Детский обрядовый фольклор кратко

Обновлено: 03.07.2024

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2017. 305 с.

Дополнительная литература:

  1. Круглов Г. Русский фольклор // Круглов Г., Коровин В. И. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
  2. Даль И. Пословицы русского народа. Москва : АСТ : Астрель, 2000. 752 с.
  3. Зуева Т. В. Русский фольклор // Зуева Т. В., Кирдан Б. П.: учебник для высших учебных заведений. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
  4. Капица Ф. С. Русский детский фольклор // Капица Ф. С., Колядич Т. М. Москва, 2002.
  5. Калугин В. И. Очерки о русском фольклоре. Москва : Худ.Лит, 1987. 268 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

В гости Масленка идёт

С пирогами и блинами, –

Весну под руку ведёт!

Будем петь, гулять, –

На санях кататься,

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

К тебе девки пришли,

К тебе красны пришли,

Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

Ой, и чьё это поле

Теоретический материал для углублённого изучения

Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

Щедрый вечер, добрый вечер.

Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое термин характеризует представленное определение?

… – устное словесное и музыкальное народное творчество:

Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

Не всё коту масленица, будет и …

Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

Что такое обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество, коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Отдельной категорией считаются окказиональные заговоры, заклинания и заклички, считалки и наговоры.


Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.

Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления, опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит, ценностей непреходящих.

Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.


Праздник Ивана Купалы

Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими. Наиболее заметным фольклорным обрядом является праздник Ивана Купалы. Этот обряд имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купалу разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.

Ночью на Ивана Купалу принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.


Песенный обряд

Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания).

Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в праздничные дни, на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер.

Обряды и календарь

Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор, календарно он имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни - это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе.

Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года - это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке. Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение. Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские обряды, традиции и обычаи.


Фольклор по временам года

Песни весеннего обрядового репертуара звучали весело. Они похожи на прибаутки, бесшабашные и дерзкие. Напевы летних месяцев казались более глубокими, их пели с чувством выполненного долга, но как бы с затаённым ожиданием чуда - хорошего урожая. Осенью, уборочной порой, обрядовые песни звенели, подобно натянутой струне. Люди не расслаблялись ни на минуту, иначе не успеешь все собрать до дождей.

Повод для веселья

А уж когда закрома были полны, тут-то и начиналось народное веселье, частушки, хороводы, пляски и свадьбы. Обрядовый фольклор календарно-й фазы напряженного труда плавно переходил в гулянья и вольную жизнь с застольями. Молодежь присматривалась друг к другу, заводились новые знакомства. И здесь традиционные обычаи не забывались, обрядовый фольклор русского народа "вставал во весь рост". В избах начинались гаданья на суженых-ряженых, девки часами жгли свечи и раскачивали колечки на тонких нитях. Черевички и валенки кидались через плечо, шепоток слышался в горнице.


Рождественские колядки

Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте "Звезду Вифлеема", которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.

Главная ночь в году

Через несколько дней после Рождества наступал Новый год (сегодня мы называем его Старым Новым годом), который тоже сопровождался фольклорными обрядами. Люди желали друг другу счастья, долгих лет жизни и всяческих успехов в делах. Поздравления преподносились в виде коротких колядок. Народным обрядом были также "подблюдные" песни, сопровождавшие гадания после полуночи. Вот что такое обрядовый фольклор в новогоднюю ночь!


А когда зима на исходе, наступает время ее проводов - и народ выходит на улицы встречать Масленицу. Это время веселых фольклорных обрядов зимних с катанием на тройках, с гонками на скрипучих санях, с играми на коньках с клюшками. Веселье продолжается дотемна, а поздним вечером вся семья усаживается у печи и вспоминает прошедший праздник. Во время таких посиделок исполняли песни, пели частушки, играли в игры. Это тоже обрядовый семейный фольклор русского народа. В него входят и семейные рассказы, и свадебные песни, и колыбельные, и причитания, и многое другое.

Календарный фольклор для детей

Еще одна группа жанров — календарный детский фольклор — связана уже не с игрой; эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

Заклички для детей

Ветер, тучки погоняй!

На дворе уж теплый май,

Рожь посеяли - растет,

Только дождик не идет!

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

В гости к нам скорей

На согрев земли

Пусти нас остудиться,

Пожалей наши ножки,

Не петляй, не крути,

Выйди, выйди, выгляни,

В рассветный час!

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Ты, туман молочный,

Не тумань мне очи,

Не тумань окошко,

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлем поклон тебе за это!

Уж ты радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждем мы солнышка родного!

Приговорки

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

-Организационный момент.

- Постановка проблемы:

Какие слова из темы вам хорошо знакомы?

Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Разыгрываются сценки из различных обрядов:

Народные обряды делятся на два цикла:

- календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

- семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Зимние праздники.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом — формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале — пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Весенние праздники.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:

А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.

Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:

Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга.

Осенние праздники

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

Рефлексия

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Читайте также: