Тит лукреций кар биография кратко

Обновлено: 03.07.2024

Согласно материалистическому учению, ничто не может возникнуть из пустоты или под влиянием божественных сил. Любая материя состоит из мельчайших неделимых частиц, то есть атомов, и ее разрушение приводит к образованию новых форм.

Лукреций уделяет особое внимание тому, что душа так же материальна, как и тело и что вслед за смертью человека приходит и смерть души. Таким образом, это учение опровергает религиозные теории о бессмертии души, ее реинкарнации. Автор настаивает на том, что человека не должна заботить неизбежность смерти: ему нужно наслаждаться жизнью и отказаться от погони за Раем и связанных с этим суеверий, ограничений. Вместе с тем, эту поэму нельзя назвать пропагандой атеистического мировоззрения: автор не отрицает существование богов, он стремится показать, что миры людей и небожителей параллельны и поиск точек соприкосновения между ними — бессмыслица.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал 📜 ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ

Тит Лукреций Кар был древнеримским поэтом-философом, продолжившим изучать теории, которые выдвинул Эпикур. Он также известен как родоначальник концепции трехвековой системы, оказавшей влияние на развитие последующих мировых культур.

Судьба

О биографии философа Лукреция исследователям почти ничего не известно, даты рождения и смерти не установлены до сих пор. По примерным подсчетам, его жизнь началась около 99 года до н. э. в печально известном городе Помпеи, погребенном под слоем пепла недалеко от Апеннинских гор.

Упомянутая любовь к сельскому быту навела на мысль о собственных поместьях, которыми могли в то время пользоваться только представители богатых семей. Там, по мнению ряда римских авторов, ученый овладевал знаниями и осваивал языки и философию под началом дорогих учителей.

Впрочем, и обстоятельства гибели подвергались сомнению исследователей, поскольку жена по имени Люция вряд ли подсыпала супругу яд. Поэтому вполне вероятной стала гипотеза о самоубийстве, упомянутая Цицероном в ряде книг и цитат.

Философия

Продолжая традиции эпикурейской школы, создатель затронул ряд интересных тем. Они касались атомизма и космологии, а также зарождения и развития мира, который наделен физическими явлениями, обусловленными движением небесных тел.

Став одним из первых древнеримских поэтов, познакомивших граждан с представлениями о вселенной, где высшим благом для человека считалась счастливая жизнь, Лукреций популяризовал теорию отсутствия страха перед болью и смертью и вселил в души народа радость, уверенность и оптимизм.

Поэму, написанную дактилическим гекзаметром, философ, признанный мастером слова, разбил на главы и разделы в каждой из шести безымянных книг. Он исследовал сложные понятия из физики, этики и математики, применяя образные метафоры и высокохудожественный литературный язык.

Излагая принципы атомизма, природу ума и эволюции человека, ученый избегал упоминать влияние популярных в народе древнеримских божеств. Поэтому впоследствии его считали родоначальником материализма, получившего распространение в ряде передовых научных сфер.

В одном из разделов этого сочинения Лукреций предпринял экскурс в историю и описал развитие человечества в разные эпохи древнейших времен. Он рассматривал виды оружия и другие предметы быта, а также способы возделывания угодий и пользования водой и огнем.

По его мнению, на заре цивилизации люди применяли ногти и зубы, а потом камни и ветки, для того чтобы построить жилье. А потом ученый проследил последовательность смены меди, железа и бронзы и в итоге стал автором и основателем знаменитой теории трех веков.

Отдельного внимания заслуживала книга, посвященная естественной философии, где исследовались организмы под действием природы и внешней среды. Лукреций писал, что к выживанию и адаптации способны только сильные особи, которые должны уничтожить болезненные и слабые виды.

Кроме этого, в учении поэта упомянуто превосходство человека, разум которого состоит из атомов и других подвижных частей. Но он все же сравнивал людей с животными, которые воспитывают многочисленное потомство, подобно тому, как любящие матери растят и вскармливают своих детей.

Таким образом древнеримский автор, чья внешность запечатлена в скульптурном бюсте, предложил для последующего изучения ряд новаторских и передовых идей. Его поэма часто применялась как пособие по философии и риторике и до сих пор пользуется популярностью у образованных людей.

Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-позна-
нательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 161.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 232.

Лукреций Кар Тит (Titus Lucretius Carus) (р. между 99-95 - ум. 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ. Автор философской поэмы "О природе вещей" ("De rerum natura"), в которой пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии. По Лукрецию Кару, материя бесконечная и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутренним законам, без вмешательства богов. Источником познания являются ощущения. Лукреций Кар, в отличие от большинства античных авторов, считает первоначальное состояние человечества не "золотым" веком, а периодом дикости. Основу прогресса Лукреций Кар видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхождение законов объясняет соглашением людей. Не отражая конкретных исторических событий и ограничиваясь намеками на гражданские смуты 1 века до н. э., Лукреций Кар в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и других язв рабовладельческого общества. Но эти выступления у Лукреция Кара сочетаются с призывами к созерцательной жизни вне общества, а столкновение общегуманистических идеалов Лукреция Кара с реальной действительностью порождает в поэме нотки пессимизма.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Über die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, übers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte établi et traduit par A. Ermont, 2 éd., P., 1959; в рус. пер.: О природе вещей, ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1-2, М.-Л., 1946-47; нов. изд. - М., 1958.

Литература: Вавилов С. И., Физика Лукреция, "ИАН СССР", 1946, т. 3, No 1; Дератани Н. P., К вопросу об ист. концепции в поэме Л., "ВДИ", 1951, No 3; Кубланов М. M., Атеистические воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 3, М.-Л., 1959, с. 377-98; Sikes E. E., Lucretius, poet and philosopher, Camb., 1936.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 в. до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 в. н. э., но не могут считаться достоверными. Филоская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - гл. обр. его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в кн. 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема кн. 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; кн. 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; кн. 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в кн. 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего филоского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты 17-18 вв. воспринимали атомистические идеи древности гл. обр. у Лукреция, крупнейшим проводником его идей был французский философ П. Гассенди.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е . Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974. – 632 с. .

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 205-206.

Самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющем основное содержание 5-й книги. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счёте суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства, Лукреций заключает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусств в русском переводе: О природе вещей, т. 1 (текст и пер.), М.— Л., 1946; О природе вещей, вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2 (статьи и ком-мент.), М.— Л., 1947; Gordon С. A.,A bibliography of Lucretius, L., 1962; S a 1 l m a n n K. G., Die Natur bei Lukrez, Köln, 1962; Воуапсё Р., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sä philosophic, P., 1964.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 458.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до Р.Х.) - древнеримский философ, прославился своей философской поэмой "О природе вещей", написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение "О природе вещей" представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Художественная форма изложения дает дополнительную аргументацию всем философским положениям Лукреция. Философ исходит из того, что человеку требуется философия, которая давала бы основу спокойного существования. Задача состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательству в жизнь человека.

Этим страхам можно противостоять, если человек будет знать свое истинное положение в мире, свою истинную природу, а для этого требуются знание, философия. От страхов можно освободиться в том случае, если человек будет знать, как устроен окружающий мир и сам человек. Но знание природы - не самоцель, оно важно, считает Лукреций, для того, чтобы достичь безмятежного существования. Завершением исследования природы должна стать этика - наука о счастье.

В поэме Лукреция наиболее разработанная часть - все- таки учение о природе. Лукреций исходит из того, что ничто не может возникнуть из ничего и ничто не превращается в ничто. Вещи лишь разлагаются на составляющие их элементы. В мире существуют лишь тела и пространство. Тела характеризуют их свойства, которые нельзя отделить от тел. Тела бывают или сложные или простые. Простые тела - это неразложимые дальше частицы материи. Бесконечную делимость частиц Лукреций не допускает. Хотя Лукреций излагал атомистическую концепцию, он не употреблял слово "атом", а заменял его другими различными названиями: "тельца", "семена" и др.

В природе происходит, по мнению Лукреция, бесконечное изменение постоянное образование и гибель миров. Вселенная бесконечна, как и бесконечно пространство. Лукреций полагал, что жизнь возникла путем самозарождения из "первоначал". Организмы в прошлом возникли в определенном порядке, а именно: растения, животные, люди. Лукреций отрицал учение о переселении душ, утверждал неразрывную связь тела и души, духа. Он также выступал против страха смерти, считая что смерть - это избавление от страданий, а страх смерти возникает вследствии незнания людьми законов природы. В учении о познании Лукреций исходит из того, что чувственное восприятие дает им объективное знание действительности. Ощущения он понимает как образы, которые истекают от предметов.

Лукреций, как и Эпикур, считал не только допустимым, но и необходимым множественность объяснений природных явлении. Для каждого явления возможны самые разнообразные объяснения, и каждое объяснение будет вполне приемлемо. Лукреций вслед за Эпикуром повторяет пример в подтверждение этой своей позиции. Можно считать верным и то, что каждый день возникает новое солнце, и то, что на небе появляется прежнее светило. Одинаково правильно и то что Луна шаровидна и сияет отраженным от Солнца светом, и то, что Луна сияет собственным светом. Хотя Лукреций верит в познаваемость мира, он полагает, что при современном состоянии науки нельзя дать определенный ответ. В вопросе понимания общества он стремился все объяснить естественным путем. Первобытные люди жили в полудиком состоянии и только развитие материальной культуры приводит к возникновению общества. Как и Эпикур, он считал, что общество - это продукт взаимного соглашения людей.

Этические воззрения Лукреция сводятся к эпикурейским принципам счастливой жизни, при которой счастье достигается познанием. Однако Лукреций привносит в этическую концепцию нечто новое. Если для Эпикура жизнь состояла в незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни, напротив, занимается активной общественной деятельностью. Хотя теоретически он и ценит покои как цель счастливого человека, но выступает против всего в обществе, что ведет к нарушению социального порядка. Так, он очень резко осуждал проявления нравственного разложения в знатном римском обществе.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Читайте также: