Иверский монастырь самара история кратко

Обновлено: 04.07.2024

12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия, впоследствии ставшая Иверским женским монастырем. Самарские купцы И.Н.Синягин и М.Н.Назаров пожертвовали общине свои земли на берегу Волги. К декабрю 1850 года здесь была построена деревянная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери и 8 келий. В них жило около 30 сестер-послушниц в возрасте от 22 до 60 лет. Через десять лет, 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С.Марихиной с условием, что обитель будет особо почитать эту икону. В это время в монастыре проживало 217 человек. Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную, именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя.



01. Давайте посмотрим на современное состояние монастыря, а в конце будет ещё немного истории. В 1850-е годы эта местность была практически пустой.

02. Купола Иерусалимского храма, слева - трубы Самарской ГРЭС (О САМАРСКОЙ ГРЭС)

03. Один из корпусов храма. Корпусов было много, но в 1930-е годы большинство строений разрушили.

04. Иверский храм. Справа от него строится колокольня, копия той, что была разрушена в 1930-е.

05. Колокольня иверского монастыря. Купол на колокольню поставили 11 апреля 2013 года, весит он 8 т, а перед этим его 1,5 месяца собирали специалисты из Челябинска. На колокольне 15 колоколов.

06. Дорога между Иерусалимским и Иверским храмами.

07. Иверский храм. По постановлению президиума крайисполкома в 1929 г. храм отдали под клуб завода "Металлист", а позже в здании храма разместился филиал №1 "Самараоблобувьбыта".

08. Сегодня в монастыре находятся 80 сестер и 5-6 священников. Старшая среди сестер матушка Иоанна.

09. С монастырем граничит Жигулевский пивзавод (О ЗАВОДЕ), его построили позже, в 1880-м.

10. В Иерусалимском храме, что справа, некогда в советское время был дом науки и техники, здесь читались антирелигиозные лекции.

11. На территории монастыря находится могила П. Алабина (1824-1896), который был главой Самары в 1884-1891 годах.

12. Также здесь похоронена супруга Алабина (1822-1898) и протоиерей Иоанн Букоткин (1926-2000)

13. Современная часовня и строящаяся колокольня.

14. Иверский храм. Сзади него, там где сейчас желтый "сталинский" дом некогда стоял второй по величине храм в Самаре - Сретенский (Успенский). Его разрушили в 1930-м.

15. Красивые деревянные двери Иерусалимского храма (со стороны Волги)

16. Разные корпуса монастыря.

18. В 1930-м территория монастыря была отдана для проживания рабочих Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС, здесь был так называемый "рабочий городок", от которого до сих пор сохранились некоторые дома.

19. Иверский и Иерусалимский храмы.

20. До 1930-го на территории монастыря было кладбище, на котором хоронили именитых горожан. В 1930 г. после постановления горсовета "О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты" были разобраны колокольня, храмы, ликвидированы ограда и склепы монастырского кладбища. Некоторые надгробия сохранились до сих пор.

21. На надгробиях можно прочесть следующие фамилии: Курлин, Буреев, Хлюпин, Гладкова, Мастридов, Надысева, Субботин, Луковников, Неронова, Окухов и др.

22. К 1917 году в монастыре насчитывалось до 700 захоронений.

23. На кладбище покоились останки родовых дворян, купцов, почетные граждане Самары. Над многими могилами стояли склепы и часовни. После закрытия монастыря в 1925 году и разрушения его главных святынь, монастырская территория, славящаяся прежде чистотой и благоустройством, превратилась в засоренный и заросший сорняком участок города.

24. Башенка около нижних ворот.

26. Кельи сестёр.

27. Дорога к храмам от нижних ворот.

28. Вид со стороны Волжского проспекта.

29. В заключение несколько исторических фото и немного истории.

30. К 1890 г. Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня (все деревянные), каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать и жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода становилась совершенно не пригодной для употребления. Иверская обитель стала духовным центром города.

31. В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери. С этим знаменем 20 апреля 1877 г. Самара провожала ополченцев, отправлявшихся в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига. 19 июня 1877 г. под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. В 1981 г. в Болгарии была изготовлена и подарена Самаре копия этого знамени. Сейчас она хранится в областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина.

32. В начале XX века монастырь был окончательно сформирован. Ему принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбных ловли, хутор, колодец, огород и сад в семи верстах от обители. В монастыре проживали около 500 насельниц, здесь были свои больница и библиотека, золотошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная мастерские. После революции и установления советской власти началось разрушение монастыря, решение о его закрытии было принято в 1925 году. Часть зданий была разрушена, часть передана под разные организации и жильё.


посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Добавить меня в друзья в Живом Журнале (КЛИКНИТЕ)
Добавить меня в друзья в Контакте (ВКОНТАКТЕ)

Милостию Своею Бог судил нам вступить в 2000-летний год от Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Мы благодарим нашего Спасителя за Его дивный Промысл, сохранивший Свою Церковь Православную среди всех испытаний и гонений. Благодарение Богу, что вновь на Руси строятся храмы, восстанавливаются обители, в которых вновь возрождается монашеская жизнь.

Вот и Иверский женский монастырь в городе Самаре благодатию Божиею строится, украшается.

Иверский монастырь — вид с Волги


Иверский монастырь — вид с Волги

В 40-х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа.

Купцы И. Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали примыкавшую к реке Волге береговую полосу земли, затем были пожертвованы соседние к этой полосе участки. Это место в то время было уже за городом и свободным от построек. Территория монастыря составляла 7 десятин условно пригодной для строительства земли. Среди самарских жителей, пожертвовавших свои земельные участки под общину, были: жена губернского секретаря О. И. Тимашева, чиновница П. Д. Сухова, титулярная советница О. Л. Федорова и другие.

Иверский монастырь


Иверский монастырь

В декабре 1850 года, за год до присвоения Самаре статуса губернского города, была построена часовня с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц, образовавших общину; начальницей была избрана девица Мария Яковлевна Янова, впоследствии игумения Маргарита. Утверждая ее в звании настоятельницы, Преосвященный Феодотий, епископ Симбирский благословил обитель святой иконой Иерусалимской Божией Матери.

12 марта 1855 года Государь Император Николай I высочайше утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская с тем, чтобы она, подобно другим богоугодным заведениям, оставалась на собственном способе содержания, без всякого пособия из казны.

В том же году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный, на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Благодаря неутомимой деятельности настоятельницы и сочувствию местного населения, обитель быстро обустраивалась. Были выстроены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер. В 1857 году в подвале Иверского храма устроили небольшую церковь для ранних литургий, освятив престол во имя Иерусалимской иконы Божией Матери.

В связи с расширением монастыря и увеличением числа его насельниц возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Макке, и 17 сентября 1858 г. заложили каменный холодный, трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы, алтарь выложен мрамором. Это был самый высокий храм в городе, первый пример русско-византийского стиля в Самаре. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые — в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

21 августа 1860 года Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь и настоятельница Маргарита возведена в сан игумении.

По инициативе и на средства Самарского городского головы П. В. Алабина в 1874 году состоялось расширение Иверского храма. Придел, построенный с южной стороны, освятили во имя равноапостольной святой царицы Елены и святой великомученицы Варвары — в память его дочери и в честь супруги, под придельным алтарем был устроен фамильный склеп Алабиных.

В 1879 году на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х годов XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1882 году возвели монастырскую колокольню с въездными воротами, над которыми расположился небольшой храм во имя святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Начало строительства колокольни положил житель города Иван Васильевич Жуков, пожертвовавший монастырю сто тысяч штук кирпича и 1000 рублей. Его примеру последовали и другие производители кирпича.

Древнерусская традиция, предусматривающая устройство церквей над главными въездными воротами крепостей, воплотилась и в ансамбле Самарского Иверского монастыря. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу, устремленную к небесам, и считался символом дореволюционной Самары. Ее постройка сделала общий вид монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древнерусских монастырей.

К 1890 году Иверский монастырь стал настоящим городком, в его стенах вместе с перечисленными храмами было десять жилых корпусов (деревянных на каменном фундаменте и один каменный), четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода совершенно непригодна для употребления.

При вручении Самарского знамени 18 мая 1877 года третьей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что оно прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга, и все легли убитыми или ранеными. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена Самаре в 1981 году. Сейчас оно хранится в Самарском краеведческом музее имени П. В. Алабина.

В 1882 году в монастыре был заложен новый теплый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Через шесть лет строительство завершилось. Здание венчалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и небольшой главкой. Внешний вид церкви был достаточно скромным. В ней разместилась монастырская библиотека.

Развитие монастыря продолжалось. В 1876 году было всего 270 обитательниц, из которых полное пострижение имели 21 монахиня, 83 было рясофорных и 116 послушниц. К 1899 году монахинь было 67, рясофорных — 142 и 164 послушницы.

В сентябре 1900 года на месте старого деревянного Иверского храма и в честь 50-летия со дня основания монастыря состоялась закладка каменного трапезного храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Трапезная церковь имела девятиглавое завершение.

К югу от Иверской церкви находилось нижнее кладбище. Посреди него на столбах стояла деревянная колокольня с девятью колоколами. Здесь были захоронения многих известных в Самаре людей: городского головы П. В. Алабина с женой, дочерьми и сыном, городского архитектора А. А. Щербачева, князя Л. С. Кугушева, героя обороны Севастополя генерала И. П. Голева, отца писателя А. Н. Толстого — графа Н. А. Толстого, внука декабриста Ивана Анненкова. На кладбище покоились останки родовых князей Урусовых, Нащокиных, Толстых, Шелашниковых. На верхнем кладбище у Сретенского храма в основном хоронили священнослужителей. Могила первой игумении монастыря Маргариты была устроена в построенном ее трудами Сретенском храме. Вторую игумению — Антонину похоронили в серединном пространстве под полом церкви Иверской иконы Божией Матери, против придела Архангела Михаила.

К 1917 году на территории кладбища насчитывалось до 700 различных захоронений.

В начале XX века ансамбль монастыря был окончательно сформирован. В это время главные архитектурные постройки — храмы, уже заняли свои места, став архитектурными доминантами монастырского ансамбля и панорамы города вместе с Кафедральным собором. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, монастырь придавал необыкновенную выразительность силуэту города.

Монастырь имел две часовни — около железнодорожного вокзала и в городском Струковском саду. Ему принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, пожертвованные купцом Ф. С. Щеткиным, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбные ловли, хутор, колодезь, огород и сад в семи верстах от обители.

В 1910 году в монастыре проживали уже 500 сестер. Здесь функционировали больница на 15 человек и библиотека. Существовал монастырь на добровольные подаяния, доходы от своих имений, а главное — трудами его насельниц. А были в обители мастерские: золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная. Изготовляли сестры священнические облачения и шитые золотом и серебром ризы для икон, почти не отличимые от чеканных.

Иверский монастырь


Иверский монастырь

А в памяти самарцев монастырь жил. Чудом уцелела, единственная из всех, могила Петра Владимировича Алабина. И в истории Самарского знамени всегда поминались монахини Иверской обители.

Сохранились устные предания о гибели иверских сестер, о том, что власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати сестер, поверив этой лжи, пришли к родной обители, их погрузили на старую баржу, устроив в ней течь, вывезли на Волгу за пустынный остров и потопили. Однако никаких документальных подтверждений этого события до сих пор не найдено.

Возрождение Иверской обители началось с регистрации общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального управления, общественных организаций и областного Совета народных депутатов общине было передано 0,79 га (около 10% от первоначальной площади) земли с сохранившимися постройками. Общине передали Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей ремесленной мастерской и другие строения, принадлежавшие к тому времени различным организациям.

24 февраля 1993 года в канун праздника Иверской иконы Божией Матери архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием было совершено первое с 1928 года торжественное архиерейское богослужение в Трапезном храме. Им же подарена Иверскому монастырю икона Иверской Божией Матери, установленная ныне слева от алтаря — главная святыня обители.

С августа 1994 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иверский монастырь возглавила игумения Иоанна, которая по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия прибыла сюда из Красногорского женского монастыря города Золотоноши Черкасской епархии и является четвертой со дня основания обители настоятельницей.

В то время в обители уже проживали 12 насельниц, а сейчас в ней 65 насельниц, среди них 3 схимонахини, 10 монахинь, 22 инокини и 30 послушниц. В богадельне проживают 8 человек.

В монастыре совершают Богослужения один игумен, два иеромонаха, один иеродиакон и проживает на покое протоиерей Стефан Вахрушев.

С Божией помощью обустраивается монастырская жизнь насельниц по незыблемым традициям русских православных монастырей, в частности, Красногорского женского монастыря, в котором сохранились старые традиции.

В половине шестого сестер будят на молитву, в 6 часов утра начинается полунощница, акафисты и Божественная литургия. В 17 часов совершается вечернее Богослужение, под праздники — всенощное бдение.

По благословению архиепископа Сергия монастырские священники служат в Окружном военном госпитале в Никольской Церкви, духовно окормляют воинов, находящихся на излечении. Руководство Приволжского Военного округа, в свою очередь, старается помочь монастырю — часть строительных работ выполняется силами военнослужащих.

За годы возрождения обители здесь произошли благоприятные изменения. Был отремонтирован трехэтажный корпус, в котором живут сестры и располагается швейная мастерская, где шьют облачения для священнослужителей и иноческие одежды для сестер; постепенно возрождается золотошвейное искусство; на первом этаже этого корпуса находится просфорная.

Иверский монастырь сегодня


Иверский монастырь сегодня

Отремонтирован капитально жилой корпус. На первом этаже есть просторная трапезная с кухней. В этом году закончено строительство игуменского двухэтажного корпуса, который своей архитектурой удачно вписался в общий ансамбль монастыря.

К сожалению, в аварийном состоянии находится самый большой храм — Иверский. На сегодняшний день закончены обширные архитектурные обследования храма и теперь вплотную можно подойти к его реставрации. Однако недостаточность материальных средств затрудняет начало работ. Надеемся, что по молитвам Царицы Небесной Господь поможет обители восстановить порушенную святыню.

С 1996 года монастырь имеет свое хозяйственное подворье. Оно находится в 40 км от обители. Это территория бывшего трудового лагеря, переданного городской администрацией взамен принадлежащей ранее монастырю земельной собственности. Здесь строится храм во имя Святого Духа, отчего и скит получил название Свято-Духовского. Там трудятся сестры в поле, в огороде, на скотном дворе. Во временном помещении, приспособленном под храм, совершаются ежедневные иноческие правила и богослужения, тем более что на значительном расстоянии от скита нет храмов, окрестные жители духовно окормляются в нашем скиту.

Иверский монастырь Самара

Один из самых известных монастырей Самары - Иверский женский монастырь. После того, как студеной зимой 1850 года самарские горожане отправили прошение о создании в городе женской общины, разрешение было вскоре получено. Государь тоже поддержал этот почин к вящей радости 38 местных жительниц, собравшихся постричься в монахини, после чего развернулось строительство святой обители.

На пороге XX века в Ивернском монастыре в Самаре было уже вдесятеро больше сестер, нежели поначалу; к их услугам предоставили школу, больницу, различные мастерские, а быть похороненным на монастырском кладбище считалось среди именитых горожан большой честью.

Именно золотошвейки монастыря в свое время вышили знаменитое Самарское знамя для болгарского ополчения своих земляков. Освященное в Вознесенском соборе, оно участвовало в кровопролитных боях и ныне хранится в одном из музеев Софии.

Иверский монастырь в советское время

Советская власть закрыла обитель и экспроприировала ее ценности. Верующие, впрочем, сумели сохранить монастырские храмы отчасти благодаря чиновничьей бюрократии, объединившись в религиозную общину, которую своевременно зарегистрировали. Однако теперь проживание в обители для ее монахинь стало платным: все жилые помещения были переоборудованы под коммунальное жилье, в которое расселили рабочих быстро строившихся промышленных предприятий. Сестрам пришлось платить за квартиры, а значит, искать источники пусть и малого, но дохода, такие, например, как работа в швейной артели.

Монастырь быстро разорялся, к тому же была взорвана его Успенская церковь - вторая в Самаре по величине. Немалый ущерб был нанесен колокольне и жилым корпусам, а кладбище с захоронениями почетных и уважаемых горожан было осквернено и разорено.

Восстанавливать обитель пришлось уже в наши дни.

Иверский монастырь в наше время

Иверский монастырь Самары. На переднем плане храм Святителя Николая в колокольне, внизу - Иверский храм.

Самарцы нередко сравнивают свой Иверский монастырь с Московским Кремлем благодаря соседству храмов и колоритных голубых елей. Вот только жилые корпуса здесь слишком походят на фабричные, и это сходство усиливают соседи - постройки Жигулевского пивзавода и трубы Самарской ГРЭС.

Зато храмы обители прекрасны и величественны. Ее главный храм, Иверский, был и остается подлинным украшением монастыря, к тому же является его ветераном. Предтечей этой церкви была деревянная Казанская часовня, поставленная еще на заре существования святой обители.

В советское время храм пришел в запустение, от него остались, по сути, одни стены. Он был восстановлен в первозданном виде, что называется, всем миром, и освящен 26 октября 2008 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери.

Одна из величайших святынь храма - пребывающая в нем рака с мощами святого праведного Александра Чагринского, который традиционно считается небесным покровителем обители.

Иерусалимская церковь Иверского монастыря Самары.

Единственный из монастырских храмов, сохранившийся полностью, - Иерусалимский, освященный в 1903 году. В его верхнем этаже некогда размещалась трапезная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, внизу работали пекарня и квасная. Именно в трапезном храме архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил когда-то первое богослужение на территории вновь открытого Иверского монастыря. Этому событию предшествовала большая работа: в советские времена в храме размещались обувная фабрика, жилые квартиры и клуб со сценой в алтарной части.

Еще одна безусловная достопримечательность обители — устроенный в колокольне храм Святителя Николая.

Звонница Иверского монастыря в Самаре.

Каменная звонница изначально достигала в высоту почти 30 саженей, что составляет около 64 метров. Под колокольней были оборудованы просторные Святые ворота для свободного проезда транспорта. Главное украшение всякой колокольни - ее звоны, и здесь они были ей под стать: голос колокола весом в 500 пудов был слышен далеко по округе. Над куполом возвышался 6,5-метровый вызолоченный крест.

Современники называли колокольню монастыря зримым маяком православия, сравнивая с огромной свечой, что озаряла всю Самару светом христианской веры. Ныне этот эффект еще более усиливает современная подсветка, эффектно подающая здание с любого ракурса обзора.

Строительству звонницы помогли меценаты: кто-то привез 100 тысяч кирпичей, а одна столичная купчиха пожертвовала 10 тысяч рублей на колокол и крест. Символ Самары, эта колокольня была взорвана в 1929 году, и округа погрузилась в молчание.

Новое здание выстроено в 2011 году, бронзовые звоны для нее отлили на Воронежском колоколо-литейном заводе. После безвременья поры воинствующего атеизма обитель вновь обрела былую звонницу - нынешняя колокольня построена в точном соответствии с обликом прежней.

По соседству с ней установлен поклонный крест, он посвящен памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

На живописном крутом берегу Волги находится главная самарская достопримечательность – Иверский женский монастырь. Три года назад (в 2014-м) эта обитель отметила двадцатилетие с того момента, как она, разрушенная и упраздненная советской властью, была возвращена РПЦ. Её приняла на баланс Самарская епархия. Обитель вновь обрела статус монастыря.

иверский монастырь самара

История женской общины

В 1850 году жители Самары обратились с прошением к Федотию – епископу Симбирскому - об открытии в городе женской общины. На тот момент 38 женщин пожелали посвятить свою жизнь служению Богу. Община была названа Иверской согласно воле Е. И. Марихиной – елабужской купчихи, которая пожертвовала ей фамильную икону Иверской Божией Матери в драгоценном золотом окладе.

Иверская женская община была основана в 1850 году, но официально утверждена указом императора в 1855 году.

История Иверского монастыря (Самара)

Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет.

иверский женский монастырь

Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. Настоятельницей монастыря стала Мария Янова, которая в иночестве была наречена Маргаритой. Она получила сан игуменьи.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

самарская епархия

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Самарское знамя

В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.

С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.

иверский храм

Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.

Монастырь в XX веке

К началу прошлого века Иверский женский монастырь представлял собой крупный архитектурный ансамбль, который постоянно расширялся. В 1901 году на территории обители появился трапезный храм, хотя на территории к тому времени уже было три храма, двадцать два жилых корпуса, монастырская школа, корпуса настоятельницы и мастерские.

Большие площади были отведены под хозяйственные постройки: квасоварня, прачечная, просфорная, два каретника, баня, три амбара, три погреба и т. д. В монастыре большое внимание уделялось благоустройству территории: все свободное пространство, занимали палисадники, клумбы с цветами, различные кустарники.

игуменья иоанна

Обитель при советской власти

Монахиням было позволено проживать в сохранившихся зданиях до 1929 года, но при условии внесения квартплаты наравне с другими горожанами.

иверский монастырь самара адрес

Изъятие ценностей

Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.

 телефон иверского монастыря самара

Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.

Возрождение обители

В марте 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Самары Иверский храм Божией Матери, дом игуменьи, трапезный храм, мастерские и некрополь были объявлены памятниками истории и культуры конца XIX века. Уже осенью 1992 года Иверский храм стал местом проведения регулярных богослужений.

иверский монастырь самара иконы

В августе 1994 года патриарх Алексий II издал указ, согласно которому возрождающуюся обитель возглавила игуменья Иоанна (в миру Людмила Ильинична Капитанцева). Когда ей было 24 года, она приняла монашеский сан в Красногорском женском монастыре, откуда была переведена в Самару. В то время в обители проживало 12 насельниц.

Иверский монастырь (Самара) в прошлом и в наши дни

Монастырь был построен на крутом берегу Волги и занимал почти семь десятин земли. Высокая выбеленная каменная стена с башнями в виде часовен по углам окружала его со всех сторон. По территории обители проходила дорога от Святых до выездных ворот. Она делила территорию на две части — большая находилась на вершине холма, меньшая — у его подножья.

К 1905 году на территории монастыря находилось двадцать два корпуса. Часть строений были каменными, два корпуса – деревянными, обложенными кирпичом. Остальные помещения были построены из дерева на каменных фундаментах и снаружи обшиты тесом. Здания преимущественно окрашивались в коричневые и желтые цвета и были крыты железом.

Корпуса находились и в верхней, и в нижней части обители, причем довольно симметрично. Иверский женский монастырь имел свою школу, странноприимный дом, больницу. Был здесь и водопровод, который подавал воду в сооружения обители, а также в дом священнослужителей, располагавшийся на пересечении улиц Саратовской и Александровской.

история иверского монастыря самара

Монастырю принадлежало 1130 десятин земли. Из них 835 отводились под пахоту, 150 — занимали луга, 120 десятин, расположенных на правом берегу Волги, занимали лес и известковая каменоломня, еще 23 десятины были отведены под фруктовые сады. В начале XX века обитель имела в своем хозяйстве 25 лошадей для выезда и работы, 60 овец, 40 голов рогатого скота.

С началом возрождения обители, Иверский монастырь (Самара) получил во владение землю, площадью менее одного гектара (0,79 га), что составило около 10% от когда-то принадлежавших ей угодий. Но постепенно владения монастыря расширялись, в итоге составив около половины первоначальных, но большая часть бывшей территории обители сегодня занимают жилые дома.

Взамен ранее утраченной собственности монастырю была передана в 1995 году территория трудового лагеря, который располагался в 40 км от Самары (Волжский район). Здесь был построен храм во имя Святого Духа и создано подворье монастыря. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.

К началу XXI века в возрождающемся монастыре проживало уже шестьдесят пять насельниц, среди них – десять монахинь, три схимонахини, тридцать послушниц и двадцать две инокини. Восемь человек проживало в богадельне монастыря.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

иверский монастырь самара

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Каменный храм

Теплый деревянный храм к началу восьмидесятых годов XIX века заметно обветшал, да и размером он был невелик. По этой причине в 1882 году был заложен первый камень в фундамент нового храма. Его проект разработал самарский архитектор П. А. Иностранцев в сотрудничестве с архиепископом Серафимом. Архитектор контролировал строительство до своей кончины в 1886 году, а затем его сменил архитектор Т. С. Хилинский.

Трапезный храм

Иверский монастырь (Самара) в 1900 году отмечал свое пятидесятилетие, и осенью этого года Феофания (настоятельница) обратилась с прошением к епископу Гурию о разрешении строительства нового трапезного храма к юбилею монастыря. Новый храм был заложен в 1901 году. На том месте, где предполагалось строительство престола, был установлен крест из дерева, в фундамент апсиды были уложены святые мощи, прикрытые медной доской с высеченной на ней датой закладки.

Строительные работы велись по проекту архитектора Т. С. Хилинского. На нижнем этаже церкви находилась квасоварня, пекарня, а также могильные склепы, на верхнем располагался трапезный храм с престолом. Освящение его состоялось в конце сентября 1903 года. Сохранившийся придел от предыдущего храма во имя великомученицы Варвары и царицы Елены и в новом остался приделом.

В 1925 году, после закрытия храма, в нем размещался клуб водников, затем Дом науки. С 1992 года он был открыт вновь и стал первым в возрождающемся монастыре.

Святыни монастыря

Следующие святыни хранит в своих храмах Иверский монастырь (Самара): иконы Иерусалимской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе; Божией Матери Иверской с изумрудами и алмазами; Божией Матери Троеручицы в серебряной ризе, которая написана на кипарисовой доске афонскими иноками.

В июне 2000 года по благословению Сергия – архиепископа Сызранского и Самарского - в обитель были перевезены мощи чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, который был причислен к лику святых. За годы возрождения обитель разрослась и расцвела. В наши дни монастырь снова стал духовным центром Самары.

Как добраться?

Читайте также: