Изменение внутриполитического курса александра i в 1816 1825 годах аракчеевщина кратко

Обновлено: 30.06.2024

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815–1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями — сеймом. Сейм состоял из двух палат — Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 — на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т. д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом — сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818–1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них — А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.

К 1821–1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822–1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности станоилось наступление реакции по всем линиям.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы — солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые — М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций — Синода и Министерства народного просвещения.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года

Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года Царское семейство, постоянно разлучаемое с императором на протяжении целых трех лет великой войны с Наполеоном, печально разделяло все беды Европы.Наконец, по окончании 1815 года все изменилось:

§ 61. Внутренняя политика Александра I

§ 61. Внутренняя политика Александра I Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 –

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр III стал наследником престола в 1865 г. после неожиданной кончины старшего брата, Николая. Он получил обычное для великих князей, готовящихся стать военными деятелями, образование, однако и его не сумел

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Внутренняя политика Николая I (1825–1855)

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг.

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855)

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса

Внутренняя политика Александра I (1812–1825)

Внутренняя политика Александра I (1812–1825) Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика

Внешняя политика (1815–1825)

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Внутренняя политика императора Александра I

Внутренняя политика императора Александра I

3.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1825)

4.2. Внутренняя политика Александра III

Аракчеевщина — термин, применимый к особенному периоду в истории Российской империи, характерной особенностью которого стало введение в государстве деспотического режима правления. Вся Россия превратилась в одно большое военное поселение, возглавляемое Алексеем Андреевичем Аракчеевым — военным министром и личным советником императора.

Восхождение по карьерной лестнице

В 1801 году Российский престол занял сын Павла I — Александр I. Молодой император немедленно приступил к реформированию всех сфер жизни российского общества. Проводимая им внешняя и внутренняя политика кардинальным образом отличалась от позиции, долгое время занимаемой его царственным родителем. Одним из первых решительных шагов, в стремлении показать свое несогласие с действиями отца, стало возвращение многих опальных чиновников, среди которых был Алексей Андреевич Аракчеев.

Александр I высоко оценивал заслуги Алексея Андреевича Аракчеева, не раз жалуя его всевозможными титулами и наградами, от которых тот неизменно отказывался. Несмотря на это в народе Аракчеева не любили, что было связанно не только с его жестким нравом и любовью к муштре, но и с созданными им военными поселениями.

Образование военных поселений

Победа в Отечественной войне 1812 года упрочила положение России во внешней политике, но не избавила государя от забот о поддержании мира, как с соседними государствами, так и внутри страны. Находясь в постоянных разъездах, император не имел возможности лично управлять всеми делами. Часть забот об управлении страной он поручил Аракчееву. Начиная с мая 1812 года, Аракчеев становится наиболее влиятельным лицом в государстве после императора. После окончания войны он занимается уже не только военными, но и гражданскими вопросами. В это время Александра I особенно волнуют следующие проблемы:

  • революционное движение на Западе;
  • реакция на революционные события со стороны российской интеллигенции и простого народа;
  • возрастание числа народных бунтов против действующего императорского режима;
  • возникновение в России зачатков декабристского движения.

На фоне растущей нестабильности, государственная власть в лице императора, стремится любыми путями навести порядок в стране. В ход идут как увещивания и призывы к подчинению Богом дарованному Государю, так и грубая сила.

Военному министру поручается создать особый резерв войск. Военные, в него вхожие, должны были проживать исключительно на отведенной для этого территории — поселении, заниматься производительной деятельностью и нести военную службу. На первый взгляд идея была неплоха, поскольку позволяла сократить, либо и вовсе упразднить рекрутские наборы, и высвободить часть затрачиваемых на содержание армии средств. Кроме того, поселения создавались в центре больших губерний и уездов, что позволяло контролировать простое население и отслеживать недовольных.

Военные поселения должны были окупать сами себя, поскольку военным предоставлялась возможность заниматься любым законным и приносящим доход ремеслом. К сожалению, никто не учел того факта, что военным приходилось не только выполнять свои обязанности по службе, заключающиеся в изнурительных тренировках, подъемах по тревоге и тому подобном, но и нести бремя тяжелых работ по хозяйству. Деятельность поселенцев была расписана по часам, при этом в расчет не принимались ни погодные условия, ни состояние здоровья. В поселениях процветала бюрократия, на фоне постоянной муштры. Поселенцы не только не могли обеспечивать себя провиантом, но и становились неэффективными в качестве солдат.

Последствия аракчеевщины

Инициатором военных поселений выступил император, но вся тяжесть и ответственность за их фактический провал, легла на Аракчеева. Именно его обвиняли в том, что в военных поселениях солдаты не чувствовали себя людьми и терпели скотское отношение, тогда как освобожденное от службы население испытывало на себе весь гнет полицейского режима.

Подтверждением пагубного воздействия на массы существования военных поселений, были ежегодно возникающие в них бунты, для усмирения которых Аракчеев был вынужден использовать весь имеющийся в его руках военный и полицейский аппарат. Всего спустя 5-6 лет после создания, военные поселения превратились в настоящую головную боль.

Одно из крупнейших восстаний поселенцев произошло в 1831 году в Новгородской губернии. Восстание было жестоким и кровавым, правительство было вынуждено использовать оружие, перед судом предстало не менее 3 тысяч человек. Опыт, извлеченный из подавления данного восстания, позволил императору Николаю I, прийти к решению о необходимости начала преобразования военных поселений в округа пахотных солдат.

Вывод


Урок называет причины и описывает ход преобразований в землях Царства Польского, начатых Александром I (реформы в области государственного управления, судебного устройства). Объясняет значение Польской конституции 1815 года. Подробно рассматривает проект конституции Новосильцева для Российской империи. Анализирует причины сдерживания Александром I перемен в государстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 годах"

Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться дальнейшими преобразованиями в стране.

Перемен ждали все сословия Российской империи.

Прогрессивная часть дворян – дальнейших либеральных реформ и принятия конституции. Крестьяне, чьими руками была одержана победа, отмены крепостного права, облегчения налогового гнёта. Многочисленные народы России (в первую очередь поляки) – прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России.

Перемены, ожидаемые после Наполеоновских войн

Александр I не отказался от дальнейшего проведения реформ. Но их подготовка велась в строжайшей тайне. Учитывая опыт преобразований Негласного комитета, проекта реформ Сперанского, сохранение в секрете планов по реформированию России гарантировало отсутствие критики и противодействия со стороны консервативной части общества.

По решению Венского конгресса в состав России вошли земли Герцогства Варшавского – государства, где к 1815 году не было крепостного права, существовала конституция, были провозглашены гражданские свободы.

Внутренняя политика Александра I

Именно в землях Царства Польского было решено провести эксперимент по либеральному переустройству государства и общества.

В дальнейшем, на примере Польши, можно было бы проводить реформы в России.

В 1815 году Александр I даровал Царству Польскому конституцию. Она считалась одной из самых либеральных в Европе начала XIX века.

Согласно её статьям Царство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Правителем царства объявлялся русский монарх. Он получал титул Царя Польского. Но в землях Царства его полномочия были ограничены конституцией. Перед вступлением на престол монарх был обязан принести присягу на верность конституции.

По конституции население Царства Польского получало гражданские права.

Среди них право на неприкосновенность личности, на свободу вероисповедания, на неприкосновенность частной собственности, на справедливый суд. Конституция провозглашала свободу печати, равенство всех граждан перед законом.

Польский язык получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства Польского.

Верховным правителем Царства Польского являлся российский император. Непосредственно от его имени власть осуществлял наместник.

Совещательным органом при наместнике являлся Государственный совет. В его задачу входила подготовка законопроектов. Он же передавал проекты законов на рассмотрение в Сейм – законосовещательное народное представительство.

Сейм состоял из двух палат: Сената и Палаты послов.

Первая палатаСенат, назначался императором. Состоял из представителей императорской семьи, высших административных и церковных чинов Царства польского (епископов, воевод, каштелянов).

Вторая палатаПалата послов. Была выборной. Она состояла из 77 представителей дворян от каждого повета (уезда) Царства Польского. 51 депутата от гмин (городских и сельских общин).

При выборах в Сейм действовал возрастной и имущественный ценз. Быть избранными в Палату послов могли лица не моложе 30 лет, при условии ежегодной уплаты налогов не менее 15 рублей серебром.

Сейм Царства Польского

В Сенат – лица не моложе 35 лет (за исключением представителей царской фамилии) и при условии уплаты налогов в размере не менее 300 рублей серебром.

Сейм собирался каждые два года в Варшаве сроком на один месяц.

Палата послов избиралась сроком на шесть лет. При этом каждые два года происходило переизбрание одной трети состава палаты.

В полномочия Сейма входили:

· Рассмотрение общего отчёта деятельности правительства, с последующим составлением справки об эффективности принятых мер.

· Представление на имя царя запросов и предложений по улучшению законов.

· Контроль со стороны Сената за выборами в Палату послов.

Решения в Сейме принимались большинством голосов. Законопроект, принятый обеими палатами подавался на утверждение царя. При одобрении монарха – получал силу закона.

Судебная власть по конституции Царства Польского признавалась полностью независимой.

На высшем уровне она была представлена Верховным государственным судом, состоящим из всех членов Сената. Он рассматривал дела о государственных преступлениях.

Последней судебной инстанцией Царства Польского для рассмотрения гражданских и уголовных дел был Высший суд.

Ниже находились суды второй инстанции – апелляционные палаты. В них передавались дела из гражданских, уголовных и коммерческих, полицейских судов первой инстанции.

На местах дела рассматривали Мировые суды.

Таким образом, законодательная власть в Царстве Польском принадлежала российскому императору, осуществлявшему правление через наместника, находящийся при нём Государственный совет, и двухпалатному Сейму.

Судебная власть по конституции Царства Польского

Исполнительная – российскому монарху. Она осуществлялась через наместника и подконтрольные ему министерства: культов и народного просвещения, юстиции, внутренних дел и полиции, военное министерство, министерство государственных доходов и имуществ.

Судебная – независимым судам всех инстанций.

Система власти Царства Польского

Польская конституция 1815 года стала первым подобным документом, разработанным и принятым в Российской империи. В Царстве Польском она была встречена с восторгом.

На примере этой конституции Александр I намеревался провести преобразования и в России.

В этом же году, по поручению императора, министр юстиции Николай Николаевич Новосильцев принялся за составление проекта конституции России.

Согласно её положениям, единственным источником всей власти в империи признавался монарх. В этом заключалась главная особенность конституции. Если в большинстве подобных документов того времени суверенитет (верховная власть) признавалась за народом, то в российской конституции – за императорской властью.

Управлял наместничеством назначенный императором чиновник – наместник. При нём был Совет наместничества – совещательный орган по образцу Госсовета.

От каждого наместничества в столицу империи направлялся докладчик. Он был обязан держать правительство в курсе событий, происходящих в наместничестве.

Законосовещательный орган – Государственный Сейм. Состоял из двух палат. Сената и Посольской палаты.

Состав Сената назначался императором, состоял из представителей императорской семьи и иных, по мнению монарха, достойных этой должности лиц.

Посольская палата состояла из назначенных императором послов и депутатов, избранных Наместническими сеймами.

Занять место сенатора мог человек, достигший 35 лет (за исключением представителей царской фамилии, их возрастной ценз ограничивался 18 годами),

хорошо проявивший себя на службе. Так же его годовой доход должен был составлять не менее тысячи серебряных рублей.

В Посольскую палату могли войти лица не моложе 30 лет, обладающие достаточным количеством недвижимого имущества или капитала (для той местности, откуда они родом). При этом представитель должен был быть полноправным гражданином.

Ценз в Государственный Сейм России

В наместничествах так же предполагалось создать двухпалатные Сеймы, состоящие из Высшей палаты и Земской посольской палаты.

Высшая палата состояла из департамента Сената (представителей Сената в наместничествах).

Состав Земской посольской палаты утверждался императором из выбранных на дворянских собраниях наместничеств послов и депутатов от округов.

Наместнические Сеймы собирались раз в три года. Государственный Сейм – раз в пять лет.

При каждом новом созыве предполагалось переизбрание половины состава сеймов.

Полномочия Государственного Сейма были следующими:

· Рассмотрение проектов общегосударственных законов.

· Подача на имя императора заключения об эффективности работы правительства, основанное на рассмотрении Общего отчёта о состоянии государства.

· Предоставление на имя императора прошений, проектов законов об улучшении положения на местах.

· Решения в Государственном Сейме принимались большинством голосов. Законопроект, принятый двумя палатами подавался на утверждение императора. При одобрении монарха – получал силу закона.

Не смотря на то, что источником всей власти в России являлся император, конституция провозглашала независимость судов и судей.

Дела на местах были должны решать мировые суды.

Суды первой инстанции (уездные суды и городовые магистраты) решали уголовные и гражданские дела.

Судами второй инстанции были апелляционные суды.

За ними следовали Верховные суды, расположенные в каждом наместничестве.

Главным судом страны объявлялся Верховный Государственный Суд. Он рассматривал дела государственной важности. Его состав назначался императором.

Судебная власть по конституции Новосильцева

Таким образом, система государственного управления Россией была следующей.

Верховным правителем России был император.

Совещательным органом при монархе – Государственный совет.

Законодательная власть находилась в руках монарха и осуществлялась через Государственный Сейм при участии Наместнических Сеймов.

Исполнительная власть осуществлялась императором через Государственный совет, наместников и систему министерств.

Законодательная власть при формальной независимости так же зависела от воли российского царя.

Александр I ознакомился с проектом Новосильцева. Но он был отложен до лучших времён. В то время царь не увидел возможности даровать народу России конституцию.

Венский конгресс и образованный чуть позже Священный союз имели целью восстановление и поддержание в Европе прежних порядков. Это противоречило самой идее проведения кардинальных реформ.

Кроме того, российское дворянство, традиционно консервативно настроенное, видело в победе над Наполеоном доказательство превосходства государственных порядков России над таковыми в иных странах (прежде всего во Франции, где благодаря революции была принята конституция, а населению гарантированы гражданские свободы и права).

Так же резкие перемены, по мнению Александра I, могли спровоцировать в стране революцию. Русская армия, прошедшая всю Европу, видела, что западные порядки отличаются от российских. Принесённые из Заграничного похода идеи о переустройстве государства и общества несли вред российскому самодержавию, отменять которое никто не собирался.

Помехи на пути реформ в России

В начале 20-х годов XIX века реформаторская деятельность Александра I прекратилась. Царь всё больше отдалялся от государственных дел.

Следует отметить, что характерной чертой правления Александра I стала борьба либерального и консервативно-охранительного течений. Желая изменить многое в устройстве России, император помнил неудачный пример своего отца Павла I. Поэтому действовал осторожно, стараясь не навредить интересам дворянства.

Но такое положение дел зачастую сводило на нет все начинания и не позволяло довести до конца задуманные преобразования.

Таким образом, самой масштабной реформой Александра I стало дарование либеральной конституции Царству Польскому.

В остальном – далее проектов конституции Российской империи дело не зашло.

Но проекты преобразований, созданные при Александре I, послужили основой для масштабного реформирования России в будущем.

Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) представляется достаточно любопытной. В начале своего царствования император рассчитывает провести либеральные реформы и даже даровать России Конституцию, отойдя от основ самодержавия. Однако в конце своего правления царь, столкнувшись с жёстким противодействием его замыслов, отказывается от своих ранних идей. С этого времени во внутренней политике можно наблюдать поворот к реакции.


Личность Александра I

Александр Павлович рос в в обществе сосуществования двух дворов: его бабушки Екатерины II в Санкт-Петербурге и его отца Павла I в Гатчине. Как известно, между матерью и сыном существовала острая неприязнь. Это отразилось на личности ещё совсем молодого Саши, который, по словам В.О. Ключевского, “должен был жить на два ума, держать две парадные физиономии”. Такие отношения сформировали в нём такие качества, как скрытность, лицемерие, склонность к лести и недоверие. Его воспитателем стал швейцарец Ф.С. Лагарп, который приучил юного наследника к либеральным идеям эпохи Просвещения о всеобщем равенстве. Вступая на престол, Александр I мечтал реализовать то, чему его научил Лагарп.

Дней Александровых прекрасное начало


В первые годы правления вокруг императора сложился неофициальный кружок молодых людей, помогавший Александру I – Негласный комитет .

Негласный комитет — неофициальный совещательный орган при Александре I в начале его правления. В него входили ближайшие друзья царя, знакомые ему с детства: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

Негласный комитет заседал “негласно” и сосуществовал с официальным законосовещательным органом – Непременным советом, куда входили екатерининские вельможи.

В первые годы своего вступления на престол император сделал себя славу тем, что отменил деспотические указы Павла I. Так, в 1801 г. произошло восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, был принят указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. Также Александр повелел возвратить репрессированных при его отце. Кроме того, последовали послабления в ношении одежды, было разрешено вновь ввозить книги из-за границы.

Всё это было благодушно встречено обществом, благодаря чему этот отрезок его правления А.С. Пушкин метко назвал “дней Александровых прекрасное начало”. Под этой фразой он наверняка также имел ввиду ряд послаблений в печати. Так, в 1804 г. был издан либеральный по своему характеру цензурный устав.

Реформы в области образования

  1. В 1803 г. была проведена реформа просвещения, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений. В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
  2. В 1804 г. был принят либеральныйуниверситетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов : самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте ; 1803 г. — в Вильно , в 1804 г. — в Харькове и Казани . В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
  3. Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.

Реформы в области государственного управления

  1. Важнейшим преобразованием Александра I стало создание в 1802 г. министерстввместо коллегий. В 1811 г. М.М. Сперанским было подготовлено “Общее учреждение министерств”, по которому определялись устройство и порядок работы органов центральной власти. Министр единолично принимал решения в своей сфере и нёс персональную ответственность перед императором. В том же 1802 г. создавался Комитет министров – орган, координирующий действия всех министров.
  2. В 1802 г. Александр I провёл реформу Сената. Он стал высшим судебным, административным и контролирующим органом. В его обязанности входило делать императору “представления” по поводу устаревших законов и принимать участие в обсуждении новых.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын бедного священника, М.М. Сперанский, благодаря своей работоспособности и таланту смог из подняться по карьерной лестнице и стать вторым человеком в государстве после самого императора. Как-то раз в 1806 г., замещая заболевшего министра внутренних дел В.П. Кочубея, М.М. Сперанский своим докладом произвёл благоприятнейшее впечатление на Александра I. С этого времени он стал играть ведущую роль во всех гражданских реформах.


Крестьянский вопрос

Александр I был сторонником отмены крепостного права, но так и не решился пойти на его упразднение. Тем не менее он издал ряд указов, которые должны были немного облегчить положение крепостных. Важным было то, что император отказался добровольно раздавать государственных крестьян в частные руки.

  1. В 1801 г. вышел указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. Дворянство лишилось своей монополии на землю.
  2. Также в 1801 г. было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворяне вместо писали о том, что крестьянин сдаётся в аренду. Поэтому на практике указ не имел никакого значения.
  3. В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах. По нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. Однако опять же на практике за первую половину XIX в. на волю было отпущено около 0,5% частновладельческих крестьян.
  4. В 1809 г. вышел указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в реальности положение крепостных не улучшилось.

Отдельно стоит сказать о решении крестьянского вопроса в Прибалтике . В этом регионе в Лифляндской и Эстляндской губерниях в 1804-1805 гг. были изданы указы о точной фиксации повинностей крестьян в пользу помещиков. Впоследствии вышли указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостного права. Крепостные освобождались, но без земли. Последний фактор имел ключевое значение. Не имея в собственности земли, крестьяне попали в ещё большую зависимость от помещиков, нежели ранее. Отмена крепостного права в Прибалтике впоследствии показала опасность освобождения крестьян без земли.

Проекты по отмене крепостного права в России


После Отечественной войны 1812 г. Александр I не оставил своих либеральных замыслов. Это проявилось, в том числе, и в отношении крепостных крестьян. Так, император приказал ряду чиновников разработать проекты по отмене крепостного права с тем условием, что это не вызывало бы сильного противодействия дворян. Среди всех программ выделяются проекты А.А. Аракчеева и Д.А. Гурьева.

  1. По мысли графа А.А. Аракчеева государство должно было каждый год выделять деньги на покупку земель, заложенных самими дворянами. Это бы не привело к росту их недовольства, потому что они сами заложили их государству из-за недостатка в средствах. Аракчеев предусматривал наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. Стоит сказать, что этот размер земли был необычайно мал, что вынудило бы крестьян арендовать поля у помещиков. Но самым любопытным моментом было то, что на реализацию проекта Аракчеева потребовалось бы около 200 лет.
  2. Проект министра финансов Д.А. Гурьева во многом основывался на записках правоведа М.Д. Балугьянского. Последний считал, что в России необходимо установить различные формы собственности, как в западных странах. Тогда крестьяне получат свободу без всякого специального указа. Стоит сказать об утопичности идеи искусственно насадить в России незнакомые ей формы собственности.

Александр I одобрил оба проекта, но как и во всех случаях ни один из них не был реализован.

Военные поселения

Перед непосредственным описанием такого феномена как военные поселения необходимо сказать пару слов о личности А.А. Аракчеева. Это был необычайно исполнительный государственный и военный чиновник. Именно он провёл успешную реформу артиллерии перед Отечественной войной 1812 г. Однако в традиционной историографии он остался как человек, давший название такому негативному явлению как аракчеевщина.

Разумеется, нельзя всё, что написано в данном определении приписывать А.А. Аракчееву. Известно, что первоначально сам Аракчеев был против военных поселений. Однако когда Александр I заявил, что они будут “во что бы то ни стало”, то он принялся за дело со всеми упорством и преданностью. С другой стороны, это не оправдывает введение им жёсткой дисциплины и суровых наказаний за нарушение порядка.

Итак, вернёмся к истории военных поселений. Идея состояла в том, чтобы поставить армию на самообеспечение , сократив тем самым государственные расходы. Особенно остро эта проблема встала сразу после Отечественной войны, когда экономика и финансы страны находились в критическом состоянии. Поэтому было решено подселить военных в деревню к государственным крестьянам. Чуть позднее было принято решение о превращении самих крестьян в военных поселенцев. В их задачи входило нести военную службу, проводить военные учения и в то же время обеспечивать себя, выращивая продукты.


Военные поселения – особая форма организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения создавались в Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерниях.

Была введена жёсткая регламентация дня . За любое нарушение следовало телесное наказание. Такой порядок дел приходился в тягость поселенцам, в результате чего нередко происходили бунты. Самыми крупными стали восстания в Чугуеве в 1819 г. и в Новгороде в 1831 г. Все они были жестоко подавлены.

По началу государству удалось сэкономить определённую часть денег. Однако впоследствии поселения были упразднены из-за их неэффективности.

Конституционные идеи Александра I

  1. По результатам Венского конгресса, на котором обсуждались итоги победы над Наполеоном, Россию получала большую часть Польши. Эта территория вошла в состав империи под названием “Царства Польского”. Александр I решил реализовать свои либеральные замыслы в Польше, и в 1815 г. была принята Конституция Царства Польского. В Польше учреждался выборный двухпалатный парламент – сейм. В своей речи перед поляками император сказал, что желает даровать Конституцию и России.
  2. Вскоре Александр I секретно поручил Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. В 1821 г. Н.Н. Новосильцев представил царю “Государственную уставную грамоту Российской империи”. Проект выдвигал разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип. Должен был появиться законосовещательный парламент и из двух палат: Сената и Посольской палаты. Однако всё это осталось на бумаге. Вскоре Александр I полностью отказался от идей введения в России конституции. По мнению историка С.В. Мироненко это связано прежде всего с твёрдой позицией консервативной части дворянства оставить всё, как есть.

Поворот к реакции

Примерно в последние пять лет своего правления Александр I отказался от реформ и перешёл к реакционной политике.

  1. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять крепостных крестьян в Сибирь за плохие проступки.
  2. Император увлёкся мистицизмом и религией . В результате в области просвещения усилилось влияние церкви. Так, в 1817 г. — произошло преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным.
  3. Начались “чистки” в университетах. М.Л. Магницким был “разгромлен” Казанский университет. В 1819 г. 11 профессоров уволили за вольнодумство. Также произошло ужесточение цензуры.
  4. В 1822 г. Александр I издал рескрипт о запрете всех тайных обществ, в том числе масонских лож.

Подводя итог внутренней политике Александра I, стоит сказать, что император так и не смог достичь поставленной цели – даровать России конституцию. Сохранялась незыблемость самодержавия. Крепостное право так же не было отменено. Тем не менее было именно при Александре I решению крестьянского вопроса уделили особое внимание. Кроме того, в этот период была создана единая система образования, открыты новые университеты. Также в государственном управлении были проведены своевременные реформы.

Читайте также: