Каков пафос стихотворения к морю пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Средния только летература

1)Не все покупается за деньги
2)Не все то золото, что блестит; искусственный соловей просто пел, а настоящий вкладывал душу в свое пение.
3) Настоящая красота может быть очень внезрачной с первого взгляда (серенький соловей)
4)Не тот друг, что с тобой, когда ты счастлив, а тот, который будет с тобой в трудную минуту.
5) Не обязательно быть богатым, для того чтобы быть счастливым. (соловей видел счастье в том, что его песня дарила радость людям и он больше ни в чем не нуждался).

Княгиня воспринимает необходимость последовать за мужем на каторгу, так-как это был для нее святой долг перед родным ее душе человеком.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !! НУЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ. пишите сколько надо баллов как минимум дам 5 . Надо уже к завтра зайду где-то в 19:00 по МСК выберу ответ :( сам ничего в этом пафосе не понимаю. ОЧЕНЬ НА ВАС НАДЕЮСЬ!

В стихотворении "К морю" содержится романтический пафос - восхищение свободой. Море для Пушкина - символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величественен. Море полно скрытой силы - оно подчиняется только своему закону ("своенравные порывы"), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его- "грустным", "призывным". Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека. Ты всё-таки само стихотворение прочитай, чтобы хоть немного иметь представление о предмете и вообще, не помешает для общего развития.

История создания

Поэт испытывал противоречивые чувства: ему не нравилась мелкая канцелярская должность, но ему нравилось Черное море, и он не хотел его покидать. Он видел в нем своего друга, который вдохновлял его, успокаивал и давал новых сил. Расставаясь с югом, А.С. Пушкин начал работу над прощальным произведением. Стихотворение было закончено только в Михайловском в 1824 году. Из одной ссылки поэта перебросили в другую.

Детальный разбор произведения

История создания

Философские размышления автора о судьбе человека

Поэтический жанр

Основная тема

Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:

  • Восхищённое обращение к морю.
  • Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
  • Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.

Дух романтизма в поэзии

Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.

Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.

В последних строчках вновь фигурируют слова прощания. Герой даёт обещание хранить в памяти частичку того настроения, которое подарило ему море.

Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.

Кроме этого, в произведении образ моря отождествляется не только с человеческой душой, но и с судьбой, ведь она так же играет людьми, привнося горе и радость. С непредсказуемой водной стихией Александр Сергеевич сравнивает любовь и страсть.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная.

Направление, к которому следует отнести произведение — романтизм. В тексте поднимаются типичные для данного концепта темы: одиночество, томление, тоска и грусть. Герой — одинокий странник, противопоставляющий себя обществу — это тоже типичная черта. Даже жанр элегии характерен для романтизма.

Композиция

Композиционно можно поделить стихотворение на несколько частей. Это можно объяснить тем, что поэт начинал его писать, еще находясь в Одессе, а закончил уже вдали от Черного моря.

Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я.

О чём жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.

Поэт обдумывал бегство из Одессы морем в Европу.

Имеется в виду увлечение Е.К. Воронцовой (1790-1880), женой Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова (1782-1856).

Остров св. Елены, куда в 1815 г. сослали Наполеона, и где он умер в 1821 г.

Д.Г. Байрон умер 19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в освободительной борьбе греков.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.

Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Образы и символы

Произведение наполнено различными образами.

Блещешь гордою красой — такое выражение могло быть навеяно блеском морской воды под лучами солнца, но эпитет гордою выводит образ за пределы фотографически точного изображения увиденной картины и передаёт восприятие моря поэтом.

Шум призывный — шум, который звучит как призыв, зовёт вернуться назад.

Предел желанный — место, к которому стремится лирический герой стихотворения.

Заветным умыслом томим: томим — краткое страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола томить, обозначает постоянное ощущение какого-то желания. Заветным умыслом — тайным, глубоко задушевным замыслом, идеей, желанием.

Смиренный парус — скромная лодка простых рыбаков; использована метонимия: лодка с парусом — парус.

Скользит отважно — скользит, плывёт по воде смело, без страха.

Рвалась душа моя — стремилась душа.

Путь беспечный устремил: устремил путь — направился; беспечный — беззаботный.

Воспоминанья величавы — здесь: воспоминания о прежнем величии.

Неукротим — никому не подчиняющийся, абсолютно вольный.

Торжественная краса — величественная, вызывающая впечатление торжества и мощи красота.

Дополнительные сочинения по данной теме

Темы, настроение, проблемы

Основная идея

Олимпиады по литературе

I. Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда нечто большее. М.Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”.

Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это море, которое было привлекательным не только для русских поэтов.

II. 1. Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу…

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты” (Касаткина В.Р. Поэзия Жуковского. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. С.27).

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему” (Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. С.56.). Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

2. Два года спустя было написано пушкинское “К морю”. Это стихотворение заключает романтический цикл периода южной ссылки. В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой.

3. В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: “и блещешь гордою красой”—“и радостно блещешь звездами его”; “ты катишь волны голубые”—“лазурное море”; “бездны глас”—“над бездной твоей”… Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. “К морю” написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения.

III. Подводя итог, мы говорим о том, что нового, в соответствии со своей эпохой, внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы “Человек и природа”. Описание природы в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, с философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений.

Сложно сказать, намеренно ли автор отошел от одной структуры и видоизменил ее в своих целях, либо же просто не обратил внимания на разницу в рифмовке и размере. Так или иначе, творение от этого не становится хуже, а напротив, приобретает оригинальность. Вот текст этого творения:

Стихотворец подразумевает, что данная стихия далеко не всегда покоряется человеческой воле. Состояние тихое, туманное. Об этом говорит как природа, так и настроение поэта. Тем не менее, стихотворение пропитано вдохновением. Пушкин дает читателю возможность почувствовать каждый порыв ветра, каждый всплеск волн. Это волшебно – ведь настроение моря так часто меняется и каждую секунду оно прекрасно.

Стихотворение воспевает красоту и величием морских стихий. Конечно же, Пушкин видит в волнах не только умиротворение, но и свободу, любовь, проблемы поэзии. Кстати, каждый из лейтмотивов ассоциируется с тем или иным человеком. Можно узнать Байрона, Воронцову, Наполеона.

Героев немного. Впрочем, это и прекрасно. Пушкин, а точнее, его персонаж (в коим видятся общие черты) остается наедине с морем, обращается к стихии со словами прощания. А после этого имеют место пейзажные зарисовки, которые совпадают с мыслями.

Видно, что персонаж ведет диалог с морем не в первый раз. Он довольно часто приходит к нему в минуты грусти, отчаяния, разочарования и всякий раз начинает глубокий, возвышенный диалог. Можно сказать, что море – лучший друг мужчины. Только лишь здесь, в одиночестве он может быть честен с самим собой, говорит без утайки.

Автор наполняет творения значимыми для него образами –начиная от возлюбленной, Воронцовой, и заканчивая историческими героями. Он думает о скале, на которую направили Наполеона, потом воспевает Байрона, считая его певцом моря.
А после прощается… С миром, морем и людьми… Но утверждает, что обязательно заберет с собой частичку морского духа.

  • У Александра Сергеевича это тоже живой организм.
  • Проблема заключается в том, что человек не способен поступать по зову сердца.
  • Мало того, жизнь разбивает человеческие надежды порой так же, как волны бьются о берег.
  • Лирический герой – это одиночка, которого море умиротворяет, успокаивает.
  1. Первая часть. Море. Его описание. Поэт не жалеет метафор и ярких образов, чтобы показать какой разной бывает стихия. Она то спокойна, то обеспокоена, то умиротворена, то возвышена. Как и человек, каждый новый день, море испытывает тысячи оттенков чувств и эмоций. И именно эту многогранность он хочет показать.
  2. Вторая часть. Диалог с морем и душевные порывы. В отличие от первой части, здесь пристальное внимание уделяется именно тому человеку, который открывает морю свою душу.
  3. Третья часть. Он говорит о прожитом, о победах и поражениях, о расставании. Намекает на то, что только с морем он может быть искренен, может быть самим собой. А вот с людьми это, увы, невозможно.
  4. Слова прощания.

Вы можете написать и краткий план. Но стихотворение длинное и по этим пунктам с объяснением будет легче рассказать содержание или написать сочинение.

Структура:

  • Жанр – элегия.
  • 15 строф.
  • Используются четверостишия и пятистишия.
  • Образы. Море, берег. Первый более близок автору, второй для него скучен.
  • Возвышенный слог.
  • Поэтический синтаксис – эпитеты, инверсия, сравнения, изобразительные иносказательные средства. Синтаксис первой части прост. Автор использует только лишь простые предложения с однородными членами, сравнения, причастные обороты. Но к концу появляются сложносочиненные, бессоюзные и союзные фразы.
  • Перекрестная (местами кольцевая) рифмовка, четырехстопный ямб.

Описания моря наполнены сравнениями, красивыми метафорами и поэтическими образами. Пушкин рассматривает море как живой организм с переменчивым настроением. Вода бывает как спокойной, так и опасной. Море словно имеет характер. Море – хороший слушатель. Оно никогда не перебивает и всегда готово молчаливо сопереживать человеческим мыслям.

Во второй части имеет место диалог человека и моря. Мужчина делится со стихией переживаниями, проблемами. Он утверждает, что не может полностью открыться людям, а вот море его всегда выслушает и поймет.

В итоге, у него есть время поглядеть на море в гостеприимной Одессе и подумать, он использует эту возможность. После диалога с морем на душе становится немного легче.

Поэт, будучи в ссылке, упоенно говорит о свободе, о возможности лишь с морем поделиться своими горестями и радостями. К слову, поначалу поэта отправили в Кишинев, но в конце концов он все-таки добился перевода в более благоприятное место, Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был восхищен его великолепием.

Тема произведения – восхищение стихией и диалог с ней.

Общепринятый жанр – элегия. Такой манер диктует лиричный и проникновенный тон послания. Для Пушкина море – это друг, чуткий собеседник, с которым он неимоверно откровенен.

Композиция – имеется два идейно-художественных центра. Первая часть сосредоточена на самом море. Поэт прощается со свободной стихией —

Можно сказать, что главный герой даже не человек, а само море. Проводится аналогия с человеческой жизнью. Конечно же, появляются Байрон и Наполеон, ведь вода сыграла немалую роль в жизни великих личностей.

  • Шум моря бывает как грустным, так и призывным – это также весьма интересный оборот.
  • Возможно, данная характеристика намекает на возможность человека обратить внимание на те секунды, когда море неспокойно.
  • Вполне вероятно, что оно бушует, потому, что зовет к себе друга, которым является поэт, манит его.
  • Конечно же, это иносказательно.

Пушкин просто указывает на то, что слыша рокот моря, он не может оставаться в стороне, его словно магнитом манит на берег насладиться великолепием.

Стихия в понимании Пушкина и его лирического героя, неуправляемая, величественная. Она сама по себе олицетворяет свободу – от общества, людей, прогресса. Говоря простыми словами, морю все равно, насколько продвинулся научно-технический прогресс, как изменилась жизнь за сотню лет. Оно не меняется, но не теряет великолепия.

Образ лирического героя и его проблема:

  • Что же противопоставляется свободе? Это мотив побега.
  • Глядя на волны, лирический герой мечтает убежать в другой, лучший мир, где он станет свободнее.
  • Он стремится подальше от людей, считает, что остров, где был заточен Наполеон – это единственное место в мире, где он будет счастлив, где никто не станет докучать ему.
  • Берег тяготит героя, кажется ему скучным.
  • Примечательно, что мужчина хочет убежать, но настолько очарован прекрасной картиной, что стоит на месте.

Герой прощается с морем, но не говорит, что он еще вернется. Он просто уверяет, что никогда не забудет море. Соответственно, непонятно, готов ли он бороться с существующей действительностью, либо уже сдался.

Что же касается романтизма, всему виной лирический настрой, мотивы любви и дружбы, полярность эмоций, переживания. Впрочем, по мере развития творения последние только накаляются.

Но есть и черты реализма. Упоминая тех же Байрона и Наполеона, Пушкин делает творение все таким же мечтательным, но и очень достоверным. Метафоры прорисованы достаточно четко, автор тяготеет к конкретике.

Пушкин восхищается свободолюбивым нравом моря, которое прекрасно в любое время дня, но всегда уникально, поскольку его настроение в тот или иной период сложно предугадать. Впрочем, это и есть та свобода, которой человеку достичь крайне сложно.

Пушкин сравнивает море и свободного человека:

Он говорит как о своем друге, с которым у него существует тесная связь.

Поэт идеализирует море, считая его не только олицетворением свободных людей, но и неким раем для отличного от других, свободного и мыслящего человека, для личности.

Метафоры:

Эпитеты:

Сравнения:

Это стихотворение поистине настоящий шедевр, который изучают до сих пор в школах, пишут по нему сочинения и воспевают в своих мемуарах литераторы.

Читайте также: