История знаний о здоровье кратко

Обновлено: 06.07.2024

В соответствии с различными подходами к оценке здоровья и проведенными исследованиями в этой области в России можно считать здоровыми лишь от 5% до 20% населения. По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла. Эти данные заставляют задуматься о том, как люди относились и относятся к своему здоровью.

Человек начал заботиться о своем здоровье с тех пор, как осознал себя социальным существом. В ранние времена физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.

Систематизация знаний о здоровье начала происходить во времена рабовладельческого строя, тогда в разных странах ученые-современники направляли свои силы на создание оздоровительных систем, которые основывались не на лечении болезней, а на формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – существует с глубокой древности.

В древности люди старались проследить причинно-следственные связи между здоровьем и образом жизни человека, факторами внешней среды, влияющие на него. Но с увеличением объема знаний о человеке, его биологической составляющей, развитие медицины люди стали больше полагаться на специалистов в этой области, врачей и медикаменты. Как следствие, они перестали уделять много внимания поддержанию своего тела в нужной форме. Благодаря развитию промышленности, научно-техническому прогрессу человеку приходиться все больше времени уделять поддержанию и сохранению своего здоровья, множество факторов препятствуют человеку вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что в последнее время медицина сделала огромный рывок в своем развитии, она все еще не может полностью контролировать проблему поддержания здоровья человека.

· ключевые позиции становления научного мировоззрения о здоровье, здоровом образе жизни как основном факторе сохранения здоровья людей.

· оценивать значение научных трудов наиболее выдающихся ученых в расширении знаний о здоровье человека и становлении профилактического направления медицины.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на особенности подходов к оценке состояния здоровья в различные социально-экономические формации.

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ: Занятие – 3 академич. часа

1. Проверка посещаемости - 2 мин.

2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

3. Перерыв – 10 мин

4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.

6. Перерыв – 10 мин.

7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие здоровья и методы его сохранения, характерные в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества.

2. Представления Гиппократа о здоровье. Учение о темпераментах.

3. Здоровье в трудах древнеримских (Сенеки, Цельса, Темисона Тральского, Сорана Эфесского и др.) и древнегреческих ученых (Демокрита и др).

4. Подходы к профилактике болезней в древнеиранской, древнеиндийской и древнекитайской медицине.

5. Представления Галена о здоровье и болезни.

6. Классификация состояний организма, предложенная Авиценной.

7. Представления Парацельса о здоровье и болезни.

8. Приоритет профилактического направления медицины в трудах ученых XIX –XX веков.

Долгую историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема охраны здоровья и борьбы с болезнями.

Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии человека, о факторах, вызывающих нарушения нормального функционирования организма. Следует отметить, что научным исследованиям в области проблем здоровья было уделено в тысячи раз меньше внимания, чем проблемам болезни.

В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, своё физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов.

Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом его жизни, факторами риска, целебными и оздоровительными свойствами различных средств. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни – своей, его семьи, общины, к которой он принадлежал.

В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское “Конг-фу”. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении - использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Отношение к здоровью принципиально стало меняться в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, излишествам и комфорту, всё меньше уделяли внимания своему здоровью и всё больше уповали на врачей. Так, медицина теряла своё оздоровительное и профилактическое значение и всё больше специализировались на лечении болезней.

В тоже время, представители методической школы древнего Рима Темисон Тралльский, Соран Эфесский и др. считали, что жизнедеятельность человека обеспечивается не только соотношением жидкостей - соков (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение). Соединения жидких и твердых частиц создают состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обуславливает здоровье. Этим самым врачи методической школы ввели в медицину идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь.

Из тех времен исходят убеждения врачей, что здоровье - это не только отсутствие болезней, т.к. нет людей хотя бы не предрасположенных к болезни.

В то время основой всякого знания являлось учение древнееческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию.

Достижения древних египтян, греков и римлян в области медицины явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе, но сами они черпали эти знания на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии. Так, например, система Йога, являющаяся бесценным сокровищем философии индийского народа, акцентирует свое внимание на здоровье и профилактике болезней на протяжении почти пяти тысяч лет, что позволило ей раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития человека. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма, как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания они считали способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Древневосточные целители безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого или один погибал, а другой - выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.

Похожая трактовка здоровья отмечается и в документах древнеиндийской медицины: болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, изменению климата, возрасту. В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, которые могут рассматриваться как меры по охране народного здоровья. Так, по законам не разрешалось продавать беременную рабыню, резко осуждалось злоупотребление наркотиками и пьянство.

Теоретические изыскания, направленные на познание сущности здоровья и болезни, проводились еще врачами древнего Китая. Древнекитайские врачи также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней они связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь - гипофункция отдельных органов или организма в целом. Когда эти начала уравновешены, то человек здоров. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности.

I — тело здоровое до предела;

II — здоровое, но не до предела;

III — не больное и не здоровое;

IV — легко воспринимающее нездоровье;

V — плохо воспринимающее нездоровье;

VI — больное до предела.

В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла всё меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выдающиеся умы, как Френсис Бекон, М.В.Ломоносов, М.Я. Мудров в своих работах неоднократно подчёркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней. В период XVIII-XIX веков ведущей концепцией было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни, к сохранению которого должна стремиться медицина.

В новейшее время в истории нашей страны, по-видимому, заслуживает упоминания ориентация на профилактику инфекционных заболеваний, связанная с деятельностью наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Организованные под его руководствам противоэпидемические мероприятия способствовали резкому возрастанию средней продолжительности жизни граждан страны за счёт устранения массовых инфекционных заболеваний, дававших высокую смертность, а именно чумы, холеры, оспы и др.

В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась. Рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно из первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.

Проблемы поиска новых подходов к оценке уровня здоровья, изучения факторов, влияющих на его формирование, и разработка здоровьесберегающих техологий стали особенно актуальными.

Следует отметить научные изыскания советского патолога И.В.Давыдовского, который в 50—60-е годы прошлого столетия разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил.

Важный вклад в понимание сущности здоровья и болезни был сделан известным канадским патофизиологом Гансом Селье (1976). Его учение о стрессе создало важные предпосылки для выделения в реакциях организма на разнообразные воздействия неспецифического компонента, обусловленного мобилизацией функциональных резервов. Согласно Г. Селье, истощение функциональных резервов ведет к поломке адаптационных (т.е. приспособительных) механизмов с последующим развитием болезни.

Таким образом, всю историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема изучения здоровья, методов и способов его оценки.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.По мнению Гиппократа, здоровье человека зависит от:

А) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма

Б) смешанных в правильных пропорциях твердых частиц

В) смешанных в правильных пропорциях химических элементов в организме

Г) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма и твердых частиц

2.Какой темперамент соответствует каждому из четырех соков, согласно Гиппократа:


Основываясь на результатах проведенного нами анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод о продолжающейся в научном мире дискуссии относительно определения этого понятия. В современных исследованиях представлено более 300 дефиниций данного термина, которые отображают авторскую концепцию [2].

В эпоху Средневековья претерпевает трансформацию античная концепция здоровья. Человек воспринимается в первую очередь как образ и подобие Бога. Доминанты здоровья — вера в Бога и соблюдение в духовной и мирской жизни Божьих заповедей. В это время появляются работы представителя восточного аристотелизма Абу Али Ибн Сина (Авиценна), который развил теорию о существовании двух независимых истин — веры и знания. Он считал, что развитие знаний о здоровье человека в условиях того, что они не вступают в противоречие с религией, не только возможно, но и необходимо.Вместе с тем, в Средние века доминирующей является теологическая концепция, которая гласит: здоровый человек –истинно верующий, дисциплинирующий собственное тело.

С нашей точки зрения, в настоящее время все больший интерес проявляется к восточной медицине. Именно эта цивилизация сумела сохранить специфический взгляд на здоровье со времен древнего мира. И сегодня на востоке прерогатива предоставляется здоровью, которое воспринимается в своей целостности, и практикам его сохранения, а не выявлению болезней и способам их лечения.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, здоровье человека, эпоха Возрождения, время.

Первый шаг по этому пути сделал выдающийся советский фармаколог-токсиколог Николай Васильевич Лазарев (1895–1974). В 50-е годы ХХ столетия, когда он руководил кафедрой фармакологии Военно-морской медицинской академии, под его руководством родилось научное направление, которое выходило за пределы общепринятых представлений о здоровье.

Идея о существовании СНПС возникла у Н.В Лазарева при экспериментальном изучении производных имидазола. Н.В. Лазарев предложил расширить рамки фармакологического изучения дибазола — исследовать его не только как нейротропное средство, но и выяснить его влияние на устойчивость организма по отношению к широкому спектру повреждающих факторов.

Оказалось, что введение дибазола способствовало повышению устойчивости животных к кислородному голоданию, резким колебаниям температуры, токсическому действию многих ядов. Кроме того, у животных, получавших дибазол, наблюдалось повышение физической работоспособности. Одновременно учениками Н.В. Лазарева были начаты исследования известного растительного стимулятора — женьшеня. Было показано, что под влиянием препаратов женьшеня повышается устойчивость животных к широкому спектру повреждающих воздействий. А развернувшиеся в конце 1950–1960-х годах исследования ученика Н.В. Лазарева И.И. Брехмана (1921–1994) позволили открыть заменитель женьшеня — более распространенный и доступный элеутерококк, который по многим важным фармакологическим свойствам не уступает женьшеню.

При анализе СНПС обращает на себя внимание повышение умственной и физической работоспособности организма человека и животных. Большое количество исследований — как экспериментальных, так и клинических — было посвящено изучению механизма увеличения работоспособности под влиянием адаптогенов, и эти свойства адаптогенов нашли, пожалуй, наибольшее практическое применение.

Подводя итоги исследований школы Н.В. Лазарева по данной проблеме, можно заключить, что СНПС определяется двумя основными характеристиками функций организма — расширением функционального резерва и экономизацией функций. При этом большую роль играет повышение мощности внутриклеточной генерации энергии за счёт совершенствования аппарата митохондрий.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование данного направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). Но у этого факта была своя предыстория. Ещё во время службы в ВМФ СССР (1953ؘ–1979) автор этой книги принимал участие в исследованиях, которые впоследствии и легли в основу методики оценки уровня здоровья (жизнеспособности). При исследовании воздействия экстремальных факторов на молодых здоровых людей (сроки наступления гипоксической комы у водолазов при дыхании гипоксической смесью, физическая работоспособность до и после массивной кровопотери, динамика профессиональной работоспособности операторов в условиях многомесячного воздействия комплекса неблагоприятных факторов среды и других) было установлено, что существует общий признак устойчивости организма человека к неблагоприятным воздействиям — энергопотенциал биосистемы (что отвечает второму закону термодинамики). И чем больше образование энергии на единицу массы организма, тем эффективнее осуществляется биологическая функция выживания. На организменном уровне энергопотенциал биосистемы может быть охарактеризован максимальным потреблением кислорода (мл\кг массы\мин.), который отражает состояние функции митохондрий и сопровождается системными реакциями организма — расширением функционального резерва и экономизацией функций, т.е. теми же признаками СНПС, которые описаны школой Н.В. Лазарева. Именно на этом основаны методические подходы экспресс-оценки уровня здоровья (иными словами — жизнеспособности).

Наличие на кафедре аспирантов и внешних соискателей позволило провести масштабные исследования практической и информационной значимости оценки уровня здоровья, полученной по экспресс-системе. Установлено, что она имеет высокий коэффициент корреляции с максимальным потреблением кислорода (0,806). Малая трудоёмкость и дешевизна использования указанной системы экспресс-оценки, доступность её для квалификации среднего медперсонала позволили провести многотысячные исследования практически здоровых и больных людей возрастом от 6 до 80 лет, которые дали возможность выявить и описать новые феномены индивидуального здоровья (1, 2, 3):

Исследования также показали высокие корреляционные зависимости (r=0,7–0,8) между уровнем здоровья (читай — функцией митохондрий) и выраженностью, а также сочетанностью факторов риска ишемической болезни сердца [2, 3]. Таким образом, можно утверждать, что существует единый ведущий фактор риска развития ИБС (и, вероятно, и других ХНИЗ) — недостаточность функций митохондрий, выходящая за пределы, определяемые законами эволюции [1]. Все остальные эндогенные факторы риска — лишь следствие этого.

Полученные данные позволили обосновать новое направление в здравоохранении — первичную индивидуальную профилактику ХНИЗ (в дополнение к популяционной и групповой стратегии первичной профилактики этой группы заболеваний). Это и есть путь противодействия депопуляции и ускоренного старения на постсоветском пространстве.

Становится очевидным, что никакие усовершенствования лечебно-диагностического процесса в здравоохранении не способны радикально повлиять на показатели заболеваемости и смертности, ибо низкий уровень здоровья таблетками не лечится. Лишь переход основной части популяции на более высокий уровень аэробного энергообеспечения функций (эффективности деятельности митохондрий) способен решить эту проблему.

Предлагаемая технология может использоваться в качестве дешёвой и эффективной системы скрининга в первичном звене здравоохранения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 кл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 кл.

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 класс урок 3

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыс.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.



В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность л.

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое п.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.

Читайте также: