуры. В то же время мы выявили потребность в расширении своего исторического и культурного опыта и кругозора. Мы также предположили, что не обязательно новый исторический и культурный опыт должен быть добыт в тяготах, лишениях и борьбе. Существует еще один путь – путь размышлений, исследований, сознательных заимствований, реформ и преобразований, на котором российское общество уже неоднократно добивалось выдающихся результатов.

Другое дело, что это требует открытости, огромной работы в области исторического и культурологического образования, восприимчивости, способности и готовности каждого из нас не только приобрести новые знания и опыт, но и сделать из них практические выводы. Вот где коренится присущая столь многим органическая тяга к постижению исторической науки и науки о культуре, получившей название культурологии.

В своих устремлениях мы не одиноки. Познание истории и культуры издревле манило мыслящих людей. Как научные дисциплины история и культурология зародились примерно в одно и то же время в рамках как западной, так и восточной духовной традиции – произошло это в период между VII и IV вв. до н.э., в эпоху великих прозрений, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал осевым временем.

Таким образом, можно говорить о взаимосвязи между историей и культурологией, об их все более активном взаимодействии с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами, о появлении на стыках этих дисциплин междисциплинарных исследований культурно-исторического плана.

Творческие поиски этих и многих других ученых, о которых пойдет речь дальше, способствовали утверждению в гуманитарных науках целого ряда общих концепций, категорий, методов и аналитических подходов, ориентированных на целостное, интегративное рассмотрение культурно-исторического процесса.

Общим понятием, объединяющим историю и культурологию, является ментальность. Его широкое использование привело к появлению разнообразных толкований этого термина. Первые научные определения ментальности были даны в 30-е годы нашего столетия французскими историками-анналистами, которыми она рассматривалась как устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности, как совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия.

Ментальность, с одной стороны, есть результат культуры и традиций, а с другой – сама является глубинным источником развития культуры. П. Гуревич подчеркивает отличие ментальности от общественных настроений и идеологии, поскольку они изменчивы. Ментальность отличается более устойчивым характером. Она включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими, поскольку характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания. Ментальность объединяет рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное, сознательное и бессознательное.

Ментальность связана с национальными представлениями о картине мира, проявляющимися в мифологии, фольклоре, обычаях, обрядах, формах религиозного культа, в философии, литературе, искусстве, общественно-политическом, государственно-правовом, морально-этическом развитии нации. Но картина мира существует как осознанное представление, а ментальность в большей степени реализуется в определенных формах поведения, переживается эмоционально.

Одной из общих категорий истории и культуры является понятие исторического времени. С ним связана периодизация как форма количественного (временного) обозначения историко-культурных процессов. Историки-гуманисты в числе первых разделили всемирную историю на определенные периоды, рассматривая средневековье как период упадка культуры, а свое время – как ее возрождение. Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного, дикого и цивилизованного состояния.

Марксистская периодизация основана на смене форм собственности. Она подразделяет всемирно-исторический процесс на пять общественно-экономических формаций, которые следуют друг за другом. У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер основой периодизации историко-культурных процессов считали развитие орудий труда. В соответствии с этим они подразделяют историческое развитие на периоды традиционного индустриального и постиндустриального общества.

История и культура являются неотъемлемыми составляющими общесва, государства и всей мировой цивилизации в целом. Чтобы прогнозировать будущее, не совершать роковых ошибок прошлого необходимо учитывать опыт прошлых поколений, также не забывая и о приемственности традиций и культуры своих предков, сохранении самобытности этносов, народов, наций. Вместе с тем, на современном этапе – глобализации и сотрудничества между странами не следует забывать и о таком понятии, как диалог культур.

Актуальность данной темы заключается в том, что культура и история связаны между собой неразрывно, а на данном этапе исторического развития проявляется некоторая недооценка столь значимого аспекта. На всем протяжении исторического развития мировой цивилизации по мере совершенствования государства, хода истории, а прежде всего сознания человека, менялась и культура.

Начиная с первых дней жизни человек познает окружающую реальность сначала через семью, затем школу, институт. Все эти общественные институты дают знания в самых разнообразных сферах общественной жизни, формируют мировоззрение, собственное мнение. Тогда человек может сам решать и отстаивать собственную точку зрения, свои взгляды в том числе и историю, культуру.

Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в том числе культурного прогресса.

Исторический прогресс однолинеен: он представляют собою движение вперед по единой, общей для всего человечества магистрали. Человеческое общество проходит ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития культуры.

Переходя от одной стадии к другой, общество постепенно поднимается на все более высокий уровень культуры.В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса и соответственно с разным уровнем культурного развития.

2. Культура и история

2.1. Культура как историческая категория

Культура - основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир [2; c.134]. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, т.е. в труде. Из этого первого акта, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву, в течение тысячелетий выросло могучее древо познания, связанное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; общественные отношения, определяемые чувством нравственности и составляющие предмет этики; а также огромный мир искусства, порожденный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет эстетики.

Читайте также: