История западно сибирской железной дороги кратко

Обновлено: 28.06.2024

Одна из важнейших транспортных магистралей страны. Управление дороги находится в Новосибирске . Эксплуатационная длина — 5 865,1 км (на 1 января 2001). В состав дороги входят 4 отделения (Омское, Алтайское, Кузбасское и Новоси­бирское). Дорога обслуживает крупнейшие промышленные узлы и предприятия Западной Сибири.

Западно-Сибирская дорога (Челябинск—Обь, более 1,4 тыс. км) начала строиться как часть Транссибирской магистрали в 1892 и была принята в эксплуатацию в 1896. Одновременно строилась Средне-Сибирс­кая железная дорога (Обь—Иркутск, более 1,8 тыс. км). После ее завершения все участки от Челябинска до Иркутска оказались объединены в Сибирскую железную дорогу (с управлением в Томске ). С 1915 ее разделили на Омскую и Томскую дороги. После ряда административных преобразований советского времени, связанных с обособлением Восточно-Сибирской и Красноярской дорог, в 1961 Омская и Томская железная дорога вновь объединились под именем Западно-Сибирской (с управлением в Новосибирске).

История дороги богата замечательными традициями и на­чинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо ст. Инская Ф.С. Лыкова, который в конце 1930-х гг. предложил проводить безотцепочный ремонт вагонов, что позволило значительно сократить их простой на станци­ях. В годы Великой Отечественной войны железно­дорожники, кроме перевозок, формировали специальные соста­вы для фронта, строили бронепоезда, организовывали фронтовые боевые бригады. Машинист локомотивного депо ст. Новосибирск Н.А. Лунин , предложил проводить текущий профилактический ремонт локомотивов, что в 3—4 раза сократило время их вынужденных простоев, на 20—40 % увеличило межремонтный пробег (см. Лунинское движение ). В 1959 локомотивные бригады депо станций Барабинск и Московка впервые в железнодорожной сети СССР предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлиненных тяговых плечах с обслуживанием их из единого центра. В результате полезная работа ло­комотивов увеличилась на 20—25%. В Новосибирском отделении дороги поездные диспетчеры так организовали эксплуатационную работу железнодорожных служб дороги, что это дало значительную экономию вагоно-часов на всех этапах перево­зок. Производительность вагонов увеличилась на 25%. Во многих вагонных депо дороги внедрен индустриально-поточный метод ремонта вагонов, в результате простой последних на ремонте сократился на 40%. Большой экономический эффект дало внедрение инициативы работников сортировочной горки ст. Инская, предложивших экономить время на каждой производственной операции. Известен опыт работы Барабинского отделения дороги, обеспечившей высокую эффективность использования локомотивов. Многие работники дороги награждались пра­вительственными наградами, неоднократно высоко оценивался труд коллектива в целом. За выдающиеся заслуги 25 западно-сибирских железнодорожников удостоены звания Героя Социалистического Труда .

Развитие Западно-Сибирской железной дороги в начале XXI в. обусловлено важнейшими задачами, поставленными перед железными дорогами страны: повышение пропускной способности железнодорожной сети и создание более комфортных условий для пассажиров.

ЗСЖД схема.jpg

Это незавершённая статья о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Дорога награждена орденом Ленина (1966 год).

Дорога образована в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 6 мая 1961 года путем объединения Омской и Томской железных дорог. В состав дороги при объединении вошли Омское, Барабинское, Новосибирское, Тайгинское, Беловское, Новокузнецкое, Алтайское и Карасукское отделения дороги. Позже Барабинское отделение вошло в состав Новосибирского, а Карасукское — поделено между Омским и Алтайским отделениями.

Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 5 676 км. Общая развёрнутая длина путей — 8 986 км. Западно-Сибирская железная дорога — одна из основных частей Транссибирской магистрали.

На дороге имеются три пограничных станции: Исилькуль, Кулунда и Рубцовск — на границе с Казахстаном. С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза [4] . На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.

История Западно-Сибирской железной дороги

В мае 1892 года стало известно об окончательном утверждении перехода у Кривощёково и о возмещении казной убытков в связи с переселением из полосы отчуждения железной дороги. [7] 16 февраля 1893 года на многолюдном совместном заседании Комитета министров и Департамента государственной экономии окончательно утверждена постройка моста через Обь возле Кривощёкова, через 11 дней Высочайше утвержденная Императором Александром III. [8]

Этапы строительства Транссибирской железной дороги в пределах современной Западно-Сибирской железной дороги и примыкающих участков:

Железнодорожный мост в месте пересечения главного хода Транссибирской магистрали с Обью построен в 1893—1897 годах по проекту Н.А. Белелюбского (Движение открыто 31 марта 1897 г.).

Одновременно с главным ходом была построена линия до Томска (1897 г.).

В 1913 году появился еще один западный подход дороги: Тюмень — Омск.

В 1915 году были построены Алтайская Обь — Семипалатинск и Кольчугинская Юрга — Кольчугино, Топки — Кемерово линии. В 1917 году — Кулундинская линия Татарская — Славгород. Она была продолжена до Павлодара в 1924 г.

Кольчугинская линия была продлена в 1926 году до Новокузнецка с ответвлением Белово — Гурьевск и в 1932 г. далее до Осинников.

Для обеспечения прямого доступа к угольно-металлургическому югу Кузбасса в 1934 году была построена линия Обь — Проектная, а на ней — одна из крупнейших сортировочных станций России — Инская (первоначально — Эйхе). В период с 1936 по 1940 гг. была достроена до станции Таштагол линия в Горной Шории, а также ветки Томск II — Асино и Сокур — Инская.

В военное время строительство линий продолжалось. Из Кемерово для вывоза угля и древесины построили ветку до станции Барзас (1943), из Кулунды — до станции Малиновое Озеро.

После завершения войны и периода восстановления разрушенных дорог в стране вернулись к идее сооружения еще одной линии, связывающей угольные и металлургические регионы — Южсиба. В 1952 году было открыто движение на участке Алтайская — Артышта II, в 1953 — Кулунда — Барнаул, в 1959 — Новокузнецк — Абакан. Направление было продолжено в 1967 году участком Артышта II — Подобасс (станция Томусинская).

Размеры движения на Транссибирской магистрали выросли настолько, что потребовалось строительство еще одного ее дублера — Среднесибирского хода. Его также запускали в несколько очередей: в 1960 году Карбышево I — Иртышское — Карасук I, в 1961 — Карасук I — Камень-На-Оби, в 1962 — Камень-На-Оби — Среднесибирская — Алтайская, в 1965 — Иртышское — Кзыл-Ту. Для снижения нагрузки на станцию Омск-Пассажирский в 1965 году был построен обвод от Московки до моста через Иртыш.

Томская линия в 1975 году была продлена до станции Белый Яр.

Постановлением Совета Министров СССР № 1091 от 28 декабря 1978 г. (приказ МПС № ЗЦ от 17 января 1979 г.) Западно-Сибирская железная дорога была разделена на 2 части. Из ее состава с 01 апреля 1979 г была выделена Кемеровская железная дорога (Управление в Кемерове) в составе 3 отделений.

Участки Кемеровской железной дороги были возвращены в состав Западно-Сибирской после 18 лет самостоятельной жизни, 01 апреля 1997 г. После объединения трех отделений на Кузбассе сейчас в состав дороги входят 4 региона (территориального управления).

Западно-Сибирская железная дорога сегодня

Сегодня Западно-Сибирская магистраль протянулась на 1152 км от станции Называевская (Омская область) до станции Мариинск (Кемеровская область) и на 1125 км от станции Локоть (Алтайский край) до станции Белый Яр (Томская область).

ЗСЖД обслуживает 5 субъектов Федерации: Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области, а также северо-восточные районы Павлодарской области Республики Казахстан, где для грузовых операций открыта станция Валиханово. После сооружения линии Бийск — Горно-Алтайск к ним добавится Республика Алтай. Сейчас грузы для Республики Алтай перегружаются в Бийске на автомобильный транспорт.

По ЗСЖД проходит центральный участок Транссибирской магистрали, к ней примыкают линии из Казахстана. ЗСЖД является лидером среди дорог России по объемам отправления грузов. Кроме угля на дороге грузят нефть и продукты её переработки, руду, кокс и черные металлы. Это объясняет двойную специализацию дороги: транзитную и погрузочную.

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по тер. Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской обл. и Алтайского кр. Одна из важнейших транспорт. магистралей страны. Упр-ние дороги находится в Новосибирске. Эксплуатац. длина – 5 865,1 км (на 1 янв. 2001). В состав дороги входят 4 отд-ния (Омское, Алтайское, Кузбасское и Новосибирское). Дорога обслуживает крупнейшие пром. узлы и предприятия Зап. Сибири.

Западно-Сибирская дорога (Челябинск–Обь, более 1,4 тыс. км) начала строиться как часть Транссибирской магистрали в 1892 и была принята в эксплуатацию в 1896. Одновременно строилась Средне-Сибирская ж. д. (Обь–Иркутск, более 1,8 тыс. км). После ее завершения все участки от Челябинска до Иркутска оказались объединены в Сибирскую ж. д. (с упр-нием в Томске). С 1915 ее разделили на Омскую и Томскую дороги. После ряда адм. преобразований сов. времени, связанных с обособлением Восточно-Сибирской и Красноярской дорог, в 1961 Омская и Томская ж. д. вновь объединились под именем Западно-Сибирской (с упр-нием в Новосибирске).

История дороги богата замечат. традициями и начинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо ст. Инская Ф.С. Лыкова, к-рый в кон. 1930-х гг. предложил проводить безотцепочный ремонт вагонов, что позволило значит. сократить их простой на станциях. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники, кроме перевозок, формировали спец. составы для фронта, строили бронепоезда, организовывали фронт. боевые бригады. Машинист локомотив. депо ст. Новосибирск Н.А. Лунин, предложил проводить текущий профилактич. ремонт локомотивов, что в 3–4 раза сократило время их вынужденных простоев, на 20–40 % увеличило межремонтный пробег (см. Лунинское движение). В 1959 локомотивные бригады депо станций Барабинск и Московка впервые в ж.-д. сети СССР предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлиненных тяговых плечах с обслуживанием их из единого центра. В результате полезная работа локомотивов увеличилась на 20–25 %. В Новосибирском отд-нии дороги поездные диспетчеры так организовали эксплуатац. работу ж.-д. служб дороги, что это дало значит. экономию вагоно-часов на всех этапах перевозок. Производительность вагонов увеличилась на 25 %. Во мн. вагонных депо дороги внедрен индустриально-поточный метод ремонта вагонов, в результате простой последних на ремонте сократился на 40 %. Большой экон. эффект дало внедрение инициативы работников сортировочной горки ст. Инская, предложивших экономить время на каждой производств. операции. Известен опыт работы Барабинского отд-ния дороги, обеспечившей высокую эффективность использования локомотивов. Мн. работники дороги награждались правит. наградами, неоднократно высоко оценивался труд коллектива в целом. За выдающиеся заслуги 25 зап.-сиб. железнодорожников удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Развитие З.-С. ж. д. в нач. XXI в. обусловлено важнейшими задачами, поставленными перед ж. дорогами страны: повышение пропускной способности ж.-д. сети и создание более комфорт. условий для пассажиров.

В этой статье вы узнаете, как появилась на свет Западно-сибирская железная дорога, что с ней было, что она пережила во время войны, и что было потом.
Основание железной дороги.

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

Дорога связала множество судеб, подарила более 60 населенным пунктам статус городов. Она основала развитую на то время жизнь в Сибири.
1904 год.

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

Начало войны

В военное время дорога была усилена, рельсы заменялись, составы производились, открывались дополнительные пути. А в Томске и Омске открылись первые образовательные учреждения работников железной дороги. Теперь не обычные люди, а образованные люди двигали русские рельсы!

Начало 20 века

Сибирь наращивала свой потенциал. Больше пятисот человек приезжали в восточные дали. Этому развитию, конечно, способствовала Западно-сибирская железная дорога.

В это время закладывались новые ветки. Кемеровская ветка до бассейна КУЗБАС’а, ветки, подходившие напрямую к полям Алтая. Более 40 поездов ходили по рельсам.

Но к двадцатым годам Западно-сибирская железная дорога терпит разделение на Омскую ж/д и Томскую ж/д. Только через сорок лет они снова объединятся под изначальным именем.

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

Революция

Самое тяжелое время для железной дороги. Люди, некогда работающие на железной дороге, теперь чинили препятствия белым войскам, чтобы поддержать красных. К концу революции дорогу уже не узнать: Рельсы разворочены, земля под ними раздроблена. Были взорваны около полутора сотен мостов, вагоны лежали на боках. Многие еще 5 лет назад и не думали, что такое может быть.

После революции

Были организованы железнодорожные субботники. В такие дни рабочие приходили в указанное место и помогали: носили брус, шпалы, забивали гвозди и заклепки. Обычно они строили мосты. Рабочие их восстановили! Они делали все, чтобы железная дорога вновь расцвела и радовала мир.

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

30-е годы

КУЗБАС разрастался, и нужно было успевать за объемами поставок. Тогда движение по железной дороге за несколько лет было увеличено больше чем 10 раз. Нужно было совершенствоваться. Именно тогда скорости поезда имели рекордные скорости, строились новые депо и части, новый мост через Обь.

Война

Женщины и дети теперь работают на станциях и поездах. В Сибири установлены военные заводы. Строятся бронированные поезда и перевозятся по Западно-сибирской железной дороге. Тогда появились первые женщины-машинисты.

Западно-Сибирская железная дорога | Западно-Сибирская железная дорога | Движение24

Послевоенное время

Интенсивность движения увеличилась. Поставки сырья не уменьшались, но людей, вернувшихся с фронта, нужно было возвращать обратно домой. Нужно было строить новые ветки, обновлять пути.

В 1952 году появилось диспетчерское управление поездами, и была усвоена электрификация путей.

Движение – это жизнь!

Развал Союза

Вплоть до развала СССР шла автоматизация дороги. Но это событие дало дороге умереть. Но не до конца.

90-е и нулевые

Политика России была направлена на улучшение и восстановление железных дорог. Так продолжилась жизнь некогда процветающей великой дороги в самом центре России. Целевые программы сделали так, что магистраль достигла своего наилучшего развития. Вернее так: каждый день Западно-сибирская железная дорога хорошеет. И завтра она будет еще лучше!

Читайте также: