Изменение моноэтнического состава населения казахстана 18 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

в городе появляются рынки, в городе живыт более богатые люди чем в деревне. в городе дороже жить чем в деревне нужно платить большие налоги. в монастыре нет рынков, там всю свою жизнь люди служению богу.

потому что они завоевывали земли,брали в плен,пленные были рабами и грабили все ценное и присваивали всё это себе

жрецы были как лекари и мудрые люди .

скотоводы и земледельцы это большая часть общества

без войнов никуда ! в то время много воевали и войны были нужны

особое место в европейской науки занимает творение геродота: оно является первым памятником мысли и одновременно первым памятником художественной прозы. цицерон метко определил значение творческого подвига гениального греческого писателя, назвав его "отцом " : с той поры этот почетный титул прочно закрепился за геродотом.

уже в древности труд геродота относили к самым замечательным произведениям . он был наиболее .

он рассказал о событиях величайшего мирового значения – греко-персидских войнах, предопределивших весь ход процесса в элладе.

в то же время труд геродота удивительно верно и полно отражает черты греческого национального характера той далекой поры.

в результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия империи ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.

Пройдя долгий путь исторического развития, независимый Казахстан сегодня представляет собой уникальную территорию, где в мире и согласии живут представители самых разных этнических групп. Наличие бесценного опыта по сохранению мира и ведению межэтнического диалога, главным образом отличает нашу страну от многих других мировых государств. Сама же история формирования полиэтнического состава населения Казахстана зародилась еще в дореволюционный период.

На дворе стоял восемнадцатый век, и шел процесс переселения первых, сравнительно крупных, славянских групп в ходе казачьей и крестьянской колонизации в пределы лесостепных районов Урала, Ишима, Тобола, Верхнего Иртыша и территории Рудного Алтая. Этот первый исторический этап во многом повлиял и на сложение казахского этноса, и на формирование многоэтничности.

Необходимо сказать, что в качестве информационных источников по истории формирования полиэтничности Казахстана в дореволюционное время выступали нормативно-правовые документы (законы, правительственные указы), материалы переселенческого управления (планы, отчеты, обозрения), а также статистические материалы (переписи населения). Многочисленные экспедиции путешественников, обзоры дореволюционных авторов также вносили вклад в копилку исторических сведений.

К дореволюционному периоду относится начало формирования татарской, немецкой, польской и других этнических групп Казахстана. Исследователи обращали внимание на начавшийся с середины девятнадцатого века процесс прекращения моноэтничности почти во всех регионах края, кроме Букеевской орды и южных районов.

Прибывшие этносы начали активно взаимодействовать с местным населением. Казахи перенимали у русского населения занятия, которые не были широко распространены в кочевой среде — огородничество, сенокошение, стойловое содержание скота. В свою очередь русские осваивали поливное земледелие, средства эксплуатации ирригационных сооружений.

Период второго этапа начинается в 20-30 годы прошлого столетия и завершается 90-ми годами двадцатого века. Его называют советским периодом. Здесь происходит стремительное изменение этнического состава жителей страны по причине разного рода миграций населения, организованных, насильственных, инициативных, а также депортации.

Собственно, такой термин, как полиэтничность населения, рождается и закрепляется именно в эти времена. Об этом уверенно скажут и цифры. Так, в 1920 году было зафиксировано проживание в Казахстане представителей 38 этносов, а в 1970 и 1986 годах, по данным переписи населения, уже 114 и 120 соответственно. В 1989 году численность населения Казахстана составила 16 млн человек, из этого числа казахи составляли 39,7%.

В советский период было создано большое количество трудов по проблемам истории полиэтники в Казахстане. Ученые активно изучали их через призму миграционных процессов, социально-экономических отношений, взаимодействия русского крестьянства и казахских шаруа в процессе революционной борьбы для решения аграрного вопроса общими усилиями.

В конце 60-х – начале 70-х годов демография становится специальным объектом исследования. В это время в казахстанской науке впервые появились фундаментальные труды, касающиеся развития народонаселения в тесной взаимосвязи с демографической политикой. Авторы подчеркивали, что к концу 60-х годов происходит постепенное снижение миграционного фактора в формировании населения и трудовых ресурсов Казахстана. По их словам, роль единственного источника населения начинает играть естественный прирост. Ученые также изучали процессы развития миграционных процессов на территории Казахстана в годы Великой Отечественной войны и освоения целинных земель.

Изучая вопросы полиэтники, в начале 80-х годов ученые проводили аналитическую работу по историко-демографической ситуации в крае.

В то же время, при довольно значительном охвате проблем, в советской историографии стороной обходились такие значимые аспекты, как проблемы депортации народов, политические репрессии, численность населения в годы коллективизации и ее трагические последствия, объективные последствия влияния миграции европейской и других групп населения на социально-экономическое положение местных жителей. Практически отсутствовала оценка динамики численности населения в период с 1939 по 1949 и с 1949 по 1959 годы. Реконструкция национального состава населения Казахстана с использованием материалов переписи 1939 года была произведена лишь в 1989 году.

Третьим же этапом истории становится период независимости Республики. С тех пор межэтнические отношения в стране устойчиво развиваются, формируя единую нацию и при этом сохраняя этническое многообразие.

До 1968 года для республики было характерно положительное сальдо миграции населения. Однако с начала 70-х Казахстан стал государством, интенсивно теряющим население в результате миграции. Ученые в своих исследованиях связывали миграцию с общим ухудшением социально-экономической ситуации после распада СССР. Наступил кризис идентичности.

Большую роль в процессе изучения полиэтнической картины современного Казахстана играют справочные издания и издания по типу дорожных карт.

Проблемам формирования полиэтнического состава населения Казахстана сегодня придается большое значение в образовательном процессе.

Сохранение межэтнического (межнационального) мира и согласия сегодня, в ближайшем и далеком будущем, является и будет являться одним из главных показателей стабильности общества и государства, гарантом его национальной безопасности.

1 урок Изменение моноэтнического состава населения Казахстана

2 урок. Изменение моноэтнического состава населения Казахстана ( 18 начало 20 веков) 2 урок

3 урок. Формирование полиэтнического общества в советский период

4 урок. Формирование полиэтнического общества в советский период

5 урок Формирование полиэтнического общества в советский период

6 урок Миграционная политика Республики Казахстан

7 урок Миграционная политика Республики Казахстан

9 урок. Миграционная политика Республики Казахстан

10 урок. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия

11 урок. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия

12 урок. Роль Ассамблеи народа Казахстана в политико-социальной и культурной жизни Казахстана

Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению.

В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани­ем своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос­ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.

В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр­кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннефеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействова­ли интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.).

объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакскиеи кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Читайте также: