История замоскворечья кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной Садовнической улицы, на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Овчинная слобода

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Пятницкая слобода

Татарская слобода

Монетчики

Новое Болвановье

Кузнецкая слобода

Ордынская слобода

Стрелецкая слобода

Большие Лужники

К северу от современного Павелецкого вокзала, в районе нынешней ул. Бахрушина располагалась конюшенная дворцовая слобода Большие Лужники. Собственно говоря, слобод с таким названием в первопрестольной было три: Малые Лужники находились на современной Якиманке, где известна до сих пор церковь Иоанна Воина в Малых Лужниках; третья слобода с названием Лужники лежала в излучине Москвы-реки, там, где известен стадион с этим названием. Центром слободы в Больших Лужниках являлась церковь Троицы. В 1653 г. в слободе отмечен 71 двор.

Коломенская слобода

Уже за заставой, у Зацепы, при Борисе Годунове были поселены ямщики, образовавшие Коломенскую ямскую слободу. Ее дворы шли вдоль нынешней Дубининской улицы (названной по имени большевика И.К. Дубинина), которая до 1922 г. именовалась Коломенской ямской улицей. Здесь до сих пор сохранился храм св. Флора и Лавра, покровителей лошадей, являвшийся центром слободы. В 1628 г. в слободе имелось 69 дворов, а к 1653 г. их число увеличилось до 88 дворов.

Замоскворечье - воистину пестрое, лоскутное одеяло, исторически сотканное из представителей самых разных профессий и национальностей, которые на протяжении многих столетий бок о бок жили и трудились в этих прекрасных местах.


По названиям улиц Замоскворечья (ранее Заречья) можно изучать историю района. В XVI веке ближайшие окрестности Кремля стали центром ремесленных слобод: тут трудились садовники, кадаши (мастера по изготовлению бочек), толмачи (переводчики), кузнецы, кожевники, казаки. Наименования древних слобод увековечены в именах современных набережных и переулков: Садовническая улица, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Татарские, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица. Монетчиковские переулки около Земляного Вала отсылают нас к бывшему здесь монетному двору.

На берегу Водоотводного канала расположен один из немногих памятников постконструктивистской архитектуры в городе – школа № 518. От сноса и перестройки здание спасло чудо, а если быть точнее, то заслуженный архитектор России Селим Хан-Магомедов. Именно с его подачи экспертная комиссия признала школу памятником архитектуры. Здание недавно было реконструировано, и теперь вновь можно увидеть характерные для постконструктивизма фасады с круглыми окнами-иллюминаторами и колоннаду на уровне второго и третьего этажей.





А в начале Космодамианской набережной, в доме 24 (бывшая усадьба Бирона), находится штаб Московского военного округа. Ранее в этом здании располагался московский филиал Кригскомиссариата. Присутствие в районе столь важного военного института нашло отражение в гербе Замоскворечья - его олицетворяет золотой бердыш. А скрещенный с бердышом кадуцей (меркуриев жезл) свидетельствует о другой важной характеристики района - торговле и предпринимательстве. Бердыш и кадуцей расположены на зеленом фоне - символе здешних садов (от них и названия Садовнических улицы и набережной), и обрамлены в верней части щита голубой лентой Москва-реки.


Штаб Московского военного округа. Фото: moscow-walks.livejournal,com


Так называется район на правом берегу реки Москвы напротив Боровицкого холма и Китай-города.

В XIV - XVI веках осваивать эти земли, часто затопляемые во времена наводнений, мешали набеги ордынцев. В XIV - XV веках здесь пасли скот и местность называлась Великий луг.

Затопляемая во время паводков местность между Москвой и Водотводным каналом (старицей) получила название Болото, Балчуг. В XIV - XV веках к югу от столицы лежали села Колычево и Хвастовское. В XVI веке здесь раскинулись Садовые, а также другие слободы.


В 1612 году, в августе, казаки и ополченцы Кузьмы Минина на этом месте в жестокой схватке остановили поляков во главе с Ходкевичем, рвавшихся в Кремль на подмогу осажденным там своим согражданам, мечтавшим воспользоваться в своих целях смутой.

Во второй половине XVII века в Замоскворечье ведется широкое строительство каменных церквей и зданий; улицы этого района удачно вписываются в уже сложившийся к этому времени городской (атомарный, т.е. город-солнце) пейзаж.


Здесь были возведены великолепные церкви Николы в Пыжах, Григория Неокесарийского, Воскресения в Кадашах и другие шедевры храмового искусства.

В Замоскворечье есть красивые и довольно крупные улицы: Пятницкая, Большая Ордынка, Большая Полянка, большая Якиманка.


Пятницкая улица возникла на рубеже XV - XVI веков, начиналась за Москворецким мостом и доходила до современного Климентьевского переулка, дальше было "всполье", по которому тянулась дорога на Рязань. Своё название улица получила от церкви Параскевы Пятницы, которая стояла ещё в 1564 году на том же самом месте, где в настоящее время расположен вестибюль станции метро "Новокузнецкая".


А ещё здесь хотели провести продолжение бульварного кольца, чтобы полностью окольцевать это одновременно парковое и дорожное сооружение.

замоскворечье план-схема

замоскворечье план-схема

церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Это культовое здание – единственное сооружение, оставшееся от Ивановского монастыря, который разместился здесь еще во времена зарождения города.
Строил храм в 1514 году великий итальянский зодчий Алевиз Новый, известный потомкам как создатель
кремлевского Архангельского собора. С тех времен святыня сохранила лишь подклет, все остальное было перестроено в XVII столетии. Культовое здание имеет одну главу, установленную на нешироком барабане. Декор четверика очень изящный: сверху он украшен дугами карнизов, под ними – узорчатый поясок.
В XVIII веке к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи пристраивают трапезную, а на Пятницкой улице, что немного в стороне от храма, была возведена колокольня в три яруса.
Средства на все преобразования были предоставлены купцами Замятиными, чьи владения находились неподалеку. Стиль колокольни под Бором – ранний классицизм, в котором присутствуют
элементы барокко. Башня имеет три различающихся яруса: так, нижний ярус украшен дорическими колоннами, на среднем разместился ионический ордер, самым пышным считается верхний ярус, коринфский. Фронтоны, находящиеся в нижних ярусах, придают торжественность и пышность всей колокольне. Венчает постройку маленькая башенка со шпилем. После революции в здании храма размещалась организация, занимающаяся продовольствием в Советском районе. В 1970-х годах церковь начали реставрировать. На сегодняшний день святыню вернули верующим.
От колокольни хорошо просматривается Черниговский переулок, в перспективе которого виднеется еще один 8 храм,построенный здесь в первой половине XVII века, – Михаила и Федора Черниговских Чудотворцев.

Дом Смирнова

Дом Смирнова

церковь Воскресения Христова в Кадашах

церковь Воскресения Христова в Кадашах

Аркада в Лаврушинском переулке

Аркада в Лаврушинском переулке

Скорбященская церковь

Скорбященская церковь

Туристическая доска объявлений

Портал Покровского храма

Портал Покровского храма

Интересна история возведения храма: он был построен во времена Алексея Михайловича стрельцами полка Богдана Пыжова, в честь которого назван ближайший переулок – Пыжевский.
Главный вход в храм – с улицы Большая Ордынка, обойдем церковь и рассмотрим небольшие купола на высоких барабанчиках, волны кокошников, динамичный силуэт колокольни и богатую тонкую резьбу по камню, обрамляющую окна и порталы храма.

Главный вход в храм – с улицы Большая Ордынка

Главный вход в храм – с улицы Большая Ордынка

Читайте также: