Итальянский гуманизм 14 15 веков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгтсо своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Моньеподверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистовЖ. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV-XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так – трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизацииренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV-XVI вв., по Ф. Шабо - XV-XVI вв., по Д. Хей – 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру – 1280-1600.

С.Д. Сказкинсчитает, что Возрождение – продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение– эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV-XVI вв., для всех остальных стран – конец XV-XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические предпосылкиформирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгт со своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Монье подверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистов Ж. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV- XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так – трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизации ренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV- XVI вв., по Ф. Шабо - XV- XVI вв., по Д. Хей – 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру – 1280-1600.

С.Д. Сказкин считает, что Возрождение – продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV- XVI вв., для всех остальных стран – конец XV- XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

Большое влияние на гуманистов Италии оказал Плифон Георгий Гемист (создает новую религию, опирающуюся на философию, начал полемику между платониками и перипатетиками), Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул.

Были гуманисты, для которых педагогика была главным занятием. Гаспарино да Барцицца, профессор Падуи, на дому организовал нечто общеобразовательного пансиона для детей, которых обучал риторике и правилам хорошего поведения.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла в разрез с официальным учением церкви, антропоцентризм, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающие радость земного бытия и зовущие к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию знаменовали отход от принципов средневекового мировоззрения. Гуманизм второй половины XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Гуманизм - воскрешение на римской почве греческой образованности; освоение всего богатства античной культуры в её греческой и латинской традициях. Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты были творцами новой системы знания, в центре которого стояла проблема человека, его земного предназначения. Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV-XVI вв., для всех остальных стран – конец XV-XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм).

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых: нобилитет и плебс.

4. Чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- Плифон Георгий Гемист (создает новую религию, опирающуюся на философию, начал полемику между платониками и перипатетиками)

- развитие публичных библиотек Лауренциана во Флоренции, Козимо Медичи (1389-1464) – было 2 библиотеки – частная и публичная. Библиотека урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (1422-1482)

Таким образом, гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры: антропоцентризм, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающие радость земного бытия и зовущие к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию знаменовали отход от принципов средневекового мировоззрения. Гуманизм второй половины XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

18. Итальянский гуманизм 14-15 вв.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в ., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма . Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. Галилео Галилей (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени . Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Имена философов – естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового , противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев. Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире, имел место культ красоты и духовности человека. Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни. Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политические учения). Значение эпохи Возрождения для философии состоит, прежде всего, в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил . м ысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция. Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к . В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил .:

1) Ф - это антропоцентризм.

2) Ф тесно связана с развитием естествознания

3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление

4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.

Читайте также: