Изобразительное искусство эпохи возрождения кратко

Обновлено: 18.05.2024

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Искусство эпохи Возрождения это художественный стиль, включающий живопись, скульптуру и архитектуру, который появился в Европе около 1400 года; конкретно в италии. Искусство было одним из главных представителей европейского ренессанса. На этом этапе он начал узнавать художников, которые все еще имеют известность, таких как Ботичелли, Джотто и ван дер Вейден.

Этот этап истории человечества называется эпохой Возрождения, потому что это был период, который представил ряд значительных улучшений в литературных, философских, музыкальных и научных работах. Это был период, который возник в Италии в конце средневекового европейского этапа, прежде чем распространился по всему континенту..


Движение основывалось главным образом на сочетании средневековых аспектов того времени и современных идей, которые начали появляться в начале 15-го века..

Этот период положил начало переменам в Европе, которые положительно изменили социальную направленность человечества и заложили основы для развития современных обществ..

  • 1 Общая характеристика
    • 1.1 Влияние греческого искусства
    • 1.2 Гуманизм
    • 1.3 Улучшение окраски
    • 1.4 Коммерческое Возрождение
    • 1.5 Reencounter классических текстов
    • 1.6 Влияние христианства
    • 3.1 Характеристики
    • 3.2 Представители
    • 3.3 Основные работы
    • 4.1 Характеристики
    • 4.2 Представители
    • 4.3 Работы
    • 5.1 Характеристики
    • 5.2 Представители
    • 5.3 Работы

    Общие характеристики

    Влияние греческого искусства

    Одним из основных факторов, повлиявших на культурные изменения в восприятии искусства, было влияние греческой скульптуры и живописи. На самом деле, многие аспекты эпохи Возрождения довольно похожи на те, которые присутствовали в художественных произведениях Греции.

    Это произошло после того, как итальянские художники того времени изучали греческие тексты, произведения и искусство, чтобы использовать их как вдохновение для своих творений. На это изменение в восприятии искусства повлиял Петрарка, известный итальянский художник XIV века..

    Это породило движение, которое основывалось не только на адаптации человеческой культуры к эпохе после Средневековья, но и придерживалось традиционных принципов древних произведений, которые отмечены в искусстве до и после..

    гуманизм

    Наибольшее количество произведений искусства, созданных в эпоху Возрождения, было вдохновлено философской верой гуманизма. Сам по себе гуманизм уже сыграл важную роль в достижении бесчисленных достижений древней Греции, таких как появление демократических идей в политике.

    Эта вера помогла художникам отбросить религиозное влияние, которое обычно отражалось в произведениях того времени..

    Фактически, введение гуманизма в мир искусства привело к тому, что больше внимания стало уделяться представлению о действиях, которые считаются грехами, и более открыто говорить о религии..

    Гуманизм также привлек больше внимания к деталям черт людей в живописи.

    Работы эпохи Возрождения были сосредоточены на гуманистическом убеждении, что правильные действия являются ключом к счастью, но религиозное влияние, которое могло иметь это понятие, было оставлено в стороне..

    Улучшение живописи

    В течение пятнадцатого столетия несколько известных голландских художников развили усовершенствования того, как масляная живопись была создана. В эпоху Возрождения итальянские художники использовали новые голландские методы для улучшения своих картин.

    Это явление повлияло на качество и продолжительность художественных произведений, а также внесло значительные изменения в картину во всем мире..

    Кроме того, Ренессанс был во многом благодаря присутствию блестящих итальянских персонажей. Многие из них стали считаться лучшими из всех времен с точки зрения влияния, такие как Пьеро делла Франческа и Донателло.

    Присутствие этих художников сделало качество искусства в целом невероятно улучшенным, потому что даже художники с меньшей популярностью были вдохновлены появлением новых методов для улучшения их собственных произведений..

    Коммерческий Ренессанс

    Ренессанс был усилен новым потенциалом, которым регионы должны были торговать своими собственными природными активами..

    То есть каждый регион разработал систему экспортной торговли, которая привела к значительному увеличению его богатства..

    Кроме того, Флоренция стала очень важным культурным центром в то время благодаря открытию Банка Медичи, который невероятно увеличил богатство города и открыл бесчисленные двери для итальянских художников..

    Reencounter классических текстов

    Одним из главных влияний литературы эпохи Возрождения было появление средневековых текстов, которые были утеряны в темную эпоху человечества..

    Литературные люди, которые изучали эти тексты, использовали свое влияние, чтобы улучшить свои произведения и придать старый оттенок движению, которое в то время было современным.

    Влияние христианства

    Хотя произведения, созданные в эпоху Возрождения, не были связаны с критикой католической церкви, христианская религия оказала положительное влияние на некоторых представителей этого культурного движения..

    Среди них был Эразм, голландский литературовед, который использовал христианство первых четырех веков в качестве вдохновения для своих работ.

    Эстетические принципы

    В дополнение к священным изображениям многие из произведений художников эпохи Возрождения были посвящены таким вопросам, как брак, рождение или семейная повседневная жизнь..

    Средний класс Италии стремился подражать аристократии, чтобы поднять социальный статус, и одним из способов была покупка произведений искусства для их домов..

    Хотя архитектурные работы и скульптуры были тесно связаны с древнегреческой и римской культурой, картина эпохи Возрождения представила ряд особых характеристик, которые сделали ее уникальной.

    Одним из них является пропорция как основной инструмент искусства. Раньше при составлении картины часто игнорировали реальные пропорции людей, потому что другие аспекты были более актуальными. Однако, это изменилось с включением гуманизма в философию художников.

    Техника перспективы также сопровождалась ракурсом. Эта техника состоит в том, чтобы нарисовать объект намного ближе, чем он есть на самом деле, чтобы изменить визуальный фокус того, кто ценит работу.

    Да Винчи был первым итальянским художником, который назвал термин, известный сегодня как сфумато. Эта техника была применена, чтобы дать трехмерную перспективу живописи эпохи Возрождения. Это было достигнуто путем создания тонкого цветового перехода между краями каждого объекта и фоновым ландшафтом.

    Последней символической техникой эпохи Возрождения был кьяроскуро, в котором сочетались сильные светлые тона и слабые тона, чтобы создать трехмерную перспективу, как сфумато.

    картина

    черты

    Классицизм и реализм

    Классицизм был одной из тенденций, использованных художниками эпохи Возрождения для определения метода своих работ.

    Классицизм был техникой, которая защищала приверженность классическому искусству, стремилась создавать простые произведения, эстетически сбалансированные, ясные для глаз и использующие традиции Запада..

    Кроме того, в работах отстаивался физический реализм, фундаментальная черта гуманистической философии.

    манерность

    Когда эпоха Возрождения подходила к концу, художники начали отказываться от классицизма и привязались к маньеризму.

    Эта техника стремилась выразить немного больше сложности в работах, поэтому физические формы предметов имели тенденцию быть нарисованными более искаженными, чем это было принято в начале движения.

    католицизм

    Одна из причин, по которой так много произведений искусства со сценами католицизма, заключается в том, что в этот период католическая церковь доверила несколько картин итальянским художникам..

    Движение ренессансной живописи характеризовалось наличием нескольких аллегорических произведений католической религии.

    представители

    Основными художниками эпохи Возрождения были итальянцы. Однако по мере расширения движения по всей Европе появились другие важные фигуры, особенно в Нидерландах и Испании..


    Леонардо да Винчи

    Возможно, самый признанный художник эпохи Возрождения сегодня. Да Винчи создал уникальные произведения, которые стали важными наследиями человечества, такими как Мона Лиза или Тайная вечеря.

    Кроме того, он был одним из самых важных фигур эпохи Возрождения, чтобы обеспечить инновационные знания в различных областях науки и общественных наук.

    Сандро Боттичелли

    Боттичелли был одним из ведущих художников начала эпохи Возрождения. Он был из школы во Флоренции и был частью Золотого века итальянских художников шестнадцатого века. Он посвятил себя живописи мифологических и религиозных работ.

    Miguel Angel

    Микеланджело был итальянским художником, скульптором и архитектором, возможно, одним из авторов эпохи Возрождения, сохранившим лучшие произведения с тех пор..

    Он создал такие работы, как Страшный суд и он нарисовал одно из самых внушительных художественных произведений в истории: потолок Сикстинской капеллы.

    Брейгель

    Питер Брейгель был голландским художником и одним из ведущих представителей живописи эпохи Возрождения в своей стране. Он посвятил себя созданию пейзажей и сцен изо дня в день, представляя различные повседневные сцены и времена года.

    Эль Греко

    Эль Греко был греко-латиноамериканским художником, который подписывал свои картины на греческом языке. Он был главным и самым важным представителем испанского Ренессанса, и он использовал драматический и экспрессионистский стиль. Он считается предшественником как кубизма, так и экспрессионизма..

    Основные работы

    -Поклонение Агнцу Божьему, Юбер и Ян Ван Эйк, 1430.

    -Свадьба Арнольфини, Ян Ван Эйк, 1434

    -весна, Сандро Боттичелли, 1470-е годы.

    -Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1496.

    -Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1510 г..

    -Школа Афин, Рафаэль, 1511.

    архитектура

    черты

    Отсрочка с готическим стилем

    Идеи архитекторов эпохи Возрождения шли вразрез с готическими идеями создания конструкций с высоким уровнем сложности их дизайна и большой высоты..

    Вместо этого они цеплялись за классические идеи создания чистых конструкций, которые были бы максимально простыми. Это привело к созданию округлой архитектуры.


    причины

    Экстерьер зданий эпохи Возрождения раньше украшали классические мотивы, такие как колонны и арки..

    Чтобы создать эти мотивы, внешность раньше была довольно плоской, служа своего рода холстом, который можно будет украсить позже. На этих поверхностях были четко отражены идеи древнего традиционного искусства..

    здания

    Наиболее распространенными зданиями того времени были церкви, городские особняки и эксклюзивные особняки в сельской местности. Многие из самых известных дизайнов архитектуры эпохи Возрождения были созданы итальянским художником Палладио.

    представители

    Брунеллески

    Этот автор признан одним из самых важных архитекторов в истории, кроме того, считается первым инженером современной эпохи.

    Он был одним из отцов-основателей эпохи Возрождения и одним из первых художников, которые стали планировщиками и строителями своих собственных работ..

    Это признано главным образом для разработки техники, способной с предельной эффективностью представлять линейную перспективу, распространенную в эпоху Возрождения..

    Альберти

    Альберти называют образцовым человеком эпохи Возрождения. Он привносил разные идеи в разные гуманистические области, дополняя друг друга, создавая уникальный стиль того времени..

    Его обычно признают за его работу над архитектурными фасадами, так как это была область, в которой он наиболее выделялся.

    шпагат

    Донато Браманте был первым архитектором, который представил художественный стиль архитектуры эпохи Возрождения в Милане, в дополнение к стилю последнего периода эпохи Возрождения в Риме. Он даже разработал Базилику Сан-Педро, работу, которую Микеланджело позже выполнил.

    Антонио да Сангалло

    Сангалло создал одно из самых важных произведений эпохи Возрождения в Италии; на самом деле, он признан в основном за создание Палаццо Фарнезе, здание, где жила престижная семья Фарнезе.

    Сангалло был одним из главных учеников Браманте, и его архитектура находилась под влиянием этого художника.

    Palladio

    Андреа Палладио был архитектором, который эволюционировал в эпоху Возрождения Венеции. Влияние, которое он имел на древнеримское и греческое искусство, сделало его одной из самых важных фигур в истории архитектуры..

    завод

    -Собор Флоренции, Ди Камбио и Брунеллески, 1436.

    -Базилика Сан-Педро, Браманте, Мигеля Анхеля, Мадерно и Бернини, 1626 г..

    -Дворец Фарнезе, Антонио да Сангалло, 1534.

    -Ротонда, Палладио, 1592.

    -Базилика Сан-Лоренцо, Брунеллески, Микеланджело, 1470.

    скульптура

    черты

    Привязанность к классике

    Подобно живописи, ренессансная скульптура в целом определялась теми же характеристиками, что и скульптура до средневековья..

    Черты каждой скульптуры были явно вдохновлены классической скульптурой, и цель состояла в том, чтобы найти большую степень реализма в каждой работе посредством анатомически пропорциональной резьбы.


    Увеличение инвестиций

    В эпоху Возрождения местные органы власти каждого города (в частности, Флоренции) вложили значительные средства в скульптуру..

    В свою очередь, люди, которые имели большие экономические возможности, также вкладывали большие суммы денег, нанимая скульпторов для создания персонализированных работ.

    Число новых работодателей, заинтересованных в инвестировании в скульптуры, значительно расширило их создание, что, в свою очередь, сделало скульптора более прибыльной профессией..

    Создание бюстов было также распространено в эту эпоху, когда известные художники создавали произведения этого стиля с 1450 года..

    Следует отметить, что Церковь также оказала большое влияние на скульптуру, как это произошло с живописью эпохи Возрождения. Из-за этого многие работы, созданные по просьбе Церкви, были на христианские темы..

    Ренессанс пионеризм

    Скульптура была первым из великих искусств, сделавших шаг к тому, что сейчас известно как Ренессанс. Говорят, что создание скульптурных дверей для собора Флоренции было первой работой с явным классическим влиянием, которая была создана в Италии..

    Творческий потенциал скульптуры в начале Ренессанса был даже больше, чем у живописи. Во многом это было связано с творческим потенциалом одного из его первых представителей: Донателло.

    представители

    Донателло

    Донателло был одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения благодаря большому количеству оригинальных идей, которые он внес в скульптуру..

    У него был бесподобный художественный талант, который позволял ему комфортно работать с различными материалами, такими как бронза, дерево и глина..

    Он работал с несколькими помощниками и смог разработать новый метод для лепки небольших деталей, хотя его основной работой было создание работ для архитектурных работ.

    Miguel Angel

    Хотя Микеланджело был влиятельным художником, область, в которой он больше всего выделялся, была скульптурой.

    Он создал две самые влиятельные скульптурные работы в истории человечества: La Piedad и Дэвид. Влияние Микеланджело было весьма существенным во всех основных направлениях искусства эпохи Возрождения

    Лоренцо Гиберти

    Гиберти был одним из первых влиятельных художников эпохи Возрождения. Ему было поручено создать первоначально двери баптистского района собора Флоренции, которые были названы тем же Микеланджело, что и Райские врата.

    Джамболонья

    Джамболонья был художником родом из нынешней Бельгии, но жил и работал в Италии. Он высоко оценен как один из ведущих художников маньеризма эпохи Возрождения. Его работы с бронзой и мрамором оказали большое влияние на художников того времени..

    Андреа дель Веррочио

    Дель Веррочио был одним из художников эпохи Возрождения, чье влияние было довольно значительным, но помимо своих работ он узнал по количеству художников, которых он обучал.

    Он владел важной художественной школой во Флоренции, и это привело к подготовке таких важных художников, как Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино..

    В развитии культуры и искусства выделяют несколько периодов. Самые крупные из них — Античный, Средневековый, Возрождение, Просвещение, Новое искусство. Эта периодизация условна. Например, искусство эпохи Возрождения начало зарождаться в Италии в конце XIII века, однако в других странах получило распространение лишь в XV столетии. Каждый из периодов имеет характерные особенности, которые проявляются во всех сферах искусства.

    Периодизация эпохи Возрождения

    Периодизация эпохи Возрождения

    Внутри большого периода выделяют несколько малых: Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто. В среднем, каждому из них соответствует одно столетие, отсюда и произошло их название. К периодам эпохи Ренессанса относят:

     Зарождение Ренессанса

    Зарождение Ренессанса

    Развитие и расцвет эпохи

    В отличие от Средневекового, искусство Ренессанса приобрело светский характер. В нём начинает проявляться интерес к античной культуре, что является характерным признаком Возрождения.

    Архитектура Проторенессанса спокойная, уравновешенная, для неё характерен титанизм и устойчивость, в скульптуре ярко выражено влияние античности. Представителями являются итальянский архитектор Арнольфо ди Камбио и скульптор Николо Пизано, одна из их совместных работ — фонтан Маджоре, весьма известна и в настоящее время.

    Живопись и литература стали более реалистичны и чувствительны. Особенно ярко это выражено во фресках итальянского художника Джотто. Он совершил настоящую революцию в искусстве того времени. Джотто ушёл от плоских, нереалистичных фигур и бесчувственных лиц, которые были характерны для фресок Византии. Художник наполнил свои работы эмоциями и переживаниями, сделал их более реалистичными и смог изобразить библейские сюжеты в простой и понятной форме. Самое грандиозное его творение — цикл фресок, который находится в Капелле Скровеньи (город Падуя).

    Поэзию Проторенессанса представляют Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. Ф. Петрарка написал немало произведений на латыни, имеющих большое значение в истории, однако знаменитость ему принесли итальянские стихи, обращённые к возлюбленной поэта. Они покорили сердца людей своей искренностью и непосредственностью.

    Развитие и расцвет эпохи

    Периодизация эпохи Ренессанса

    Искусство Возрождения имело не только эстетическую, но и познавательную функцию. Стремление изобразить окружающий мир максимально реалистично побуждало художников и скульпторов изучать пропорции человека, механизм движений человека и животных, строение скелета и мышц, законы перспективы. Они были разносторонними личностями и оставили след не только в искусстве, но и в науке. В частности, многие открытия и наблюдения, сделанные творцами того времени, использовались в медицине и математике.

    К архитектурным творениям эпохи Кватроченто (Раннее Возрождение) относится одна из самых известных достопримечательностей современного Рима — Собор Святого Петра. Его архитекторами были знаменитые Донато Браманте и Микеланджело Буаноротти.

    Новаторства появились и в скульптуре. Так, итальянский скульптор Донателло изобразил в одной из своих работ полководца Гаттамелата, восседающего на коне. До этого героями скульптур были лишь боги, святые или богатые люди. Кроме того, его работа стала первой конной скульптурой в этой эпохе.

    Расцвет эпохи Ренессанса пришёлся на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти. Они являются ярчайшими представителями изобразительного искусства и скульптуры того времени. Произведения этих авторов до сих пор известны и почитаемы во всём мире.

    Несмотря на то что все они представляют один и тот же период, каждый имеет свой стиль. Например, образы на портретах Леонардо да Винчи будто бы оживают на глазах. Он смог добиться этого эффекта, растушевав линии на изображении, сделав контуры и свет более мягкими. Благодаря ему сама профессия художника обрела новые грани и возможности. Интересно и то, что у знаменитого на весь мир Леонардо да Винчи насчитывается всего 19 завершённых полотен. Самые известные из них, дошедшие до нынешних дней:

    Развитие и расцвет эпохи

    Угасание искусства Возрождения

     Угасание искусства Возрождения

    За активным развитием и расцветом культуры последовал период упадка и обеднения. Во времена позднего Возрождения широкое распространение получил маньеризм — направление в искусстве, для которого характерны беспорядочность, неестественность, пресыщенность и отсутствие гармонии. Кризиса смогла избежать лишь Венеция, где не было власти Папы Римского. Отчасти это объясняется её автономностью, кроме того, искусство Возрождения пришло в Венецию чуть позже, чем в Рим и Тоскану. Великими творцами этого периода стали Тициан, Джорджоне, Бенвенуто Челлини и другие.

    Список художников эпохи Возрождения и их картин можно представить кратко в виде таблицы. Этот способ подойдёт для того, чтобы проанализировать культуру Ренессанса в классе, на уроках художественной культуры и составить общую характеристику эпохи Ренессанса:

    По данным, приведенным в таблице, можно понять, какие сюжеты были любимыми в творчестве ренессансных художников. Это, прежде всего, библейские сказания и мифы.

    Эти авторы завершили эпоху Ренессанса в Италии. Однако этот стиль продолжал существовать: характерные черты ренессансного искусства нашли отражение в голландской, испанской, немецкой и даже русской культуре.

    Северное Возрождение

    Северным возрождением принято называть культуру этого периода в Германии, Франции и Нидерландах. В каждой из стран она имела свои отличительные черты, однако идейная составляющая у них одинакова: это обращение к душе человека, его чувствам и переживаниям, гуманистические принципы.

    Влияние готического стиля

    В отличие от Итальянского Возрождения, в искусстве Северной Европы изучению анатомии и правильному построению пропорций не придавалось большого значения, внимание было обращено на детализацию. В искусстве Северного Возрождения прослеживается влияние готического стиля и идей Реформации.

    Имена и произведения многих представителей Северного Ренессанса дошли до наших дней. К ним относятся:

    • Уильям Шекспир.
    • Ганс Гольбейн.
    • Жан Фуке.
    • Марк Дюваль и другие.

    В кроссвордах часто встречается вопрос: немецкий художник эпохи Возрождения (5 букв). Несомненно, это Альбрехт Дюрер — знаменитый мастер ксилографии, практик и теоретик искусства, учёный-математик. Он, как и Леонардо да Винчи, является автором многих трудов в различных областях.

    Влияние Ренессанса на Россию

    Картины эпохи Возрождения

    Несмотря на сильную привязанность русской культуры к собственным традициям и Византийскому влиянию, искусство Ренессанса также нашло отражение в ней. Во времена правления Ивана III на Русь были приглашены зарубежные архитекторы и скульпторы. В основном они участвовали в постройке храмов и церквей. Например, Успенский собор был спроектирован Аристотелем Фиораванти, итальянским архитектором.

    Под влиянием Европейского Возрождения и готического стиля на Руси появились шатровые храмы. Этот был абсолютно новый, уникальный тип храма, не имеющий аналогов в мире. Началось развитие книгопечатания, иконопись стала более реалистичной, появился новый тип светского портрета — парсуна.

    Таким образом, живопись, литература, скульптура и архитектура эпохи Возрождения имеют огромное историческое значение. Повышенный интерес к этой эпохе легко объяснить. Ведь именно в это время жили и творили великие деятели искусства. Их произведения до сих пор считаются не только эталонами женской и мужской красоты, но и учебными пособиями по основам живописи, а репродукции их картин знакомы каждому культурно развитому человеку.

    История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

    эпоха возрождения кратко

    Немного общих сведений

    Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

    Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

    искусство эпохи возрождения

    Что собой представляла данная эпоха

    Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

    В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

    Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

    литература эпохи возрождения

    Другие достижения Ренессанса

    Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

    Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

    особенности эпохи возрождения

    Раннее и Высокое Возрождение

    Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

    Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

    Высокий Ренессанс

    Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

    черты эпохи возрождения

    Периоды искусства Возрождения

    Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

    Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

    Литература Ренессанса

    Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

    На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

    идеи эпохи возрождения

    Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

    Литература Франции, Испании и Италии

    Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

    Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

    Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

    история эпохи возрождения

    Ренессанс и искусство

    Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

    В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

    Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

    Природа и красота человеческого тела

    Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

    Под эпохой Возрождения понимают период , начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI , традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека , его чувство гармонии , меры и ощущение прекрасного.

    Возрождение

    Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

    тяготеет , всё-таки , к Новому времени и именно кватроченто формирует эстетические каноны современного человека , которые накрепко заcели в нашем сознании. Что греха таить , эстетические революции ХХ века не смогли затмить и вытеснить революцию Ренессанса.

    Рафаэль Санти. Голова ангела

    Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

    Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

    Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

    ( середина XVI — 1590-е годы)

    Основные черты эпохи:
    — Начиная со времен проторенессанса , обращение к античному наследию: искусству и философии древней Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается к трудам Аристотеля , то Возрождение восхваляет Платона и неоплатонизм;

    — Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу , от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу , он творец на земле , он высшее существо , созданное всевышним. Ценится уникальность человеческой личности. Эта черта называется антропоцентризмом ( антропос — человек);

    — Ренессанс во главе угла ставит не богословие , а искусство и философию. Преобладание светского над религиозным. Человек Ренессанса — универсально образованная личность , отсюда и гуманизм Возрождения. Происхождение уже не так важно , а важно то , насколько ты талантлив. Поэтому многие деятели Ренессанса далеко не из благородных семей.

    Читайте также: