Автоматизация налогового учета кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отлаженный бухгалтерский учет - один из основополагающих столпов предприятия. Применение информационных технологий в этой сфере – это даже не вопрос удобства производственных процессов, а один из способов выживаемости на нестабильном рынке.

Главное, чтобы после применений самых последних разработок не повторилась одна известная история, когда директор завода жаловался, что до автоматизации бухгалтерских процессов у него работало десяток бухгалтеров, со счетами и электрическими калькуляторами. А после введения новых технологий работников бухгалтерии стало вдвое больше. Причем все сидят за компьютерами с огромными экранами, а между столами бегает взмыленный системный администратор.

Автоматизация бухгалтерского учета - это оправданная необходимость

Для того, чтобы автоматизация бухгалтерского учета стала эффективной, нужно отойти от сформировавшегося стереотипа, что при покупке любой бухгалтерской программы все проблемы трудоемкости бухгалтерского учета останутся в прошлом. Если руководство предприятия не заинтересовано в улучшении качества ведения бухгалтерской отчетности, автоматизация этого процесса останется раздражающей всех дорогостоящей игрушкой. Введение на предприятии автоматизации финансовых процессов, должно идти вместе с подготовкой персонала, готового и желающего работать в новых условиях.

Бухгалтерская компьютерная программа позволяет оперативно и без ошибок вести финансовые дела предприятия. Автоматизация бухгалтерского учета не сможет заменить полностью персонал, но зато поможет сократить его и улучшить качественные характеристики работников бухгалтерии. Руководитель получает возможность, в любой момент лично узнать финансовое состояние предприятия, сделать его анализ и просчитать перспективы.

По исследованиям Фонда развития цифровой экономики в Российской Федерации используется более 200 видов бухгалтерских программ. Значительную часть среди них составляют примитивные программы, сделанные отраслевыми программистами и программы зарубежных компаний, которые плохо адаптируются к реалиям экономики переходного типа и не стабильного законодательства, регулирующего финансовые и налоговые аспекты.

Успешное управление предприятием невозможно без современных бухгалтерских программ и персонала, умеющего ими пользоваться. Опытные руководители понимают, что без собственноручного контроля финансовой информации, невозможно принятие никакого серьезного решения. Системно обработанная информация необходимо как для выработки краткосрочной тактики, так и долгосрочной стратегии управления предприятием. А при отсутствии достоверных данных неправильный анализ ситуации может привести к самым негативным последствиям, включая банкротство и разорение.

Основные требования к бухгалтерским программам

Эффективные бухгалтерские программы, должны быть легкими в обучении, надежными в эксплуатации и иметь весь необходимый функционал для ведения учета и документооборота.

Минимальные требования к программному обеспечению качественного бухгалтерского учета состоят из:

  • ведение журнала операций;
  • аналитический учет;
  • количественный учет;
  • валютный учет;
  • совместимость с устаревшим аппаратным обеспечением;
  • гибкость;
  • экспорт импорт данных;
  • редактор документов;
  • работа в сети;
  • защита информации;
  • доступ к архиву документов;
  • приемлемая стоимость бухгалтерского программного обеспечения и его сопровождения;
  • качественная подробная печатная инструкция;
  • услуги по обучению персонала и техническая поддержка программного обеспечения;
  • понятный интерфейс и система программной помощи.

Для полноценной работы бухгалтерская система должна иметь доступ к единой базе сведений по финансовому учету на предприятии, и к архивным материалам, для получения любой информации при запросе.

Безопасность системы означает защиту от внешнего проникновения, защиту от сбоев и умышленной повреждения базы данных. Возможность быстрого восстановления данных после сбоя – еще один показатель, для качественной бухгалтерской программы. В этом сегменте специалисты советуют отдавать предпочтение опытным производителям, которые ценят свою репутацию и имеют возможность вовремя проводить обновление программы и регулярные консультации и ознакомительные семинары.

Что ждут от автоматизации бухгалтерского учета

Руководители предприятий от автоматизации бухгалтерского учета ждут повышения эффективности и качества всех финансовых служб предприятия:

Если хоть один пункт из этого списка не исполнен, значит автоматизация бухгалтерских процессов на предприятии была выполнена непрофессионально и нуждается в анализе и исправлении ситуации. Если вовремя не принять меры, ситуация с бухгалтерским обслуживанием предприятия может усугубиться.

Программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета становятся все больше, и это с одной стороны развивает качества предлагаемого продукта, с другой стороны усложняет проблему выбора. Специалисты рынка отмечают консервативность пользователей бухгалтерских программ.

Это выражается в том, что если предприятие уже закупило программу определенного производителя, то его финансовые службы предпочитают под неё подстраиваться, даже если это изначально был неудачный выбор и очень редко инициируют переход на новый программный продукт. Причем все сходятся в том, что нет универсального, устраивающего всех программного обеспечения, для бухгалтерского учета. Поэтому в этой сфере невозможно создания объективного рейтинга. Без применения программного продукта на конкретном предприятии, невозможно сделать выводы о его соответствии ожиданиям заказчика.

1С самая распространенная универсальная платформа для бизнеса

1С является наиболее адаптированной универсальной платформой для ведения бизнеса в условиях регулируемой переходной экономики. Созданная первоначально для цели ведения бухгалтерского учета, платформа стала базовой, для автоматизации любых процессов в производстве и торговле.

Основные преимущества применения 1С в бухгалтерском учете на предприятии:

  • быстрая стандартизация работы;
  • снижение административных издержек;
  • автоматизация бланков, отчетов, документов;
  • возможность быстрого анализа финансовой документации;
  • контроль за деятельностью сотрудников предприятия;
  • повышение качества обслуживания с помощью доработки 1С, с индивидуальным подходом исходя из взаимоотношений с заказчиком.

Обслуживание 1С это разработанный комплекс, в который входят все необходимые процедуры по тестированию, диагностике и исправления ошибок в бухгалтерской программе, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Кроме того, доработка 1С выполняется с учетом индивидуальных особенностей предприятия, его потребностей, уровня квалификации персонала.

Программное сопровождение разработчика позволяет оперативно решать любые сложности, которые могут возникнуть в результате эксплуатации программы. Подстроить параметры под индивидуальную особенность основных пользователей. Экономия на обслуживание 1С является типичной ошибкой некомпетентных в вопросах цифровой экономики руководителей.

Программное решение 1С является самым популярным в сегменте малого и среднего бизнеса в РФ. Количество установленных копий превышает 5 миллионов, по анализу Российского налогового портала. Прежде всего, это связано с множеством типовых программ 1С, которые могут быть применены к предприятию любого профиля и размера. Существует ряд нетиповых решений для конкретных предприятий и организаций.

Достоинством 1С является понятный интерфейс, позволяющий работнику с невысокой квалификацией быстро освоить программу, а опытным пользователям работать с максимальной продуктивностью.

Функционал программы легко меняется под насущные потребности предприятия и его специфику. Её легко интегрировать с различным программным обеспечением.

Надежная работа бухгалтерии, правильно организованная с помощью автоматизированного решения 1С напрямую влияет на прибыльность предприятия и его дальнейшее успешное развитие.

Бухгалтерский учет – надежный тыл любого предприятия. Качественное ведение бухгалтерии, исключение налоговых рисков и финансовых потерь, повышение эффективности этого сектора возможно с помощью его автоматизации.

Цель автоматизации

Целью создания автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета является:

  • полная автоматизация всех процессов бухгалтерского и налогового учета;
  • автоматическое преобразование данных бухгалтерского учета в данные налогового учета;
  • автоматизированное формирование всех форм отчетности, в том числе налоговых расчетов и декларации по налогу на прибыль;
  • сверка бухгалтерского и налогового учета;
  • упрощение ведения финансового учета, экономия времени и средств;
  • оперативный доступ к полной информации о финансовом состоянии компании.

Автоматизированная информационная система обеспечивает повышение эффективности, прозрачности и оперативности работы бухгалтерских служб, а также улучшает их взаимодействие с ИФНС.

Выбор программного обеспечения

Выбор направления автоматизации бухгалтерской службы предприятия включает в себя предварительный выбор программных средств.

Рисунок 1 – Программы для автоматизации бухгалтерского и налогового учета

  1. Первое направление – использование стандартных офисных программ , например, из пакета Microsoft Office, что применимо на небольших предприятиях. Эти программы доступны и недороги, но требуют значительной подготовительной работы – ввода форм документов, разработки системы таблиц и баз данных и т. д.
  2. Наиболее популярно второе направление автоматизации бухгалтерского учета – с помощью специализированной прикладной бухгалтерской программы . ПО этой группы, позволят автоматизировать не только ведение бухгалтерии, а и деятельность предприятия в целом. Яркими примерами такого программного обеспечения являются программы компании 1С, они доступны и функциональны. Также, возможно совместное использование бухгалтерских и офисных программ, многие из них совместимы.
  3. Третье направление автоматизации бухгалтерского учета – разработка программного продукта на заказ . Это требует, как правило, длительного времени и больших затрат и оправданно только для крупных предприятий, при условии, что имеющиеся на рынке программы не отвечают запросам и требованиям заказчика.

Этапы автоматизации

Эффективная автоматизация бухгалтерского и налогового учета происходит в четыре этапа:


Статья посвящена автоматизации налогового учета на предприятиях, ознакомление с бухгалтерскими программами, применение их на практике.

Ключевые слова: автоматизация, налоговый учет, бухгалтерский учет, основные средства, доход, расход

Article is devoted to automation of tax accounting at the enterprises, acquaintance with accounting programs, their application in practice.

Налоговый учет — одно из ведущих звеньев информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемых на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятия доходов в пользу государственного бюджета. [1]

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематизации указных фактов и формирование показателей налоговой декларации.

Во многом порядок налогового учета зависит от вида деятельности организации, объема документооборота, используемых программ, от внутренней структуры учетной службы, наличия в ее составе отделов налогового учета.

Статья 313 НК РФ позволяет налогоплательщикам самостоятельно организовывать систему налогового учета. По большому счету все способы его организации, взятые на вооружение российскими компаниями, можно разделить на две группы:

1) ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому;

2) формирование налоговой базы вручную. [2]

Ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому предполагает формирование налоговых регистров на основе дополнительной помимо бухгалтерской обработки первичных документов. При такой системе регистры налогового учета, по сути, представляют собой перечень соответствующих первичных документов. Разработчики большинства бухгалтерских программ пошли именно по этому пути.

Достоинством этого способа является то, что при формировании налоговой базы уделяется внимание каждому первичному документу. Но есть и недостатки. [4]

Во-первых, объем бухгалтерской работы значительно возрастает. Ведь весь массив информации, содержащийся в первичных документах, обрабатывается и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Многие предприятия не ведут специальных налоговых регистров и до сих пор формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. То есть, по сути, продолжает использоваться способ расчета налогооблагаемой прибыли, применявшейся до 2002 г. [3]

Наиболее оправданным на современном этапе представляется некий третий альтернативный вариант организации налогового учета.

Данный вариант налогового учета будет отличаться тем, что он будет оперировать данными регистров бухгалтерского учета, а не непосредственно первичных документов. [6]

1) решает задачи автоматического ведения регистров налогового учета, получения налоговой отчетности и заполнения налоговой декларации. Аналитические регистры модуля содержат всю необходимую детальную информацию о проводимых операциях и имущественных объектах налогообложения;

2) имеет справочник данных, позволяющий в произвольном количестве независимых разрезов анализировать доходы и расходы в налоговом учете;

4) предусматривает автоматизированное формирование декларации по налогу на прибыль и различных аналитических ведомостей.

Существуют два пути ведения налогового учета: ведение бухгалтерского учета с применением как можно большего количества данных бухгалтерского учета для создания регистров налоговой отчетности и ведение налогового и бухгалтерского учета параллельно. [4]

Для построения основных регистров доходов и расходов в системе используется первый способ ведения налогового учета. Все необходимые данные бухгалтерского учета участвуют в автоматическом формировании регистров основных и прочих доходов и расходов.

В модуле реализованы: единый иерархический справочник кодов доходов и расходов, расчет налоговых регистров и их представление в единый динамический. [7]

Для заполнения декларации по налогу на прибыль реализован расчет итогов по кодам доходов и расходов.

Порядок составления налоговой отчетности, формы регистров налогового учета и порядок их ведения, порядок формирования налоговой базы, расчета и уплаты налогов и сборов регулируется Положением об учетной политике, а также внутренними документами о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, основанными на действующем законодательстве и утвержденными анализируемым предприятием. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Как один из возможных путей усовершенствования системы налогового учета и налоговой отчетности на предприятии рассмотрим процесс автоматизации данного вида учета.

Результаты таковы. Программы воплощают два подхода к ведению налогового учета. Некоторые из них используют специальные за балансовые счета в качестве регистров налогового учета. Другие — субсчета бухгалтерских счетов с признаком налогового учета, а если какие-то данные налогового учета невозможно отразить в рамках бухгалтерского, тогда вводятся дополнительные налоговые счета. [8]

Есть еще некоторые особенности программ, которые могут облегчить жизнь пользователю. [2]

Глава 25 НК РФ дала возможность налогоплательщикам самостоятельно определять, как построить налоговый учет. Поэтому выбор программы может основываться как на учете специфики работы налогоплательщика, так и в зависимости от выбранного им порядка ведения налогового учета. [2]

Данные налогового учета формируются на основе бухгалтерского или вручную в зависимости от различий в налоговом и бухгалтерском учете.

Регистры соответствуют рекомендациям ФНС России и регистрам, предложенные разработчиками программы.

Корректировка бухгалтерских проводок осуществляется на уровне аналитики. Уровень аналитики не ограничен. В случае применения налоговых счетов используется двойная запись.

Таким образом, в современных условиях в российской экономике, предъявляют новые требования к специалистам, занятым в различных сферах экономике, следовательно, и к самой системе экономики. [10]

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый учет, бухгалтерский учет, программа, налоговая база, налоговая отчетность, регистр, двойная запись, документ, налоговая декларация, РФ.

Учет НДС реализован в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ. Автоматизировано заполнение налоговой декларации по НДС, в том числе книги покупок и книги продаж. Для целей учета НДС ведется раздельный учет операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.

Отслеживаются сложные хозяйственные ситуации в учете НДС при реализации с применением ставки НДС 0%, при строительстве хозяйственным способом, а также при исполнении организацией обязанностей налогового агента. Суммы входного НДС в соответствии со статьей 170 НК РФ могут быть распределены по операциям реализации, облагаемым НДС и необлагаемым (освобожденным от уплаты) НДС.

Помощник по учету НДС контролирует порядок выполнения регламентных операций.

Автоматизация самых трудоемких расчетов, Помощник по учеты НДС

Простота и наглядность налогового учета

Основные разделы налоговой декларации по прибыли заполняются автоматически по данным налогового учета.

Определение доходов и расходов при УСН

Суммы доходов и расходов, признаваемых при применении упрощенной системы налогообложения, определяется программой автоматически. Также автоматически формируется книга учета доходов и расходов и налоговая декларация.

Автоматизация учета имущественных налогов

Налог на имущество организаций рассчитывается с учетом движимого и недвижимого имущества (по среднегодовой и по кадастровой стоимости), в том числе с учетом федеральных и региональных льгот.

Декларации по имущественным налогам заполняются автоматически.

НДФЛ и страховые взносы

Расчет НДФЛ и налогов (взносов) выполняется автоматически. Достаточно указать сумму ежемесячного начисления работникам. Отчетность по НДФЛ и страховым взносам формируется автоматически.

Простое управление стандартными бухгалтерскими отчетами

Автоматизация самых трудоемких расчетов, Отчет оборотно-сальдовая ведомость

Прозрачность закрытия периода

Операции завершения месяца включают трудоемкие расчеты начисления амортизации, расчета себестоимости, расчета имущественных налогов и прочие. Эти операции отражаются в учете в определенной последовательности, которую нельзя изменять. По некоторым регламентным операциям формируется большое число проводок. Кроме того, операции одновременно выполняются и для налогового учета по налогу на прибыль или УСН.

Помощник закрытия месяца:

  • определит необходимые регламентные операции закрытия месяца;
  • проконтролирует последовательность выполнения регламентных операций;
  • выявит ошибки учета, которые не позволяют выполнить закрытие месяца;
  • сформирует справки-расчеты по выполненным операциям и отчет о ходе выполнения закрытия месяца.

Автоматизация самых трудоемких расчетов, Помощник закрытия месяца

Простота и наглядность налогового учета Определение доходов и расходов при УСН Автоматизация учета имущественных налогов НДФЛ и страховые взносы Простое управление стандартными бухгалтерскими отчетами Прозрачность закрытия периода

Елизавета Кобрина

Когда бухгалтеру не хватает времени на рутинные задачи, приходит пора задуматься об оптимизации процессов. Можно отдать часть работы на аутсорсинг или найти помощников в штат. Но есть вариант, который поможет сэкономить деньги компании и нервы бухгалтера — автоматизация бухгалтерии.

Для чего нужно автоматизировать бухгалтерию

Автоматизация бухгалтерского учета

Автоматизация предполагает передачу части задач человека машине. Например, в бухгалтерии компьютеру можно поручить считать налоги, больничные, зарплату, заполнять типовые документы и бланки. Некоторые процессы можно автоматизировать частично: в работе с первичкой подключить распознавание сканов, а в работе со статистическими отчетами — автоматическую проверку правильности заполнения.

Автоматизация бухучета помогает тратить меньше денег на содержание штата бухгалтеров и одновременно повышает качество учета и отчетности. Повысится скорость работы с громоздкими отчетами и важными цифрами, ошибка в которых стоит дорого. Это могут быть реквизиты счетов, КБК, платежные поручения и пр.

Также автоматизация позволяет создать регистры по типам документации и экономить время на поиске документов. Работать с госорганами тоже будет проще: сдавать отчеты, запрашивать сверки и общаться с контроллерами можно удаленно.

Какие участки бухучета можно автоматизировать

Работать без автоматизации может только временная компания или микро-бизнес. Остальным автоматизация нужна хотя бы минимально — в виде табличек Excel. Для автоматизации доступны любые участки работы бухгалтера.

1. Бухгалтерский учет

В первую очередь, автоматизируем сам бухучёт. Программы для автоматизации помогают оформлять первичку, работать с платежными поручениями, банковскими выписками и ордерами. Книга покупок и продаж составляется автоматически, как и ОСВ по счетам, в которой удобно проверять проводки и сверять их по датам.

2. Работа с сотрудниками

Автоматизация помогает вести кадровый учет. Для автоматизации нужно только создавать карточки сотрудников, учитывать зарплату, формировать табель рабочего времени. Это существенно упрощает расчет отпускных, больничных или зарплаты в будущем. Программа сделает это автоматически, одновременно рассчитывая НДФЛ и взносы, проводя удержания по установленным законом правилам.

3. Работа с документами

Сервисы для автоматизации бухучета, как правило, содержат множество шаблонов для создания документов: договоров, накладных, счетов-фактур, актов и пр. Достаточно выбрать подходящий бланк и ввести свои данные.

Данные можно загрузить в систему из Excel или отсканированных документов. После согласования всех позиций документ можно сохранить и провести в учетной системе.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

4. Отчетность и налоги

Автоматизированные системы сами следят за актуальностью отчетных форм и обновляют их без участия бухгалтера.

5. Электронный документооборот

ЭДО — одна из дополнительных возможностей автоматизации бухгалтерии. С его помощью можно отправлять любые документы в электронном виде.

Обычно на сбор подписей ответственных лиц, уходит масса сил и времени. ЭДО позволяет быстро подписывать документы, обмениваться ими с заинтересованными лицами и согласовывать их в короткие сроки. К тому же исключается потеря документов.

ЭДО стоит подключить, чтобы управлять договорами и проектами, оптимизировать внутренний документооборот между подразделениями, наладить и систематизировать хранение документов.

6. Проверка контрагентов

Осмотрительность поможет защититься от блокировки счетов и проблем с налоговой. Сервисы для автоматизации бухучета умеют проверять контрагентов по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предупреждать бухгалтеров о рисках.

7. Работа с банками

Интеграция бухгалтерской программы с банками поможет ежедневно экономить до 30 минут. Каждые два часа информация из банка поступает в сервис и обновляется. Исходящие платежные поручения можно сразу отправлять в банк, где их остается только подписать.

Как автоматизация помогает экономить

На содержание двух сотрудников с зарплатой по 30 000 рублей в месяц понадобится почти 950 тыс. рублей в год. И это без учета затрат на подбор кадров и обустройство рабочего места. Подсчитаем полные затраты в таблице:

Расходы

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Итого за год

360 000 руб. (30 000 руб. × 12 мес.)

108 000 (30 000 руб. × 30% × 12 мес.)

Обустройство рабочего места

В итоге наем двух сотрудников будет стоить компании больше миллиона рублей в год. Это существенная сумма, поэтому главбух предложил директору искать другой вариант. Аутсорсинг дал экономию примерно в 70%, а бухгалтерский сервис с автоматизацией большинства операций — 95%.

ЭДО подключить не получилось, так как часть контрагентов от него наотрез отказалась. Самое простое и бюджетное решение проблемы компании — автоматизировать ввод первички. Это значит, что программа сможет распознавать отсканированные документы, фотографии или Excel-формат. Есть комплексные облачные системы, которые помогают автоматизировать множество участков бухучета, в том числе работу с первичкой. В Контур.Бухгалтерии тоже есть такая функция, она входит в стоимость сервиса даже на самом дешевом тарифе — 8 400 рублей в год.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Как автоматизировать бухучет

Чтобы автоматизировать учет, нужно пройти несколько этапов:

Проанализировать потребности. Изучите все внутрифирменные акты, порядок документооборота. Подумайте, насколько масштабным должно быть обновление — каким службам нужна общая база, а что оставить автономным. Нужен ли сетевой режим или достаточно локального.

Поставить задачу. Нужно поставить конкретные задачи по внедрению и запуску автоматизации бухучета. Выберите, какие технические средства для этого понадобятся, какие системы и программы лучше всего подходят под ваши потребности.
При выборе программы опирайтесь на свой бюджет, совместимость операционной системы, наличие обслуживающих фирм в регионе, требования к компьютерам, наличие сетевой и локальной версии.

Обучите персонал. После внедрения любой автоматизации, надо научить сотрудников ею пользоваться. Если кто-то из сотрудников не сможет разобраться и продолжит работать по-старинке, это сломает все процессы. Назначьте ответственных за контроль. Хорошо, если создатели приобретенной программы обучают сотрудников.

Проведите тест. Назначьте тестовый период, во время которого все сотрудники могут рассказать о недостатках системы автоматизации. Проведите доработку: установите дополнительное ПО или обновите софт.

После окончательных доработок систему можно запускать — работать по-новому и с умом.

Контур.Бухгалтерия — это облачный сервис, который подходит малому бизнесу. С нами работают ООО и ИП, у которых не более 100 сотрудников. Мы поддерживаем практически все решения для автоматизации бухгалтерии, постоянно развиваем и совершенствуем систему.

Все новые пользователи могут подключить тестовый период на 14 дней и познакомиться с возможностями программы. Ведите учет, распознавайте документы, сдавайте отчетность и автоматизируйте расчеты с Контур.Бухгалтерией.

Когда бухгалтеру не хватает времени на рутинные задачи, приходит пора задуматься об оптимизации процессов. Можно отдать часть работы на аутсорсинг или найти помощников в штат. Но есть вариант, который поможет сэкономить деньги компании и нервы бухгалтера — автоматизация бухгалтерии.

Читайте также: