Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого кратко

Обновлено: 17.05.2024

В последние годы в научных исследованиях подробно изучается проблема эмоциональной связи детей и родителей. Эмоциональный контакт между родителями (в частности, матери) и ребенка представляет собой базисную психологическую основу, которая влияет на личностное развитие ребенка.

Различные психологические школы изучают влияние эмоциональности родителей на развитие ребенка. Наиболее подробно вопросы эмоциональности родителя и её влияние на ребенка исследованы в рамках психоаналитических теорий, согласно которым эмоциональный контакт – это базовая психологическая модель благополучного развития ребенка. Эмпатийная мать, по Э. Эриксону, принимает ребенка, формируя у него безопасную привязанность. Такие дети характеризуются ассертивностью, умением определять эмоциональное состояние других людей, у них формируется базовое доверие к миру. Э. Фромм отмечает, что для благополучного развития личности ребенка необходима как материнская (безусловная) и отцовская (условная) любовь. Дж. Боулби разработал теорию привязанности, согласно которой привязанность рассматривается как первичная специфическая система взаимодействия между матерью и младенцем, обеспечивающая его выживание и развитие. В 1970-х годах М. Эйнсворт расширила теорию привязанности. В её работах раскрыто влияние стиля привязанности на поведение человека в детском, а затем уже и во взрослом возрасте. Ученой были выделены следующие стили привязанности: надежный (ребенок чувствует себя в безопасности рядом с матерью), тревожно – амбивалентный (дети огорчаются при разлуке с матерью, но при встрече с ней сопротивляются), избегающий (дети не стремятся к значимому взрослому), дезорганизованный (сочетание моделей поведения) [1].

В отечественной психологии проблему эмоциональной привязанности подробно рассмотрела Л.В. Петрановская. В своих работах автор объясняет привязанность матери и ребенка с точки зрения поведения, воспитательных аспектов. Л.В. Петрановская дает практические рекомендации по формированию эмоциональной привязанности в семье [4]. Е.В. Ларечина описывает результаты исследований особенностей взаимодействия родителей и детей и называет причины нарушения эмоциональности родителей: отсутствие понимания значимости положительного тактильного контакта с детьми; отсутствие у родителей осознания того, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка; дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки [3].

Из всего вышесказанного следует, что наличие взрослого рядом с ребенком недостаточно для его полноценного развития. При отсутствии эмоционального отклика, близости, доброжелательности, что составляет положительную эмоциональность значимого взрослого, - ребенок теряет ощущение безопасности, испытывает сильный стресс. В таких взаимоотношениях у ребенка не закладывается базальное доверие к миру. Кроме того, возможны отставания в психическом развитии. Отсутствие необходимой положительной эмоциональности со стороны родителя можно сравнить с ситуацией эмоциональной депривации, в которой ребенок не получает необходимой поддержки и защиты. У таких детей формируется эмоциональная отгороженность – сужение спектра эмоциональных реакций по отношению к окружающему миру.

При работе с детьми, воспитывающимися в условиях недостаточной эмоциональности со стороны родителей, можно выделить характерные проявления отгороженности ребенка:

- стремление к уединению;

- эмоциональная поглощенность действиями (ребенок не интересуется социальными контактами, по приходу в детский сад – сразу начинает играть игрушками);

- низкое речевое поведение (контактность со сверстниками снижена, дети не пытаются договориться и т.д.);

- псевдоглухота (ребенку необходимо несколько раз повторить одно и тоже для того, чтобы он обратил внимание);

- избегание зрительных контактов.

Кроме того, для детей с эмоциональной отгороженностью характерны особенности межличностного взаимодействия (неумение продуктивно взаимодействовать с окружающими, обидчивость, неделание договариваться и следовать правилам и т.д.).

Таким образом, эмоциональная отгороженность ребенка влияет на успешность взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В психолого-педагогической работе с детьми, проявляющими признаки эмоциональной отгороженности необходимо проводить мероприятия по следующим направлениям:

1. Работа с семьей. Данный блок мероприятий включает индивидуальное консультирование родителей и психопросвещение с целью восполнение психолого-педагогических знаний по вопросам эмоциональной привязанности. В некоторых случаях необходимо проводить совместное занятие родителей и детей. Основная цель работы с семьей – коррекция детско-родительских отношений, формирование понимания у родителей о необходимости установления эмоциональной привязанности.

2. Работа с дошкольниками. Такая работа может быть индивидуальной и групповой в зависимости от выраженности проявлений эмоциональной отгороженности. Основными методами такой работы являются игровая терапия, социокоммуникативные игры и упражнения, сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия и т.д. [2]

Основные риски, с которыми сталкивается специалист при работе с семьей, – нежелание родителей взаимодействовать со специалистами и педагогами ДОУ, принимать рекомендации по формированию тесной эмоциональной привязанности с ребенком. При этом важно понимать, что формирование эмоционального благополучия дошкольника эффективно только при условии совместного взаимодействия педагогов и семьи.

1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон Плюс, 2019. – 272 с.

2. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО. – Волгоград, 2019. – 67 с.

3. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.

4. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.


Беру пример с тебя!

Детям важно чувствовать себя защищенными в семье, а конфликты лишают этого ощущения безопасности. Даже если ребенок не присутствует при открытом конфликте, он чувствует напряжение между взрослыми, их холодность и отчужденность, раздражительность, что непременно перенимает и становится агрессивным и тревожным.

Особенности поведения ребенка

Ребенок может по-разному себя вести в конфликтных ситуациях между родителями, например, выступать неким буфером, сдерживающим конфликт, осознанно или неосознанно пытающимся примирить близких, переключая их внимание на себя разными способами.

Еще один вариант реакции на ссоры в семье — замыкание в себе, дистанцирование от родителей. В будущем это может сказаться на адаптации ребенка в обществе и на формировании определенных черт характера: скрытности, безразличия и отсутствия эмпатии.

Как себя вести родителям

Если ребенок стал свидетелем конфликта или его участником — поговорите с ним. Спросите, как он себя чувствует, скажите, что мама и папа любят его и что никакая ссора не способна разрушить вашу семью и изменить отношение к нему.

Не критикуйте другого родителя и не настраивайте против него. Понаблюдайте за изменениями эмоционального состояния и поведения вашего ребенка после семейного конфликта. Старайтесь больше проводить время всей семьей, проявляя любовь и внимание, давая ему тем самым понять, что ничего не изменилось. Важно, чтобы ребенок осознал вновь, что он и все члены его семьи в безопасности.

Вернуть мир и гармонию в семью

После проведения психодиагностики с мальчиком стало понятно, что в семье присутствуют конфликты. Евгения подтвердила, что в последние месяцы у нее с мужем действительно произошел разлад и несколько раз в неделю они могут выяснять отношения на повышенных тонах. Несмотря на то, что Максим в это время спит в своей комнате, Евгения допускает возможность, что он может все слышать.

С этого момента началась работа не только с мальчиком, но и с его родителями, и после проведения ряда семейных консультаций и психокоррекционых занятий с ребенком удалось улучшить взаимоотношения в семье и вернуть спокойствие Максиму.

Если у вас возникли сложности во взаимоотношениях с вашими детьми, внутрисемейные конфликты, или у вас вызывает беспокойство поведение вашего ребенка, вы можете обратиться за помощью к специалистам столичных семейных центров и совместно с ними найти выход из затруднительных ситуаций.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

ВложениеРазмер
problema_vzaimootnosheniy.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - уникальный период детства, когда дошкольники проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии.

В каких реальных условиях воспитывается ребенок сегодня?

Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей.

Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

- соблюдать режим дня,

- быть последовательным в воспитании, поощрениях и наказаниях,

- придерживаться общей системы воспитания,

- не забывать, что ссоры и выяснения отношений в присутствии детей категорически противопоказаны.

Если ребенок не проявляет значительных нарушений поведения, то такое поведение можно назвать осознанным, мотивированным, самостоятельным, то есть саморегулирующим. Такое поведение необходимо для адаптации к условиям жизни в обществе.

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, а порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый :

- сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- помогает ребенку избежать ошибок;

- поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, и не достигнут самоуважения и уверенности.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррекции со стороны воспитателя и учителя.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Слово – великая сила! Очень многое зависит от того, что Вы говорите ребенку. Есть фразы, которые поддерживают малыша, дают надежду, что он справится с делом, доведет его до конца, показывают ребенку, что родители его уважают как личность.

Полезными могут оказаться следующие высказывания:

- Мне было очень приятно наблюдать за происходящим!

- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе.

Как взрослому показать свою веру в ребенка?

- Забыть о прошлых неудачах ребенка.

- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания его промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Проводить больше времени с ребенком.

5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

6. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

7. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

8. Принимать индивидуальность ребенка.

9. Проявлять веру в ребенка.

10. Демонстрировать оптимизм.

Общие рекомендации эффективного общения взрослого и ребенка :

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

Взрослые и дети: искусство взаимоотношений Не всё в жизни получается так, как хотелось бы нам, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие.

Читайте также: