Нравственные нормы христианства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Религия – это система мировоззрения и мироощущения, основанная на вере в сверхъестественное, богов или Бога, подразумевающая соответствующее поведение и совершение специфических действий (отправление культа).

Мораль – это особая форма общественного сознания, содержащая в себе категории добра и зла, справедливости и т.д., выступающая регулятором поведения человека при помощи принятых в обществе норм.

Соотношение морали и религии

Мораль предстает исторической формой регуляции человеческого поведения в виде сложившихся и развивающихся жизненных принципов, норм, взглядов, убеждений, правил поведения. Мораль предстает как светская категория, напрямую не зависящая от религии. На основе моральных категорий осуществляется поведение человека в обществе, отношение к семье, к конкретному человеку, к коллективу, другим социальным группам. Мораль не является неизменной категорией, вместе с изменением исторических условий менялись представления о хорошем / плохом, добре/зле, справедливости/несправедливости. Первоначально условия выживания человеческого общества были довольно суровы, потому и нормы морали были далеки от понятия гуманизма. Широко известен пример, когда различные племена расправлялись со стариками или другими немощными членами семьи (в частности, ингуши относили стариков для умирания в Долину Смерти, подобным образом поступали германские племена, скифы, чукчи и другие народы). Эта практика сложилась под влиянием экономических проблем (нехватка пропитания), но почти везде она принимает религиозное мистическое оправдание, выражающееся в убедждении, что при помощи таких действ и специальных обрядов умерший перейдет в лучший загробный мир, его избавляют от мучений на земле. Таким образом, мораль и религия оказываются тесно связаны.

Религия создается на основе существующей коллективной этической матрицы, но одновременно, развитие религии определяет изменение духовно-нравственных ориентаций. Взаимовлияние происходит не линейно, а циклично-диалектически. Многие современные достижения культуры, в том числе такая категория, как совесть, вышли из недр религии, формировали нравственный облик народов.

Сходство религии и морали лежит в следующих плоскостях:

Различия общественной морали и религии

Расхождения религии и морали весьма существенны. Так, религия создает особое религиозное мышление, определенную систему догматов, культовых действий, имеет свой религиозные институты, интегрирующим компонентом является религиозное сознание. Основу морали составляет нравственная жизнь общества, обусловленная выработкой правил, гарантирующих выживаемость в обществе, формирования разумных отношений между людьми для формирования человеческого общежития.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормы религии исходят от верховного существа (бога), их нарушение влечет божью кару, нормы морали исходят от человека / общества, санкции в случае их нарушения – собственные мучения совести, чувство вины, общественное порицание и осуждение, социальный остракизм. Нормы религии боле статичны и консервативны, нормы морали более подвержены изменениям, наполняются новым содержанием после под влиянием новых экономических и политических условий.

Религия предполагает верность религиозным ценностям, богу, служение ему, в то время как мораль служит обществу, включает в себя более широкие компоненты, не ограничиваясь религиозной этикой, ее отличают такие признаки, как всеобщность, универсальность, альтернативность, добровольность.

Кроме того, религия и верующие представляют собой общественный институт (церковь – организация, наличие профессиональных служителей культа, имеющих свою иерархию и т.д.), мораль не институализирована, не имеет специального контроля, кроме как общественного мнения и совести человека.

Сущность христианской морали

Сущность христианской морали лежит в причинах его возникновения и распространения. Прежде всего, в I в. н.э. отчетливо ощущался кризис религиозных и философских идеалов, подрыв общественной нравственности, выход нашелся в духовном освобождении, которое спасло бы от отчаяния. Назрела необходимость в утешении и надежде. Существовавшие философские системы не могли этого дать, поскольку философия не была рассчитана на рядовое сознание, а образ жизни многих философов вызывал недоверие. Заполнить образовавшийся вакуум удалось христианству. Христианство дало людям надежду на лучшую жизнь, получение награды за страдание и терпение, хоть и в загробной жизни, на избавление от непосильного гнета, на наступление воздаяния. Новая религия отвечала интересам именно угнетенных слоев населения, а также тех, кто не находил духовную опору.

Основу христианской морали составляют следующие положения:

  • признание порочности природы человека, его склонности к злу и греху;
  • Бог является единственным источником нравственных норм и правил поведения, его заповеди носят абсолютный характер и не требуют обоснования;
  • человек должен безоговорочно следовать воле Бога, полностью отказываясь от своей, любая несправедливость и беда должны приниматься как ниспосланные свыше;
  • пессимистическая традиция религии связана с верой в конец света и страшный суд; оптимистическая традиция связана с установлением Царства Божьего на земле.

Необходимо отметить, что христианская мораль также имеет исторический характер и тоже менялась под влиянием новых общественных условий. Христианская религия оказывала значительное влияние на духовный мир человека, в том числе в деле формирования его нравственности.

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия. Выражается этика христианства в христианском этосе, определенном стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия. Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

христианская этика — не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в её культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя) христианская этика парадоксальна постольку, поскольку парадоксальна вера в распятого и воскресшего Бога.

Как грех может быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать может проявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословский аспект — она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой. Христианская этика во многом схожа с иудейской этикой; возможно, наиболее значительное отличие христианской этики — заповедь о любви к врагам, данная в Нагорной проповеди. Христианская этика берёт начало в ветхозаветных Десяти Заповедях, получает развитие в Псалмах и литературе. Особое этическое значение получает церковь у блаженного Августина. Центральной идеей Августина является прирождённая греховность человека.

После грехопадения первого человека человеческая природа потеряла возможность самоопределения в сторону добра. Для нравственного совершенства и спасения человека необходима благодать. Но благодать даруется Богом только членам церкви; поэтому только крещение даёт спасение. Человек, не принадлежащий к церкви, не может быть нравственным в истинном смысле слова. Добродетели язычников — это, в сущности, пороки, имеющие только блестящую внешность. Но и принадлежность к церкви не служит гарантией спасения: лишь избранные Богом получают благодать и спасаются. Благодать — это дар Бога осквернённому грехом человечеству.




Идея высшего блага совпадает у Августина с понятием града Божия (Civitas Dei), как высшей божественной мировой организации, имеющей провиденциальное осуществление в мире. Вообще вся этика Августина проникнута крайним супранатурализмом. Человек является у него лишь материалом нравственного совершенствования, истинным источником которого можно признать только Бога, а необходимым посредником — церковь; получаемая свыше благодать становится эквивалентом добродетели.

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия. Выражается этика христианства в христианском этосе, определенном стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия. Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

христианская этика — не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в её культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя) христианская этика парадоксальна постольку, поскольку парадоксальна вера в распятого и воскресшего Бога.

Как грех может быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать может проявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословский аспект — она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой. Христианская этика во многом схожа с иудейской этикой; возможно, наиболее значительное отличие христианской этики — заповедь о любви к врагам, данная в Нагорной проповеди. Христианская этика берёт начало в ветхозаветных Десяти Заповедях, получает развитие в Псалмах и литературе. Особое этическое значение получает церковь у блаженного Августина. Центральной идеей Августина является прирождённая греховность человека.

После грехопадения первого человека человеческая природа потеряла возможность самоопределения в сторону добра. Для нравственного совершенства и спасения человека необходима благодать. Но благодать даруется Богом только членам церкви; поэтому только крещение даёт спасение. Человек, не принадлежащий к церкви, не может быть нравственным в истинном смысле слова. Добродетели язычников — это, в сущности, пороки, имеющие только блестящую внешность. Но и принадлежность к церкви не служит гарантией спасения: лишь избранные Богом получают благодать и спасаются. Благодать — это дар Бога осквернённому грехом человечеству.

Идея высшего блага совпадает у Августина с понятием града Божия (Civitas Dei), как высшей божественной мировой организации, имеющей провиденциальное осуществление в мире. Вообще вся этика Августина проникнута крайним супранатурализмом. Человек является у него лишь материалом нравственного совершенствования, истинным источником которого можно признать только Бога, а необходимым посредником — церковь; получаемая свыше благодать становится эквивалентом добродетели.

Главная книга христианства – Библия. В ней заложены все основы христианского вероучения, этические нормы поведения человека в обществе, общечеловеческие культурные и правовые основы человеческого бытия.

Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.

В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия), невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.

Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.

Вкусив запретный плод, первый человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.

Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.

А какую цель, кроме устроения совершенного бытия, может преследовать Господь Бог?

И библейские пророчества, и вся логика христианской теории эволюции бытия свидетельствуют о намерении Бога устроить совершенное бытие, но гармоничное мироустроение может основываться только на всеобщем и добровольном соблюдении законов добра.

Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали. Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.

В христианской системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла , понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности. К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.

Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов: отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм; исчерпывающей предметной полнотой; всеобъемлющей универсальностью; и невероятной нравственной высотой.

Эта качественная исключительность евангельской этики свидетельствует не только об ее предметной истинности, но и об ее сверхъестественном происхождении.

Об исключительности евангельской этики свидетельствует хотя бы то, что в иных этических системах полностью или почти полностью отсутствует принципиально важная для гармонии человеческих отношений, сложная для понимания, и очень болезненная этическая дилемма: гордость-смирение, занимающая в христианском нравственном богословии одно из центральных мест.

Евангельские (этические) законы, (законы добра и зла) преследуют ту же цель, что и два других поведенческих кодекса: право и этикет - это поддержание порядка в обществе

Библейские этические нормы осуждают ложные религиозные культы и обряды . Множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят мально - обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.

Воля же Отца Небесного, изложенная в Евангельских заповедях заключается исключительно в этических требованиях, предъявляемых человеку.

Классификация христианских понятий, относящихся к предмету морали, привела некоторых библиологов к построению следующей этической системы:

1. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т.п.).

2. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).

3. Терпимость - (прощение, сдержанность, уступчивость, снисходительность, великодушие и т.п.)

4. Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т.п.).

5. Скромность .

Совестливость , в понимании христианской этики - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их. Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.

Самодовольный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови. Совестливый же, избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь совершенней.

Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением. Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.

Согласно христианскому вероучению невозможно быть безупречно - добросовестным хотя бы из-за того, что зло неотъемлемо от любых человеческих проявлений, но возможно увидеть свою вину, раскаяться и стать лучше. Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.

- благожелательность (желание блага другому как самому себе, доброта);

- сострадательность (следствие благожелательности), милосердие, отзывчивость, сочувствие, неспособность причинить зло (человек сострадательный не способен причинить зло другому, потому что это было бы равносильно причинению им зла самому себе);

- жертвенность (следствие сострадательности), щедрость, самоотверженность, подвиг;

- соучастие радости (следствие жертвенности);

- симпатия (следствие соучастия радости, расположение, приязнь);

- духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству;

- телесное влечение – эрос, нравственная семейная жизнь.

Бездушность, безжалостность, бесчувственность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, черствость, способность причинить зло - вот проявления эгоизма. Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.

Добродетель библейской терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости. Терпимость - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла. Терпимость, это прежде всего способность прощать. Терпимость без прощения - это сокрытие зла. Простить - это, значит, принести в жертву миру раненую гордыню, праведную обиду, справедливый гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть. Прощение - это отпущение грехов против себя. Великодушие в прощении. Сильному легко прощать, слабому – трудно….

Если вдуматься, то станет очевидно, что мера дружественности человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим неприятелям.

Полюбить своего недруга вроде бы и невозможно, но если проявить христианское великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот вам и любовь к врагу.

Нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия, это сохранение свободы своей воли от пристрастия к ним. Страсть к преумножению своего довольства является смертным грехом, то есть таким грехом, который становится натурой человека, который подчиняет волю, свободу и совесть человека необратимо. Зло смертного греха (страсти) в том, что человек, попавший в его власть, становится не волен в выборе модели своего поведения, он становится недружественным и даже опасным сопричастником бытия.

Ещё один постулат христианской этики заслуживает внимания – умеренное и разумное удовлетворение потребностей человека . Потребности человека бывают трех видов:

  • Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).
  • Потребность в безопасности (проявляется как тревожная озабоченность перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и тому подобным, и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).
  • Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, к информации, к алкоголю и наркотикам).

Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию. Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционально-информационного голода, который и толкает человека к действию. Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.

Подобным образом можно рассмотреть все библейские этические нормы бытия. Как видно, все они основаны на общечеловеческих ценностях и присущи вероисповеданиям абсолютного большинства религий мира.
***

10 заповедей христианства

Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.

Основные заповеди христианства

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.

Основные идеи христианства по заповедям

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.

10 заповедей христианства

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.

Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.

Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.

Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.

Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:

То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.

Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.

Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.

Не убивай

Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.

Поэтому Господь всегда взыщет разбитый сосуд, если кто-то посягнет на чужую жизнь. Нельзя убивать детей в утробе, так как это новая жизнь, принадлежащая Богу. С другой стороны, никто не может убить жизнь полностью, так как тело – это лишь оболочка. Но истинная жизнь, как дар Божий, совершается в этой оболочке и ни родители, ни другие люди – никто не имеет права отнимать ее.

Не прелюбодействуй

Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.

Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.

Не укради

Глубокое заблуждение считать приобретением то, что добыто неправедно. Нас окружает невидимый мир, для которого ничего не будет сокрыто. Это ангелы Божии, которые следят за порядком и не оставят несправедливость как есть.

Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.

Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.

Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.

Читайте также: