Изображение поместного дворянства в поэме мертвые души кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока: выявить приемы описания характеров помещиком, внутреннюю логику создания образа; обучить умению определять принципы типизации социальных явлений; раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя; приобщить учащихся к исследовательской работе.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Устный опрос.

Кем был подсказан сюжет?

Почему автор считал своё творение поэмой?

Дайте основные признаки данного жанра. Укажите темы, стоящие в центре гоголевской поэмы?

Слово учителя

( Учитель знакомит с целями и задачами урока (слайд №3)).

III. Своеобразие композиции поэмы

Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения - описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом.

Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. XIX века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность.

Внешняя мозаичность структуры поэмы никак не дробит её целостности. От одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества, когда в героях мы видим все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. (слайд №4)

IV. Работа с текстом поэмы.

( Учащиеся были поделены на пять групп по пять человек. Каждой группе был выдан общий план и вопросы, которые помогут охарактеризовать образ одного из помещиков)

Поведение и речь каждого из помещиков;

Отношение к окружающим;

Вещи и предметы, которые характеризуют героев;

Усадьба (образ помещика- хозяина)

Выводы. (выявить определяющую черту в образах помещиков, характеризующих их как социальные типы).

Y Работа над образом Манилова .

Манилов был первым в галерее помещиков, которых навещал Чичиков. Вторая глава долго не давалась автору, потому что задача заключалась в том, чтобы выявить характер Манилова в его явной бесхарактерности.

Работа идёт по вопросам и предложенному плану. Помогает учащимся слайд №5.

Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова?

Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова?

Как сам автор характеризует героя?

С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?

Проследите темп жизни Манилова, выявить художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел.

Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?

С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

Как его характеризует?

Какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине?

Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?

К каким выводам автор приводит читателей?

Дополнительная корректировка во время работы.

Отличительной особенностью Манилова – неопределённость его характера. Собеседнику Манилова чрезвычайно трудно составить себе представление о том, что это за человек. Гоголь рассказывает о семи разновидностях задора и с острой сатирической насмешкой говорит , что у этого героя и этого нет. (слайд №5. Авторские отступления. )

Манилову не хватает слов, чтобы выразить своё расположение к гостю , слова- пустышки создают ощущение умственное косноязычие героя. ( учащиеся приводят примеры . слайд №5. Поведение и речь)

Ирония Гоголя присутствует не только в авторской речи, она часто передаётся через речь персонажей .Чичиков , войдя в тон разговора Манилова , делится своими впечатлениями о чиновниках города…( слайд №5. Отношение к окружающим)

Чтобы в полном объёме раскрыть образ Манилова- помещика, обращаем внимание на детали интерьера дома хозяина , его усадьбы.( слайд №5. )

С особой иронией автор рисует образ Манилова – фантазёра, противопоставляя с Маниловым – помещиком.(слайд №6, иллюстрация П.М.Боклевского )

Наивный и благодушный Манилов , услышав предложение Чичикова, был озадачен (кульминацией является сделка , слайд №7, иллюстрация П.М.Боклевского)

(ученики отвечают, цитируют отрывки из произведения, опираясь на план и слайды)

Вывод. Его сам даёт в своих отступлениях Н.В.Гоголь

( В конце каждой сделки появляются карты с изображением героев этой безнравственной сцены, они ассоциируются с нечистой силой, которая вселилась в их души и медленно их умерщвляет)

V I Работа над образом Коробочки

1. Самостоятельная работа по пунктам плана.

2. Анализ третьей главы

Работа идёт по вопросам и предложенному плану. Помогает учащимся слайд №8

Задания и вопросы.

Рассказать кратко содержание третьей главы.

Почему Гоголь в третьей главе заставил Чичикова заблудиться?

Найдите в описании быта и окружении Коробочки детали, с помощью которых Гоголь раскрывает сущность

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Какими приемами достигается ирония при характеристике помещицы?

Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Каково положение крестьян у Коробочки?

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

Что сделало Коробочку такой?

После Манилова Чичиков направляется к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке ( иллюстрация П.М.Боклевского). После бездеятельного Манилова перед нами предстаёт неугомонно хлопотливая Коробочка.

( Учащиеся находят портрет героини, авторские отступления, характеризуют речь и поступки, отношение к ней Чичикова, просматривают интерьер и обращают внимание на то, какая перед ними предстаёт помещица. Помогает слайд, где каждая коробочка постепенно приоткрывает образ этой героини.)

V II . Работа над образом Ноздрева

Работа по пунктам плана и вопросам

Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной идеи поэмы?

Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?

Охарактеризуйте рассказ автора о Ноздреве. Что она собой представляет? В чем ее особенности?

Как разоблачается желание Ноздрева приврать?

Каковы характерные интонации речи героя?

Каковы жизненные цели Ноздрева? .

VII I . Работа над образом Собакевича.

Работа по пунктам плана и вопросам.

Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

Что поражает в портрете Собакевича?

Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Какова речь Собакевича?

В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика?

Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак.( работа по слайду №12 с иллюстрациями П.М.Боклевского и А.М.Лаптева ). Гоголь – необычайный художник, он умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах. ( можно познакомить учащихся с особенностями фламандского стиля, где неодушевлённые предметы становятся равноправными героями повествования)

IX . Образ Плюшкина

1. Слово учителя

Образ Плюшкина - воплощение полнейшего застоя и загнивания. Итогом работы над образом Плюшкина должен быть ответ на вопрос:

(. Краткий пересказ и анализ шестой главы.)

Работа по пунктам плана

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Что усиливает грусть описания?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Найти в тексте главы художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Введение деталей усиливало впечатление от внешности Плюшкина, его имения и дома.( слайды №14, иллюстрации П.М.Боклевского и А.А. Агина)

Бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике Плюшкине (слайд №15). После покупки мёртвых душ у Плюшкина появляется разговор автора с воображаемым требовательным и недоверчивым читателем (слайд №16).Плюшкин не просто завершил собой галерею помещичьих мёртвых душ, но и показал смертельную болезнь, которой заражён крепостнический строй.

X. Подведение итогов

Определите, кого из помещиков характеризуют следующие качества (слайд №17)

(Традиционно синквейн использую в конце урока как один из приёмов рефлексии). Задание: обобщите один из образов, представленных Н.В.Гоголем.

Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме

Мы изучаем - Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме. Подсказки школьнику

Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым.

В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя обычные, типичные для данной среды люди.
Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.

Стихотворения

Стихотворения..

Одиноко плыла по лазури луна, Освещая тенистую даль, И душа, непонятной тревогой полна. Повлекла.

Повести гор и степей по ранним повестям Джамиля Тополек в красной косынке

Повести гор и степей по ранним повестям Джамиля..

Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли.

Идейно-тематическое содержание поэмы Василий Теркин А. Т. Твардовского

Идейно-тематическое содержание поэмы Василий Теркин А.

По словам читателя-красноармейца, написавшего с фронта письмо автору Книги про бойца, поэма Василий.

Характеристика героев по произведению Декамерон Боккаччо ГРИЗЕЛЬДА ГВАЛТЬЕРИ

Характеристика героев по произведению Декамерон..

ГРИЗЕЛЬДА ГВАЛТЬЕРИ Гризельда героиня новеллы, принадлежащей к группе рассказов о несправедливо.

Образ характер и характеристика Понтия Пилата по роману Мастер и Маргарита Булгаков Михайл

Образ характер и характеристика Понтия Пилата по..

В произведениях русских писателей проблема власти и связанной с ней ответственности занимает особое.

И Я МОЛЮСЬ НЕ О СЕБЕ ОДНОЙ поэма А. Ахматовой Реквием

И Я МОЛЮСЬ НЕ О СЕБЕ ОДНОЙ поэма А. Ахматовой Реквием..

Судьба Анны Ахматовой даже для наше- го жестокого века трагична. В 1921 году рас- стреляли ее мужа.


  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
    • Мастер и Маргарита
    • Дни Турбиных
    • Белая гвардия
    • Борис Годунов
    • Дубровский
    • Евгений Онегин
    • Капитанская дочка
    • Медный всадник
    • Повести Белкина
    • Станционный смотритель
    • Герой нашего времени
    • Мцыри
    • Преступление и наказание
    • Война и мир
    • После бала
    • Реквием
    • Шинель
    • Мертвые души
    • Ревизор
    • Тарас Бульба
    • Старуха Изергиль
    • На дне
    • Челкаш
    • Горе от ума
    • Идиот
    • Бедная Лиза
    • Гранатовый браслет
    • Олеся
    • Поединок
    • Левша
    • Очарованный странник
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Гроза
    • Вишневый сад
    • Ионыч
    • Недоросль
    • Отцы и дети
    • Тимур и его команда
    • Гобсек
    • Двенадцать

    Главная Сочинения по литературе Сочинения по поэме Н.В Гоголя "Мертвые души" Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме

    Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме

    Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым. В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
    Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя – обычные, типичные для данной среды люди.
    Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.

    Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым. В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
    Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя – обычные, типичные для данной среды люди.
    Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.

    Похожие сочинения

    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю. смотреть целиком

    В начале 1-й главы о герое сообщается через описание его "довольно красивой рессорной небольшой брички", в какой обычно "ездят холостяки. которых называют господами средней руки. Поскольку сам Чичиков по своей натуре достаточно скрытен. смотреть целиком

    В кабинете Манилова взору предстает такая выразительная деталь, как горки золы, "расставленные не без старания очень красивыми рядками" (хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю), - символ пустопорожнего времяпрепровождения. смотреть целиком

    Читайте также: