Изучение проблем послевоенного урегулирования на парижской и сан францисской конференциях кратко

Обновлено: 30.06.2024

В апреле 1945 года мир находился в преддверии окончания войны. Между странами-союзниками все резче проявлялись различия в подходах к решению международных проблем в послевоенное время. Произошли серьезные изменения во внешнеполитической линии США – 12 апреля ушел из жизни дружественный Советскому Союзу президент Франклин Рузвельт, его пост занял Гарри Трумэн .

Назревал важный вопрос: сумеют ли СССР, США и Великобритания продолжить политику сотрудничества и согласованно выступить по важнейшим международным вопросам в послевоенном мир. По инициативе правительств СССР, США, Великобритании и Китая было решено созвать конференцию, которая могла бы выработать взаимовыгодные решения для всех стран – участников ООН и обсудить основные положения Устава этой организации.

Э. Стеттиниус (госсекретарь США)

Энтони Иден (министр иностранных дел Великобритания)

В.М. Молотов (нарком иностранных дел СССР)

Сун Цзы-вень (дипломат, военный и политический деятель Китая)

В середине конференции В.М. Молотова заменил посол в США А.А. Громыко, Э. Идена – министр иностранных дел лорд Галифакс.

Советские войска заняли Кенигсберг.

16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция, которая продолжалась вплоть до 8 мая 1945 года.

1 мая было водружено знамя Победы над рейхстагом.

Основной целью созыва конференции стали разработка принципов и структуры ООН. За основу обсуждений были взяты положения, принятые на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа – 7 октября 1944 г.).

В конференции в Сан-Франциско участвовали представители 50 государств – учредителей ООН. Инициаторами проведения конференции выступили правительства СССР, США, Великобритании и Китая.

5 марта были разосланы приглашения 42 странам, которые 1 января 1942 г. подписали Декларацию Объединенных Наций. В ходе конференции к ним присоединились представители еще нескольких государств, вступивших в войну с Германией и Японией, включая Сирию, Ливан и Саудовскую Аравию.

Численность участников была рекордной в истории мировых конференций : 282 делегата, более 1500 экспертов и советников. Таким образом общее число участников составляло около 3500 человек .

Политическая позиция советской делегации заключалась в том, что необходимо согласовывать отношения с принципами справедливости и равноправия всех миролюбивых стран, независимо от того, насколько большой военной мощью они располагают для предотвращения попыток агрессии. Предполагалось (по предварительной договоренности), что такого же курса придерживаются госсекретарь США Стеттиниус и министр иностранных дел Великобритании Иден.

Перед конференцией В.М. Молотов вылетел из Москвы в Вашингтон для встречи с президентом США Гарри Трумэном, сменившим на посту Франклина Рузвельта. Вместе с Молотовым на четырехмоторном самолете С-54 летели председатель ВЦСПС В.В. Кузнецов и сотрудники НКИД А.А. Соболев и С.К. Царапкин. Первая встреча – 22 апреля – длилась недолго и прошла в спокойной обстановке. Вторая беседа, состоявшаяся 23 апреля, была острой и свидетельствовала о том, что с политикой Рузвельта в отношении СССР покончено.

В числе активных сторонников антисоветского курса были также влиятельные члены американской делегации сенаторы А. Ванденберг и Дж.Ф. Даллес. Был предпринят ряд попыток затянуть решение вопроса об участии в конференции Украины и Белоруссии.

В этих условиях от членов советской делегации требовались немалые усилия для того, чтобы не допустить принятия неприемлемых для СССР решений и отстоять суть предложений, согласованных ранее на конференциях в Думбартон-Оксе и Ялте.

С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

1 Авторы учебника придерживаются того мнения, что первое упоминание о создании Организации Объединенных Наций содержится в советско-польской декларации от 4 декабря 1941 г.

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов.

? принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

? развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

? осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

? служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главный совещательный орган ООН — Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран — членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос.

Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам — простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, — СССР, США и Англия — по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

? нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

? необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская — И. В. Сталиным, американская — Г. Трумэном, английская — У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения.

Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления — Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

СССР, США и Англия установили размер репараций Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон.

США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы — Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе — потерпели полный крах.

Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло '/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от '/5 до '/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Помогите пожалуйста ответить на вопрос: Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

началось во время войны. На встрече "большой тройки" в Тегеране и в Ялте.

Вопрос объемный. Если кратко
Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференцияхбыли определены основные линии политики держав- победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию былсоздан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, под готов ленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 r. (договор с Австрией был заключенПозднее, в 1955 г).

В апреле 1945 года мир находился в преддверии окончания войны. Между странами-союзниками все резче проявлялись различия в подходах к решению международных проблем в послевоенное время. Произошли серьезные изменения во внешнеполитической линии США – 12 апреля ушел из жизни дружественный Советскому Союзу президент Франклин Рузвельт, его пост занял Гарри Трумэн .

Назревал важный вопрос: сумеют ли СССР, США и Великобритания продолжить политику сотрудничества и согласованно выступить по важнейшим международным вопросам в послевоенном мир. По инициативе правительств СССР, США, Великобритании и Китая было решено созвать конференцию, которая могла бы выработать взаимовыгодные решения для всех стран – участников ООН и обсудить основные положения Устава этой организации.

Э. Стеттиниус (госсекретарь США)

Энтони Иден (министр иностранных дел Великобритания)

В.М. Молотов (нарком иностранных дел СССР)

Сун Цзы-вень (дипломат, военный и политический деятель Китая)

В середине конференции В.М. Молотова заменил посол в США А.А. Громыко, Э. Идена – министр иностранных дел лорд Галифакс.

Советские войска заняли Кенигсберг.

16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция, которая продолжалась вплоть до 8 мая 1945 года.

1 мая было водружено знамя Победы над рейхстагом.

Основной целью созыва конференции стали разработка принципов и структуры ООН. За основу обсуждений были взяты положения, принятые на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа – 7 октября 1944 г.).

В конференции в Сан-Франциско участвовали представители 50 государств – учредителей ООН. Инициаторами проведения конференции выступили правительства СССР, США, Великобритании и Китая.

5 марта были разосланы приглашения 42 странам, которые 1 января 1942 г. подписали Декларацию Объединенных Наций. В ходе конференции к ним присоединились представители еще нескольких государств, вступивших в войну с Германией и Японией, включая Сирию, Ливан и Саудовскую Аравию.

Численность участников была рекордной в истории мировых конференций : 282 делегата, более 1500 экспертов и советников. Таким образом общее число участников составляло около 3500 человек .

Политическая позиция советской делегации заключалась в том, что необходимо согласовывать отношения с принципами справедливости и равноправия всех миролюбивых стран, независимо от того, насколько большой военной мощью они располагают для предотвращения попыток агрессии. Предполагалось (по предварительной договоренности), что такого же курса придерживаются госсекретарь США Стеттиниус и министр иностранных дел Великобритании Иден.

Перед конференцией В.М. Молотов вылетел из Москвы в Вашингтон для встречи с президентом США Гарри Трумэном, сменившим на посту Франклина Рузвельта. Вместе с Молотовым на четырехмоторном самолете С-54 летели председатель ВЦСПС В.В. Кузнецов и сотрудники НКИД А.А. Соболев и С.К. Царапкин. Первая встреча – 22 апреля – длилась недолго и прошла в спокойной обстановке. Вторая беседа, состоявшаяся 23 апреля, была острой и свидетельствовала о том, что с политикой Рузвельта в отношении СССР покончено.

В числе активных сторонников антисоветского курса были также влиятельные члены американской делегации сенаторы А. Ванденберг и Дж.Ф. Даллес. Был предпринят ряд попыток затянуть решение вопроса об участии в конференции Украины и Белоруссии.

В этих условиях от членов советской делегации требовались немалые усилия для того, чтобы не допустить принятия неприемлемых для СССР решений и отстоять суть предложений, согласованных ранее на конференциях в Думбартон-Оксе и Ялте.

Читайте также: