Изложение 9 класс художественный промысел кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 3 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
(Из инструкции к демоверсии)

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Ниже для тренировки как дома, так и на уроках
представлены тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П.Цыбулько (Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов*).
Обратите внимание на количество абзацев в текстах для изложения:
как в демоверсии, так и в представленных здесь текстах
всего три абзаца (к вопросу о количестве микротем)

Художественный промысел. В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.
Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.
При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.
(По В. И. Белову) 151 слово
Прослушать текст №1 (2:04)

В сочетании слов "художественный промысел" скрывается противоречие: промысел подразумевает одинаковость, а художество — это никогда не повторяющийся образ.

Художественный промысел отличается индивидуальностью, несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения и обязательная художественная индивидуальность мастера.

На фоне семейной безликости производства и ремесленника, стремящегося к количественным показателям, кажется чудом существование в современном мире художественных промыслов.

Есть в России маленькие городки с красивой природой, чистым воздухом, старинными домами, успокоительной тишиной.

Такой город живёт без спешки и шума. Люди здесь приветливые и услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

Благоприятные природные условия позволяли древним племенам заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

Крым являлся перекрёстком морских дорог, соединявших различные государства. Великий шёлковый путь проходил через полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи.

Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.
В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.
Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.
(По К. С. Горбачевичу) 177 слов
Прослушать текст №5 (1:48)

Толковый словарь Владимира Даля — героический труд человека, который один, не будучи филологом-профессионалом, собрал более 200 тысяч слов.

В. Даль был собирателем русских слов и великим знатоком крестьянской жизни. Он хотел привлечь внимание интеллигенции к богатству народного языка, показать, что это кладезь народной мудрости и родник живой русской речи.

Словарь Даля — это энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: он содержит ценнейшие этнографические сведения, помогает узнать язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь — мост между прошлым русского языка и его настоящим.

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.
(По А. Л. Лессу) 176 слов
Прослушать текст №6 (1:28)

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, который он возил с собой и никому не доверял.

В портфеле вместе с необходимыми вещами лежал небольшой ящичек, которым Шаляпин очень дорожил. Никто не знал, что в нём находится.

После смерти артиста тайное стало явным: в ящичке оказалась горсть русской земли, взятой с могилы матери певца.

Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.
Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.
Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
(По Н. Г. Долининой) 177 слов
Прослушать текст №7 (1:29)

Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность.

Когда знаешь, что всё выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Влюблённые терпеливо работают над взаимоотношениями, пока не станут друг для друга единственными в целом свете.

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!
(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

Самая большая ценность искусства — ценность доброты. Человек, способный понимать искусство, становится нравственно лучше и счастливее.

Понимать произведения искусства надо учиться, для этого необходимы искренность, честность, открытость их восприятия человеком и знания.

Во всей картине чувствуется влюблённость художника в природу России, и это его чувство передаётся нам. Язык картины прост, точно выписаны детали.

Созданная более ста лет назад картина Саврасова — пример проникновения в душу русской природы, которую художнику удалось передать по-новому.

Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.
Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.
Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.
(По В. Н. Селезнёвой) 180 слов

Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Она хищник: питается мелкими грызунами.

Гнёзд у этих птиц нет: белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке. Яйца сова откладывает с перерывами, поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, за младшими в отсутствие мамы присматривают старшие птенцы.

Полярная сова с необычной внешностью всегда вызывала интерес у людей: её изображение можно увидеть на гербе города Норильска, на открытках и сувенирах.

Зависит ли от времени представление о личности героя, подчиняется ли этот образ моде? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического. Всё остальное, на мой взгляд, лишь смена внешних аксессуаров.
В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, умелые, находчивые, азартно и вдохновенно делающие своё дело. Они обладают смелостью и решительностью, умеют быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Самым ценным в человеке является жизненная активность. Не беда, что люди порой заблуждаются, важно, что они горят, неистовствуют, что они полны заразительной жажды труда, что их пример заставляет других почувствовать, что значит посвятить себя большому, настоящему делу!
Герой, на которого существует мода, по-моему, не может быть истинным, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро. А сделанное добро всегда возвращается. Может быть, оно обратится в тёплый осенний день, от солнечной ясности и тишины которого полегчает на сердце. А может, станет улыбкой незнакомого человека в смутную минуту жизни или вовремя оказавшейся под рукой хорошей книгой, неожиданно донесшейся из открытого окна любимой мелодией, всколыхнувшей новые силы, новые надежды. (По Ю.М. Нагибину) 180 слов

Зависит ли от времени представление о личности героя? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического.

В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, смелые, умеющие быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Их жизненная активность является примером для других.

Истинный герой не подвластен моде, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро, которое всегда возвращается к человеку.

* Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. / Под ред. Цыбулько И.П.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.


2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь


Изложения ОГЭ. Послушать аудиозапись и подробный текст. ФИПИ

На данной странице вы сможете изучить текст, посмотреть приемы сжатия текста, прочитать пример сжатого изложения, который будет в 9 классе на ОГЭ. Изложения были составлены из учебника "ОГЭ-2020. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов" под редакцией И.П. Цыбулько

Изложение должно состоять из 70 слов. Также здесь вы найдете микротемы и аудиозапись реального текста для составления сжатого изложения.

Текст подробного изложения


(1)Художественный промысел. (2)В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.

(3)Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. (4)По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. (5)Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.

(6)При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. (7)Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. (8)А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. (9)На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.

Образец и пример сжатого изложения для ОГЭ

Образ, индивидуальность изделия умирает в многочисленности одинаковых предметов, которые при их множественности все же можно создавать разными. Промысел тогда художественный, когда произведение несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Для такого промысла характерна традиционная технология изготовления, но при этом обязательна индивидуальность мастера.

При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает. Экономисты внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению. Чудесно, что в современном мире существуют промыслы, противостоящие серийной безликости.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот. Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она! Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется: утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути!

Ю. Олеша
(171 слово)

2. Определите тему текста. (Красота вокруг нас.)

3. Какова его основная мысль? (Учитесь наблюдать, замечать красоту.)

4. Какими признаками текста обладает данный отрывок?

(Информативность, членимость, связность, целостность, завершенность.)

5. Определите тип текста. (Рассуждение с элементами описания.)

6. Выделите тезис, аргументы, вывод.

7. Уместны ли повторы, встречающиеся в тексте?

8. Найдите ключевые слова текста. (Прекрасней, замечаем, оглядываемся, посмотреть, постойте-ка, останавливаем внимание, красивый.)

9. Какую функцию художественного стиля реализует Олеша в данном тексте? (Воздействие на читателя.)

10. Какие особенности художественного стиля вы нашли в тексте? (Выражено авторское отношение к поставленной проблеме, даются запоминающиеся описания, эмоциональный тон рассуждения – наличие вопросов, восклицаний. Текст написан в форме диалога писателя с читателем.)

11. Озаглавьте текст.

12. Напишите подробное изложение. Выскажите свое отношение к проблеме, которой посвящен текст.


Задание 1 № 14660

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Один из самых главных промыслов в Архангельске — рыбная ловля. И это не случайно. Суровые климатические условия севера не позволяют развивать в этих местах сельское хозяйство. А вот рыбы здесь много, и она самая разнообразная: и треска, и камбала, и даже палтус.

Настоящий праздник наступает для рыбаков весной. В это время крупная рыба огромной массой идёт к берегам для нереста (то есть для метания икры). Ловят её на мелкую рыбёшку, которая называется мойвой. Весенний улов в Архангельске самый богатый и значимый для местных жителей.

Осенний улов, длящийся с 1 августа по 1 октября, гораздо скуднее весеннего. Правда, и требует он от рыбаков гораздо меньшего напряжения. Идти на промысел осенью имеет смысл только днём, а ночью можно отдыхать. Связано это с тем, что ночью вокруг снастей собираются стаи акул. В темноте рыбаки не имеют никакой возможности избавиться от них. А между тем если их не отгонять, то хищники эти съедают всю пойманную рыбу прямо с крючка, оставляя рыбаков ни с чем.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1. Один из самых главных промыслов в Архангельске — рыбная ловля: развитию сельского хозяйства мешает климат, а рыбы в этих местах много.

2. Самый большой и значимый для местных жителей улов — весенний: именно весной к берегу на нерест идёт крупная рыба.

3. Осенний улов скромнее весеннего и требует меньше сил, поскольку ловить рыбу можно только днём: ночью её съедают акулы.

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Читайте также: