Изображение островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху кратко

Обновлено: 19.05.2024

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Драматургия Александра Николаевича Островского.

Обладая незаурядным общественным темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистической игры.

Пороки и недостатки, изобличаемые О., не нуждаются в особо подробном анализе после того освещения, к-рое дал им Добролюбов. О. бичевал прежде всего хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа. «Городничему, — рассказывает в «Грозе

Особняком стоит в творчестве Островского весенняя сказка «Снегурочка

Для полноты характеристики стиля О. необходимо хотя бы вкратце остановиться на исключительном богатстве и яркости его языка

Русский театр и драматургия II половины XIX ст. А.Островский и театр

Александр Николаевич Островский

(31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А. Н. Островского

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

В 50 — 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом.

Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Передовые, демократические стремления талантливейших актеров Малого театра постоянно вызывали ожесточенное сопротивление со стороны театрального начальства и цензуры. Многие пьесы Островского, несмотря на их успех у зрителей, часто снимались с представления. И все же пьесы Островского все прочнее входят в репертуар театра, оказывая влияние и на других драматургов. В сценическом искусстве продолжают совершенствоваться творческие принципы Щепкина. Основой труппы Малого театра 50 — 70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.

В 80 — 90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. На его сцене в это Время играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов, А. П. Ленский —

крупнейшие художники, творчество которых составляет целую эпоху в истории сценического искусства. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Прова Садовского.

Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов

(1813 — 1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова

Политическая реакция 80 — 90-х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70 — 80-х годах. Мария Гавриловна Савина

(1854 — 1915) — великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа.

Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

✓ первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

• использование гоголевских традиций;

• овладение передовой эстетикой своего времени;

✓ второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

• обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

• убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

• раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

• использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

• разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

✓ третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

• продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

• углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

, учитель русского языка и литературы,

школа-гимназия №32, город Астана.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством ; особенностями драматургии Островского.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет , словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников.

— Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

— Итак, о чем это произведение?

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

— Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

— Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

— Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

— Какими они предстают?

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

— Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод: Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Своеобразие творчества Островского А.Н.

Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

✓ новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

✓ историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

✓ бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

✓ органическая связь драматизма и эпического начала;

✓ индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

События пьесы разворачиваются в вымышленном приволжском городе Калинове. Следует отметить, что автор недаром указывает на условность места действия – Островский хотел показать, что такая атмосфера была характерна всем городам России того времени.

Персонажи

Главная героиня как страдающая часть темного царства

Тихон и его сестра Варвара адаптировались к речам маменьки. Особенно чувствительна к ее придиркам и унижениям ее невестка, Катерина. Она, обладающая романтичной, меланхолической психикой, действительно несчастна. Ее цветные сны и мечты обнажают совершенно детское мировосприятие. Это мило, однако не есть добродетелью!

Конфликт

Актуальность идей пьесы

критическая статья писарева гроза


Смотреть галерею

Критика

Тест по произведению

Калинов как модель России

Однако показанная в пьесе Островского удушливая атмосфера дореформенного общества была действительно правдивой. Произведение было востребовано, выстрадано…

Вопросы

  1. Какое место занимает Катерина среди действующих лиц драмы?
  2. Каково её общественное и социальное положению?
  3. Охарактеризуйте её воспитание и жизнь до замужества.
  4. Каковы условия её жизни после замужества?
  5. Как обнаруживается её искренность и правдивость?
  6. Какие высказывания Катерины свидетельствуют о странности и глубине её натуры?
  7. Самоубийство Катерины- это проявление слабости или силы её характера?
  8. Какие события после раскаяния способствуют быстрому наступлению трагической развязки?
  9. Какие события в пьесе приближают публичное раскаяние Катерины?
  10. Почему Тихон и Борис не могли помочь Катерине?
  11. Каковы особенности речи Катерины?
  12. Каких героинь напоминает Катерина?

5. С точки зрения Добролюбова, истинно народный по своей сущности характер Катерины является единственно верным мерилом оценки всех других персонажей пьесы, в той или иной степени противостоящих самодурной силе.

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

5. В чём значение образа Катерины?

7. В чём, по мнению Добролюбова, драма Катерины?

Тезисы по статье Н.А.Добролюбова:

— В чём же не согласен автор статьи с Добролюбовым?

Тезисы по статье Д.И. Писарева:

— Итак, какой Катерину видит критик Писарев?

Домашняя работа

— Чья точка зрения вам ближе? Почему?

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой. Эстетики не могли не заметить того, что бросается в глаза во всем поведении Катерины; противоречия и нелепости слишком очевидны, но зато их можно назвать красивым именем; можно сказать, что в них выражается страстная, нежная и искренняя натура.

Каждое человеческое свойство имеет на всех языках по крайней мере два названия, из которых одно порицательное, а другое хвалительное, – скупость и бережливость, трусость и осторожность, жестокость и твердость, взбалмошность и страстность, и так до бесконечности. У каждого отдельного человека есть в отношении к нравственным качествам свой особенный лексикон, который почти никогда не сходится вполне с лексиконами других людей.

Надо взять сырые факты во всей их сырости, и чем они сырее, чем меньше они замаскированы хвалительными или порицательными словами, тем больше мы имеем шансов понять и уловить живое явление, а не бесцветную фразу. Обиды для человеческого достоинства тут не произойдет никакой, а польза будет большая.

Умная и развитая личность, сама того не замечая, действует на все, что к ней прикасается; ее мысли, ее занятия, ее гуманное обращение, ее спокойная твердость – все это шевелит вокруг нее стоячую воду человеческой рутины; кто уже не в силах развиваться, тот по крайней мере уважает в умной и развитой личности хорошего человека. кто молод, сблизившись с умною и развитою личностью, может быть, начнет новую жизнь, полную обаятельного труда и неистощимого наслаждения. Если предполагаемая светлая личность даст таким образом обществу двух-трех молодых работников, если она внушит двум-трем старикам невольное уважение к тому, что они прежде осмеивали и притесняли, – то неужели вы скажете,

Вопросы для самоконтроля

1. Какую функцию в оценке характера Катерины играет пересказ содержания пьесы? Как можно характеризовать форму этого пересказа?

2. Почему Писарев считает себя вправе избежать психологических частностей в обрисовке образа Катерины, важных для других критиков? Как это соотносится с целью статьи?

3. Как в целом обозначен психологический тип Катерины и почему, на Ваш взгляд, психологические определения не проговорены прямо?

4. Доказал ли, на Ваш взгляд, Писарев немотивированность самоубийства Катерины? Как вообще оценил этот поступок?

5. В чем различаются представления о возможностях народной русской жизни у Добролюбова и Писарева? Как объяснить это различие? Признает ли Писарев эти расхождения расхождениями по существу или понимает как-то иначе?

7. Что говорит Писарев о формировании этого типа в русской жизни? В какой мере его рассуждения соответствуют положению о том, что среда и воспитание ребенка определяет его характер?

Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев

И это качество поэтики Островского является большим достижением всего русского реализма. Материально-житейская обусловленность образов Островского не мешает им иметь сложный и глубокий психологический рисунок.

В чем позитивность образа главной героини

писарев о катерине гроза


Смотреть галерею

Методическая разработка по литературе I курс на тему:

Пахомова Светлана Александровна

Тип урока: урок-лекция, урок-беседа.

I. Образовательная: 1). Раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; 2). Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

II.Развивающая: Развивать умение анализировать, вычленять необходимую информацию из большого потока материала, рассуждать, делать выводы.

III. Воспитывающая: Воспитывать интерес к литературе и творчеству А.Н.Островского.

Метод: репродуктивный, метод творческого чтения, эвристический метод.

Формы работы: лекция, беседа, рассказ, конспектирование, чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями, чтение по ролям, ответы на вопросы.

I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказать о таком направлении как реализм, его видах, основных жанрах, видах романа; назвать основные этапы жизни и творчества А.Н.Островского.

III. Запись темы, эпиграфа, плана урока.

1. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр.

3. Тема, идея, конфликт пьесы.

4. Композиция пьесы, жанр.

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку

художественных произведений, для сцены создали

свой особый мир. Вы один достроили здание, в

основание которого положили краеугольные камни

Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас

мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас

есть свой русский драматический театр. Он по

справедливости должен называться «Театр

(Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому)

Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Островский – замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы – знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории литературы.

Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем Артистического кружка, Общества русских драматических писателей, постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1866 г. драматург скончался.

И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.


Очевидно, творя свой исторический мир в союзе с лиризмом и эпичностью, драматург постепенно развертывал некий обширный замысел, исключительно волновавший в ту пору его гений. И пока этот замысел не был вполне развит и осуществлен, Островский не прекращал работы над историческими пьесами.

Каков был этот замысел, явившийся Островскому уж верно не в виде стройной и логически оформленной идеи, но в образах и чувствах, сказать невозможно. Возможно, однако, другое: на основе изучения русской жизни семнадцатого столетия, какой ее написал драматург, понять его ощущение законов истории, законов хода национальной судьбы.

Если мы возьмем для изучения морализм Островского в исторических пьесах, то, очевидно, в конечном итоге должны получить представление о взглядах драматурга на ход исторического времени, его мнение об истории России, его отношение к историческим приключениям национальной самобытности и превращениям национальной судьбы.

РУССКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ XIX ВЕКА И ОСТРОВСКИЙ

В русской мысли нет, пожалуй, более тугого узла, чем взаимоотношения русской философии, русского искусства и русской публицистики и, собственно, истории России. Существовали эпохи и персонажи, с исключительной силой аккумулировавшие энергию раздора враждебных мнений относительно смысла исторического движения России.

Русская история никогда не была суммой фактов, но — полем сражения беспокойно-субъективных убеждений. Каждое время судило не только себя самое и эпоху предыдущую, но пересматривало и переписывало более отдаленные времена. Доходило, конечно, и до смешного, когда для доказательства маленькой публицистической мысли поминали всю русскую дорогу чуть что не от Гостомысла; но, в целом, современность располагает уникальным материалом для развития интеллекта, желающего узнать, как пишется и переписывается история.

Островский дебютировал как автор исторических хроник из жизни семнадцатого столетия в середине века девятнадцатого, в эпоху великих реформ, в разгар крупномасштабных перемен и кардинальных переоценок русского пути.

А потому, чтобы увидеть особенности взгляда Островского на отечественную историю, важно выявить момент выбора, его лирического выбора — выбора эпохи, фактов, отношения к ним. Определившись здесь, можно попробовать выстроить мнение Островского в виде более или менее стройной художественно-историософской системы.

Национальное самообольщение в образе Карамзина и его подражателей сталкивается с национальным самоотрицанием в образе Чаадаева и его последователей. Но подо всем этим как бы разделенным на полюса идеологическим противоречием живет знание и чувство национальной самобытности. У Карамзина она, самобытность, эстетически прекрасна, у Чаадаева этически безобразна. У Пушкина она — источник полноценной жизни и совершенной поэзии.

Дальнейшее развитие русской мысли, как известно, оформилось в раскол и не пошло по пушкинскому пути. Видно, мудрость на Руси доступна лишь гению, да и то не всякому. Чего проще, казалось бы: любовь к отечеству без национального самообольщения, поэтизация русского быта без слащавости и приукрашивания, желания свободы без революционного экстремизма и понимание пороков родной стороны без гиперкритицизма… Позволим себе горько усмехнуться…

Разнообразные битвы вокруг добродетелей и пороков русской самобытности украсили умственную жизнь 1830 — 1840-х годов. Доказательства Чаадаева были признаны, кажется, всеми, но выводы делались противоположные. Если в нашей жизни нет никаких аналогий с общечеловеческим законным развитием, то мы обязаны сделаться людьми и присоединиться как можно скорее к общечеловеческому, то есть западноевропейскому (сие полагалось совпадающим) — считало западничество. Если наша жизнь не похожа ни в чем на западноевропейскую, это значит, что мы — другие и обязаны беречь и осмысливать свою самобытность — считало славянофильство.

Его кратковременное дружество с кругом славянофильских идей принесло плоды в виде колорита нескольких пьес, но эти идеи не стали руководящими и направляющими.

Зажигая пламенной речью нижегородцев, Минин у Кукольника предлагает:

О Боге и Божьих делах говорят у Аксакова как о чем-то далеком от человеческого уразумения. Минин и Пожарский справляют обыкновенное воинское дело, без особого даже пафоса, настолько очевидна его необходимость.

После этого, в эпилоге, кратко рассказано прощание нижегородцев с ополчением и его выход из Кремля.

Минин — не оружие в руках Всевышнего, но, скорее, тонкий музыкальный инструмент: он сам настраивает, налаживает свою душу на восприятие веры и силы. А почувствовав их, крепко берет нижегородцев в свои руки, не допуская сникнуть одушевлению.

Тут же, пока не остыли нижегородцы от пролитых за обедней слез, Минин предлагает им собирать казну за ополчение. Он как будто высвобождает их душу из бытовой коросты, заставляет вылезти из шкуры, и они уже не могут не полюбить его, видя в нем свой собственный душевный прорыв.

Но преодолеть корысть мало, надо раззадорить горожан до особого русского состояния, когда с шеи снимается крест, когда все равно, жить или умирать, когда все житейское и суетное враз теряет всякую силу, всякую привлекательность.

Таким образом, подвиг нижегородцев и святое, кряжистое упрямство Козьмы Минина есть их неоспоримая заслуга, пусть и благословленная свыше. Осуществление Промысла не происходит с тою беспечной легкостью, с какой происходит осуществление иных капризов абсолютных самодержцев в покорных и смиренных странах. Провидение не обращает людей в марионеток, но оставляет за каждым свободу воли.

Прошел миг национального подъема, объединившего все сословия, священный подвиг стал достоянием истории, а русская самобытность обрела неколебимые границы. И жизнь пошла своим чередом — с беспредельным самодурством воевод, кляузами подьячих, с общим неважным, негодным строем и с отчаянно сильным и талантливым, но как-то вкривь-вкось, не в полную силу живущим народом.

В ходе Смутного времени народ отстоял свое право на собственную, непокорную ничему инонациональному, жизнь. Но, предоставленная сама себе, она сама же и сплетается в тугой узел драматических противоречий, когда чудесная поэтическая религиозность сочетается с диким разбоем, а размах душевной красоты и силы — с уродливым беззаконием.

РЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Рассматривая сочинения наиболее авторитетных в XIX веке историков — Н. Карамзина, С. Соловьева и Н. Костомарова (а вряд ли кто в веке XX их превзошел по авторитетности, своеобразию, слогу и тщательности мысли) — с точки зрения их мнения о причинах Смуты и личности первого Самозванца, скажем перво-наперво, что никто из них не был вне морали, по ту сторону добра и зла. Несмотря на известную дисциплинированность мысли, историки XIX века оценивали то или иное историческое лицо не только в зависимости от пользы или вреда, которое оно причиняло России. Собственное обу-стройство исторического лица занимало их не менее. Загадка происхождения и миссии Самозванца дополнялись лирической оценкой его образа, даже в какой-то мере — созданием такого образа.

Итак, кем же был этот некрасивый собою молодой человек лет тридцати, с печальными и всегда задумчивыми темно-голубыми глазами? 11

Кажется, историк описывает эту странность несчастного московского царя с известным удивлением — как можно утратить за столь короткий срок закоренелую привычку быта? да был ли наш Самозванец вообще русским?

Из всех исторических работ XIX века встает на свой лад захватывающий образ самозваного московского царя. Никто не отказывает ему в блестящих способностях и реформаторских усилиях. Так или иначе историки подмечают его чужеродность русскому быту. С его приходом к власти завязывается мучительный узел, разрешившийся кровавым мятежом. Столкновение загадочного по веротерпимости и свободолюбию Самозванца с укладом русской жизни, перенесшей деспотию Грозного и Годунова, но выкинувшей с неистовой яростью просвещенного реформатора, таило в себе нечто беспокойное, притягательнее для размышлений и будившее художественное вообра-жение как готовый прообраз трагедии.

ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Ключевое событие Смутного времени — появление на арене истории мнимого сына Иоанна Грозного — творчески взволновало многих русских литераторов.

В России тема Самозванца нашла столько отражений и преломлений, что сравнима, наверное, лишь с наполеоновской. Да и определенное предвосхищение Наполеона было, если можно так выразиться, в графическом рисунке судьбы московского царя. Безвестность — высшая власть — низвержение. Однако русских литераторов, обращавшихся к эпохе Смуты и появлению Самозванца, волновала не только его личность и судьба.

Тут встречались и переплавлялись времена, сталкивались две веры, две культуры, две стороны света. В этом горниле Россия сохранила и укрепила свою самобытность, вместе, однако, с клубком своих вечных самобытных противоречий. Трагедия Самозванца как-то нерасторжимо связана с трагедией русской самобытности, а потому кажется неслучайным то, что к образу Самозванца обращались литераторы, обладавшие, при всей разности дара, особо напряженным чувством национального.

Земляная, диковатая русскость Погодина не чета, конечно, романтически-отвлеченной сосредоточенности на поэтической стороне национальной религиозности, свойственной А. С. Хомякову. Самозванец Хомякова — полная противоположность погодинскому холопу. Это, верно, самый идеализированный Самозванец в русской драматургии.

Простые, живые слова, лишенные романтической приподнятости.

— Самозванец не был Отрепьевым! 17

—Чернец? — спрашивает у Шуйского, только что вернувшегося от царя, Осипов.

Дмитрий — совершенная новость для Московского государства. В воле земли принять или отвергнуть этого странного, нестрогого, веселого, вольного царя, преисполненного наилучших замыслов.

Решив, что его царство будет царством правды, Самозванец на всем протяжении пьесы не может уверовать ни в какое коварство, обман, ложь. Латинской веры он не насаждает, а всего лишь разрешает посещать иноземцам русскую церковь во время службы. И не думает натравливать поляков на русских, стараясь по справедливости разобрать обоюдные неудовольствия.

Но этот славный царь, лихой воин и добрый человек вовсе не знает и понять не может земли, доставшейся ему в управление. И речь его будто переводная с иностранного — риторика, логика., латынь… шляхетские вольности… музыка… мазурка…

И Русь. И вот ей, после Грозного и Годунова, предлагают плясать мазурку и радоваться жизни. Трагикомически выглядят попытки этого Дмитрия сделать русскую жизнь веселенькой, преодолеть ее мрачный колорит. Эксперимент внедрения прекраснодушного иноземца в эту почву оборачивается обоюдной трагедией.

Дмитрий — Европа, Дмитрий — правительство, Дмитрий — реформа. Европа — реформа — правительство. Можно и наоборот: правительство — реформа — Европа. Безразлично, ведь либеральные мечтания, разложены они или нет на мысли и доказательства, все ровно представляют собой скорее ощущение этого заветного единства, страстное чувство, можно сказать, аккорд. Островский воспроизводит этот аккорд в его исторической аранжировке.

Когда инонациональное появляется в национальной стихии в виде мод и уборов, словечек и рассказов или даже в образе идей и мнений — это источник комического в пьесах Островского. Но их встреча непосредственная, в лицах, оборачивается трагедией.

Национальная стихия представлена в хронике тремя ипостасями. Это бояре, князь Василий Иванович Шуйский и народ.

Кучка людей между царем и народом, не являясь ни властью, ни силой, существует в постоянном стремлении овладеть властью и силой, царем и народом. Под многолетним давлением страха добро и зло, правда и ложь смешались, слились в дружеском союзе. Эта Среда формирует в своем роде гения — Василия Ивановича Шуйского. Островский создает поразительный образ русского подневольного деятеля, с выдающимся умом и единственной целью:

Почувствовать себя хоть раз владыкой,
Почувствовать, что между мной и богом
Ни власти нет, ни силы!
Умом, обманом, даже преступленьем
Добьюсь венца.

Есть в Василии Ивановиче какая-то тяжелая, дикая правда прочной, кровной связи с землей. Он из нее рос немало исторических лет — оно, может, и уродливо, да крепко, не собьешь, не сломаешь. Всем он тут известен, всем доступен — к нему первому толпится народ в начале пьесы, чтоб расспросить о новом царе.

Шуйский обладает цельной программой взаимоотношений между ложью, правдой и народом. Она так хороша, что грех ее не привести:

По выбору и ложь и правда служат
У нас в руках орудием для блага
Народного. Нужна народу правда —
И мы даем ее; мы правду прячем,
Когда обман народу во спасенье.
Мы лжем ему: и мрут и оживают
По нашей воле люди; по базарам
Молва пройдет о знаменьях чудесных;
Убогие, блаженные пророчат,
Застонет камень, дерево заплачет,
Из недр земли послышатся глаголы,
И наша ложь в народе будет правдой —
В хронографы за правду перейдет…

Убийство не может быть ни святым, ни всенародным, полагал А. Н. Островский. Странно было бы думать, что он полагал иначе. Скрытое или явное отвращение русских историков к мятежу 17 мая Островский, впервые в литературе о Самозванце, разворачивает в колоссальную картину национального преступления.

ГРЕХ НАРОДА

А правдой заведует Шуйский.

Сознательный и правдолюбивый народ! Шуйского осуждают не из желания угодить царю — действуют по чувству справедливости, молчат на казни не из страха — верят, так надо, так по правде. Не царя, усыновленного Русью, убивают — вора, оскорбляющего веру, казнят. Чтобы выдать убийство за святое дело, Шуйский обращается не к темным инстинктам толпы, а к разуму, говорит о вере, объясняет, доказывает свою правоту и правду будущего мятежа.

И вот, в сплетении ведущих и ведомых, в таинственной сложности межнациональных связей, в ошибках разнонаправленных воль, среди купцов, калачников, бояр, крестьян, юродивых, стрельцов — начинает возникать, кристаллизуясь постепенно, одно понятие.

Грех народа? Принадлежит ли это трагическое и бесстрашное определение Островскому? По логике исторической трилогии — да, принадлежит.

ДВИЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В ХРОНИКАХ ОСТРОВСКОГО

Отвечает и должна отвечать. Иначе какая же это нация—так, скопление населения. Национальное единство, пo Островскому, — это единство судьбы и ответа перед судом, а не единство идей или интересов. Судьба нации оказывается в прямой связи с ее нравственным обликом.

Между человеком и отечеством оказывалась жестокая связь. Не было укромного места, негде было затаиться, история настигала везде, бросая в котел всеобщей расплаты, взваливая на плечи ношу всеобщей ответственности.

Грех — кара — искупление. Такая последовательность национальной судьбы возникает, если выстроить хроники Островского по порядку изображенных в них событий. Движение исторического времени имеет в таком случае четкий нравственный смысл: это время осуществления суда истории.

Этот суд, очевидно, происходит по законам христианской морали. Так кто же судья? Промысел? Значит, Островский все-таки провиденциалист и видит в истории по-степенное, но неумолимое осуществление Провидения?

Всевышний непосредственно в хрониках Островского не участвует, силу своих рук не демонстрирует с кукольниковской наглядностью, к нему с мольбами и за помощью обращаются все, но никак нельзя утверждать, что он кому-то явно помогает, разве что сообщает Минину особое вдохновение и воодушевление. Все происходит по свободной воле, по выбору людей. Эту историю они сотворили сами. Но она исполнила неумолимый закон, по которому за грехом следует кара, и длится она вплоть до искупления.

Испытывая на прочность европеизм русской самобытностью, Островский и не унизил, и не окарикатурил, и не превознес ни то, ни другое. Да, эта самобытность чревата трагедией. Но за пространством трагедии светит другое — неотменимое и неуничтожимое пространство веры.

ЭПИЛОГ

Островский уходил из жизни, точно его заветная героиня, Лариса-бесприданница, со словами прощения на устах:

Читайте также: