Рецензия последний самурай кратко

Обновлено: 02.07.2024

The Last Samurai (2003, США, Япония, Новая Зеландия) , IMDb: 7.8


Под Японией каждый, естественно, подразумевает свое. Французы видят в ней страну невскрываемых кодов и недоступных нам иерархий, Тарантино — условный задник для боевых искусств, София Коппола — калейдоскоп непонятных слов и рекламных неонов, так подходящий для одиночества. Общее между ними только одно: Япония — это как бы другая планета, где действуют старые, уже вымершие на нашей планете законы и не действуют законы земного притяжения. Понять ее невозможно, победить — тоже. Она — другая и именно этим непобедима. Тут трудно не задаться вопросом: с чего это в начале XXI века Западу, уже через все прошедшему, понадобился Другой?

Чтобы понять, что имеется в виду, необходимо разобраться с историей. Вплоть до последней четверти XIX века Япония была раздробленной, полностью изолированной страной, где пойманного иностранца просто сразу казнили от греха подальше. В 1876 году, когда начинается действие фильма, император Мэйдзи, с юных лет мечтавший о единой Японии, решает наконец покончить с феодальной раздробленностью и с этой целью нанимает американских офицеров, среди которых Том Круз — капитан Олгрен, эдакий Буффало Билл, спившийся и превратившийся в мюзик-холльного фигляра герой войны с индейцами. Ему предстоит вымуштровать императорскую армию, чтобы подавить самурайское восстание и тем самым покончить с самурайским режимом. Только так Япония может стать частью мира. В ходе боя, в который его подопечные брошены без всякой подготовки, Круз теряет свою армию и попадает в плен к самураям. Там, в горах, он видит другую Японию — незапачканную американскими торгашами страну стихийных страстей и неизменяемых ритуалов, рукопашной доблести и смертельной чести. Эта самурайская Япония — Атлантида, и Круз знает, что она обречена. Но все равно выбирает ее. Он идет к императору и просит его расторгнуть договор с американцами, поскольку тот противоречит интересам японского народа…

Посмотрел -- не стошнило -- улыбнулся -- вышел -- забыл намертво. Несмотря на четыре "оскаровских" номинации, "Последний самурай" Эдварда Цвика с бюджетом в 100 млн. долларов почти полностью вписывается в этот алгоритм. Идея очередной японизации Голливуда в этом году понятна. Почти вся Америка несколько лет уже принадлежит японцам. Они это не афишируют, но теперь это знает каждый американец. Вот и пытаются разобраться, как вышла такая историческая несправедливость.


Последний самурай

Последний самурай (2003)
The Last Samurai
боевик, драма
Режиссер: Эдвард Цвик
В ролях: Кен Ватанабе, Том Круз, Коюки, Уильям Этертон, Тони Голдуин
Премьера: 5 февраля 2004 года
Смотри на

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма


Тем не менее, свое он отобрал, и ряд регулярно удачных сцен по ходу повествования достойно венчается главной битвой. Во-первых, такую игру в солдатики, когда "эрсте колонне марширт, цвайте колонне марширт", одни с луками и мечами, другие с ружьями и пушками, элементарно трудно развести на поле боя, чтобы ничего-никого не забыть и все сработало по идее "врешь, не убьешь". Во-вторых, приключения этой идеи, когда армия Омуры сначала погорела, а потом вывела пулеметы, и еще потом – понятно что – они очень психологически точные и законченные. То есть битва сама по себе – отдельное кино, большая красочная метафора довольно сложной психологической ситуации, в каких условиях возможен вообще выигрыш и в чем он состоит.

Кроме того, в "Последнем самурае" есть ряд удачных острот и традиционно изящно сыграл свой эпизод англичанин Тимоти Сполл.


…1876 год. Американец Нэтан Элгрен (Том Круз), ветеран гражданской войны, получает предложение обучать военному делу японских солдат для подавления восстания мятежных самураев под предводительством Катсумото (Кен Ватанабе). Нэтан, не раздумывая, соглашается поехать в Японию, потому что он чудовищно одинок и ему абсолютно нечего терять в родной стране…
За предложенное вознаграждение Нэтан готов пойти на многое, в том числе на убийства самураев. Самураи представляются ему дикими варварами, внушающими мистический ужас местному населению.
Но судьба распорядится по-своему – капитан Элгрен попадёт в плен к Катсумото. И, как ни странно, именно здесь, в самурайской деревне, расположенной в горах, он обретёт душевный покой. Изумительная неповторимая природа вдали от цивилизации поможет заживить его душевные раны. Оказавшись среди тех, кого раньше считал варварами, Нэтан с удивлением откроет для себя совершенно другой мир, основанный на чести, благородстве, служении, храбрости, самопожертвовании и высокоразвитой культуре. И этот мир станет для него близким и родным.
"Последний самурай" пропитан уважением к японской культуре, что нехарактерно для американских фильмов, прославляющих свою культуру. Более того, создатели фильма не боятся показать, что американцам стоит многому поучиться у восточных людей – терпению, благородству, трудолюбию, дисциплине, умению ценить каждый миг прожитой жизни…
В то же время картина наполнена трагизмом: самураи ни не могут противостоять бурному развитию цивилизации, а императору больше не нужны воины, в совершенстве владеющие боевыми искусствами. Их мир утопичен, и восстание самураев под предводительством Катсумото – не что иное, как агония. Эпоха самураев прошла, и вместе с ней были утрачены вековые традиции, накопленный опыт боевых искусств, стали обесцениваться такие ценности, как честь и благородство.
Не менее важная сюжетная линия – отношения между Катсумото и капитаном Элгреном. Первоначально Катсумото оставляет Нэтана в живых, чтобы "изучить своего врага". Но здесь есть и нечто другое. Видя, как отчаянно сопротивлялся Нэтан, оказавшись один, израненный, в окружении множества самураев, как он боролся до конца, Катсумото проникается уважением к своему противнику. Он видит в нём себя. Ведь борьба Катсумото и его немногочисленных сподвижников, имеющих на вооружении только лук и мечи, с армией императора, оснащённой огнестрельным оружием, намного превосходящей самураев по численности, так же отчаянна. И капитан Элгрен, и Катсумото – бесстрашные воины, для которых сберечь честь и достоинство важнее сохранения жизни…
Очень трогательно отражена любовная линия фильма. Никакой эротики, а уж тем более пошлости. Единственный поцелуй, при котором Нэтан и Тако лишь слегка касаются губ, случайно оголённое плечо Тако, смущённые взгляды, которые они бросают друг на друга - это все, что можно увидеть в "Последнем самурае" из любовных сцен. Но как же завораживают эти сцены – между Нэйтоном и Тако явно зарождается сильное чувство, и так хочется, чтобы они были вместе!
Если же говорить об актёрской игре, то она в "Последнем самурае" выше всяких похвал. Том Круз не относится к числу моих любимых актёров, но не могу не признать, что роль Нэтана сыграна им блестяще. Убедительно показаны его эмоции, невозможно оставаться равнодушным к его переживаниям. Круз точно сумел показать те метаморфозы, которые происходят с его героем: вначале капитан Элгрен – одинокий потерянный человек, испытывающий сожаление по поводу своего прошлого; в конце же – человек, родившийся заново, живущий в гармонии с собой и окружающим миром, научившийся любить и жертвовать собой. Заслуживают уважения также навыки восточных единоборств и свободное владение японским языком, демонстрируемые Крузом в "Последнем самурае". Не зря он 2 года работал над ролью.
Не менее ярко сыграна роль Катсумото Кеном Ватанабе. Катсумото в его исполнении получился сильной личностью, мужественным благородным воином, мастерски владеющим телом и мечом, и при этом тонко чувствующим. Ватанабе ничуть не переигрывал, что так важно для того, чтобы найти у зрителя отклик, а не реакцию отторжения. Стоит отметить, что он и внешне фактурный актёр, статный, интересный. Жаль, что номинация на "Оскар" за роль Катсумото не принесла Ватанабе победы – он заслужил эту награду.
Коюки органична в образе Тако – женственной, нежной, хрупкой, и в то же время сильной духом японки. Её взгляд, жесты, мимика, походка – она действительно похожа на японскую женщину тех времён, раскрыты и личностные качества героини.
Качественно выполнена операторская работа. Живописные пейзажи радуют глаз – горы, луга, цветущая сакура, по неземной красоте напоминающая райский сад… Даже капля воды, стекающая с сосульки, снята так, словно эта капля – самое совершенное, что есть в природе. После просмотра "Последнего самурая" возникает непреодолимое желание побывать в стране восходящего солнца для того, чтобы полюбоваться этой диковинной красотой.
С грандиозным размахом поставлены батальные сцены. Удачно использована замедленная съёмка некоторых моментов. А сцены, в которых Нэтан в одиночку сражается сначала - с самураями, а потом, безоружный – с противниками Катсумото, смотрятся с затаённым дыханием.
Грустная проникновенная музыка с восточными мотивами, написанная Гансом Циммером, подчёркивает драматизм, романтическую атмосферу и самурайскую тематику картины. Прекрасны все композиции саундтрека, но особенно впечатляют лирическая "A Way Of Life", мощная героическая "The Way Of The Sword" и величественная "A Small Measure Of Peace". Музыка идеально подходит для фильма, но её можно слушать и отдельно, как самостоятельное произведение. Саундтрек к "Последнему самураю", хотя и не был удостоен высших кинематографических наград, является одним из лучших в творчестве композитора.
Есть у этой картины и минус. Так, любой исторический фильм в той или степени сочетает реализм с художественным вымыслом, что вполне допустимо. Но при создании кино важно, чтобы вымысел не выглядел сказкой. В целом "Последний самурай" получился реалистичным, но финальные сцены кажутся неправдоподобными. Однако считать ли это серьёзным недостатком? Концовка выглядит фантастично, но так хочется верить увиденному …
Резюме: невероятно красивая, мощная историческая драма с глубоким смыслом и замечательной актёрской игрой.

…1876 год. Американец Нэтан Элгрен (Том Круз), ветеран гражданской войны, получает предложение обучать военному делу японских солдат для подавления восстания мятежных самураев под предводительством Катсумото (Кен Ватанабе). Нэтан, не раздумывая, соглашается поехать в Японию, потому что он чудовищно одинок и ему абсолютно нечего терять в родной стране…
За предложенное вознаграждение Нэтан готов пойти на многое, в том числе на убийства самураев. Самураи представляются ему дикими варварами, внушающими мистический ужас местному населению.
Но судьба распорядится по-своему – капитан Элгрен попадёт в плен к Катсумото. И, как ни странно, именно здесь, в самурайской деревне, расположенной в горах, он обретёт душевный покой. Изумительная неповторимая природа вдали от цивилизации поможет заживить его душевные раны. Оказавшись среди тех, кого раньше считал варварами, Нэтан с удивлением откроет для себя совершенно другой мир, основанный на чести, благородстве, служении, храбрости, самопожертвовании и высокоразвитой культуре. И этот мир станет для него близким и родным.
"Последний самурай" пропитан уважением к японской культуре, что нехарактерно для американских фильмов, прославляющих свою культуру. Более того, создатели фильма не боятся показать, что американцам стоит многому поучиться у восточных людей – терпению, благородству, трудолюбию, дисциплине, умению ценить каждый миг прожитой жизни…
В то же время картина наполнена трагизмом: самураи ни не могут противостоять бурному развитию цивилизации, а императору больше не нужны воины, в совершенстве владеющие боевыми искусствами. Их мир утопичен, и восстание самураев под предводительством Катсумото – не что иное, как агония. Эпоха самураев прошла, и вместе с ней были утрачены вековые традиции, накопленный опыт боевых искусств, стали обесцениваться такие ценности, как честь и благородство.
Не менее важная сюжетная линия – отношения между Катсумото и капитаном Элгреном. Первоначально Катсумото оставляет Нэтана в живых, чтобы "изучить своего врага". Но здесь есть и нечто другое. Видя, как отчаянно сопротивлялся Нэтан, оказавшись один, израненный, в окружении множества самураев, как он боролся до конца, Катсумото проникается уважением к своему противнику. Он видит в нём себя. Ведь борьба Катсумото и его немногочисленных сподвижников, имеющих на вооружении только лук и мечи, с армией императора, оснащённой огнестрельным оружием, намного превосходящей самураев по численности, так же отчаянна. И капитан Элгрен, и Катсумото – бесстрашные воины, для которых сберечь честь и достоинство важнее сохранения жизни…
Очень трогательно отражена любовная линия фильма. Никакой эротики, а уж тем более пошлости. Единственный поцелуй, при котором Нэтан и Тако лишь слегка касаются губ, случайно оголённое плечо Тако, смущённые взгляды, которые они бросают друг на друга - это все, что можно увидеть в "Последнем самурае" из любовных сцен. Но как же завораживают эти сцены – между Нэйтоном и Тако явно зарождается сильное чувство, и так хочется, чтобы они были вместе!
Если же говорить об актёрской игре, то она в "Последнем самурае" выше всяких похвал. Том Круз не относится к числу моих любимых актёров, но не могу не признать, что роль Нэтана сыграна им блестяще. Убедительно показаны его эмоции, невозможно оставаться равнодушным к его переживаниям. Круз точно сумел показать те метаморфозы, которые происходят с его героем: вначале капитан Элгрен – одинокий потерянный человек, испытывающий сожаление по поводу своего прошлого; в конце же – человек, родившийся заново, живущий в гармонии с собой и окружающим миром, научившийся любить и жертвовать собой. Заслуживают уважения также навыки восточных единоборств и свободное владение японским языком, демонстрируемые Крузом в "Последнем самурае". Не зря он 2 года работал над ролью.
Не менее ярко сыграна роль Катсумото Кеном Ватанабе. Катсумото в его исполнении получился сильной личностью, мужественным благородным воином, мастерски владеющим телом и мечом, и при этом тонко чувствующим. Ватанабе ничуть не переигрывал, что так важно для того, чтобы найти у зрителя отклик, а не реакцию отторжения. Стоит отметить, что он и внешне фактурный актёр, статный, интересный. Жаль, что номинация на "Оскар" за роль Катсумото не принесла Ватанабе победы – он заслужил эту награду.
Коюки органична в образе Тако – женственной, нежной, хрупкой, и в то же время сильной духом японки. Её взгляд, жесты, мимика, походка – она действительно похожа на японскую женщину тех времён, раскрыты и личностные качества героини.
Качественно выполнена операторская работа. Живописные пейзажи радуют глаз – горы, луга, цветущая сакура, по неземной красоте напоминающая райский сад… Даже капля воды, стекающая с сосульки, снята так, словно эта капля – самое совершенное, что есть в природе. После просмотра "Последнего самурая" возникает непреодолимое желание побывать в стране восходящего солнца для того, чтобы полюбоваться этой диковинной красотой.
С грандиозным размахом поставлены батальные сцены. Удачно использована замедленная съёмка некоторых моментов. А сцены, в которых Нэтан в одиночку сражается сначала - с самураями, а потом, безоружный – с противниками Катсумото, смотрятся с затаённым дыханием.
Грустная проникновенная музыка с восточными мотивами, написанная Гансом Циммером, подчёркивает драматизм, романтическую атмосферу и самурайскую тематику картины. Прекрасны все композиции саундтрека, но особенно впечатляют лирическая "A Way Of Life", мощная героическая "The Way Of The Sword" и величественная "A Small Measure Of Peace". Музыка идеально подходит для фильма, но её можно слушать и отдельно, как самостоятельное произведение. Саундтрек к "Последнему самураю", хотя и не был удостоен высших кинематографических наград, является одним из лучших в творчестве композитора.
Есть у этой картины и минус. Так, любой исторический фильм в той или степени сочетает реализм с художественным вымыслом, что вполне допустимо. Но при создании кино важно, чтобы вымысел не выглядел сказкой. В целом "Последний самурай" получился реалистичным, но финальные сцены кажутся неправдоподобными. Однако считать ли это серьёзным недостатком? Концовка выглядит фантастично, но так хочется верить увиденному …
Резюме: невероятно красивая, мощная историческая драма с глубоким смыслом и замечательной актёрской игрой.

Последний самурай кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Последний самурай (2003): смотреть онлайн

отзывы

Ужасная каша на американском бульоне с японскими приправами.
Патетика, патетика и еще раз патетика.
Вот так янки и представляют себе иные цивилизации - примитивными, причудливо-забавными и недостойными существования в их "демократическом" мире.
Уничтожают безжалостно.
Но зато какая светлая и умиротворенная печаль застилает их глаза потом.
Том Круз - великий пропагандист американских смыслов.
А мог бы достичь большего.

Чем дальше в лес (в смысле - чем больше времени проходит после реальных событий), тем благороднее пираты, рыцари и прочие самураи. А мне вот всё время просмотра этого (в целом неплохого, надо сказать) фильма вспоминалась прочитанная где-то фраза "Самурай мог зарубить крестьянина просто так, чтобы проверить - хорошо ли заточен его меч".

На мой взгляд, более реалистично самураи показаны в сериале 1980 года "Сёгун" (с Р. Чемберленом) и его первоисточнике - одноименном романе Джеймса Клэвелла.

№8 Борис Нежданов
В целом довольно удачное соединение голливудского боевика с японской самурайской экзотикой. Смотреть интересно, героям сопереживаешь, съемки очень красивые. А насколько достоверно исторически, по-моему, не стоит заморачиваться, а просто смотреть качественное приключенческое кино.

И плюс японская женщина, в которую невозможно не влюбиться. Кстати, на сей раз это не голливудский приёмчик. Потрясающие японские женщины (не на ночь, а на всю жизнь) проплывают на экранах, причём японских, аж с 50-хх гг 20-го века.

Фильм всё же открывает зрителю мир самурая. Показан правильный процесс самоубийства ( в конце первого сражения). Наглядно видно, что достойная смерть для самурая - это не конец, а цель. Да и отношения между родственнниками тоже японские. Почитание Императора как Бога. Хотя сам он показан явно земным. Для знакомства с японскими традициями фильм приемлем.

Вы правы, проникновение в тему взаимоотношений американцев глубже, нежели в темы японские. Боевые сцены - это голливудчина, куда там до последнего боя в "7 самураях", под проливным дождём, по колено в грязи, никаких сказочных приёмов, абсолютная достоверность.

Периодически пересматриваю этот фильм. Сценарий отличный. В общем фильм достоверный, в деталях - много ошибок. Но актёры не понравились. Отлично сыграна только сестра Кацумото. Остальные - или плохо подобраны, или переигрывали, или неважно играли.
Но мне интересен смысл показанного. Раньше я воспринимал этот фильм, как демонстрацию борьбы двух жизненных укладов, как фильм о самураях и новых японцах. Теперь же открыл новый взгляд.
В центре фильма - противостояние двух бывших сослуживцев - капитана Олгрина и полковника Батли. Оба были участниками военного преступления. но вышли из него различно. Батли готов оправдать всё тем, что "выполнял приказ". Для капитана это оправдание неприемлемо. чувствуя свою вину, он начинает спиваться и терять смысл жизни. Перед ним или люди, подобные полковнику, или толпа, требующая зрелищ. Судьба сводит двух героев в Японии, где оба готовят новую японскую армию. Капитан немного воспрял духом, но по настоящему изменился, только встретившись с Кацумото. Олгрин увидел, что есть ещё порядочные люди на свете, и их много. И теперь, когда жизнь снова обрела смысл, капитан искупает свою вину, встретившись на поле боя со своим бывшим командиром. При просмотре стоит обратить внимание на воспоминания Олгрина и его диалоги с Батли, которые возникают от начала до конца фильма.
Отличная военная драма!

Забавно что многие пишут о правдоподобии показанного,а что все бывали в Японии и поняли их культуру?)))
А так конечно все предсказуемо.Чем-то напомнило "Танцы с волками".

Фильм в высшей степени качественный, но больше 1 раза не смотрел.
Люблю самурайскую тему. Да и тему про все японское вообще.
Вот посмотрел "Ножны самурая". Комедия с элементами трэша и сатиры, но дух Бусидо передает лучше, чем ПС.

№ 2 Ольга М, @e-mail (Москва) 17.11.2010 18:48
Для проверки можно почитать Алмазную колесницу - Акунина - одного из лучших переводчиков с японского или Клавела "Сегун". Посмотрела фильм после поездки в Японию у меня тоже было чувство главного героя. На европейцев смотрят как на умную дворняжку с интересом и сожалением. Это просто другой мир.

Действительно хороший фильм. Очень правдоподобно. Снято красиво и с душой. Том Круз - не мой любимый актёр, но в данном фильме не придраться, все просто великолепно. Даже враг уважает настоящего воина. Кино пронизано духом Востока, духом истинного мужества. Во многом благодаря Кену Ватанабе. Мне понравилось.

В целом довольно удачное соединение голливудского боевика с японской самурайской экзотикой. Смотреть интересно, героям сопереживаешь, съемки очень красивые. А насколько достоверно исторически, по-моему, не стоит заморачиваться, а просто смотреть качественное приключенческое кино.

Фильм интересен как наглядное пособие по японской военной психологии и морали. Все остальное - Голливуд. А Круз так до сих пор и играем Митчелла-Маверика (Top Gun) не взрослея.

Вроде бы фильм снят неплохо, хотя сценарий конечно не идеальный и к реальным событиям имеет лишь косвенное отношение. Но что-то не так, почему-то присутствует ощущение искусственности.
Есть несколько удачных сцен, например когда расстригают молодого самурая сына Кацумото. Но есть также и не очень логичные, шаблонные моменты.
Например, в первой битве плохо обученные солдаты паникуют и разбегаются. Тогда главный герой сам вступает в схватку, и, хотя врятли у него был большой опыт сабельного боя, он вначале саблей, а затем копьём без труда побеждает нескольких одоспешенных самураев, изучавших работу с холодным оружием всю жизнь.
Но, уже будучи в плену, Альгрен проводит тренировочные поединки с японским мастером и, конечно, проигрывает. Ну то что за полгода американец смог постичь японскую культуру, выучить язык и освоить кэндо - это ещё ладно.
Но вот в финальной битве уже всё совсем странно. Во-первых снята она так, будто происходит где-то на сцене, а не на природе. Солдаты которые раньше разбегались в ужасе при одном виде самурайской конницы, теперь уже хладнокровно встречают их атаку, не только безукоризненно стреляют, но даже в штыковом бою сражаются с ними на равными. И это несмотря на то, что у них не было боевого опыта. А затем уцелевшие самураи скачут в атаку прямо на орудия, хотя судя по тому, как это показано в фильме, они вполне могли обойти и атаковать сбоку или сзади. И, конечно, их расстреливают из пушек Гатлинга. Но в действительности в битве на Сирояме всё было немного наоборот. Самураи оборонялись, заняв позицию на холме, и при этом вполне использовали ружья, а имперские войска их атаковали.
Ну и в фильме, конечно, император, узнав о гибели Кацумото, берёт власть в свои руки и отказывается подписать договор с американцами, поскольку надо же показать, что вся эта битва была не зря. Хотя на самом деле всё также было наоборот.

Неплохая работа,с интересом смотрится!Только всё равно.чувство двойственное:немало наших "солдатушек - ребятушек" потом этим всем добром оружейным американским "самураи" положили в 1904-1905-ом!Правда,и "дяде Сэму" потом это тоже здорово аукнулось - почти через 40 лет.
П.С. Т.Круз хорош,да и другие неплохо сыграли.Можно посмотреть разок!

Читайте также: