Кафедральный собор в городе шартр кратко

Обновлено: 05.07.2024

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается Шартрский собор, один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы. Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют Акрополем Франции. В 1979 году он внесён в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Шартрский собор

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.

















В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.


Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).


Акрополь Франции

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.


Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.


Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.


Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей — общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.


Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.


Достопримечательности Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры.






На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.






Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.
Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

















Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров.В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Шартрский собор и его тайна.


Мозаичное изображение лабиринта в виде четырех соединенных между собой квадратов с семью резкими поворотами в каждом. В центре его находилась роза, символизировавшая просветление и женское начало. Напольный лабиринт, по которому проходили предававшиеся благочестивым молитвам богомольцы, являет собой еще один символ женского тела, часто использовавшийся в ту давнюю пору.

Шартрский собор и его тайна.

Шартрский собор и его тайна.

Лабиринт обозначал как крестный путь самого Христа, так и путешествие человека по жизни. Паломники с молитвой проползали его на коленях (261 метр!), что занимало едва ли не час времени. Еще лабиринт напоминал о древней истории Тезея, Ариадны и Минотавра (помните путеводную нить?) и тем самым символизировал борьбу добра и зла в лабиринтах души, а заодно и путеводную роль церкви.

Такое символическое значение подтверждается отсутствием тупиков и развилок. Здесь есть лишь один извилистый путь, который так же неизбежно ведет к цели, как и жизненная стезя — к смерти. А выход лабиринта в храм соответствует христианскому пониманию смерти не как конца, а как начала новой, вечной жизни.

Интересно, что расстояние от центра лабиринта до входной двери почти совпадает с высотой окна-розы над этой же дверью. В этом совпадении тоже заключена важная символика. Когда в день Страшного суда все здания рухнут на землю, окно-роза упадет на лабиринт, земное сольется с небесным и мир выйдет за границы времени и смерти.

Шартрский собор и его тайна.

Среди витражных блоков в Шартре один из наиболее обширных составляет пояс огромных окон среднего нефа, проходящий через верхнюю часть всего продольного корпуса над трифорием с заходами в ответвления трансепта и в хор. Каждая из травей имеет по обеим сторонам нефа по два окна семиметровой высоты, над которыми, прямо под дугой свода, расположена композиционно объединяющая их малая витражная роза – круг с лепестками, охваченный кольцом круглых клейм.

Шестьдесят восемь таких вертикальных семиметровых окон использованы для монументальных однофигурных изображений библейских персонажей. В нижней части этих витражей помещаются и повествовательные сцены, в том числе с привлечением светских мотивов. Розы над окнами включают в себя малоформатные сюжетные и орнаментальные изображения. Выражаясь научным языком, цветовая гамма витражей среднего нефа основана на преобладании яркой полихромии в окнах и на сгущенных созвучиях с акцентировкой оттенков красного в венчающем поясе малых роз.

Шартрский собор и его тайна.

Шартрский собор и его тайна.

Возможно, будучи наслышанными о необычных свойствах этого места, католики начиная с 350 года строили тут свои храмы. Однако все постройки неизменно уничтожались пожарами. Собор настолько полон "архитектурными цитатами", что его можно назвать синтезом всех основных старых типов готических сооружений. Он заимствовал детали архитектуры собора Нотр-Дам-де Пари, церкви Сен-Дени, миланского собора.

Этот монументальный собор продолжает оставаться загадкой. По сути, он один сплошной секрет, уравнение со многими неизвестными, только не записанное на бумаге, а воплощенное в камне и витражах. Спустя 800 лет после того, как собор был построен, его красота по-прежнему ошеломляет. Христиане продолжают проводить в нем богослужения, а архитекторы и историки посещают собор в попытке разгадать его тайну.

Согласно легенде, передовые познания в архитектуре, необходимые для возведения подобного сооружения в средневековье, принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей отправились на поиски "таинств", хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Заветный ларец - ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего числами, весами и мерами, включая так называемое "золотое число" - 1,618. Пропорция 1:1,618 - "золотое сечение", или "золотая середина", считалась в эпоху Ренессанса и более позднее время идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры.

Наконец, здесь был построен собор во славу Пресвятой Девы, или Божественной Дамы – Нотр-Дам. Царствовавший в то время король Карл Лысый, внук императора Карла Великого, при освящении очередной церкви в Шартре жертвует ей драгоценную реликвию - покрывало Богоматери, которое его знаменитый дед получил в подарок от византийской императрицы Ирины. С тех пор Шартр становится центром паломничества, а жители города обретают небесную заступницу. Существует легенда о том, что этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

Первое чудо произошло в 911 году, когда Шартр осадили норманны. Епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене. Это, как свидетельствует хроника, немедленно обратило врагов в бегство.

В 1194 году Шартрский собор был, как и несколько его предшественников, уничтожен огнем. Однако вновь приключилось чудо: ларец, в котором хранился Покров Богоматери, остался цел и невредим! Его успели спрятать в подземной часовне…

К 1220 году собор, от которого остался лишь западный фасад, отстроили заново. Он получил новое название – Нотр-Дам де Шартр. Простолюдины добровольно работали на каменоломнях в восьми километрах от собора и доставляли строительный материал на телегах к месту строительства. Соборный капитул и сам епископ решили почти весь доход в течение пяти лет отдавать на оплату строительных работ. Северный портал строился на средства королей Филиппа-Августа и его сына Людовика VIII . На средства жены последнего, Бланки Кастильской, были сооружены северное окно-роза и стрельчатые арки. Множество других даров поступало от королей, священников и знати, так что уже к 1223 году здание было в основном готово — скорость просто фантастическая для тех времен. Дальше, правда, пошло помедленнее, но в 1260 г. новый Шартрский собор был освящен в присутствии короля Людовика IX.

История, естественно, на этом не закончилась. В XIV в. для хранения покрывала Богоматери была выстроена специальная часовня за алтарем. В XVI в. Шартр не обошли стороной религиозные войны: в 1568 г. город подвергся осаде гугенотов.

В 1589 г., нарушив многовековую традицию, именно здесь, а не в Реймсе, короновался Генрих IV , первый Бурбон на королевском троне Франции. (История его восхождения к трону знакома нам по знаменитой трилогии Дюма.) Вплоть до XX в. не прекращались пожары, войны и исторические потрясения. Но Шартрский собор выстоял и дошел до наших дней не просто памятником истории и туристской достопримечательностью, но и центром религиозного паломничества и оплотом французского католичества.

Вплоть до XVIII столетия в соборе хранилась статуэтка женщины, носящей под сердцем ребенка, вырезанная из черного дерева. Черная Дева, или Черная Мадонна, как называли ее христиане, была найдена в III веке, и с тех пор почиталась как изображение Богоматери. Однако, по мнению историков, статуэтка изображала вовсе не Деву Марию, а кельтскую богиню-праматерь.

С этой статуэткой связана и такая легенда. В начале XIII века некий юноша по имени Герард служил подмастерьем в артели каменщиков-тамплиеров. В артели существовала своя иерархия, каждый, кто хотел стать мастером, обязан был пройти ряд испытаний и принять посвящение. Предстояло это и Герарду. В то время артельщики как раз занимались восстановлением сгоревшего Шартрского собора.

Как-то, гуляя по территории собора, Герард набрел на стоявшую в стороне постройку без окон. Войдя туда, он обнаружил у стены небольшую деревянную фигурку. Решив получше рассмотреть статуэтку, юноша вынес ее на свет. Перед ним было изображение женщины с чуть надменным, величественным лицом и выпуклым животом, явно беременной… На постаменте статуи были вырезаны странные символы, изображавшие змею и крест из переплетенных дубовых веток. Молодой каменщик понял, что перед ним не кто иная, как знаменитая Черная Дева!

Неожиданно в голову подмастерья закралась мысль – а что если забрать фигурку с собой? По поверьям тамплиеров, Дева Мария покровительствовала строителям соборов. А ему необходимо было сдать экзамен на мастера. Герард решил, что ненадолго возьмет статуэтку, а потом незаметно положит ее на место. И тут же задумал вытесать из камня точно такую же фигуру Пресвятой Девы…

Шартрский собор и его тайна.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Западный фасад Шартрского собора

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres ) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Наружное устройство



Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер



Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Читайте также: