Какова судьба самсона вырина кратко

Обновлено: 05.07.2024

“Повести Белкина” дневник провинциальной России. Здесь и “мученик четырнадцатого класса” коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и мелкие, многие другие. Раскрытию социальной и художественной значимости “Станционного смотрителя” положил начало Достоевский в повести “Бедные люди” Устами Макара Девушкина Достоевский высказал суждения о реализме повести Пушкина, о ее познавательном значении.

указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображение в ней человеческого горя.

Трагическая судьба “мученика четырнадцатого класса” Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших “Станционного смотрителя”, как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике. Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов,

В середине 20- х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина.

В словах рассказчика: “Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием” дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами (“кто не проклинал…”, “кто в минуту гнева?” и т. д. ), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение “сущего мученика четырнадцатого класса” дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей. Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни.

Вырин – образ “свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах”, старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него.

Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда которая врывается в этот частный мир потом – молодой гусар который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но еще не сломало.

Рассказ о бесплодных попытках Вырина Бороться с Минским, после того как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан так же скупо, как и рассказ о горе Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и “право” сильного, власть имущего. Первая картина: Старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным 111.

Вторая картина: Отец в роли просителя перед 1111. Пушкин до предела обостряет ситуацию, сталкивая лицом к лицу Вырина с его обидчиком ” Сердце старика 111″

Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но “…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: “Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!” Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Третья картина: (спустя два дня).

Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Четвертая картина: Снова перед Минским: “Пошел вон! “- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

Второй приезд рассказчика – он видит, что “горе превратило доброго мужика в хилого старика.” И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: “Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! ” – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.

В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца (“пожимал Дунюшкину руку; “Увидел бедную свою Дуню”) и Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека (“Жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем”, “не понимал как нашло на него ослепление”, “решился к нему явиться”, “доложил его высокоблагородию”, что “старый солдат”; “подумал… воротился, но его уже не было”, “Смотритель за ним не погнался”, “подумал, махнул рукой и решился отступить.”) Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца (“Его дом держался; что прибрать, что приготовить, аза всем успевала”, “Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает”), И лексический состав речи Вырина, и построение фраз (“та платочком, та сережками”, “пообедать, аль отужинать”, “уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти”) характеризуют его как человека своего положения. Судьба “маленького человека” в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям.

Оно выражено и во вступлении, и в каждом из трех эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому, при этом каждая из трех частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски. Вопрос о поведении человека в повести “Станционный смотритель”.

Поставлен остро и драматично. Смирение, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой.

В первые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество. Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В повести написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, “мученика четырнадцатого класса” Самсона Вырина.

Судьба станционного смотрителя типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством “сильных мира сего”, правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав свое слово о людях своего времени.


Гусар Минский

Ротмистр Минский — молодой и блестящий офицер, который волей судьбы возвращался домой через почтовую станцию смотрителя. Он остановился, чтобы поменять лошадей и был очарован юной дочерью смотрителя Дуней. Чтобы провести с девушкой больше времени и очаровать её, гусар притворился больным и отлёживался на станции несколько дней.

Безусловно, для человека чести это довольно легкомысленный и даже низкий поступок: соблазнить и увезти девушку, обманув её доверчивого отца. Однако при этом Минский не действовал против воли Дуни, не имел злого умысла поразвлечься с девушкой, а затем оставить её.

В то же время Минский не пожелал объясняться со смотрителем или считаться с его чувствами. Но существует ряд обстоятельств, которые частично оправдывают персонажа:

  1. Гусар принял смотрителя у себя и попросил прощения за обман.
  2. Попытался объяснить невозможность для Дуни и её отца вернуться к старому образу жизни.
  3. Дал бедному смотрителю денег, чтобы как-то компенсировать его горе после расставания с Дуней.
  4. Женился на Дуне, сделав её барыней.

1 вариант сочинения

Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.

2 вариант сочинения

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя

виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

3 вариант сочинения

Дочь Дуня

Следующим, кто виноват в страданиях Самсона Вырина, является его любимая дочь Дуня. В неё смотритель вложил всю заботу и нежность, на которую был способен после смерти жены. Дуня прекрасно понимала, что без неё жизнь отца начнёт угасать, но всё равно решилась уехать с Минским.

До самой смерти отец в глубине души ждал возвращения дочери, но Дуня не решилась даже на одно краткое свидание с ним из-за чувства стыда и вина, а также потому, что теперь она была далека от прежней жизни.

  1. Всегда была послушной и хорошей дочерью, исполняющей родительскую волю.
  2. В конце концов, приехала навестить своего отца.
  3. Горько плакала на его могиле, прося у него прощения за то, что оставила.

Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, узнав о смерти смотрителя, пожалел потраченных зря денег, но когда ему рассказали о приезде на могилу Дуни, он подумал, что совершил поездку не напрасно и почувствовал душевное успокоение.

Общественный уклад

Единственной отрадой в его мрачной жизни была Дуня, которая могла укротить гнев любого приезжего. Она была помощницей и опорой отца. И когда Самсон Вырин осознал, что главную радость в его жизни забрали навсегда, и он никак не сможет возвратить её, что-то надломилось в душе смотрителя. Остаток жизни он провёл в бесконечных сожалениях, беспрестанно ругая то подлого гусара, то непутёвую дочь, то жестокость и равнодушие всего мира.

Получается, что людское безразличие делают подобные частные истории возможными и более трагичными, чем они могли бы быть. Возможно, если бы смотрителю больше сочувствовали, он бы не спился и не умер в нищете.

Личный характер

А. С. Пушкин в своем произведении показывает, что трагедия главного героя никак не связана с его социальным положением. Это глубоко личная трагедия, связанная с семейным и собственным счастьем Самсона Вырина. Описанные события – это история одной человеческой судьбы. Бегство дочери с офицером – настоящая проблема для дальнейшего существования Самсона Вырина. Он не хочет такой жизни, да он и не привык к такой жизни. Главный герой привык жертвовать своим благом для жизни дочери. Поэтому предательство человека, ради которого Вырин жил, становится крушением всех его жизненных принципов и надежд.

В первую встречу автора со смотрителем тот был пышущим здоровьем мужчиной, который размеренно выполнял свою работу и содержал дочь. Мир для него не был тёмным и бессердечным, раз смысл жизни всегда был под крылом. Ловко автор использует описание интерьера, описывая жизнь Самсона Вырина в период встреч.

Во время второй встречи автор уже не узнаёт старого знакомого. Тот за несколько лет успел постареть, походя теперь на горбатого старичка. Причиной тому послужил уход любимой дочери из семьи. Та покинула отца, обманувшись богатым положением возлюбленного. Старика это буквально уничтожило, подкосило. И тут автор передаёт внутреннее состояние героя с помощью описание комнатушки. Теперь уже не было цветов на подоконнике. Неопрятность и беспорядок окружали старичка. Вместо хорошего одеяла – старая шинель. Вместо счастливого лица – угрюмое и усталое.

Третьей встречи так и не произошло. Последний раз автор уже не смог увидеть Самсона Вырина, поскольку тот скончался. Уход дочери из жизни лишил его смысла существования. Не было больше доброго смотрителя. Крепость духа человека была сломлена изнутри, а не снаружи. Ни одно едкое высказывание не задевало Самсона, тогда как уход единственного родного человека погубил. В этом и есть трагедия маленького человека. В саморазрушении.

История создания

Александр Пушкин

Александр Пушкин

О трагедии станционного смотрителя Самсона Вырина Белкину рассказал титулярный советник, чье имя не указано в повествовании. Рассказчик размышлял об отношении к подобным героям, которые остаются незаметными всю жизнь. Каждый проезжающий мимо барин волен решить судьбу этого мелкого чина. Станционные смотрители постоянно терпят брань и издевки, укоры и обвинения, оставаясь неспособными защититься.

Главная мысль Пушкина, транслируемая в этом произведении, и заключалась в том, насколько тяжело положение тех, кто не обременен властью и чином в России.

Иллюстрация к повести

Иллюстрация к повести "Станционный смотритель"

Характеристика жизни Самсона Вырина показывает, что он ничем не отличался от представителей своего ранга. Как и другие станционные смотрители, он терпел оскорбления и нахальство со стороны приезжих, чтобы содержать семью. Главной гордостью Вырина была дочь Дуня. Самостоятельная помощница оказалась настоящим подспорьем в жизни мужчины.

Вырин был коллежским чиновником четырнадцатого класса, считавшегося низшим. Служа на станции, он записывал данные проезжающих и менял уставших лошадей. Его труд был тяжелым и неблагодарным. Герой прожил жизнь ради дочери и, когда она сбежала к лучшим условиям с проезжим офицером, потерял веру в будущее. Он стал пить, потерял интерес к жизни и работе. Дочь была тем огнем, что освещал сложное существование одинокого мужчины.

Акакий Башмачкин

Акакий Башмачкин

Пушкин ловко описывает изменения в герое посредством описания окружающей действительности. В первую встречу Белкина со смотрителем заметно, что на станции чисто и опрятно, веет уютом и приятной обстановкой. Все это благодаря Дуне. После ее отъезда любящий отец запустил дом. Из него исчезли цветы, а спать Вырин теперь ложится, накрываясь шинелью.

Внешность Самсона Вырина (кадр из фильма)

Внешность Самсона Вырина (кадр из фильма)

Подвыпив, Вырин делится горем с Белкиным, рассказывая про побег дочери с Минским. Офицера он выставляет как человека подлого, и это подтверждается в доме Минского, где гусар живет с Дуней. Не получив ответ на письмо Дуне, отец отправился в Петербург, чтобы посмотреть, как живет дочь. Девушка купается в дорогих подарках, но не вышла замуж, а значит, стала любовницей. Встретив отца, избранница офицера падает в обморок то ли от стыда, то ли от всплеска чувств. Позднее Минский предложил Вырину ассигнации, чтобы сгладить обстановку и откупиться. Тот было отказался от них, но дал слабину и вернулся за деньгами.

Третья встреча Белкина со станционным смотрителем не состоялась – на станции больше не с кем поговорить, одинокая старость свела Вырина в могилу, он умер от тоски по дочери. Поступки близкого человека оказались невыносимыми для героя, потерявшего цель в жизни. Дуня поняла свою ошибку слишком поздно. Лишь став матерью, она оценила степень родительских чувств.

Дуня (кадр из фильма)

Дуня (кадр из фильма)

Экранизации

Николай Пастухов в роли Самсона Вырина

Николай Пастухов в роли Самсона Вырина

В 1972 году свет увидела кинокартина Сергея Соловьева с Николаем Пастуховым в главной роли.

Цитаты

Читайте также: