Способности и одаренность кратко

Обновлено: 07.05.2024

Готовая статья на тему "Способности и одаренность". В данной статье рассматриваются вопросы о том, как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности, проблема детской одаренности и как правильно воспитывать одаренных детей.

ВложениеРазмер
Одаренность 19.47 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети-какие они? Они очень разные, не похожи друг на друга. Впрочем, это справедливо в отношении всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Проблема детской одаренности

Давно исследовалась в психологии, относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять, как нужно проводить работу с одаренными детьми в школе, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.

Способности -это индивидуально-психологические особенности человека, содействующие успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводящиеся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются способности.

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе в учении. Специальные способности -это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт. Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна уже в 3-4 летнем возрасте. Рано раскрылись выдающиеся музыкальные способности наших современников Вадима Репина и Жени Кисина.

Как нужно относится к фактам проявления одаренности у школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого-это еще не сформировавшийся человек, его будущее неопределенно, его способностям еще предстоит раскрыться.

Активность и саморегуляция.

О них, как о важнейших факторах одаренности, впервые заговорил Н.С. Лейтес. Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку, это следствие природной потребности в новых впечатлениях и действиях. Важное значение в ходе развития активности имеет ее саморегуляция. Она проявляется в настойчивости, умении сосредоточить свои силы для преодоления возникающих трудностей, целеустремленности. Исследователи детских способностей отмечают поразительную активность и высокую саморегуляцию у вундеркиндов. Их отличают удивительная любознательность, стремление к постоянным занятиям любимым делом, готовность отказаться ради него от развлечений, неутомимость. Они нередко испытывают своеобразное удовольствие от встречи с трудностями, с упорством преодолевают их.

Развитие активности и саморегуляции как общих предпосылок способностей в школьном возрасте проходит ряд стадий. У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Учеников средних классов отличается высокая общая энергия, готовность участвовать в самых разных видах деятельности, способность внезапно увлечься каким-либо делом. Они одновременно посещают несколько кружков или секций, одно увлечение проходит, сменяясь другим, не менее сильным. Такое разнообразие занятий позволяет их способностям полнее раскрыться. Старшеклассники более изобретательны и самостоятельны в своих занятиях. Нередко они отдают предпочтение тем или иным учебным предметам и при подготовке уроков уделяют им больше времени и сил. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования специальных склонностей и способностей. Итак, общие предпосылки способностей (активность и саморегуляция) имеют возрастную специфику, которая придает своеобразие детской одаренности.

Итак, анализируя активность и саморугуляцию как общие факторы способностей, нельзя возлагать чрезмерно большие надежды на то, что одаренность ребенка не исчезнет с возрастом. Необходимо вовремя поддержать одаренных детей.

Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности.

В настоящее время проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации систем факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с углубленным изучением некоторых учебных предметов. Существуют разнообразные кружки в школах, при Центрах детского творчества и некоторых научных и культурных заведениях. Систематические занятия в кружке или на факультативе, где осуществляются такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступление с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и т.д., могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований школьника.

М.Б. Теплов в свое время выдвинул тезис о том, что талант по преимуществу многосторонен. Нет как таковой общей или специальной одаренности, есть более общие и более специальные стороны одаренности. Анализ эмпирического материала в одном виде деятельности при правильно поставленном обучении и воспитании стимулирует развитие широкого круга способностей вообще. Так, например, учитель, формируя у учащихся с гуманитарными способностями интерес к математическим дисциплинам, постоянно стремился показать эстетику, гармонию, заложенную в логических построениях точных наук. В результате у большинства учащихся обнаруживался высокий уровень способностей к овладению предметами математического цикла. Кроме того, большое влияние на развитие разнообразных познавательных интересов у школьника могут оказать родители и учителя, если они предстают перед своими воспитанниками не как узкие специалисты, а как разносторонне развитые личности с широким кругом интересов.

Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей - воспринимать их такими, какие они есть, и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, учёного, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющие большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.

Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одарённостью.

Важнейшее значение среди задатков имеют те признаки, которые лежат в основе различия типов высшей нервной деятельности: сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения. Поэтому одарённость человека теснейшим образом связана с его врождённым типом высшей нервной деятельности.

Однако, как указывалось ранее, врождённый тип нервной деятельности не остаётся неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей. От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей.

Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.

Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т. е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом.

Но и сами способности, как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития. Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности. В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т. е. образуются новые знания, уменья, навыки, во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т. е. развиваются соответствующие способности. При этом второй процесс — развитие способностей — происходит значительно медленнее, чем первый — образование знаний и умений.

Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т. е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности. Известно, что некоторые дети задолго до начала систематического обучения рисованию или музыке обращают на себя внимание своими способностями к этим предметам. Так, например, у Римского-Корсакова музыкальный слух ярко проявился уже к четырём годам. Способности к изобразительной деятельности начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте 3—4 лет.

Однако далеко не всегда можно наблюдать столь раннее проявление способностей и одарённости. Очень часто они впервые начинают проявляться сравнительно поздно, но в дальнейшем достигают исключительно высокого развития. В этих случаях развитие способностей становится возможным только в результате планомерного изучения данной деятельности и систематического занятия ею. Поэтому отсутствие раннего проявления какой-нибудь способности никогда не должно служить основанием для заключения об отсутствии задатков для этой способности; достоверно судить об одарённости можно лишь по результатам обучения.

Не следует смешивать одарённость к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одарённость есть природные предпосылки способностей; мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т. е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широком смысле слова. И способности — это не то же самое, что знание, уменье, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них ещё нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.

Проводя различие между одарённостью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одарённости зависит развитие способностей и вместе с тем лёгкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Одна только наблюдательность, как бы она ни была совершенна, или одно лишь эмоциональное воображение, как бы сильно оно ни было, не делают ещё хорошего писателя. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит ещё о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, так же как наличие одного лишь технического воображения не говорит ещё о том, что человек может стать хорошим инженером-конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей. Так, например, для работы писателя первостепенное значение имеют и наблюдательность, и образная память, и целый ряд качеств ума, и способности, связанные с письменной речью, и способность к сильному сосредоточению внимания, и целый ряд других способностей.

То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.

Очень поучительна с этой стороны биография величайшего из ораторов древности, Демосфена. В юном возрасте ему довелось услышать выступление одного выдающегося оратора. Он был потрясён тем, какое огромное воздействие на людей может оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нём успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытки выступать публично, но потерпел полную неудачу и был осмеян народом. Он понял, что неудача эта совершенно законна и что он имеет ряд недопустимых для оратора недостатков: слабый голос, неправильное произношение, короткое дыхание, заставляющее его делать частые паузы, нарушающие смысл фраз, неловкость движений, запутанное построение речи и т. д. Для большинства людей этого было бы достаточно, чтобы признать себя неспособным к ораторской деятельности и отказаться от первоначальных намерений. Иначе поступил Демосфен. С беспримерной энергией и упорством принялся он за преодоление своих недостатков. Чтобы усилить свой голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произнесении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Чтобы устранить недостатки произношения, он брал в рот мелкие камешки и добивался того, чтобы и при этом условии речь его была чистой и внятной Он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу мог заниматься упражнениями в ораторском деле. Иногда он оставался в этом подземелье по два-три месяца; чтобы не позволить себе выйти оттуда, он сбривал волосы с половины головы, придавая себе такой вид, который не давал возможности показаться на людях.

Страстная любовь к делу, вера в свой талант и исключительная сила воли дали возможность Демосфену преодолеть недостаточность целого ряда важнейших способностей. Имя его окружено славой одного из величайших ораторов всех времён. Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

Ярким примером может служить жизнь слепоглухонемой Ольги Скороходовой. Она лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда это приводит к таким же последствиям, как и врождённая слепоглухота: она потеряла и речь. Таким образом, она была лишена не только основных путей восприятия внешнего мира, но и нормальных способов общения с людьми. Дальнейшая жизнь Скороходовой является замечательным примером того, какие условия для беспредельного развития талантов и способностей созданы у нас, в Советском Союзе. Спустя несколько лет после потери ею зрения и слуха она была помещена в специальную клинику; она не только научилась говорить, читать и писать, но и стала высокоразвитым человеком, активной комсомолкой, ведущей общественную работу. Мало того, Скороходова проявила себя как поэт и как научный работник. Перу Скороходовой принадлежит одна научная книга, представляющая выдающийся интерес, ряд очерков и стихотворений.

У Скороходовой имеются несомненные литературные способности при отсутствии таких, казалось бы, необходимых предпосылок для этого, как зрение и слух. Литературные способности Оли Скороходовой высоко ценил Горький, в течение нескольких лет переписывавшийся с ней. Вот отрывки из стихотворения Скороходовой, в котором она отвечает на вопрос о том, как возможно писать стихи тому, кто не видит и не слышит:

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звёзды и луну: —

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймёт без слуха звуки и весну!?

Я услышу запах и росы прохладу,

Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю,

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу.

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнётся ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор.

Из всего сказанного следует, что недостаток одной какой-либо частной способности никогда не должен останавливать человека, если склонности, интересы и другие способности серьёзно побуждают его заняться данной деятельностью.

Творческое отношение к труду, ставшее характерной чертой передового советского человека, является одним из важнейших условий массового расцвета дарований в СССР. У нас всякий труд становится творческим трудом, и благодаря этому во всех видах деятельности мы можем наблюдать проявления высокой одарённости, таланта.

Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одарённость к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарён, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одарённости обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направление одарённости проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной лёгкости усвоения разных предметов.

То своеобразие одарённости, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет определённую, характерную для него одарённость, обеспечивающую возможность успешного осуществления определённых видов деятельности. Широта интересов и забота о всестороннем развитии способностей — самые важные условия для того, чтобы эта одарённость могла проявиться возможно раньше и определённее.

Но тем больший смысл приобретает у нас вопрос: к чему более всего способен данный человек, каковы его способности и его одарённость?

Когда и откуда появляется одаренность?

Когда и откуда появляется одаренность? Распространено мнение, что одаренность проявляется достаточно рано и обычно в детстве. Но это не так. У многих очень одаренных людей их способности проявились спустя годы. Лобачевский в школьные годы порой получал двойки по

Глава 6 Способности и одаренность как отражение творческого потенциала

Глава 6 Способности и одаренность как отражение творческого потенциала 6.1. Что такое способности?Существуют различные подходы к рассматриваемому понятию – общепсихологический и дифференциально-психологический. При первом подходе способностями признаются любые

Глава 3 Интеллект, талант и одаренность

Одаренность мальчиков и девочек

Одаренность мальчиков и девочек ? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

ЧАСТЬ III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОДАРЁННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ РОМАНА И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ

ЧАСТЬ III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОДАРЁННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ РОМАНА И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ Итак, ткань романа и даже умение её соткать становятся все доступнее пониманию. Чем больше ты об этом думаешь, тем менее возможность написать достойный текст кажется заоблачно-голубой мечтой, а

§ 14. Отсталость и одаренность

§ 14. Отсталость и одаренность Высказанные нами на этих страницах взгляды заставляют нас пересмотреть наше отношение к такому важному вопросу современной педологии, как отсталость и одаренность. В действительности такой пересмотр в психологической литературе уже давно

Общая одаренность и специальные способности

Общая одаренность и специальные способности В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к

Одаренность и уровень способностей

Одаренность и уровень способностей Проблема одаренности — это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос — это вопрос о том, каковы, способности человека, к чемуу него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой

Глава 6 ГЛАВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Глава 6 ГЛАВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ Всего лишь раз в жизни меня парализовал страх. Это произошло, когда я был студентом первого курса колледжа, на экзамене по математике, к которому я каким-то образом умудрился не подготовиться. До сих пор помню аудиторию, в которую направлялся

2. Так что же такое одаренность?

2. Так что же такое одаренность? Начать следует с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях. Надо сказать, что удовлетворяющего всех понятия способностей еще никто не дал, и все

2. Что же такое способности, одаренность, задатки?

2. Что же такое способности, одаренность, задатки? Мы уже говорили об этом в самом начале, но проблема требует повторного обращения к этой теме.В научном мире никакого единства нет (и не предвидится), но все же хоть какие-то вещи в большей или меньшей степени считаются

VII. Телепатическая одарённость

VII. Телепатическая одарённость Лица, впервые знакомящиеся с явлениями мысленного внушения и спонтанной телепатии, обычно задают вопрос: «Почему только некоторые, немногие люди одарены этой удивительной способностью? Почему с нами никогда ничего подобного не было? Не

Одаренность

Одаренность Если вас признали одаренным ребенком, в детстве вам жилось легче. Вашу сверхчувствительность воспринимали как компонент более масштабной и принятой в обществе черты. Для родителей и учителей, общающихся с одаренными детьми, разработаны более совершенные

Прежде чем говорить об одаренности, необходимо понять, чем она отличается от способностей.

Способный или одаренный?

Итак, способности определяются как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способности позволяют быстро и легко обучаться новым способам и приемам деятельности.

Иначе говоря, способности - то, что отличает одних людей от других. Во-вторых, способностями называют только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Так, например, вспыльчивость, вялость, медлительность способностями считаться не будут. И, наконец, не надо путать способности с уже имеющимися знаниями и навыками. Способности базируются на врожденных задатках человека.

Типы способностей

Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные :

Творческие (музыкальные, литературные, художественные);

Научные (математические, лингвистические, и т.д.)

Мнемические (способности к запоминанию)

Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.

Одаренность

Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Врожденное или благоприобретенное

Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.

Способности — это психологические особенности индивида, от которых напрямую зависит успешность приобретения им знаний, умений и навыков, однако сами способности не сводятся к наличию этих знаний.

В ходе жизнедеятельности происходит проявление способностей, следовательно, их можно обнаружить лишь при осуществлении соответствующей деятельности. Если не наблюдать человека в деятельности, то невозможно говорить о наличии (отсутствии) у него способностей.

Нельзя говорить о способности к музыке, если ребенок еще не начал заниматься хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности (не начал обучаться музыке). Только при наличии такого обучения, организованного в правильной форме, выясняется, каковы способности ребенка и как быстро (медленно, легко, с трудом) сформируются у него чувство ритма и музыкальная память.

Люди не рождены способными к определенному виду деятельности. Их способности формируются и развиваются с помощью правильно организованной деятельности в течение всей жизни. Влияние на способности оказывают обучение и воспитание.

Задатки представляют собой предпосылки развития способностей. Если есть благоприятные задатки и оптимальные условия жизни и деятельности, то у ребенка очень быстро проявляются и рано развиваются способности.

Способности не просто сосуществуют рядом друг с другом или независимо друг от друга. Любая способность может меняться, приобретая качественно другой характер в соответствии с наличием и степенью развития других способностей. От наличия и сочетания способностей зависит вероятность достижения максимального или успеха в выполнении какой-либо деятельности. Этот феномен назван одаренностью.

Одаренность может быть нескольких видов:

  • Общей и специальной,
  • Явной и скрытой,
  • Актуальной и потенциальной.

Высшая степень развития способностей — это талант, для проявления которого необходимо развитие не одной способности, а самых разных аспектов личности. Талант развивается с помощью длительного и упорного учения, трудолюбия, трудоспособности, организованности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости. Для талантливого человека свойственна высокая степень принципиальности, самокритичности, требовательности к себе. Это очень любознательные люди.

Готовые работы на аналогичную тему

Подходы к определению таланта, способностей и одаренности

Словарь иностранных слов рассматривает талант (гр. talanton) в качестве выдающегося врожденного качества, особых природных способностей. Одаренность рассматривают как состояние таланта или его степень выраженности. Одаренность в виде самостоятельного понятия отсутствует в словаре Ожегова, Даля и в толковом словаре иностранных слов.

Взаимосвязь и различия явлений

Способности, с одной стороны, а с другой одаренность и талант, выделяются по различным основаниям. Если рассматривать способности, то ученые выделяют возможность индивида делать что-то. Если говорить о таланте (одаренности), то важно подчеркнуть его прирожденный характер. Такие качества, как способности и одаренность начинают проявляться через успех определенной деятельности.

В отечественной психологии, в первую очередь, в работах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, была сделана попытка классификации категорий способности, одаренность и талант. Ученые сделали это посредством единого основания успешности деятельности.

Способности необходимо рассматривать в качестве индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого. От этого качества напрямую будет зависеть возможность успеха действий.

Одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологические особенности). От них также зависит возможность успешной деятельности. Как правило, способности считаются врожденными (даны от природы). Тем не менее, научный анализ показал, что врожденными могут являться только задатки, а способности — это результат их развития.

Задатки — это врожденные анатомические (физиологические) особенности организма. Они включают:

  • Особенности строения головного мозга,
  • Строение органов чувств и движения,
  • Свойства нервной системы, присутствующие у человека от рождения.

На развитие соответствующих способностей влияют особенности высшей нервной деятельности. Например, от скорости образования и прочности условных рефлексов будет зависеть скорость и прочность овладения знаниями и навыками. Быстрота выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители покажет возможность тонкого улавливания сходств и различий предметов (их свойств).

Скорость и легкость образования и переделки динамического стереотипа отражает приспособляемость к новым условиям. Благодаря этому свойству человек готов быстрее переключаться от одного способа выполнения деятельности к другим.

Читайте также: