Опасность коррупции для гражданина общества и государства кратко

Обновлено: 07.07.2024

Борьба с коррупцией– главное условие национальной безопасности

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова

В статье раскрываются проблемные вопросы противодействия коррупции, приобретшей характер угрозы национальной безопасности, конституционным принципам социальной справедливости и равенства граждан, нормальному функционированию государства, эффективному развитию экономики. В этой связи в статье формулируются предложения, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, борьба с коррупцией, угроза национальной безопасности.

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует.

  1. В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
  2. В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
  3. Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.

Международно-правовое понимание коррупции

В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция. При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования.

Однако с учетом распространенности и уровня общественной опасности, понятие коррупции уже давно прочно закрепилось и в разнообразных международно-правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение различных форм общественно-опасного поведения. Так, например, несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в международном праве, оно содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конвенция ООН против коррупции в 2003 г.и ее международно-правовая характеристика подробнее , исходя из содержания которого под таковой следует понимать злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Готовые работы на аналогичную тему

В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.

Еще более широкое понимание коррупции заложено в Руководстве Секретариата ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Секретариат ООН подробнее , исходя из анализа содержания которого можно сделать вывод о том, что коррупция одновременно включает в себя:

  • Имущественные преступления против государственной собственности (кража, присвоение и т.д.);
  • Злоупотребление должностным лицом собственным служебным положением для целей получения неоправданных личных выгод, посредством неофициального использования тех или иных элементов своего специального правового статуса;
  • Сам факт наличия конфликта интересов между личной корыстной заинтересованностью и общественным долгом, вытекающим из существа выполняемых служебных (трудовых) обязанностей.

Общественная опасность коррупции

Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.

С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.

Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

06 сентября ’2012 15:27


Поднять работу в данном разделе


Услуга "Покажи себя сам" (шапка сайта)


Понятие о коррупции


Коррупция, пожалуй, изначально свойственна любой общности людей, ведь наверняка даже при первобытнообщинном строе вождь племени позволял некоторым его членам какие-то послабления или вольности за подношение. Поэтому самыми простыми словами можно дать следующее определение коррупции – это получение каких-то благ и привилегий в обход общепринятых норм за вознаграждение.

Это определение коррупции можно считать актуальным и сейчас, хотя есть и другие проявления коррупции, не связанные с деятельностью чиновников. Причем нужно отметить, что чем сильнее централизовано государство, чем больше ограничений для граждан в виде всевозможных законов и запретов оно создает, тем шире поле для проявлений коррупции. Отсюда, естественно, вытекает вывод о пути преодоления коррупции в любом государстве: государство должно как можно меньше ограничивать права и свободы граждан и создавать условия для того, чтобы чиновники имели минимальную возможность влиять на деятельность населения с точки зрения разрешения и запрещения.


В чем опасность коррупции


В первую очередь, опасность коррупции заключается в том, что люди, обязанные выполнять определенные функции, не выполняют эти функции должным образом, что может привести и приводит к катастрофическим последствиям. Достаточно привести несколько примеров из современной истории.

Другая опасность коррупции состоит в повсеместной практике протекционизма, то есть когда исключается здоровая конкуренция и на определенные должности назначаются люди не по своим личным качествам, образованию и способностям, а исходя из других соображений – знакомств, личных симпатий или за вознаграждение. Это неизбежно приводит к ослаблению и понижению конкурентоспособности малых систем и всей системы в целом. Другими словами, государство, пораженное коррупцией, не имеет шансов на выживание среди более сильных государств.

А самое главное состоит в том, что у граждан, вынужденных сталкиваться с каждодневными проявлениями коррупции в государстве, неизбежно возникает недоверие к любым правовым институтам государства, так называемый правовой нигилизм, что чревато в итоге социальными потрясениями для этого государства, вплоть до насильственного свержения власти.


История и особенности коррупции в России

В советское время коррупция в СССР не уменьшилась, а в некоторых республиках, особенно среднеазиатских и закавказских расцвела пышным цветом. Хотя на уровне высшего партийного чиновничества это было не так заметно, поскольку партийные чиновники имели массу привилегий, но коррупция на низовом уровне была очень распространена.

После распада СССР в России коррупция стала таким явлением, что начала угрожать национальной безопасности государства, что признается высшим руководством страны.


Решение проблемы коррупции в других странах


То, что коррупция есть зло, которое угрожает нормальному функционированию государства, еще в средние века поняли в Европе, особенно в странах, выбравших либеральный путь развития. Борьба с коррупцией велась с переменным успехом, но наиболее впечатляющих успехов в некоторых странах удалось добиться только в 20-м веке.

Прежде всего, стоит отметить такую страну, как Сингапур, в которой в 1965 году уровень коррупции был самым высоким в мире, а в настоящее время эта страна имеет самый низкий уровень коррупции. Как же удалось добиться таких результатов?

В первую очередь была проявлена и провозглашена политическая воля руководства страны, и первым действием по преодолению коррупции было создание специального Бюро по расследованию случае коррупции, которое подчинялось непосредственно главе государства. Сотрудники Бюро имели исключительные полномочия и ни от кого не зависели. Далее был предпринят комплекс мер, включающий: строгую регламентацию действий чиновников и повышение их зарплаты, повышение независимости судебной системы также со значительным повышением зарплаты судей, ужесточение законодательства в части наказаний за коррупционные действия, дорегулирование экономики в целях снятия различных административных барьеров, жесткие акции по наказанию выявленных участников коррупционных дел. Главная причина успеха заключается в том, что все эти меры проводились комплексно и последовательно, пока не была достигнута цель.

Подобным же образом власти действовали в Швеции, где в 19-м и начале 20-го веков был очень высокий уровень коррупции. Здесь упор был сделан на максимальной либерализации экономики, снятии бюрократических барьеров, а также провозглашении высоких этических принципов работы для государственных служащих и создания атмосферы нетерпимости в обществе ко всяким проявлениям коррупции. Кроме того, был задействован тот же комплекс мер: повышение зарплат чиновникам, обеспечение независимости судебной системы и т.д. Результат налицо - сегодня Швеция находится в списке стран с самым низким уровнем коррупции.


Как решить проблему коррупции в России


Думается, что не стоит изобретать велосипед, а просто нужно взять на вооружение опыт наиболее продвинутых в этом отношении стран. Некоторые шаги по преодолению коррупции в России уже сделаны, но эти шаги представляются несколько половинчатыми и вряд ли позволят добиться требуемого результата в обозримом будущем. Политическая воля высшего руководства вроде бы присутствует, но действительно комплексных и последовательных шагов не наблюдается.

Одним из решительных шагов было бы создание специального органа с исключительными полномочиями, по типу сингапурского Бюро расследований, подчиняющегося напрямую только Президенту или премьер-министру. Следовало бы также ужесточить уголовное наказание в части конфискации имущества, нажитого нечестным путем. Далее необходимо продолжать работу по либерализации экономики и снятию всевозможных бюрократических барьеров. Все эти методы известны, нужна только комплексность и последовательность.

А самое главное – настоящая победа над таким злом, как коррупция, возможна только в демократическом обществе, а это означает, что должны быть обеспечены три простые вещи – по настоящему независимые выборы, независимая пресса и независимый суд.



Посмотреть все работы автора

Читайте также: