Главные ценности традиции церковь семья государство это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

1. Образовательно-воспитательная — овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская — создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая — сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная — стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, радикализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

4) C оциализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.


Семья – это один из важных институтов человеческого общества в целом, и каждого государства в отдельности. Благополучие государства тесно связано с благополучием той или иной семьи. В союзе между мужчиной и женщиной рождается новый человек – новый гражданин. В семье этому человеку прививаются первые практические навыки, моральные ценности, культура и традиции нации. Без института семьи государство не может быть жизнеспособным. Основой же самой семьи является только законный брак между мужчиной и женщиной [1, с. 149–152].

Особую поддержку оказывает церковь тем, кто повторно вступил в брак. Она молится за них, укрепляет их в вере и надежде. Такие люди, если они крещены, должны принимать активное участие в церковной жизни. Церковь призывает их молиться, читать Слово Божие, участвовать в Таинствах, творить дела милосердия и покаяния [1, с. 159].

Мужчина и женщина, пребывающие в подлинной супружеской любви, всегда готовы к деторождению или усыновлению чужих детей. Человеческие отцовство и материнство наделены особым подобием Божиим. Именно на этом подобии основывается понимание семьи, как общины личностей, соединенных в любви. Деторождение запускает динамику любви между поколениями, на которой основывается общество [1, с. 163].

Таким образом, крепкая семья, живущая в законном браке, является основой государства. Благополучие государства взаимосвязано с благополучием семьи. Без института семьи государство не может существовать. Чтобы уничтожить государство, не всегда нужны ракеты, нужно просто целенаправленно ударять по институту семьи и разрушать семейные ценности. Именно этим занимаются те, кто пытается легализовать однополые браки, добивается проведения гей-парадов, навязывает молодежи свободные половые отношения, вкладывает деньги в стерилизацию населения и распространение противозачаточных средств, а также оправдывает совершение абортов. Чтобы предотвращать подобные вещи, государство должно содействовать и оказывать поддержку религиозным организациям, в частности Католической церкви, социальное учение которой направлено на утверждение и укрепление института семьи, а посредством этого и самого государства. Церковь выступает только за законный брак между мужчиной и женщиной, он должен быть нерасторжимым, и в нем должны проявляться между супругами целостность, единство, верность и плодовитость. Семья, как и прочие человеческие сообщества, должна служить развитию человеческой личности, но это развитие возможно лишь при условии любви. При этом церковь определяет, что настоящая любовь между мужчиной и женщиной проявляется в их желании жертвовать ради друг друга, а также в их единстве и верности. Настоящая любовь всегда готова к принятию другой жизни, и супруги должны со всей ответственностью подходить к вопросу деторождения, регулируя этот процесс только естественными методами.

Литература

1. Компендиум социального учения Церкви / перев. В. Тимофеева. М.: Paoline, 2006.

2. Библия: книги священного писания ветхого и нового завета. М.: РБО, 2000.

4. Документы II Ватиканского собора / перев. А. Коваль. М.: Paoline, 2004.


Что такое ценности?

Начнем с общего понятия. Это представления, которые разделяют и одобряют большинство людей конкретного общества, представления о добре, благородстве, справедливости и аналогичных категориях. Такие ценности являются идеалом и эталоном для большинства, к ним стремятся, им пытаются следовать. Общество само устанавливает и меняет их, и для каждой культуре свойственен свой набор значимых ценностей.

Соответственно, если ценности являются идеалом для людей, то главные христианские ценности – эталон и пример для всех, кто относит себя к любому из многочисленных христианских течений. Безусловно, вначале следует говорить о вечных идеях, так или иначе присущим любой разновидности христианства.

ценности христианской жизни

Здесь есть некоторые моменты, в которых ценность человеческая и ценность христианская различаются. Христианство определяет ценностное представление как некое абсолютное благо, которое имеет значение для всех людей, вне зависимости от того, к какой конфессии человек относит себя, если вообще относит.

христианские нравственные ценности

Ценности христианской жизни

Из речей современных христианских авторитетных представителей (которые, безусловно, опираются на давнюю традицию) в первую очередь следует, что все важные идеи исходят от Бога. Он ниспосылает людям нравственные законы, знания о том, как можно избежать страхов, зла, болезней, как жить в гармонии со своим окружением и – самое важное – с семьей. Таким образом, именно от него исходит информация о единственно верном, по мнению христиан, образу жизни.

Для каждого христианина самой главной ценностью, конечно же, является Бог в его Триедином облике. Это подразумевает восприятие Бога как совершенного Духа. Второй является Библия – Слово Божье, которая в христианстве является самым авторитетным источником. По сути, каждое свое действие человек должен сверять с этим непререкаемым источником. Третья же ценность – это Святая Церковь, для каждого течения христианства она своя. Церковь в данном случае понимается не как храм или специальное место для молитвы, а как сообщество людей, объединившихся вместе для поддержки друг в друге веры в Иисуса Христа. В том числе, здесь также важны и таинства Церкви, такие как крещение, венчание, причастие и некоторые другие.

христианские ценности в жизни современной семьи

Если не разбираться в тонкостях различий разных направлений в христианстве – православии, католицизме, протестантизме в его различных видах, разного рода сект – то в целом можно сказать, что у каждого из них есть свое понимание Триединого Бога. Безусловно, оно совпадает хотя бы частично, и в основе своей является цельным, что не мешает одной конфессии полагать другую еретическим заблуждением, которую спасти и наставить на истинный путь очень сложно. Поэтому проще будет рассмотреть христианские нравственные ценности в контексте наиболее знакомого нам течения – православия.

История понятия

Семейная жизнь

Особенное значение они имеют в процессе формирования христианской семьи. Сейчас любят говорить о разрушении традиционных семейных аксиологических представлений, которые, разумеется, понимаются как ценности православные и безусловные.

христианская семья и ее ценности

Христианская семья и ее ценности – это крайне важный в православии элемент. Здесь важную роль играет традиция, которая понимается как основа семейного уклада. Это сложившиеся и устоявшиеся формы поведения, обычаи, которые передаются от старшего поколения к младшему. В рамках этого понимания в христианской семье главой должен быть непременно муж, жена становится хранительницей домашнего очага, а дети должны беспрекословно слушаться родителей и почитать их. Ценности воспитания в христианской семьи ориентированы в первую очередь на духовную жизнь ребенка, поэтому параллельно со светским воспитанием детей обучают в воскресных школах и приучают к регулярному посещению церкви и соблюдению церковных обрядов.

Однако воспитание детей начинается не с этого, а с того, как выглядят отношения между родителями. Ребенок очень хорошо воспринимает все тонкости и приучается к ним с самого детства. В будущем именно отношения между матерью и отцом он будет считать нормой. В первую очередь речь идет о духовных отношениях и связях родителей. Поэтому важно относиться друг другу с уважением, любовью и пониманием – впрочем, это распространяется далеко не только на христианскую семью.

В семейной жизни ребенок осваивает не только нормы поведения, но и другие формы духовной культуры, поэтому в христианстве особенно важно взращивание соответствующих идей в детях.

Восемь вечных ценностей

главные христианские ценности

Сравнительно недавно Русской Православной Церковью после многочисленных дискуссий на эту тему в политической и социальной среде был составлен список из восьми аксиологических представлений. Они соотносятся с вышеперечисленными христианскими ценностями отнюдь не напрямую. Рассмотрим подробнее этот список.

Справедливость

В списке РПЦ этот пункт подразумевает равноправие в первую очередь политическое. Чтобы справедливость была реализована, необходимо, чтобы суды были справедливыми, коррупция и бедность отсутствовали, всем были гарантированы социальные и политические свободы. Таким образом, человек должен занимать достойное место в обществе.

Такое понимание справедливости не коррелируется напрямую с ее христианским восприятием, которые явно не предполагает юридические аспекты. В каком-то смысле воплощенная мирская справедливость – зло для христианина.

Свобода

Опять-таки, это понятие больше правовое. Свобода – это свобода слова, предпринимательства, свобода выбора вероисповедания или, например, места жительства. Таким образом, свобода предполагает право на самостоятельность, самоопределение и независимость русских.

Такая свобода для христианина хороша, если она тесно связана с церковными догматами и способствует следованию христианским ценностям. Ведь в самом начале библейской истории, в момент грехопадения, решающую роль в судьбе людей сыграла злополучная свобода выбора. С тех пор люди не стали разумнее, и такой свободой зачастую пользуются совсем не во благо себе – по крайней мере, с христианской точки зрения. В таком понимании свобода в отсутствии Бога в обществе – такое же зло.

Солидарность

Солидарность здесь понимается как способность объединяться с другими людьми в тяжелых ситуациях, разделять с ними трудности. Такая сила соединения обеспечивает цельность и единство нации.

Безусловно, эта ценность в христианском понимании может существовать исключительно тогда, когда происходит объединение с единоверцами, а не с иноверцами, которые присутствуют в составе российского народа. Это противоречит словам Библии.

Соборность

Под соборностью подразумевается единение народа и власти в труде на благо страны и ее граждан. Это единство самых разных культурных сообществ, сочетающее в себе духовные и материальные ценности.

Для христиан единение может существовать только когда власть разделяет основные христианские ценности, в противном случае соборности и быть не может, поскольку христиане не обязаны выполнять требования власти, с их религией несовместимые.

Самоограничение

ценности воспитания в христианской семье

То есть жертвенность. Понятно, что это отказ от эгоистичного поведения, умение жертвовать собой на благо Родины и ближнего окружения, отказ от использования в своих целях людей и мира.

Казалось бы, ценность, наиболее близкая христианству, однако и здесь есть свои нюансы. Во всем необходимо сохранять меру, а к жертвенности наиболее применима рассудительность. К тому же с точки зрения христианства вовсе не нужно жертвовать собой ради еретиков или иноверцев.

Таким образом, самоограничение распространяется на ближних христиан, которые и составляют тело Церкви.

Патриотизм

Вера в свою страну, в Родину, готовность непрестанно трудиться ради ее блага, также слабо соотносится с христианскими ценностями, которые не предполагают привязки к конкретной нации. Данный пункт из списка также можно поставить под сомнение.

Благо человека

Здесь устанавливается приоритет развития человека, неуклонного соблюдения его прав, как духовное, так и материальное благополучие – все в совокупности.

Понятно, что в восприятии христианства никакие материальные ценности человека сделать счастливым не способны, скорее даже наоборот, они принесут ему много вреда. Поэтому устремление к любым благам, кроме христианских, духовных, не несет человеку ничего хорошего и всячески осуждается со стороны церкви.

Семейные ценности

И, наконец, последним пунктом в списке являются христианские ценности в жизни современной семьи – это любовь, забота о пожилых и юных членах семьи, верность.

Если это брак с православным человеком, то, конечно же, эти идеи работают. Поэтому, как и все другие, семейные ценности в христианстве воспринимаются через религиозную призму.

отрицание христианских ценностей

Таким образом, все восемь перечисленных идей, список которых составила РПЦ, вписываются в систему ценностей христианских с некоторыми, порой весьма значительными, ограничениями. Общечеловеческие аксиологические представлений из Всеобщей декларации прав человека совмещаются с христианскими постольку-поскольку, к сожалению. Из этого можно сделать еще один вывод: любая ценность может стать христианской, если таковой ее назовет авторитетная организация, такая как Русская Православная Церковь.

Отрицание христианства

Отрицание христианских ценностей связано с именем многих философов и ученых. Пожалуй, самым ярким примером будет Фридрих Ницше, который отрицал мораль как таковую, утверждая, что все моральные ценности мира относительны. Особенно ярко его идеи раскрыты в книге Ecce Homo.

Отрицание христианских ценностей также пропагандировали коммунисты, в частности, идеолог коммунизма Карл Маркс, который полагал, что эгоизм есть форма утверждения индивида, и он совершенно необходим.

Нельзя сказать, что последователи их идей – коммунисты и, к сожалению, нацисты – воплотили в жизнь нечто положительное, скорее – ровно наоборот. Поэтому идея ценностного релятивизма, видимо, хороша только в теории, но применить ее на практике, как показывает история, довольно трудно. Впрочем, с христианскими ценностями дело обстоит не лучше: в истории распространения христианства немало печальных и вовсе не мирных страниц.


Комплекс социально-экономических, политических, экологических проблем, с которыми сталкивается современное российское общество, отвлекает от решения проблем нравственного, ценностного характера, отбрасывают на второй план вопросы духовности, культуры, семейных ценностей.

В свою очередь утрата духовности, отказ от базовых человеческих ценностей приводит к серьёзным последствиям, проявлениям личностных и общественных девиаций, которые в первую очередь касаются семьи и семейных взаимоотношений. Рост количества разводов и, как следствие, неполных семей, социальное сиротство, разрушение семейных устоев — все это не может не сказываться на жизнедеятельности всего общества. Современная семья подвергается эрозии в условиях урбанизации и глобализации, разрушения духовных устоев общества, деформируется институт семьи, присущий российскому социуму, общественности навязываются свободные формы межполовых отношений, нивелируются нормальные высоконравственные основы христианской семьи.

Важным условием эффективности семейной политики государства является духовно-ценностная составляющая социальной жизни, возвращение семейному институту функции носителя и транслятора аксиологической и культурной памяти.

Религия испокон веков является регулятором отношений в обществе и семье, имеет многовековой опыт влияния на семью и семейные отношения. События последних лет подтвердили не только высокий авторитет церкви в обществе, но и чрезвычайно большой потенциал к превращению церкви и религиозных организаций в действенный институт гражданского общества.

Духовный статус церкви не позволяет ей непосредственно вмешивается в политическую и общественную жизнь государства и общества, но историческая традиция и современный опыт многих стран показывает, что церковь во многом определяет базовые основы, на которых строится государство. Секулярная политика государства не может ограничивать великую миссию церкви. Поэтому отделенная от государства, но не от общества церковь, активно влияет на все общественные процессы в государстве.

Церковь является одним из наиболее прочных и влиятельных общественных институтов, имеющим аргументированное многовековым опытом и подкрепленное реальными действиями мнение о том, в чем именно заключается важность семьи, для чего и каким образом ее надо поддерживать и как противостоять современным угрозам, способным разрушить семью как социальный институт или лишить ее возможности выполнять возложенные на нее функции.

Главным приоритетом церкви является сохранение и укрепление модели традиционной моногамной семьи. Ценности традиционной модели семьи отстаивают религиозные сообщества, считая семью небесным образованием. В вопросах сохранения и укрепления института семьи цели государства и церкви абсолютно совпадают. И, хотя законодательно церковь отделена от государства (это декларирует статья 14 Конституции РФ), никто не сможет отрицать важность религии в формировании и сохранении устоев современного российского общества и государства. Церковь формулирует свою пастырскую задачу так, чтобы иметь возможность всеми присущими ей средствами блюсти целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители берут на себя роли психологов, социальных педагогов, духовных наставников, организовывают беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага, отвечают на вопросы, касающиеся проблем внутрисемейных взаимоотношений, дают советы по воспитанию подрастающего поколения в духе нравственности, поддерживают и помогают тем, кто в этом нуждается [4, c. 133].

То есть, в некоторых аспектах деятельность церкви и государства пересекается. Но, при этом, церковь не выступает для государства конкурентом, а скорее помощником и наставником в решении важных государственных вопросов.

Совпадают намерения государства и церкви и в решении демографической проблемы. Одной из основополагающих функций семьи является продолжение рода, говоря демографическими терминами — воспроизведение населения. Однако, в силу социально-экономических причин, современная семья не ориентирована на рождение большого количества детей, ограничиваясь, как правило, одним-двумя детьми. С точки зрения церкви, намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Резко отрицательное мнение церковь высказывает и в отношении абортов, расценивая аборт как убийство зарождающейся жизни. Вместе с тем, супруги несут ответственность как перед государством, так и перед Богом за полноценное воспитание детей [1].

Церковь ставит перед собой задачу сформировать положительное отношение семьи к обществу и общества к семье, поскольку здоровье народа и государства, по ее мнению, зависит от того, насколько здоровыми есть семьи и стоит на позиции, что государство должно уважать семью, уважать его права и считаться с потребностями, выдавая для этого соответствующие законы и ориентируя на семью свою социальную, экономическую, финансовую, хозяйственную и культурную политику.

Таким образом, можно утверждать, что государство создает семью, создает условия для успешного выполнения семьей своих функций, а семья, воспитывая детей — творит граждан и само государство. Церковь же наполняет жизнь человека, семьи и общества духовным смыслом, помогает гражданам не утратить те нравственные устои, которые делают крепкими как семью, так и государство.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, церковь, государство, общество, современная семья, влияние церкви, отношение, ребенок, современное российское общество, укрепление института семьи.

Читайте также: