Иван бурмистров подводник кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иван Бурмистров стал первым подводником, получившим звание Героя Советского Союза - в 1938 году , за участие в гражданской войне в Испании .

В командировку в Испанию были отправлены 6 лучших командиров-подводников, среди которых был Иван Бурмистров .

Официально Бурмистров на испанской подлодке "С-1" был "советником", но на самом деле взял командование на себя. Экипаж окрестил его "команданте Луисом Мартинесом".

Он занимался всеми вопросами: от обеспечения ремонта боевой машины до обучения команды. Официально задача стояла - обеспечить безопасность транспортных коммуникаций.

Самый яркий эпизод "испанского похода" Бурмистрова - бросок через Гибралтарский пролив , который патрулировали большие силы армии франкистов.

Самая узкая часть пролива просвечивалась прожекторами насквозь, но Иван Бурмистров на подводной лодке "С-1" сумел пройти пролив незамеченным, причем в шторм, в надводном положении.

В водах Атлантики вооружение кораблей уже не доставало лодку. Бурмистров радировал: "Гибралтар пройден!" Это было новое слово в военной науке.

За этот подвиг его и наградили.

К сожалению, Ивана Бурмистрова не стало очень рано. Он не дожил даже до 60 лет – сказались старые ранения.

2. Александр Иванович Маринеско

Первый вражеский корабль, врдомзмещением 7 000 тонн , Александр Маринеско потопил ещё в начале войны на лодке "Малютке" .

После этого его перевели служить на подводную лодку "С-13" . Она принесла своему командиру славу. Именно на "С-13" экипаж под командованием Маринеско потопил немецкий транспорт "Вильгельм Густлов" .

"Вильгельм Густлов" до войны был огромным круизным лайнером, а в военные годы немецкое командование использовало его как транспортный корабль.

"С-13" потопила транспорт выстрелами 3-х торпед. Различные источники называют различное число погибших, от 3 000 до 10 000 человек.

Несколько лет спустя советские газеты назовут этот подвиг "атакой века", а самого Александра Маринеско "подводником номер один".

За успешную атаку "Вильгельма Густлова" Александр был награжден орденом Красной Звезды. А звание Героя СССР ему присвоил только в 1990 году президент Михаил Горбачов.

Маринеско умер в Ленинграде после долгой и тяжёлой болезни 25 ноября 1963 года в возрасте 50 лет .

3. Всеволод Борисович Бессонов

Всеволод Бессонов получил звание Героя за то, что принял решение спасать в первую очередь экипаж.

Катастрофа произошла во время учений "Океан-70" , в которых участвовали силы всех флотов. Во время всплытия с глубины 160 метров в рубке гидроакустиков "К-8" , где у подводной лодки проходят силовые кабеля, возник пожар. Он стал быстро распространяться на все кормовые отсеки.

Всеволод Бессонов сразу же принял решение всплывать на поверхность. Оставшись без связи и без энергии, экипаж "К-8" продолжал бороться.

Офицеры В. Хаславский , А. Чудинов , Г. Чугунов и Г. Шостаковский совершили настоящий подвиг: понимая, что они обрекают себя на гибель, моряки задраили люк и предотвратили тепловой взрыв. Кроме того, им удалось остановить атомный реактор.

Оставалось 22 человека во главе с Бессоным, который надеялся удержать лодку на плаву, но 12 апреля 1970 года она исчезла с радаров. Находившиеся недалеко от нее суда почувствовали 2 гидравлических удара.

Людей пытались спасти с вельботов, но сильные волны не позволили это сделать.

Правительственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что действия Всеволода Бессонова были единственно верными. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

4. Игорь Анатольевич Британов

Игорь А. Б. — советский подводник, капитан 1-го ранга ВМФ СССР, командир подводной лодки К-219 в её последнем походе.

Игорь А. Б. — советский подводник, капитан 1-го ранга ВМФ СССР, командир подводной лодки К-219 в её последнем походе.

В октябре 1986 года , из своего 13-го похода не вернулась подлодка "К-219" .

То, что произошло в Саргассовом море с "К-219" , вполне могло обернуться экологической и политической катастрофой. В ракетной шахте №6 произошел взрыв, на грунт легла субмарина с двумя реакторами и пятнадцатью ядерными ракетами на борту! И это произошло спустя полгода после трагедии в Чернобыле .

Бывший подводник-тихоокеанец запечатлел на холсте всплывшую аварийную лодку К-219. Картина висит в кабинете Игоря Британова Фото: Художник Риф Садыков

Бывший подводник-тихоокеанец запечатлел на холсте всплывшую аварийную лодку К-219. Картина висит в кабинете Игоря Британова Фото: Художник Риф Садыков

После почти суточной безуспешной борьбы за жизнь, командир лодки капитан 2 ранга Игорь Британов приказал заглушить второй реактор и эвакуировать экипаж на подошедшие советские корабли.

Сам же остался на мостике – с пистолетом Макарова и ракетницей в карманах "канадки". Ведь рядом с гибнущей советской субмариной постоянно кружилась иностранная американская подлодка-охотник "Аугуста" класса "Лос-Анджелес" . И один буксир ВМС США настойчиво предлагал свои услуги по буксировке "К-219" в ближайшую американскую базу – Норфолк .

Британов понимал – оставь и он агонизирующий корабль, американцы тут же возьмут его на буксир – оставленный экипажем, он будет считаться "бесхозным", а пока на корабле остается хоть один человек, они этого сделать не посмеют.

Игорь Британов всплыл в непосредственной близости от вражеского побережья, прекратил борьбу за живучесть, эвакуировал экипаж и тем самым "загубил" многомиллионный корабль!

По прибытию в Москву, Британов был героем в глазах всего мира. Тем не менее, после 9-месячного судебного разбирательства, следствие признаёт виновными погибшего Петрачкова , командира И. Красильникова и, конечно же, командира подлодки И. Британова . Им грозило по 8 лет!

Но к счастью, Британова и Красильникова освободили от уголовного наказания (так и не сняв вину за гибель корабля). Их исключили из партии и уволили из флота.

Бурмистров Иван Алексеевич - командир подводной лодки "С-1" Военно-морского флота республиканской Испании, капитан-лейтенант; первый из военных моряков, удостоенный звания "Герой Советского Союза".

Родился 14 (27) июня 1903 года в городе Ставрополе в семье рабочего. Русский. Окончил церковно-приходскую школу. В 1917-1920 годах работал курьером, с 19201 года - рабочим в засолочном цехе кожевенного завода в Ставрополе.

После освобождения города от белогвардейских войск вступил в комсомол, вскоре стал секретарем заводской комсомольской ячейки. Состоял в составе Частей особого назначения (ЧОН). Участник боевых действия по ликвидации бандитизма в на Ставрополье в 1921-1923 годах. Окончил Донскую областную партийную школу в городе Ростове-на-Дону в 1923 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1923 года.

В Военно-Морском Флоте СССР с октября 1923 года, направлен по комсомольскому призыву. Сначала служил курсантом в Балтийском флотском экипаже, в ноябре 1924 года переведён в Морские силы Черного и Азовского морей (МСЧАМ, с 1935 - Черноморский флот). Окончил машинную школу учебного отряда МСЧАМ в 1925 году. Оставлен в этой школе инструктором, затем главным старшиной. С марта 1928 года - командир взвода, с декабря 1928 - помощник командира роты Учебного отряда МСЧАМ. В октябре 1929 года направлен на учёбу.

Окончил Параллельные классы при Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе в 1932 году. С октября 1932 года - помощник командира подводной лодки на МСЧАМ. С апреля 1934 года - помощник командира подводной лодки "Л-4" ("Гарибальдиец") на Чёрном море.

28 августа 1934 года во время учений во 2-м отсеке подлодки, находящейся в подводном положении, взорвались аккумуляторные батареи. Помощник командира ПЛ "Л-4" Бурмистров И.А., проявляя мужество и выдержку, руководил спасением экипажа, но четверо моряков аварийного отсека погибли непосредственно при взрыве, а один - умер на следующий день в госпитале… Сам Бурмистров получил тяжелое отравление. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, и обнаружившая недостатки в конструкции ПЛ, высоко оценила действия командира и помощника "Л-4", так как при аналогичных авариях лодки практически всегда гибли вместе с экипажем. После выздоровления в декабре 1934 года направлен на учёбу.

В 1935 году окончил курсы при Учебном отряде подводного плавания. С июня 1935 года - помощник командира подводной лодки типа "Щ" нЧерноморского флота, с июля того же года - командир подводной лодки "А-2" ("Шахтёр") Черноморского флота.

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. Дважды находился в боевых командировках в Испании в 1937 и в 1938 годах. Подводная лодка испанских республиканцев "С-1", которой командовал И.А. Бурмистров принимала активное участие в боевых действиях военно-морского флота республиканской Испании.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство капитану 3-го ранга Бурмистрову Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" №108. Стал первым из советских военных моряков, удостоенным высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза.

После возвращения из Испании, с 1937 года, командовал дивизионом, а с декабря 1938 года - бригадой (с февраля 1939 - 2-й бригадой) подводных лодок Черноморского флота. С февраля 1941 года - командир отдельного дивизиона в отряде строящихся и капитально ремонтируемых кораблей Черноморского флота.

В этой должности вступил в Великую Отечественную войну. В составе отряда в городе Николаеве находилось 11 подводных лодок. Благодаря усилиям И.А. Бурмистрова, одну из них в многократно сокращенные сроки удалось ввести в строй а августе 1941 года, ещё 4 - под бомбами эвакуировать в Севастополь, а затем в порты Кавказского побережья. Ещё 6 недавно заложенных подводных лодок пришлось взорвать на стапелях.

В октябре 1941 года назначен старшим морским начальником Феодосии. Город был только что захвачен врагом, а Бурмистрову была поручена морская навигационная подготовка Керченско-Феодосийской десантной операции. Совершил несколько разведвыходов на подводных лодках в район будущей операции, лично принимал участие в её проведении. С октября 1942 года - старший морской начальник города Геленджик. В январе 1943 года направлен на учёбу.

В 1945 году окончил Военно-морскую академию имени К.Е.Ворошилова. С 1945 года - командир отдельного дивизиона строящихся подводных лодок Балтийского флота (Ленинград). С 1946 года - старший преподаватель кафедры тактики флота в Высшем военно-морском училище имени М.В.Фрунзе, затем в Тихоокеанском высшем военно-морском училище. С 1950 года капитан 1-го ранга И.А.Бурмистров – в отставке.

С 1950 года - директор Ставропольского кожевенного завода. Избирался депутатом Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся.

Жил в городе Ставрополь. Скончался 28 августа 1962 года после длительной тяжелой болезни (последствия отравления ядовитыми газами в 1934 году) в окружном военном госпитале в Ростове-на-Дону. Похоронен в Ставрополе на Даниловском кладбище.

Капитан 1 ранга (2.04.1940). Награждён 2 орденами Ленина (14.11.1938; 20.06.1949), 2 орденами Красного Знамени (03.01.1937; 03.11.1944), медалями.

Почётный гражданин Ставрополя (1984, посмертно). Именем И.А.Бурмистрова названы улица, средняя школа, библиотека-музей в его родном Ставрополе. На Аллее Почётных граждан Ставрополя в его честь установлена памятная стела, а в центре города - бюст Героя. Именем Героя назван рыболовный траулер.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

КОМАНДАНТЕ ЛУИС МАРТИНЕС

В это время капитан-лейтенант Бурмистров командовал подлодкой "А-2". Он дважды выводил её в море, и оба раза перекрывал продолжительность автономного плавания вдвое. Почти два месяца подводники непрерывно несли боевое дежурство - срок по тем временам небывалый. Сам нарком обороны Ворошилов вручил Ивану Алексеевичу золотые часы. Поэтому когда встал вопрос о командировке в Испанию, сомнений в выборе кандидатуры у командования ВМФ не возникло. Так капитан-лейтенант Бурмистров стал командиром "С-1" Луисом Мартинесом.

Как все русские, воевал команданте Луис Мартинес отчаянно. Тысячи людей и тысячи тонн груза были переправлены под его охраной. Не раз радио и газеты франкистов передавали, что "С-1" потоплена. Но она всегда возвращалась. Вот лишь один эпизод из боевой биографии легендарной подлодки.

Под контролем республиканцев оставалась узкая полоска земли с городом Хихон на северном побережье. Здесь шли тяжелые бои. Не хватало боеприпасов, заканчивалось продовольствие. Всё это было на транспортах, но они не могли прорваться в северные порты из-за кораблей мятежников. На подходе к Хихону караулил суда крейсер "Сервера". Бурмистров его засёк, всплыл и стал прижимать к берегу. Поймав цель в перекрестие перископа, "С-1" дала залп и ушла на глубину. Подводники замерли в ожидании. Но проходили минуты, а взрыва всё не было. Такое происходило нередко. Устаревшие торпеды, закупленные у итальянцев еще в 1928 году, уклонялись от заданного курса или вообще не взрывались, даже попав в цель.

И тогда Бурмистров, на которого с ожиданием смотрел весь экипаж, принял отчаянно смелое решение. Подняв оба перископа, "С-1" по его команде полным ходом пошла на крейсер. Такое трудно было вынести даже психологически, и крейсер, поспешно развернувшись, на всех парах кинулся прочь от безоружной лодки.

В тот день в порту Хихон отшвартовался долгожданной транспорт из Советского Союза…

Правительство Испанской Республики ходатайствовало о награждении Луиса Мартинеса. И 14 ноября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ивану Алексеевичу Бурмистрову звания Героя Советского Союза. Он первым среди военных моряков удостоился такой чести.

СТРАНИЦЫ СУДЬБЫ, СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ

Июль 1941-го. Война застала командира дивизиона капитана 1-го ранга Ивана Алексеевича Бурмистрова в Николаеве - здесь ускоренными темпами шло строительство и проводились испытания новых серий подлодок. После первых бомбежек Бурмистров сумел вывести в Севастополь не только лодки, но и дорогостоящее оборудование двух николаевских судоремонтных заводов и семьи рабочих.

Первые месяцы были для Ивана Алексеевича трудными. Комдив тяжело переживал неудачи наших войск на фронте и отчаянно завидовал своим подчиненным - командирам подлодок, которые выходили на боевые задания. Но Бурмистрову выпала совсем другая работа - он руководил срочной эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты, Севастополя.

Декабрь 1941 года. Штаб Черноморского флота начал подготовку уникальной операции - планировалась высадка десанта в район Керчи и Феодосийский порт, занятый противником. Военная история не знала подобного.

Старшим в разведывательное плавание был назначен Бурмистров. Перед ним стояла задача разведать побережье залива, вход в порт и его акваторию и при этом остаться незамеченным противником.

Ночью "Щ-201" достигла назначенного района и с рассветом пошла вдоль побережья Феодосии. В то время фотографировать через приборы наблюдения еще не умели - перископ поднимался на 10-15 секунд, и затем гидрограф по памяти зарисовывал все увиденное на берегу. Из порта периодически выходили немецкие катера, и тогда лодка ложилась на грунт. Работа требующая ювелирного мастерства и адского напряжения.

Полученные разведданные во многом способствовали успеху Керченско-Феодосийской операции. Немецко-румынские войска генерала Манштейна были отброшены с полуострова. Защитники Севастополя получили необходимую поддержку. А Иван Алексеевич попал в госпиталь - он участвовал в десанте, и во время высадки пуля угодила ему в правую ногу…

Осень 1943 года. Самый разгар войны. Однако нужно было думать о будущем, и потому командование направило Бурмистрова учиться в Ленинградскую военно-морскую академию. Правда, чтобы попасть туда, Ивану Алексеевичу с семьей пришлось ехать в Среднюю Азию. Поскольку академия была передислоцирована в Самарканд. Ближе к зиме у Бурмистрова усилились боли в раненной ноге - после срочно проведенной операции он еще полгода ходил на костылях и в кругу друзей подшучивал над собой: "Ну вот. Теперь я похож на старого морского волка - прихрамываю, говорю с хрипотой и курю трубку. "

Лето 1944 года. В Самарканд пришла радостная весть: академия возвращается в Ленинград. Окончив её, Иван Алексеевич был назначен командиром отдельного дивизиона строящихся подводных лодок, расквартированного тут же, в городе в канале Грибоедова, 133.

Олегова О. "Жизнь и судьба Ивана Бурмистрова"//журнал "Виктория - Большой Сбор", 2004, № 1 (5), с. 40-42.


Родился 27.06.1903 г. в г. Ставрополе Ставропольской губернии (ныне Ставропольского края) в семье рабочего. Русский.

С 1917 года работал на кожевенном заводе. Участвовал в Гражданской войне – в частях особого назначения. Член ВКП(б) с 1923 г. Окончил Донскую областную партшколу в г. Ростове-на-Дону.

В ВМФ с октября 1923 г. Окончил машинную школу учебного отряда Черноморского флота. Учился в Параллельных классах при Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе.

Подводная лодка, которой командовал капитан 3-го ранга Бурмистров, принимала активное участие в боевых действиях военно-морского флота республиканцев. Экипажи субмарин нанесли значительный урон противнику.

В 1942-1944 годах учился в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в Тихоокеанском высшем военно-морском училище. В 1944-1946 годах командовал дивизионом подводных лодок на Балтике.

С 1950 года капитан 1-го ранга Бурмистров И.А. находился в отставке. Жил в г. Ставрополе, работал директором кожевенного завода.

Почётный гражданин города Ставрополя. На Аллее Почётных граждан Ставрополя установлена памятная стела в честь И. А. Бурмистрова. У здания школы №11 г. Ставрополя (по ул. Репина) герою установлен памятник, на стене дома, где он жил, – мемориальная доска. Его именем названа улица в г. Ставрополе, супертраулер, построенный в Германии (1988 год).


Подлодки
Корабли
Карта присутствия ВМФ
Рейтинг ВМФ России и США
Военная ипотека условия

КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

Читайте также: