Изображение поместного дворянства в поэме мертвые души кратко
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цели урока: выявить приемы описания характеров помещиком, внутреннюю логику создания образа; обучить умению определять принципы типизации социальных явлений; раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя; приобщить учащихся к исследовательской работе.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Устный опрос.
Кем был подсказан сюжет?
Почему автор считал своё творение поэмой?
Дайте основные признаки данного жанра. Укажите темы, стоящие в центре гоголевской поэмы?
Слово учителя
( Учитель знакомит с целями и задачами урока (слайд №3)).
III. Своеобразие композиции поэмы
Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения - описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом.
Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. XIX века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность.
Внешняя мозаичность структуры поэмы никак не дробит её целостности. От одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества, когда в героях мы видим все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. (слайд №4)
IV. Работа с текстом поэмы.
( Учащиеся были поделены на пять групп по пять человек. Каждой группе был выдан общий план и вопросы, которые помогут охарактеризовать образ одного из помещиков)
Поведение и речь каждого из помещиков;
Отношение к окружающим;
Вещи и предметы, которые характеризуют героев;
Усадьба (образ помещика- хозяина)
Выводы. (выявить определяющую черту в образах помещиков, характеризующих их как социальные типы).
Y Работа над образом Манилова .
Манилов был первым в галерее помещиков, которых навещал Чичиков. Вторая глава долго не давалась автору, потому что задача заключалась в том, чтобы выявить характер Манилова в его явной бесхарактерности.
Работа идёт по вопросам и предложенному плану. Помогает учащимся слайд №5.
Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова?
Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?
Что скрывается за улыбчивостью Манилова?
Как сам автор характеризует героя?
С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?
Проследите темп жизни Манилова, выявить художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел.
Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?
С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?
Как его характеризует?
Какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине?
Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?
К каким выводам автор приводит читателей?
Дополнительная корректировка во время работы.
Отличительной особенностью Манилова – неопределённость его характера. Собеседнику Манилова чрезвычайно трудно составить себе представление о том, что это за человек. Гоголь рассказывает о семи разновидностях задора и с острой сатирической насмешкой говорит , что у этого героя и этого нет. (слайд №5. Авторские отступления. )
Манилову не хватает слов, чтобы выразить своё расположение к гостю , слова- пустышки создают ощущение умственное косноязычие героя. ( учащиеся приводят примеры . слайд №5. Поведение и речь)
Ирония Гоголя присутствует не только в авторской речи, она часто передаётся через речь персонажей .Чичиков , войдя в тон разговора Манилова , делится своими впечатлениями о чиновниках города…( слайд №5. Отношение к окружающим)
Чтобы в полном объёме раскрыть образ Манилова- помещика, обращаем внимание на детали интерьера дома хозяина , его усадьбы.( слайд №5. )
С особой иронией автор рисует образ Манилова – фантазёра, противопоставляя с Маниловым – помещиком.(слайд №6, иллюстрация П.М.Боклевского )
Наивный и благодушный Манилов , услышав предложение Чичикова, был озадачен (кульминацией является сделка , слайд №7, иллюстрация П.М.Боклевского)
(ученики отвечают, цитируют отрывки из произведения, опираясь на план и слайды)
Вывод. Его сам даёт в своих отступлениях Н.В.Гоголь
( В конце каждой сделки появляются карты с изображением героев этой безнравственной сцены, они ассоциируются с нечистой силой, которая вселилась в их души и медленно их умерщвляет)
V I Работа над образом Коробочки
1. Самостоятельная работа по пунктам плана.
2. Анализ третьей главы
Работа идёт по вопросам и предложенному плану. Помогает учащимся слайд №8
Задания и вопросы.
Рассказать кратко содержание третьей главы.
Почему Гоголь в третьей главе заставил Чичикова заблудиться?
Найдите в описании быта и окружении Коробочки детали, с помощью которых Гоголь раскрывает сущность
Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Какими приемами достигается ирония при характеристике помещицы?
Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?
Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Каково положение крестьян у Коробочки?
Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.
Что сделало Коробочку такой?
После Манилова Чичиков направляется к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке ( иллюстрация П.М.Боклевского). После бездеятельного Манилова перед нами предстаёт неугомонно хлопотливая Коробочка.
( Учащиеся находят портрет героини, авторские отступления, характеризуют речь и поступки, отношение к ней Чичикова, просматривают интерьер и обращают внимание на то, какая перед ними предстаёт помещица. Помогает слайд, где каждая коробочка постепенно приоткрывает образ этой героини.)
V II . Работа над образом Ноздрева
Работа по пунктам плана и вопросам
Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной идеи поэмы?
Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?
Охарактеризуйте рассказ автора о Ноздреве. Что она собой представляет? В чем ее особенности?
Как разоблачается желание Ноздрева приврать?
Каковы характерные интонации речи героя?
Каковы жизненные цели Ноздрева? .
VII I . Работа над образом Собакевича.
Работа по пунктам плана и вопросам.
Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
Что поражает в портрете Собакевича?
Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Какова речь Собакевича?
В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика?
Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак.( работа по слайду №12 с иллюстрациями П.М.Боклевского и А.М.Лаптева ). Гоголь – необычайный художник, он умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах. ( можно познакомить учащихся с особенностями фламандского стиля, где неодушевлённые предметы становятся равноправными героями повествования)
IX . Образ Плюшкина
1. Слово учителя
Образ Плюшкина - воплощение полнейшего застоя и загнивания. Итогом работы над образом Плюшкина должен быть ответ на вопрос:
(. Краткий пересказ и анализ шестой главы.)
Работа по пунктам плана
Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
Что усиливает грусть описания?
Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Найти в тексте главы художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.
Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Введение деталей усиливало впечатление от внешности Плюшкина, его имения и дома.( слайды №14, иллюстрации П.М.Боклевского и А.А. Агина)
Бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике Плюшкине (слайд №15). После покупки мёртвых душ у Плюшкина появляется разговор автора с воображаемым требовательным и недоверчивым читателем (слайд №16).Плюшкин не просто завершил собой галерею помещичьих мёртвых душ, но и показал смертельную болезнь, которой заражён крепостнический строй.
X. Подведение итогов
Определите, кого из помещиков характеризуют следующие качества (слайд №17)
(Традиционно синквейн использую в конце урока как один из приёмов рефлексии). Задание: обобщите один из образов, представленных Н.В.Гоголем.
Мы изучаем - Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме. Подсказки школьнику
Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым.
В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя обычные, типичные для данной среды люди.
Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.
Стихотворения..
Одиноко плыла по лазури луна, Освещая тенистую даль, И душа, непонятной тревогой полна. Повлекла.
Повести гор и степей по ранним повестям Джамиля..
Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли.
Идейно-тематическое содержание поэмы Василий Теркин А.
По словам читателя-красноармейца, написавшего с фронта письмо автору Книги про бойца, поэма Василий.
Характеристика героев по произведению Декамерон..
ГРИЗЕЛЬДА ГВАЛТЬЕРИ Гризельда героиня новеллы, принадлежащей к группе рассказов о несправедливо.
Образ характер и характеристика Понтия Пилата по..
В произведениях русских писателей проблема власти и связанной с ней ответственности занимает особое.
И Я МОЛЮСЬ НЕ О СЕБЕ ОДНОЙ поэма А. Ахматовой Реквием..
Судьба Анны Ахматовой даже для наше- го жестокого века трагична. В 1921 году рас- стреляли ее мужа.
- Сочинения
- ЕГЭ по русскому языку
- Сочинения по литературе
- Мастер и Маргарита
- Дни Турбиных
- Белая гвардия
- Борис Годунов
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Капитанская дочка
- Медный всадник
- Повести Белкина
- Станционный смотритель
- Герой нашего времени
- Мцыри
- Преступление и наказание
- Война и мир
- После бала
- Реквием
- Шинель
- Мертвые души
- Ревизор
- Тарас Бульба
- Старуха Изергиль
- На дне
- Челкаш
- Горе от ума
- Идиот
- Бедная Лиза
- Гранатовый браслет
- Олеся
- Поединок
- Левша
- Очарованный странник
- Кому на Руси жить хорошо
- Гроза
- Вишневый сад
- Ионыч
- Недоросль
- Отцы и дети
- Тимур и его команда
- Гобсек
- Двенадцать
Главная Сочинения по литературе Сочинения по поэме Н.В Гоголя "Мертвые души" Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме
Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме
Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым. В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя – обычные, типичные для данной среды люди.
Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого человека, трактирного слугу и других; происходит первая встреча с центральным героем Чичиковым. В первой же главе дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков приехал в город с каким-то тайным намерением.
Показывая похождения Чичикова, автор создает образы помещиков, их последовательность появления в тексте продиктована как внешними причинами (случайность встреч Чичикова и героев), так и внутренними причинами (писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души). Помещики Гоголя – обычные, типичные для данной среды люди.
Далее образ помещичьей России сменяется в поэме образом губернского города. Мы видим чиновников, занимающихся делами государственной важности. Повесть о капитане Копейкине позволяет ввести образ Петербурга, тему героического 1812 года, показать, насколько безразлично представителям дворянской государственности судьба маленького человека.Похожие сочинения
Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю. смотреть целиком
В начале 1-й главы о герое сообщается через описание его "довольно красивой рессорной небольшой брички", в какой обычно "ездят холостяки. которых называют господами средней руки. Поскольку сам Чичиков по своей натуре достаточно скрытен. смотреть целиком
В кабинете Манилова взору предстает такая выразительная деталь, как горки золы, "расставленные не без старания очень красивыми рядками" (хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю), - символ пустопорожнего времяпрепровождения. смотреть целиком
Читайте также: