История возникновения виниловых пластинок кратко

Обновлено: 08.07.2024

Виниловые пластинки относят к одному из самых долгоживущих музыкальных форматов, которые все еще используются в музыкальной индустрии. Очень популярный в 70-х и 80-х годах, винил оставался наиболее эффективным инструментом в частном распространении музыкальных и других записей. Не нужно было ждать, пока услышишь любимую песню по радио. Винил действительно завораживал. Появился новый спрос, рынок, и конечно, новые предложения. История возникновения винила, почему вернулась мода на старые пластинки, интересные факты и мифы — об этом и многом другом вы узнаете, дочитав статью до конца.

История появления виниловых пластинок

Музыка сопровождает нас с незапамятных времен. Песни создавались еще в древние времена. Однако, в те времена не было формы записи. В то время единственной формой воспроизведения музыки была прямая трансляция с аккомпанементом или без него. Первые попытки записи звука произошли в начале XIX века.

Предшественником проигрывателей и виниловых пластинок был фонограф, который изобрел Леон Скотт в 1857 году. Изобретатель настолько был вдохновлен строением человеческого уха, что придумал прибор, напоминающий слуховой аппарат, барабанную перепонку и косточки. Роль слухового прохода и барабанной перепонки выполняла туба или открытая втулка с эластичной мембраной. Это устройство с пульсирующим инструментом оставляло след на покрытой красителем сажей движущимся бумажным или стеклянном колесе. Звук исходил через трубки, он передавался через мембрану, создавая запись звуковой волны. Регулируя скорость перемещения поля в записи, можно было либо записать короткое, но детальное изображение волны или захватить более длинные. В 1857 году Леон Скотт запатентовал фоноавтограф. Этот инструмент позволял записывать графически звуковые волны.

В 1877 году Томас Эдисон создал фонограф, то есть первое устройство, позволяющее записывать, и воспроизводить звуки. Несмотря на сходство названия, не существует никаких документальных подтверждений, что фонограф Эдисона был основан на изобретении Скотта.


Фонограф представлял собой объект, созданный из латуни. Размер — около десяти сантиметров в диаметре. На этом цилиндре были отсечения в спирали 2,5 миллиметров в ширину, а поверхность его была покрыта фольгой.

Инициатором новой идеи о записи музыки был Эмиль Берлинер. В 1880 Берлинер представил прототип фонографа. Первые диски ролики Берлинера были сделаны из цинка и покрыты слоем воска. Однако, ролики для записи были с дефектом, который возникал из-за постоянной скорости вращения. Это снижало правильность воспроизведения высоких частот.

Однако преимущества использования ролика фонографа в несколько раз компенсировали этот недостаток. И вскоре, в 1887 году Берлинер получил патент на свое изобретение.

Продажи виниловых пластинок от Берлинера начались еще в 1899 году. В то же время создавались первые предприятия, которые отвечали за производство роликов для фонографов. Рынок граммофонов развивался молниеносно. Спрос на музыкальные проигрыватели постоянно увеличивался.

Первые диски были проданы в Европу в 1889 году. Их диаметр составлял 12,5 сантиметров. В начале 90-х годов XIX Века Берлинер продавал больше 1000 граммофонов и 25 дисков в год. В начале XX века Берлинер открыл завод в Монреале, в Канаде, Victor Talking Machine Company. Спустя годы ему удалось усовершенствовать качество записи и производства дисков, гораздо более крупных (с диаметром около 30 сантиметров), прослушивание которых длилось более трех с половиной минут. В результате Эдисон сумел поставить на рынок цилиндры.

Первые виниловые диски были представлены широкой публике только в 1948 году. Вращались они на небольшой скорости, что позволяло увеличить срок их службы и достигать 33 rpm за 30 минут.

Первая виниловая пластинка в истории поступила в продажу на рынок США в июне 1948 года. Этот диск представлял собой эволюцию по сравнению с предыдущими дисками.

В первой половине XX века именно виниловые пластинки были основным инструментом для прослушивания музыки. Музыкальные магазины продавали эти типы носителей в мировом масштабе. Виниловые пластинки навсегда поселились в домах россиян. Только в 90-е годы XX века прекратилось массовое производство. Они были вытеснены другими, более современными музыкальными носителями.

Доминирование виниловых пластинок закончилось появлением компакт-дисков. Они были меньше, простыми в использовании и продавались по доступной цене. Все это привело к тому, что продажи, а также массовое производство виниловых пластинок закончились. Однако это не меняет того факта, что виниловые пластинки не полностью исчезли из обращения. Более того, последние годы показывают, что продажи граммофонных пластинок в магазинах снова растут.

Почему сегодня виниловые пластинки стали вновь пользоваться спросом? Ответ на этот вопрос не прост. С одной стороны, это, вероятно, своего рода ностальгия по тем временам, и мода на ретро-стиль, которая коснулась также и мир музыки. Диски от Пинк Флойд до Битлз, от Nirvana до Майкла Джексона стали легендарными и продавались миллионными копиями. Они покорили целые поколения.

Альбомы из виниловых пластинок также часто представляют собой маленькие произведения искусства. Их обложки выглядят, как небольшие изображения, часто изобилуют необычными деталями.

Разновидности виниловых пластинок

Новые переизданные виниловые пластинки сегодня популярны как никогда, особенно среди коллекционеров. Об этом говорит тот факт, что коллекционеры активно ищут виниловые пластинки. Все больше и больше молодых людей видят эстетические и качественные качества в винилах. И это неудивительно. Меломанов привлекает качество воспроизведения звука. Есть люди, которые считают, что только винил надлежащим образом воспроизводит музыку, особенно ту, записанную на аналоговом оборудовании студии, и что ее звучание на таком носителе является мелодичнее и теплее.

Поэтому виниловые пластинки условно принято делить на две группы:

  • Оригинальные пластинки старого формата.
  • Пластинки нового формата, переизданные.

Оригинальные пластинки старого формата можно подразделить на следующие группы, в зависимости от производителей:

  • Пластинки, изданные во времена СССР. Выпускались большими тиражами. Основное отличие — высокое качество звучания. При этом в продажу поступали и редкие экземпляры, выпущенные небольшими тиражами.
  • Фирменные пластинки — самые дорогие пластинки того времени. Выпускались на дорогом фирменном виниле (немецком, американском, японском).
  • Пластинки, которые были выпущены в странах соцлагеря (Польша, Болгария и т.д.). Относились к наиболее недорогим. Отличались также, как и советские пластинки высоким качеством звучания.


Эти четыре типа виниловых пластинок, которые сегодня широко признаны во всем мире:

  • LP или Long Playing (12-дюймовые альбомы). Это толстые черные виниловые пластинки, широко известные как пластинки. LP расшифровывается как Long Play или Long Playing. Скорость вращения диска — 33⅓ оборота в минуту. Некоторые могут даже играть при 45 оборотах в минуту.
  • 12-дюймовая одиночная виниловая пластинка. Считались более качественными и долговечными. Часто они имели "Сторону А" и "Сторону Б". На стороне А обычно записывалась одна песня из альбома или одного релиза. Другая сторона B использовалась для других песен на альбоме, ремиксов или живых записей. 12-дюймовые одиночные виниловые пластинки все еще делаются сегодня. Их покупают в основном диджеи и коллекционеры.
  • 7 дюймовые синглы. Из-за размера этой виниловой пластинки на каждой стороне обычно было только по одной песне. Иногда даже одна и та же песня. Они обычно использовались для музыкальных автоматов.
  • EP-пластинки были чем-то средним между пластинками и синглами. Обычно у них было больше песен, чем на 12-дюймовой или 7-дюймовой виниловой пластинке. Длительность звучания составляла пятнадцать-двадцать минут, а количество музыкальных композиций от двух до четырех. Скорость записи — 33 или 45 оборота в минуту.

Несмотря на то, что эти четыре типа были наиболее распространенными и популярными у коллекционеров, нет ничего необычного в том, что сегодня можно увидеть некоторые виниловые пластинки разных размеров, форм или даже цветов и изображений, напечатанных на них.

Различают пластинки в зависимости от цвета:

  • Picture disc — прозрачный винил, в рамках которого пломбируется изображение (рисунок или фотография)
  • Цветной винил, сделанный из пасты.
  • Черный винил.

В зависимости от формы существуют квадратные, треугольные пластинки, а также в форме бабочки, звезды, нот и многие другие.

Интересные факты и мифы о виниловых пластинках

Винил вновь вернулся в моду, и многие музыканты теперь выпускают свои альбомы на виниле. Но некоторые группы и продюсеры все еще думают, что это неразумно и непрактично. Они считают, что это не будет продаваться. На самом деле, если бы они только знали много интересных фактов и мифов, которые завораживают и привлекают меломанов и коллекционеров по всему свету, они бы сразу же запустили продажи своих музыкальных произведений на виниле:


У виниловых пластинок в XX веке не было конкуренции. В настоящее время им приходится соревноваться на нескольких фронтах. DVD-диски и компакт-диски по-прежнему являются крупнейшими конкурентами, когда речь идет о продаже музыкальных носителей в несущей версии. Новым соперником оказываются цифровые носители. Поэтому на сегодняшний день музыка на интернет-сервисах — основной конкурент для воспроизводимой музыки. Сегодня коллекционерам нелегко найти высококачественные виниловые пластинки. Тем не менее, в специализированных музыкальных магазинах есть обширная база релизов, где каждый найдет что-то для себя.

Favorite

В закладки

История винила. Неувядающий звук

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: История звукозаписи) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

1Phonoavtograph

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

2EdisonPhonograph

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.

3Berliner

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

В поисках идеального материала

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак.

4Pathepone

5Ebonit

VinilPlates

VinilPlatesRentgen

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

VinylRec

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Что выбрать?

AudioTechnica

AudioTechnicaATLP60USB

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

ATLP120USBC

ATLP120USBHC

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell.

Если вы только готовитесь к знакомству с миром винила, не спешите доставать из кошелька тысячи долларов. Виниловый звук требует привыкания, а настоящий почитатель качественного звучания должен быть педагогом для себя же самого: учителем, делающим акцент на последовательности развития.

Favorite

В закладки

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –.


Кто придумал грампластинки и как они устроены

Фонограф Эдисона

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки

Теперь тиражировать звуковую запись стало проще – для производства применяли стальную матрицу, а сами пластинки производили из эбонита - вулканизированного каучука. Впоследствии он был заменен на более дешевый материал – шеллак, который представляет собой природную смолу, выделяемую некоторыми видами насекомых.

Пластинки из шеллака - более тяжелые, более хрупкие

Какими были пластинки в XX веке

Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек

Гибкие пластинки

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

Старые грампластинки за тысячи долларов

Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Краткая история виниловых проигрывателей

Взлет, падение и возрождение винила — это период, охватывающий почти столетие. В 1988 году пластинка впервые уступила компакт-диску в споре за первенство в чарте продаж. Общедоступность интернета вместе с развитием стриминговых сервисов и вовсе сулили скорую кончину физических звуковых носителей, как класса. Не тут-то было.

Почему винил остается актуален

Для аудиофилов винил остается излюбленным форматом. Лейблы продолжают выпускать новые альбомы на пластинках. В охоте за заветными артефактами диджеи часами исследуют прилавки магазинов. Коллекционеры тратят по несколько тысяч долларов на семидюймовку, чтобы завладеть раритетным изданием, найденным у частного продавца на Discogs. Одни скажут, что это дело вкуса или только привычка, которая уйдет со временем. Другие припомнят, что часто предметом собирательства становятся очень абсурдные вещи. Третьи так и вовсе подметят, что в метро или на пробежку с проигрывателем не выйдешь. Каждый по-своему прав, как и заявление о том, что винил стал чем-то большим, чем просто носителем звука, не ошибочно.

У любого формата есть преимущества и недостатки: цифровые треки проще и удобнее доставать и слушать. Чтобы окружить себя музыкой в любых обстоятельствах хватит пары наушников и смартфона. Стриминговые сервисы сами включат следующую дорожку, основываясь на алгоритмах, которые изучат и запомнят ваш вкус. Качество звука будет хромать, но кто заметит, когда кругом городская суета, а беспроводные вкладыши не особо дружат с шумоподавлением. Есть lossless-форматы, предусматривающие передачу аудиоданных без потерь. Не вдаваясь в извечный спор о том, что лучше — аналоговый звук или цифровой, просто ответим: современная музыка, которая изначально записана на студии в цифровом формате, не будет разительно отличаться по качеству детализации при воспроизведении с пластинки или из плеера, читающего lossless-форматы. Получается, винил — изыск ретроградов, которым только дай заезженных The Beatles с Led Zeppelin покрутить?

Вовсе нет. При всей архаичности этого способа прослушивания, который будто намеренно отрицает темп современной жизни, проигрыватели и винил остаются востребованы. Для диджеев пластинка – рабочий инструмент, для остальных — почти ритуальный предмет. Прийти вечером домой, заглянуть в фонотеку, достать красивый конверт и опустить тонарм на пластинку — целый церемониал с большой историей.

Первые звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства

Фоноавтограф

Впоследствии устройство и звуконосители подверглись многочисленным усовершенствованиям. В 1886 году Александр Белл и Чарльз Тейнтер запатентовали графофон. Вместо фольги валики для него покрывали тонким слоем парафина, который отчетливее передавал человеческий голос и отличался лучшей износостойкостью.

Первая пластинка

Вехой в развитии аудиотехники стал граммофон Эмиля Берлинера. Изучая фонограф Эдисона и схематичные наработки Шарля Кро, немецко-американский инженер пришел к выводу, что будущее за горизонтальным или латеральным способом записи. Впервые этот метод применил Эдуард Мартенвилль в фоноавтографе. Фонографы, напротив, полагались на глубинную запись, при которой игла совершала движения в вертикальной плоскости.

Захватывать звук Берлинер предложил на цинковые диски с восковым нанесением — прообраз виниловых пластинок. 1892 год принес способ тиражирования с мастер-диска, а также технологию прессования грамзаписей из эбонита с помощью печатной матрицы. Смущала только высокая стоимость каучука, который на заре XX века заменили композиционным материалом на основе шеллака, полученного из секрета азиатского жука.

Производство плоских дисков наращивало темпы, однако оставалась еще одна нерешенная задача: как увеличить хронометраж? Носители прошлого отличались высокой скоростью вращения (78 оборотов в минуту) и большей шириной дорожки, что сильно снижало длительность звучания. На обычном миньоне помещалось чуть больше двух минут звука. В первые три года XX столетия появились 10 и 12-дюймовые пластинки, а немецкая фирма Odeon Records опробовала двустороннюю запись. Хрупкие шеллаковые грампластинки с диаметром 7, 10 и 12 дюймов оставались наиболее ходовым форматом вплоть до 1940-х.

Граммофон

Поиск идеального носителя шел параллельно с оптимизацией самой техники. Берлинер — инженер-самоучка, потому его первый граммофон вышел слегка примитивным. Ключевой недостаток аппарата — ручка привода, которую необходимо было крутить со скоростью 70 оборотов в минуту для воспроизведения звука и шумность. На помощь пришел механик Элдридж Джонсон, оснастивший граммофон пружинным мотором и улучшенным звукоснимателем.

К 1910 году победу в битве говорящих машин одержал граммофон. История следующих лет разворачивалась более прозаично. Романтика новаторства столкнулась с прагматизмом капитализма и присущей ему корпоративной борьбой. Основной чертой растущей конкуренции стала не необходимость предложить нечто инновационное, а желание нажиться на уже известных формулах и уничтожить соперника судебными разбирательствами. Пока одни терпели крах, а другие штамповали свои вариации граммофонов, индустрия двигалась вперед.

Акустическая запись приносила много неудобств. Исполнители теснились вокруг рупора, а их голоса или инструменты направлялись через диафрагму рога на резчик, который вписывал сигнал на звуконоситель. Певцам приходилось почти прикладывать лицо к рожку, чтобы их голос был услышан, а вместо стандартных инструментов использовали их аналоги со встроенными звукоусилителями. Так, виолинофон, он же скрипка Штроха, чаще заметен на записях тех лет, чем обычная скрипка.

Все изменилось к середине 20-х, когда технология была усовершенствована, появились микрофоны и ламповые усилители, а электроакустическая запись стала новым стандартом. Это не только упростило сам процесс звукозаписи, но и повлияло на качество звучания: благодаря сокращению искажений, частотный диапазон возрос с 150-4000 до 50-10000 Гц. В то же время на рынок вышли первые электрофоны.

Переход на винил

В 1929 году в США и Европе наступила Великая депрессия. Мировой экономический кризис нанес критический удар по индустрии звукозаписи, но даже в таких условиях производителям хватало авантюризма. В 1930 году компания RCA Victor запустила первую коммерческую партию 12-дюймовых пластинок со скоростью вращения 33⅓ оборотов в минуту. Гибкие диски из винилита появились не вовремя: дефицит доступного и надежного оборудования для их воспроизведения, а также чрезмерная осторожность потребителей диктовали низкий спрос. Первые пластинки потерпели коммерческий провал.

Переход на винил

Дальше мир сотряс крупнейший военный конфликт современности. Вторая мировая война принесла не только глобальный передел мира с колоссальным числом жертв, но и сильный толчок для технологического прогресса. Винилит быстро вытеснял более хрупкий и недолговечный шеллак. В военные годы американская армия наладила выпуск так называемых V-дисков (V=Victory) — 12-дюймовых пластинок для поднятия морального духа своих солдат. От обычных грампластинок они отличались способностью вместить на одну сторону произведения до шести с половиной минут, поскольку на каждый дюйм диска было нарезано 136 звуковых канавок.

Конструкция проигрывателя также подверглась пересмотру. Системы с прямым приводом, при котором электродвигатель напрямую соединялся с опорным диском, постепенно уходили в прошлое. На смену им пришли проигрыватели с пассиковыми или ременными приводами. Новая конструкция позволила удалить двигатель от звукоснимателя, благодаря чему мотор стал меньше влиять на колебания иглы.

Кризис и возвращение винила

Выход компакт-кассеты и магнитофона от компании Phillips в 1962 году возвестил о том, что у винила появился первый серьезный конкурент. Кассеты отличались портативностью и удобством, манипуляции были сведены к минимуму: перемотка вперед и назад, запуск и пауза — все приводилось в действие нажатием клавиши. Обычно на каждой из сторон пленки помещалось от 30 до 45 минут аудио, новый компактный носитель стал более функциональным в сравнении с громоздкой и хрупкой пластинкой.

Годами позже, с подачи все той же Phillips, свет увидел компакт-диск, который стремительно узурпировал рынок аудионосителей. Цифровая эра началась с резкого падения винила: по данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, в 1988 году продажи CD вдвое превысили продажи пластинок — 150 миллионов копий против 72. Верными формату оставались только коллекционеры, аудиофилы и диджеи.

Возвращение винила

Во многом именно клубная сфера сберегла традицию воспроизведения музыки с винила. Пока музыкальные центры заполняли собой пространство домашних гостиных, а танцевальные жанры переживали все новые и новые революции, диджеи продолжали искать точные комбинации фонокорректоров с иглами. Такие бренды, как Stanton, Gemini, Numark и Ortofon, внезапно обнаружили, что их продукция пользуется высоким спросом. Для разных субкультур, будь то хип-хоп, техно или хаус, винил — это не каприз, а часть культурного кода.

Дальше — больше: в 2019 году продажи винила в США выросли на 19%, что является высочайшим показателем за предыдущие 32 года. При этом продажи компакт-дисков продолжают падать. Конечно, говорить о равном соперничестве физических носителей с цифровыми музыкальными сервисами не приходится. Хотя бы той причине, что при наличии интернета запустить трек с телефона из условных Soundcloud, Bandcamp или Spotify можно в любом месте. Это представители разных весовых категорий. Проигрыватель и пластинка — совсем другое дело. И то, что эта неразлучная пара точно переживает ренессанс в отношениях с окружающим миром не может не радовать.

Читайте также: