Изобразительное искусство московского царства кратко

Обновлено: 07.07.2024

Автор материалов - Елена Владимировна Миронова.
Русская живопись до XVII века имела преимущественно религиозный характер. Иконы, фрески и мозаики украшали храмы. Иконы висели и в домах на почетном месте – в красном углу.
Я надеюсь, вы помните, что икона – это священный образ, выполненный красками на дере-вянной доске или стенах церкви. Фреска – вид настенной живописи, в которой краски наносятся на сырую штукатурку.
Мастера, создававшие иконы и фрески, творили, подчиняясь строгому канону – то есть стро-гим правилам. За их исполнением следила церковь.
Наша задача – познакомиться с известнейшими русскими иконописцами XIV-XVII вв. и узнать, какие новые жанры искусства появились в России в XVII-XVIII вв.

Выдающимся живописцем конца XIV – начала XV века был Феофан Грек. Греком его называли, потому что он был родом из Византии. Феофан Грек расписывал церкви в Новгороде и Москве, писал иконы. Лики, выполненные Феофаном Греком, отличаются индивидуальными выразительными чертами. Они выглядят сурово и грозно.


Спас Вседержитель.
Фреска церкви Спаса на Ильине
улице в Новгороде.



Иоанн Предтеча.
Фрагмент иконы.
Феофан Грек.

До XVI в. живопись в России была всецело ориентирована на религию. Она рассматривалась как сакральное искусство. Ее основными формами были иконы и фрески.

Древнерусская архитектура также была по преимуществу религиозной, связанной со строительством церквей и монастырей, ветвь архитектуры служила национальной обороне, строительству крепостей. И разумеется, для каждодневных нужд народа наиболее важной архитектурной деятельностью было строительство жилья.

В центральной и северной части России с древних времен дерево было единственным строительным материалом. После обращение в христианство было постепенно освоено каменное зодчество (в камне и кирпиче) в соответствии с византийскими и грузинскими канонами. В XII и в первой трети XIII в. Владимиро-Суздальская земля стала центром русского искусства каменного зодчества, но артели мастеров были уничтожены монголами, или угнаны ими в плен.1599 Новгород и Псков были в меньшей степени затронуты монгольским нашествием и каменные церкви продолжали строиться там в течение ХIV и XV вв. В Москве подлинное архитектурное возрождение наступило лишь с привлечением Иваном III в 1470-х гг. итальянских мастеров.

Иконопись пострадала от монголов меньше, чем архитектура в связи с тем, что была в основном работой индивидуальной и могла делаться незаметно. Кроме того, многие из иконописцев были монахами и находились под защитой церкви, которой монгольскими ханами даровались грамоты о неприкосновенности.1600

Согласно древнерусским представлениям, иконописцы должны были рассматривать свою работу как долг перед Богом. Они должны были вести праведную жизнь, строго соблюдать посты и часто исповедоваться.1601 Эстетическим принципом иконописца было подчинение своей собственной индивидуальности религиозной сущности иконы. работа должна была выражать его характерные черты и таким образом поддерживать стиль, существующий много лет. Однако стиль выражения мог меняться со временем и в различных регионах страны.

Византийским канонам противоречило изображение божества в реалистической манере. Не разрешалось создание образов Бога-Отца (Саваофа). Бог-Сын (Иисус Христос), поскольку он имел воплощение, мог изображаться во плоти как человек.1603 Святой Дух мог изображаться лишь символически, обычно как голубь.

Символическое изображение Святой Троицы, приемлемое для Византии, представляло собою трех ангелов, в образе которых Бог явился Аврааму (Биб. 18:1-15). На это намекает и послание св. Павла к евреям (13:2). В византийском и русском искусстве эта композиция стала известна как ветхозаветная Троица.

Иконы иконостаса располагались в определенном порядке.1605 Центральная композиция была известна в России как Деисус, что является искажением греческого термина deesis, или молитвы. Он изображал Христа на троне с Богородицей по правую руку и св. Иоанном Крестителем по левую. Эти три фигуры (в полном Deesus) окружены образами архангелов, апостолов и отцов церкви.

Другим типом русской иконы была молельная икона для дома. Они в конечном итоге и стали особенно многочисленными. Ежедневная молитва перед ними создавала связь человеческого существа со святым образом.

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Если в литературе первой трети XIX в. романтизм господствовал, то в монументальном искусстве его доминирование не было столь однозначным. В архитектуре, например, в первой половине XIX в. наблюдался расцвет неоклассицизма. Но к середине столетия

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. выделяется несколько этапов. Классицизм сохранялся до середины 1830-х гг., его сменил эклектизм. Для 30 – 50-х гг. XIX в. было характерно обращение к византийскому и древнерусскому наследию.

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Архитектура. Русско-византийский стиль, появление которого связано с именем К. А. Тона, многие современники оценивали критически. Русские зодчие стремились возродить национальные традиции в архитектуре. Эти идеи воплощал А. М.

§ 20. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР

§ 20. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР АРХИТЕКТУРА. Первая половина XIX в. – время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был классицизм. Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил внешний облик городов России: по числу и масштабам

§ 5. Живопись и архитектура

§ 5. Живопись и архитектура Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т. д. Тематика гравюр была довольно

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации

5. Церковная архитектура. — Возрождение ее в XII веке. — s. maria in cosmedin. —s. maria in trastevere. — Живопись в Риме.— Зарождение скульптуры. — Первые Космати. — Евгений III и Целестин III приступают к постройке ватиканского дворца

5. Церковная архитектура. — Возрождение ее в XII веке. — s. maria in cosmedin. —s. maria in trastevere. — Живопись в Риме.— Зарождение скульптуры. — Первые Космати. — Евгений III и Целестин III приступают к постройке ватиканского дворца С прекращением борьбы за инвеституру для Рима явилась

§ 3. Архитектура, ремесло, живопись Корё

§ 3. Архитектура, ремесло, живопись Корё Считается, что Корё, помимо знаменитого селадона, было известно своими изделиями из бронзы, в частности бронзовыми зеркалами. Чаще всего зеркала имели круглую форму, однако изготавливались зеркала и в форме цветочного лепестка или

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Если в литературе первой трети XIX в. романтизм господствовал, то в монументальном искусстве его доминирование не было столь однозначным. В архитектуре, например, в первой половине XIX в. наблюдался расцвет неоклассицизма. Но к середине столетия

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Хотя то, что нам известно о славянах языческого периода, ни в коей мере не свидетельствует о высокой ступени развития их художественного творчества, мы не можем все же полностью отрицать наличия у славян художественных устремлений и творчества в

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Основным строительным материалом долго оставались дерево и природный камень. До конца X века каменной архитектуры на Руси не существовало. Первым каменным храмом, сооруженным по проекту болгарских мастеров, была, скорее всего, Десятинная церковь

4. Живопись и архитектура

4. Живопись и архитектура Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была

4. Живопись, архитектура и скульптура

4. Живопись, архитектура и скульптура В непростых условиях сегодня находится российская живопись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В. В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количество портретов Президента, а также деятелей мировой культуры

5. Живопись, архитектура и скульптура

5. Живопись, архитектура и скульптура В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Архитектура. С образованием Древнерусского государства одной из главных проблем была защита страны от нападений внешних врагов. Постоянная угроза со стороны кочевых народов Степи — печенегов, а позже — половцев требовала

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА 14 – 15 В.В. Архитектура Московского княжеств.

ИСКУССТВО МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА 14 – 15 В.В. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. С течением времени она стала важнейшим экономическим и политическим центром Руси. Уже в 14 в. её властители принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.

История Москвы началась в XII веке. Москва тех времён – небольшое поселение.

История Москвы началась в XII веке. Москва тех времён – небольшое поселение, защищавшее дорогу к городу Владимиру. Первая крепость-кремль была деревянной и выстроена Юрием Долгоруким в 1156 году. Крепость, расположенная на покрытом бором высоком холме, защищала устья судоходных Всходни и Яузы, в чем и состояло её стратегическое назначение. Первоначально территория Московского Кремля-детинца была очень небольшой, занимала 3-4 гектара и была окружена деревянными стенами, земляными валами и рвами.

Основным строительным материалом этого времени оставалось дерево.

Основным строительным материалом этого времени оставалось дерево.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский со.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесён в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение не сохранилось). Кремль при Иване Калите. Художник А. М. Васнецов. ИВАН КАЛИТА

Дмитрий Донской Повышение политического могущества Москвы в 14 ст. отразилось.

Дмитрий Донской Повышение политического могущества Москвы в 14 ст. отразилось на её архитектурном облике. Уже в 1367 г. Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные, город стал хорошо защищённой крепостью. В то время образовался и центр Кремля - Соборная площадь, в дальнейшем окружённая Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами, Ивановской колокольней и княжеским деревянным дворцом. Тогда же наметилась и общая радиально-кольцевая планировка города, которая легла в основу его позднейшей застройки и дожила до наших дней. За пределами Кремля разросся большой посад. Центром Москвы уже в то время стала Красная площадь, к которой сходились все дороги.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Худ. А. М. Васнецов. Неприступные стен.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Худ. А. М. Васнецов. Неприступные стены Московского Кремля имели протяжённость около 2000 м ( лишь на 200 м короче современных). Всего было построено на то время 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота.

Троицкий мост и башня Кутафья. Худ. Аполлинарий Васнецов.

Троицкий мост и башня Кутафья. Худ. Аполлинарий Васнецов.

В 1393 году вдова Дмитрия Донского заложила каменную церковь Рождества Богоро.

В 1393 году вдова Дмитрия Донского заложила каменную церковь Рождества Богородицы. Сегодня её фрагменты – остатки самого древнего кремлевского каменного храма.

Во второй половине 15 в. старые белокаменные стены Кремля обветшали и частичн.

Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 г.г. нового Успенского соб.

Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 г.г. нового Успенского собора, старый каменный Успенский собор уже не отвечал требованиям, предъявлявшимся к главному столичному храму. Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади. Иван III

Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами. .




Поклонение волхвов. Фрагмент фрески кисти Дионисия. 1481 На северной стене с.

Дионисий заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую шк.

Дионисий заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако, в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублёва. Яркая праздничность и парадность его произведений, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. Дионисий. Прп. Алексий, человек Божий. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в.

Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили.

Это единственный иконостас начала XV в., сохранившийся в храме для которого и.

Рублёв в совершенной художественной форме воплощает символику нерушимого един.

Рублёв в совершенной художественной форме воплощает символику нерушимого единства, мудрости и смирения. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, уважение — вот к чему призывал современников Андрей Рублёв. Художник сумел отойти от византийских образцов, нашёл восточнославянский идеал в живописи Древней Руси, интерпретируя его в соответствии с задачами религиозного искусства.

Сооружается новый белокаменный Благовещенский собор с подклетом (нижним этажо.

Сооружается новый белокаменный Благовещенский собор с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казённый двор, где хранилась государева казна. Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 г. москвичи смогли увидеть его во всей его красе. В конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова.

Знаменитые росписи Благовещенского собора упоминаются ещё в начале 15 в. Выпо.

Знаменитые росписи Благовещенского собора упоминаются ещё в начале 15 в. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублёвым и Прохором из Городца. Созданные Андреем Рублёвым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. К сожалению, первоначальные фрески не сохранились. Спас в силах. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек Апостол Петр. Кон. XIV в. Иконописец Грек

Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского правос.

Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нём возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.



Те же изменения, что и в иконописи, происходят и в монументальной живописи. Еще в старой традиции XV в. близко по стилю к ферапонтовским исполнены росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля артелью во главе с сыном Дионисия Феодосием (1508). Но появляется и новое –используется необычайно много сцен из Апокалипсиса: тема возмездия не случайна в пору "строй борьбы с еретиками. Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бумагой. Это сказалось в первую очередь на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Лучшие мастера, объединенные в царских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства и в скульптуре, создавая и здесь произведения, прославляющие величие московского князя. В скульптуре этого времени впервые решаются проблемы статуарной пластики [В. Ермолин, фрагмент конной статуи Георгия-змееборца, исполненной в 1462– 1469 гг. в белом камне для украшения Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля]. Это не ослабляло традиционных успехов русской резьбы, о чем свидетельствует такой памятник, как Царское место (или Мономахов трон, 1551) Ивана Грозного в Успенском соборе. Сохранилось много памятников деревянной резьбы XVI в. – царские врата, резные иконостасы, что само по себе достойно самостоятельного исследования. Мелкая пластика достигает ювелирной тонкости, для нее характерно использование самых разнообразных материалов.В шитье помимо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более – для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.В Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, в чьих произведениях мы ощущаем связь с народными традициями прошлых эпох (см.: Золотой оклад напрестольного Евангелия –дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г., золотое блюдо 1561 г. царицы Марии Темрюковны, потир с изображением Деисуса – вклад Ирины и Бориса Годуновых в Архангельский собор Московского Кремля и т. д.; все в собр. Оружейной палаты).

Те же изменения, что и в иконописи, происходят и в монументальной живописи. Еще в старой традиции XV в. близко по стилю к ферапонтовским исполнены росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля артелью во главе с сыном Дионисия Феодосием (1508). Но появляется и новое –используется необычайно много сцен из Апокалипсиса: тема возмездия не случайна в пору "строй борьбы с еретиками. Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бумагой. Это сказалось в первую очередь на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Лучшие мастера, объединенные в царских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства и в скульптуре, создавая и здесь произведения, прославляющие величие московского князя. В скульптуре этого времени впервые решаются проблемы статуарной пластики [В. Ермолин, фрагмент конной статуи Георгия-змееборца, исполненной в 1462– 1469 гг. в белом камне для украшения Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля]. Это не ослабляло традиционных успехов русской резьбы, о чем свидетельствует такой памятник, как Царское место (или Мономахов трон, 1551) Ивана Грозного в Успенском соборе. Сохранилось много памятников деревянной резьбы XVI в. – царские врата, резные иконостасы, что само по себе достойно самостоятельного исследования. Мелкая пластика достигает ювелирной тонкости, для нее характерно использование самых разнообразных материалов.В шитье помимо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более – для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.В Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, в чьих произведениях мы ощущаем связь с народными традициями прошлых эпох (см.: Золотой оклад напрестольного Евангелия –дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г., золотое блюдо 1561 г. царицы Марии Темрюковны, потир с изображением Деисуса – вклад Ирины и Бориса Годуновых в Архангельский собор Московского Кремля и т. д.; все в собр. Оружейной палаты).

Читайте также: