Иверский монастырь история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь – один из трех православных монастырей, построенных в период церковного раскола, по протекции патриарха Никона. Обитель принадлежит Новгородской епархии и располагается на Сельвицком острове Валдайского озера, что в нескольких километрах от Валдая.

За более трех с половиной веков существования Валдайский Иверский монастырь пережил и эпоху расцвета, и глубокое запустение, и повторное возрождение. Сегодня обитель ведет привычную духовную жизнь, принимая многочисленных паломников, приезжающих сюда помолиться у образа Иверской Божьей матери и приложиться к святым мощам, хранящимся в монастырских храмах.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Валдайский Иверский монастырь

Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона

Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.

Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.

В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.

История Валдайского Иверского монастыря: от XVIII века до наших дней

С начала XVIII века Иверский монастырь в Валдае постепенно терял собственную значимость, и уже в 1712 году обитель объединили с только начинающей строиться Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

В 1764 году, с целью увеличения поступления доходов в государственную казну, Екатерина II подписала Манифест о секуляризации. Согласно этому документу, земельные наделы православных церквей и монастырей было изъяты, а 20 монастырей, в число которых вошел и Иверский, были полностью сняты с государственного обеспечения. Однако, несмотря на официальное упразднение, жизнь в Валдайской обители все еще теплилась.

Настоящие испытания ждали монастырь после Великой Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков здешним обитателям пришлось делить и без того скудные запасы с бесконечными продотрядами. В 1919 г. монастырь был объявлен трудовой артелью. Около 200 га угодий обители обрабатывались монахами и послушниками, которые в официальных документах числились как работники артели. В 1927 году комиссия из комиссариата земледелия решила, что монастырские труженики уделяют слишком большое внимание богослужению, в результате чего артель полностью ликвидировали. Под шумок и неразбериху комиссары вывезли из обители образ Иверской Божьей матери – главную святыню монастырского храма. Теперь ее место занимает копия священного образа, сделанная в середине XIX века.

Вплоть до 1991 года помещения Валдайского Иверского монастыря занимали организации самого разного профиля. Размещались здесь и историко-краеведческие музеи, и мастерские. Одно время на территории обители действовал дом инвалидов, который сменила спецшкола для детей с туберкулезом, а затем турбаза.

В 90-е Валдайский Иверский монастырь был вновь возвращен Новгородской епархии. Практически все его постройки пришли к тому времени в откровенно плачевное состояние, поэтому обители предстояла грандиозная реставрация. В ходе последнего этапа реконструкционно-восстановительных работ Успенский собор обзавелся золочеными куполами, а его стены вновь покрыла изящная фресочная роспись.

Сегодня среди восстановленных зданий Валдайского Иверского монастыря наиболее оригинальными и интересными с исторической точки зрения являются:

  • Успенский собор;
  • надвратный храм Филиппа митрополита Московского
  • надвратный храм Архистратига Божьего Михаила;
  • Богоявленская церковь с трапезной;
  • церковь Иакова Боровичского;
  • Наместнический корпус;
  • Шатровая колокольня;
  • Казначейский корпус;
  • Братский корпус;
  • Гостиный, Странноприимный и Конюшенный корпуса;
  • каменная ограда;
  • Николаевская башня;
  • часовня.

Иверский Богородицкий монастырь в Валдае: как попасть и к чему быть готовым

Посещать Валдайский Иверский монастырь можно как в составе паломнических коллективов, так и самостоятельно, например, примкнув одной из туристических групп. Чтобы попасть на территорию обители в качестве паломника, придется предварительно получить благословение на поездку у настоятеля своего храма, либо в епархии, к которой относится ваша церковь. Планировать поездку лучше заранее, так как места в монастырской гостинице бронируются как минимум за месяц до прибытия.

Находясь в стенах монастыря, очень важно понимать специфику данного места, а также по возможности стараться не нарушать строгого внутреннего распорядка. Если вы приняли решение остановиться в гостинице на территории обители, то приготовьтесь соблюдать монастырский режим и не дискредитируйте себя всевозможными опозданиями (к трапезе или церковной службе).

Тщательно отнеситесь к выбору гардероба. Исключите из него джинсы, мини-юбки, шорты, а также блузы с откровенным декольте и прочие нескромные вещи. Женщинам и девушкам следует взять с собой платки или косынки, чтобы прикрыть волосы, поскольку обычно экскурсионную деятельность в монастыре ведут его обитатели (монахи, послушники). Ну а тех, кто все-таки забыл взять с собой подобающую одежду, выручит монастырская лавочка, где можно приобрести скромные платки и юбки.

Что посмотреть и посетить во время экскурсии

На территории Валдайского Иверского монастыря находится несколько действующих храмов, главным из которых является Успенский собор. Сооружение было первой каменной постройкой обители, возведенной в 1656 году на самой высокой части острова. Посещают церковь обычно из-за уникальной фресочной росписи XIX века, частично сохранившейся, а частично восстановленной уже в начале 2000-х. Собор имеет пять позолоченных глав (в общей сложности на покрытие куполов ушло около 3000 золотых пластин) и является ярким представителем храмовой архитектуры, характерной для никонианского периода строительства.

Еще один действующий монастырский храм – церковь Архистратига Божьего Михаила. Сооружение отличается относительно лаконичным видом: одноглавую бесстолпную конструкцию с трех сторон окружают галереи. Во время Великой Отечественной войны в нем был организован военный госпиталь, в итоге большая часть внутреннего убранства и живописи бесследно исчезла, а сами помещения сильно обветшали. Реставрация 2007 года несколько улучшила состояние здания, сделав его если не идеальным, то относительно удовлетворительным.

На фоне остальных храмов Валдайского Иверского монастыря заметно выделяется архитектурный облик церкви Иакова Боровичского. Не совсем обычный вид объясняется тем, что первоначальный храм был разрушен при пожаре 1700 г., и лишь пару лет спустя на месте пожарища выросло новое каменное сооружение. Небольшое квадратное строение с круглой апсидой вместило в себя не только храм, но и трапезную, а также больничные палаты. Со временем здание несколько выросло и обзавелось вторым этажом.

В западном крыле монастырской стены расположилась надвратная церковь Филиппа митрополита Московского. Этот храм первым встречает паломников, поскольку находится прямо над главными воротами обители.

Есть в Иверском монастыре и свой музей, первый этаж которого занимают монастырская лавка и гардеробная. Здесь все желающие могут приобрести духовную литературу, иконы и некоторые изделия, созданные руками монастырских обитателей. Поднимаясь по лестнице, ведущей на второй и третий этажи здания, можно поближе познакомиться с жизнью главного реформатора православной церкви, патриарха Никона, увидеть предметы быта монастырской братии, репродукции икон и фотодокументы.

Те, кто приехал в обитель для того, чтобы укрепиться в вере, могут посетить ежедневные службы, совершить таинство крещения или венчания, заказать заочное отпевание или панихиду. Как и экскурсии, их можно заказать в церковной лавке или по почте вместе с денежным пожертвованием (через интернет заявки на поминание не принимаются).

Богослужения в монастырских храмах проводятся ежедневно с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В субботу-воскресенье, а также по праздничным дням – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00.

Предоставляется посетителям и возможность приложиться к святым мощам. Кстати, в Иверской обители находится 103 фрагмента священных мощей, среди которых частицы камня от Гроба Господня, а также кусочек Древа Животворящего креста.

Как добраться

Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 году (по другим источникам в 1452 году):

На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.

В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского:

Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.
В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.

При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

Валдайский Иверский монастырь

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

 Патриарх Никон

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

В монастырь была привезена икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа, хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме. На освящение и открытие восстановленного и отреставрированного Успенского собора прибыли патриарх Алексий II и президент Владимир Путин.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или ж\д транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

Валдайская обитель

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

Иверская икона Божией Матери

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

  • великомученика Пантелеимона;
  • апостола Иакова — брата Господня;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • святой Марии Магдалины;
  • св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

  • Успенский (Иверский) собор;
  • храм Богоявления;
  • две надвратные церкви: митр. Филиппа и Архистратига Михаила;
  • храм Иакова Боровического;
  • шатровую колокольню;
  • часовню с усыпальницей;
  • корпуса.

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

Успенский собор

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

Храм Богоявления Господня

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

Церковь Филиппа, митрополита Московского

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

Церковь св. Иакова Боровичского

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

Колокольня Валдайского Иверского монастыря

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

Усыпальница Панаевых с часовней в Иверском монастыре

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.


В длинной и славной череде старинных русских обителей валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь стоит особняком. Ведь как обычно возникали обители на Руси? В некое глухое место приходил жаждущий уединения монах-пустынник, строил себе хижину и часовенку, возносил молитвы ко Господу, трудился, преодолевал невзгоды, боролся с искушениями. Привлеченные слухами о его подвижничестве сюда начинали стекаться другие иноки. Новая религиозная община с годами обретала свои святыни, прирастала землями и постройками, обзаводилась собственными традициями и жизненным укладом.


Судьба Иверского монастыря зачиналась совсем по-другому. Своим рождением он был обязан патриарху Никону, который сначала замыслил новый монастырь по образу и подобию греческого Афона, а затем материализовал свой замысел с неукротимой энергией и грандиозным размахом. В небывало короткий срок на затерянном посреди Валдайского озера лесистом островке был построен, возвышен и наделен громадными богатствами новый монастырь, сразу вставший в один ряд с самыми знаменитыми русскими обителями.

Патриарх Никон (мирское имя Никита Минов) считается одним из самых ярких, хотя и неоднозначных деятелей Русской православной церкви за всю ее многовековую историю. Выходец из простой крестьянской семьи, он совершил головокружительное восхождение к вершинам власти, став фактическим соправителем царя Алексея Михайловича.



Замысел построить монастырь в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы возник у Никона давно. Был тут и прицел политический. Иверская обитель на Афоне считалась покровительницей Грузии. Учреждая одноименный монастырь в России, русский патриарх устанавливал через нее связь с грузинской церковью, приглашая ее под свое крыло.



Строительство велось неслыханно быстрыми темпами. Меньше чем за два года был возведен Успенский собор, буквально на глазах росли братские корпуса, трапезная, стены и башни. Все шесть лет своего патриаршества Никон оказывал Иверскому монастырю особое покровительство. По его просьбам царь Алексей Михайлович щедро наделил новую обитель землями, селениями и прочими владениями, сделав ее одной из самых богатых в России.

Предание связывает с Никоном и появление нового названия Валдайского озера – Святое. Собранные для монастырской постройки рабочие утверждали, что в озере обитают нечистые духи, которые показываются в виде разных чудовищ. Патриарх, желая искоренить эти суеверные слухи, вышел со всем причтом на озеро, отслужил молебен и погрузил на дно Евангелие с животворящим крестом, назвав озеро Святым, а монастырь – Святоезерским.


Главной святыней новой обители стала чудотворная Иверская икона Божией Матери, названная по имени Иверского монастыря на горе Афон. По христианскому преданию первое изображение Богородицы было сделано евангелистом Лукой еще при земной жизни матери Христа.

Никон приказал покрыть икону ризой из чистого золота, жемчугом, алмазами и сапфирами общей стоимостью в 44 тысячи рублей, что по тем временам было колоссальной суммой.


Монастыри издавна служили военными крепостями. Следовал этой традиции и Никон, когда замышляя Иверскую обитель. Монастырь был окружен выстроенной по всем правилам фортификации высокой деревянной стеной общей протяженностью около километра и двенадцатью башнями с шатровыми крышами.

В советское время насаждались представления о монахах, как о тунеядцах и захребетниках. На самом деле русское монашество пребывало не только в молитвах, но и в неустанных трудах, являя собой наглядный пример хорошо налаженного хозяйства. Не был исключением и Иверский монастырь. Иноки и трудники работали, не покладая рук, выполняя различные послушания, чередуя молитву с напряженным и, кстати сказать, неоплачиваемым трудом, поскольку согласно общежительному монастырскому уставу никакой личной собственности братия не имела.


Иверские монахи держали скот и птицу, возделывали сады и огороды, разводили пчел, ловили и заготавливали впрок рыбу. В голодные годы монастырь помогал продовольствием жителям окрестных деревень и кормил многочисленных паломников.


( картина Михаил Нестерова)

Иверские монахи отличались высокой грамотностью и особой любовью к книгам. Здесь переводили и печатали книги, переписывали ноты, имелась и своя переплетная мастерская.

Падение патриарха Никона, случившееся из-за дележа власти с царем Алексеем Михайловичем, стало для монастыря тяжелым ударом. Обитель была даже закрыта, но через два года царь сменил гнев на милость и разрешил монахом вернуться.


В 1848 году в России разразилась эпидемия холеры, уносившая тысячи жизней. Отчаявшиеся жители Валдая решили прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, они обнесли ее вокруг города. Болезнь стала ослабевать и вскоре прекратилась. В память об этом император Николай I утвердил определение Святейшего Синода об учреждении крестного хода с чудотворной иконой, который совершался 28 июля вокруг Валдая. Количество паломников в эти дни доходило до 10-15 тысяч.


С годами монастырь приобретает все большую известность не только на Валдае, но и далеко за его пределами. Нескончаемой вереницей двигались сюда паломники из самых разных мест. При монастыре был открыт странноприимный дом. Обитель лечила больных, кормила голодных, утешала страждущих, дарила надежду отчаявшимся.

Внутренняя жизнь обители определялась строгим уставом. Таким же строгим был отбор желающих принять здесь послушание. Духовную славу Иверскому монастырю снискали его насельники.

К началу двадцатого века монастырская братия составляла 70 монахов и трудников, обитель владела 5 гектарами монастырских угодий, а также 200 гектарами садов, огородов и пастбищ. Работали многочисленные мастерские: кузнечная, слесарная, столярная, сапожная мастерские. Имелся даже собственный пароходик, который доставлял на остров паломников.


В разное время в монастырских зданиях размещались историко-архивный и краеведческий музеи, производственные мастерские, госпиталь, дом инвалидов-участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-х годах на острове появился поселок, а на территории монастыря открылась база отдыха одного из новгородских заводов. В восьмидесятые годы был разработан проект превращения монастыря в туристический комплекс с барами в алтарях храмов.


В конце 80-х годов Иверский монастырь являл собой удручающую картину разрухи и запустения. Мало кто верил тогда, что жизнь сюда еще может вернуться. Но то, что произошло дальше, похоже на чудо.

В июне 1991 года обитель вернее то, что от него осталось, была возвращена Русской православной церкви.

21 августа 2001 года Иверскую обитель посетил Президент России В.В.Путин. Президент пообещал монастырской братии личную поддержку в деле возрождения обители. В следующем году началась полномасштабное восстановление всего монастырского комплекса. Остров превратился в одну огромную строительную площадку.


Современная жизнь Иверской обители подчинена строгому распорядку. Священство и часть братии, занятые на послушании при храме, неизменно и ежедневно присутствуют на всех богослужениях, остальная братия выполняет другие послушания.

В настоящее время братия состоит из 23 насельников, из них 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, один инок, кроме них здесь живут послушники и трудники. Разные дороги приводят сюда людей. Есть среди насельников успешный врач-реаниматолог, спасший сотни людей, но вдруг понявший, что нуждается в спасении сам, есть бывшие военные, есть и те, кого привел сюда недуг душевный или физический.

Праздник Иверской иконы Божьей Матери монастырь отмечает четыре раза в году. Первый — 25 февраля, второй — во вторник Святой седмицы, третий — 10 августа (с крестным ходом вокруг обители) и 26 октября (в честь перенесения иконы в Москву в 1648 г.)


Крещение – один из самых любимых монастырских праздников.

Накануне во льду выпиливают крестообразную прорубь – Иордань. Наутро в монастырь стекается множество народа. Одни едут просто посмотреть, другие набрать воды, а самые отважные спешат окунуться в ледяную воду иордани.

Жизнь в Иверском монастыре имеет существенные отличия от других обителей. Монастырь является историко-архитектурным и природным памятником и это привлекает сюда великое множество самых разных посетителей. В откровенных беседах насельники монастыря признаются, что этот нескончаемый людской поток создает немалые трудности для насельников. В таком коловращении бывает очень непросто сохранить свой духовный мир, не утратить внутреннюю связь с Богом. Но братия видит свое служение в том, чтобы не отгораживаться от мирской жизни, а помогать людям преодолевать невзгоды и испытания, обретать душевный покой. А для этого нужно знать реалии современного мира с его теневыми сторонами: корыстью, преступностью, пьянством, наркоманией и другими язвами.

После революции на Валдае надолго умолкли колокольные звоны, старинные колокола отправили на переплавку. С возвращением Иверского монастыря в лоно церкви вынужденное безмолвие закончилось. На восстановленной колокольне вновь зазвучали колокола.


Современный монастырь отчасти напоминает крупное предприятие. Инженерные, электрические и компьютерные сети, газовая котельная, гараж с автотранспортом, мастерские – все это большое и технически сложное хозяйство требует умелой и квалифицированной эксплуатации. По старинной традиции русские монастыри не только сами добывали свой хлеб насущный, но и помогали нуждающимся. И сегодня, как встарь, монахи и трудники работают на полях и огородах, ухаживают за скотиной и птицей. Им помогают добровольные помощники из числа паломников и местных жителей.

В нескольких километрах от обители на некогда заброшенных, пустующих землях близ деревни Новая Троица расположилось монастырское подворье. Подсобное хозяйство поставляет в монастырь молоко, масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. В пруду, выкопанном на месте осушенного болота, разводят карасей.


Монастырская трапеза – это не просто завтрак, обед и ужин. Это старинный ритуал, сопровождаемый общей молитвой и чтением Писания. Сама обстановка просторной и светлой трапезной, расписанной религиозными сюжетами превращает обычный обед в праздничное застолье.

Трапезная вмещает до трехсот человек, а в престольные праздники за ее столы садятся до тысячи паломников!

Возрожденный Иверский монастырь – это не только монашеская обитель, но и уникальный историко-архитектурный памятник мирового значения. На территории современного монастыря находятся три десятка архитектурных памятников, каждый из которых представляет собой большую историческую и культурную ценность.

…Возвращаясь из обители, надо непременно остановиться у этого придорожного родника. Зачерпнуть ладонями прохладную, чистую воду и омыть ею лицо. Вера — это тот же родник, омывающий наши души…

Читайте также: