Творчество и п аргунова кратко

Обновлено: 28.03.2024

И. П. Аргунов,Портрет неизвестной в русском костюме. 1784,Третьяковская галерея.

Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов.

Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года - графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве.

Аргунов И. П. – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью.

В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.

В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб.

Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с 1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.

К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии.
Лицо неизвестной - с ясным и спокойным взглядом и легкой полуулыбкой, поза естественна. В этой простоте есть особая, прирожденная красота русской женщины, заключающаяся не только во внешности, но и в светлой гармонии ее внутреннего мира, чистоте и целомудрии.
Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Свой незатейливый крестьянский наряд - расшитый кокошник, красный сарафан и красные бусы - носит она со скромностью и достоинством. Художник с искренней симпатией и уважением изобразил эту крестьянку. Строгая лепка черт лица, головы, фигуры, четкий рисунок, чистота цвета, столь свойственная живописи зарождающегося классицизма, служат художнику средством для передачи душевной цельности характера.

Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому неоднократно писал портреты Шереметевых

Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.

В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву.

Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев.
Умер художник в начале 1802 года.


Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день.

Краткая биография художника Аргунова Ивана Петровича.

Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. Известен как автор портретов известных дворянских особ и императрицы Екатерины II, также зарекомендовал себя отличным наставником для своих учеников. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.

Петр Шереметьев

Ранние годы

Варвара Шереметьева

Начало творческой деятельности

Аргунов — художник 18 века. Расцвет его творчества пришелся на 1740-е годы, как раз на то время, когда на престол взошла Елизавета Петровна. В годы ее правления российская культура получила огромное развитие: процветала архитектура, театральное искусство, декоративная скульптура, а вместе с ней и живопись, что очень привлекало иностранных художественных мастеров. Одним из зарубежных художников был Георг Христофор Гроот, который позже стал учителем Ивана Петровича.

Благодаря своему наставнику Аргунов овладел европейской манерой написания и научился умело ей пользоваться, применяя ее в передаче самобытного облика русского человека, что придает наибольшую уникальность его работам. Совместными работами стали иконы, написанные ими в 1747 году для церкви Большого Царскосельского дворца. Уже на этом этапе своей творческой деятельности художник Аргунов своеобразно и талантливо проявляет себя в портретном искусстве, которое потом станет его основным направлением.

Екатерина II

Расцвет творчества

В этот период художник много времени уделяет заказным работам, основным отличием которых служит способность художника улавливать суть личности, сопровождающуюся скромностью палитры. В 1762 году слава художника Аргунова достигает стен императоркого двора, и Аргунов получает почетный заказ на портрет ее императорского величества Екатерины II, изображенной в слегка театральной позе с надменным взглядом и с полным комплектом императорских атрибутов, который она оценила по достоинству.

С годами техника художника становится все более совершенной и тонкой. Это видно на одном из самых выдающихся его произведений — портрете калмычки Аннушки, воспитанницы, уже покойной на тот момент, супруги графа Шереметьева. На картине она изображена с портретом своей хозяйки.

Портрет калмычки Аннушки

Завершение карьеры

Портрет неизвестной в русском костюме

Педагогическая деятельность

Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. В 1753 году по распоряжению Елизаветы Петровны были отправлены к нему на обучение три ученика. Пройдя обучение под его наставничеством, ученики были зачислены подмастерьями в Академию художеств. Наряду с должностью управляющего домом, он занимался обучением трех своих сыновей, в будущем великолепного архитектора Павла Ивановича и двух талантливых художников Николая и Якова Аргуновых, один из которых стал продолжателем портретного искусства, но в основном графики.

Николай Шереметьев

Последние годы жизни

Иван Петрович Аргунов – известный русский художник, один из родоначальников отечественного портретного искусства. Они знаменит портретами императрицы Екатерины II и известных дворянских особ, зарекомендовал себя в качестве великолепного наставника.

Содержание статьи

Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Иван Никитин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Иван Образцов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Творчество Ивана Петровича Аргунова достигло верха совершенства к середине восемнадцатого века. В это время развивалось искусство скульптуры, живописи, создавались великолепнейшие архитектурные ансамбли.

Обучение мастерству

Великолепнейшую карьеру выдающийся мастер выстроил, будучи крепостным и не имея специального образования. Написанные им картины и в настоящее время ценятся очень высоко. На свет будущий знаменитый мастер появился в семье крепостных графа Черкасского в 1729 году.

После женитьбы на дочери хозяина Варваре Петра Шереметьева, Аргуновы перешли в его распоряжение. В Петербурге будущий художник воспитывался в семье дяди, в доме на Миллионной улице. Родственник был дворецким у прежних владельцев, потом перешел в распоряжение Шереметьевых.

Рос мальчик вместе с Федором, двоюродным братом. Развитию творческих способностей у обоих детей времени уделялось немало. Федор Аргунов впоследствии стал известнейшим архитектором. Творчество Ивана Петровича получило известность с приходом к власти Елизаветы Петровны в 1740 году.

Вместе с расцветом искусства театра началось развитие живописи. В Россию приезжали иностранные художники. В их числе был и Георг Христофор Гроот, ставший наставником Аргунова.

Благодаря его урокам Иван Петрович освоил европейскую манеру письма, научился в совершенстве пользоваться ею для передачи образа русских людей. Это сделало работы уникальными.

Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Творчество мастера

В 1747 совместно с наставником Аргуновым были созданы иконы для храма Большого Царскосельского дворца. Уже тогда Иван Петрович проявил себя как своеобразный и весьма талантливый живописец.

Последующие шедевры созданы в стилистике парадных портретов. Великовсетские особы изображены на них во всем блеске и великолепии. Примером таких шедевров является прекрасное изображение Петра Шереметьева, написанное в 1753. Самыми популярными героями картин мастера стала эта графская чета. Причиной являлось то, что большая часть времени выдающегося художника проводилась им в доме Шереметьевых.

Вскоре Аргунову поручили управление особняком. Иван Петрович продемонстрировал способности прекраснейшего педагога. В 1753 распоряжением самой императрицы Елизаветы к нему были направлены трое учеников. После прохождения учебы под наставничеством мастера всех их зачислили в Академию художеств.

Ярчайшим примером таких полотен стал парный портрет Козьмы Хрипунова с супругой, также, как и Аргунов, служившего Шереметьевым. Немало времени живописца занимали работы заказные. Все они отличались непревзойденным улавливанием сути личности.

Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

К 1762 известность о таланте Аргунова дошла до императорского двора. Мастер получил почетное поручение написать портрет императрицы Екатерины Второй.

Изобразить монаршую особу надлежало в чуть театрально позе, с надменностью во взоре и со всей императорской атрибутикой. Заказчица оценила изображение по достоинству.

Шедевры живописца

С течением времени изобразительная техника Аргунова достигла пика совершенства. Особенно тонкость манеры заметна на одном из наиболее выдающихся его творений, портрете воспитанницы усопшей к тому моменту супруги графа, калмычки Аннушки.

Картина изображает девочку с портретом ее благодетельницы. К 1770-ым годам художник стал состоявшимся живописцем.

Наиболее заметными произведениями того времени называют изображения контр-адмирала Грейга, графов Шереметьевых.

Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Кажется, что в одном образе собраны все наилучшие черты людей, которые писались художником в прежние времена. Еще большим открытием стало использование теплых тонов. От произведения словно веет чистотой, юностью, передаваемой взором героини.

Изображение отличается от предыдущих отсутствием четкой копии образа, присутствием неземной легкости. Именно от обязанности копирования мастер и устал за свою продолжительную карьеру.

Кроме выполнения работы управлением Иван Петрович обучил трех сыновей. Павел стал впоследствии выдающимся архитектором, а Николай и Яков обрели известность как талантливые художники. Один из братьев продолжил совершенствование искусства портрета в графическом жанре.

Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Тогда же художник стал членом крепостной коллегии Шереметьева. Скончался Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в Москве.

Художник Аргунов Иван Петрович.


АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва.

Художник Аргунов Иван Петрович.

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Портрет А. А. Лазаревой

Художник Аргунов Иван Петрович.

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Портрет М. Л. Лазарева

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы .

Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

Художник Аргунов Иван Петрович.

Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

Портрет А. П. Зиновьева

В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет Хрипуновой

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет императрицы Екатерины Второй

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет императрицы Екатерины Второй

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

Художник Аргунов Иван Петрович.


Портрет князя И.П.Голицына

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва) — русский живописец, портретист.



Автопортрет. 1750



И. П. Аргунов. Портрет П. Б. Шереметьева. 1760
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва

Известность И. П. Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. Художник не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.



И. П. Аргунов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.

В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчеркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золоченые детали мебели, регалии).



И. П. Аргунов. Портрет Екатерины II. 1762



И. П. Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.



И. П. Аргунов. Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской 1754



И. П. Аргунов. Портрет А. А. Лазаревой 1769



И. П. Аргунов. Портрет М. Л. Лазарева 1799



К наиболее часто репродуцируемым работам И. П. Аргунова относится
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784



И. П. Аргунов. Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве. 1750-е



И. П. Аргунов. Портрет В. А. Шереметьевой 1760



И. П. Аргунов. Портрет неизвестной.

Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны.



И. П. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки 1767
Музей-усадьба Кусково, Москва

Одними из лучших произведений И. П. Аргунова по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю.



И. П. Аргунов. Портрет K. A. Хрипуновa. 1757



И. П. Аргунов. Портрет Х. М. Хрипуновой 1757



И. П. Аргунов. Портрет Т. А. Ветошниковой 1786

С 1778 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино.



Театр в усадьбе Останкино

Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Много сил и творческой энергии затратил он на учёбу, копируя картины модных художников и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.



Н. И. Аргунов. Портрет императора Павла I.



Н. И. Аргунов. Портрет графини B. П. Шереметевой. 1768



Н. И. Аргунов. Портрет Ивана Якимова в костюме Амура. 1790

Читайте также: