Какова суть публичного права кратко

Обновлено: 06.07.2024

Право — особый вид общественных отношений. Поскольку развитие общества является непрерывным процессом, то и право также находится в постоянном развитии. В ходе этого развития оформилось деление права на две большие группы :

1. группа правоотношений, которые регулируют исключительно взаимоотношения отдельных людей, то есть частных лиц , и не представляет существенного интереса для общества в целом;


2. группа правоотношений, которые затрагивают интересы всего общества и в которых хотя бы одной из сторон является орган (субъект) публичной власти (государство, государственный орган, должностное лицо).

Субъектами (сторонами) публичных правоотношений никогда не бывают два физических лица. Одной стороной всегда будет носитель государственной власти.

Так появилось частное и публичное право. В теории разделение на частное и публичное право, безусловно, есть. Однако в реальной жизни это разделение условно, потому что элементы частного права можно встретить в праве публичном и наоборот.

Частное право — регулирует частные правоотношения, в которых участвуют преимущественно частные лица, но могут участвовать и юридические лица.
Публичное право — регулирует публичные правоотношения, в которых хотя бы одной из сторон всегда является носитель власти, публичный субъект.

При регулировании отношений между частными лицами право исходит из принципов равенства правового положения участников и их свободной воли в отношениях (диспозитивность).
Если хотя бы одной стороной правоотношений является публичный субъект , то есть в правоотношениях участвует тот, кто затрагивает интересы всего общества и государства, правового равенства между участниками правоотношения не будет , потому что одной из сторон выступает носитель государственной власти.

Публичное право — одна из больших групп правовых актов (юридических норм), которые регулируют правоотношения, в которых в роли субъекта выступают государство, общество, орган государственной власти.

Какие сферы входят в сферу общественного права? Какова разница между публичным и частным правом? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Публичное право: определение

В первую очередь необходимо вспомнить о понятии публичного права.

Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

К примеру, выделяют такие отрасли права, как семейное, уголовное, трудовое, корпоративное, конституционное и т.д. Публичные отношения – это правоотношения, возникающие между или с публичными субъектами (государством, органами власти, обществом, должностным лицом и т.д.)

Таким образом, публичное право — это совокупность юридических отраслей, в сфере регулирования которых находятся т. н. публичные правоотношения (а какие именно правовые отрасли охватывает публичное право, примеры рассмотрим далее).

В отличие от этого, к частному праву относятся отрасли права, регулирующие сферу имущественных и неимущественных правоотношений между частными субъектами - гражданами и юридическими лицами. Следует помнить, что если публичные субъекты выступали в таких правоотношениях как частные лица, то они также могут стать участниками частных правоотношений.

Например, муниципалитеты подписали соглашения об оказании услуг с коммерческими организациями. В этом случае субъектом правоотношения выступают равноправные партнеры, и между ними нет аффилированности.

Характеристика отрасли публичного права

На основании вышесказанного, можно выделить следующие специфические признаки публичного права:

  • Эти нормы направлены на удовлетворение общественных, общественных, государственных интересов.
  • Как минимум одной из сторон правоотношений является публичный субъект (государство, орган власти, должностное лицо и т. п.).
  • Наделенные неравным правовым статусом участники правоотношений часто находятся в подчиненном положении (т. е. они имеют неравный правовой статус). Могут быть исключения. Например, правоотношения, возникающие в рамках межрегиональных отношений, между главами двух субъектов РФ, между двумя главными прокурорами из различных субъектов РФ и т.п.
  • Реализация норм предполагает возможность воздействия одного субъекта права на другого с помощью власти, силы, авторитета.
  • Наиболее распространенные нормы – императивные. Публичное право не может быть изменено соглашением сторон.
  • Нормы предполагают одностороннее волеизъявление субъектов.

Разделение отраслей права, в которых оно применяется, на публичное и частное весьма условно. Практически во всех правоотношениях можно выделить признак как публичного, так и частного прав. Например, правоотношения при расторжении брака можно отнести к сфере частного права. А вот оплата госпошлины за регистрацию в качестве ИП, как правило – публичные правоотношения и т.п.

Защита публичных прав

Это различие заключается в том, что нормы публичного и частного права отличаются друг от друга в первую очередь особенностями защиты публичных и частных интересов, в частности в суде.

В том случае, если нарушены нормы публичного права и если задетые именно публичные интересы, то государство / его представители обязаны инициировать судебный процесс независимо от правового статуса пострадавшего и тем более если никто из участников правонарушения потерпевшим себя не признает.

В данном случае, частный человек передал взятку должностному лицу. Действительно, в данном случае никто из них не является пострадавшим, однако они ущемляются интересами общества. В связи с этим уголовное дело необходимо возбудить в любом случае.

Как оказалось, между сторонами частного права возник спор: поставщик нарушил сроки поставок и не выплачивает неустойку. Заказчик сам определяет, закрыть глаза на такое несоблюдение условий договора или обратиться в суд за защитой.

Другая ситуация: ФНС взыскала с ИП излишний налог, с чем ИП не согласен. В данном случае нарушены права частного лица, пусть и в рамках публичных отношений. Поэтому частное лицо само решит, обратиться ли в суд за защитой.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Что такое источники публичного права?

Источниками публичного права являются:

  • Конституция РФ.
  • Конституции (уставы), законы субъектов РФ.
  • Федеральные законы, которые регулируют деятельность органов государственной власти субъектов РФ.
  • Органы исполнительной власти.
  • Это могут быть как внутренние документы (например, законы), так и международные соглашения (например, конвенции).
  • Общественно-правовые договора.
  • Существующие законы бывшего СССР и РСФСР в части, не нарушающей действующее законодательство РФ;
  • Федеральные законы, указы Президента РФ.
  • Указы Президента России.
  • Постановления Конституционного суда РФ.
  • Постановления Пленума Верховного суда РФ.

Отрасли публичного права

В группу отраслей публичного права входят те нормы, которые:

  • Обеспечивают защиту общественных отношений от наиболее общественно опасных нападок.
  • Направляют деятельность по регулированию административных правоотношений в РФ.

Урегулирование международной сферы с участием публичных субъектов осуществляется посредством регулирования сфер международных отношений, в которых участвуют публичные субъекты.

Помимо этого, они регулируют другие сферы правоотношений с участием публичных лиц и т.д.

Направления отраслей публичного права

Рис. 1. Направление отраслей права

Также к сфере публичного права относятся такие сферы как право собственности, право на труд, право на отдых, право на образование, право на защиту от безработицы и:

  • Уголовно-процессуальное право.
  • Сфера налогообложения и налогового права.
  • Финансовое, административное право.
  • Конституционное право.
  • Экологическое право.
  • Гражданско-процессуальное право.
  • Международное право.

Данный перечень отраслей права, относящихся к публичному, не является исчерпывающем и может быть, как дополнен, так и сокращен – в соответствии с обстоятельствами, при которых нормы применяются.

Однако нормы частного и публичного права дополняют одна другую, и между ними нет никакой иерархии. Не стоит говорить, что нормы публичного права выше норм частного права.

Нет четкого разграничения между сферой публичного и частного права – в некоторых областях их элементы совмещаются.

Наиболее яркий пример – это земельное право, в котором часто применяется административный метод по причине высокой ценности объекта(земли) для общества. В данном случае речь идет о семейном праве, где есть как частноправовые институты (право супружеской собственности), так и публично - правовые элементы (лишение родительских полномочий).

Нормы публичного права регулируют сферу общественных, государственных, общественных отношений и направлены на удовлетворение интересов народа (общества) и государства (государства). Публичное право всегда имеет императивный характер, и регулируемые им правоотношения не могут быть изменен по соглашению сторон. Юридические нормы, которые относятся к публичному праву, а также к частному, разграничены.

целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения – отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права – с другой. [9, с. 25]

Публичное право обладает рядом качественных свойств:

1. Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;

2. Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;

3. Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;

4. Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения

участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных участников правоотношений.

Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности

предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулирования с присущими ему свойствами децентрализации и координации и метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:

1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;




2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.

3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;

4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных

публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное

публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

В настоящее время в юридической науке такой перечень отраслей не признается исчерпывающим. В зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения – отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права – с другой. [9, с. 25]

Публичное право обладает рядом качественных свойств:

1. Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;

2. Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;

3. Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;

4. Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения

участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных участников правоотношений.

Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности

предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулирования с присущими ему свойствами децентрализации и координации и метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:

1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;

2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.

3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;

4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных

публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное

публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

В настоящее время в юридической науке такой перечень отраслей не признается исчерпывающим. В зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

П.п. включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель-ное. международное публичное, процессуальные отрасли.

Деление права на П.п. и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что П.п. относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях П.п. часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты. как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника)элементы.

В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм П.п. и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в ор-

ганизации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.

Читайте также: