История возникновения турков кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 st row: Осман I • Баязид I Молниеносный • Мехмед II Фатих • Сулейман I Великолепный • Абдул-Меджид I • Абдул-Азиз
2 nd row: Сафийе Али • Мустафа Фехми Кубила • Халиде Эдиб Адывар • Мимар Кемаледдин • Фериха Тевфик • Али Фетхи Окйар

3 rd row: Намык Кемаль • Джахиде Сонку • Мустафа Кемаль Ататюрк • Фатма Алийе Топуз • Тевфик Фикрет • Нигар Ханым •

Всего: около 60 000 000 [источник не указан 1319 дней]
Турция : 55,500,000 - 59,000,000 [1] [2] [3] [4]
Германия : 3,500,000 - 4,000,000 [5] [6] [7]
Канада: 190 000 [8]
Россия : 105,058 (2010 г.) [9] , 92,415(2002) [10]
Казахстан : 97,015 (2009 г.) [11]
Кыргызстан : 39,534 (оц. 2011) [12]
Азербайджан : 38 000 (2009) [13]
Украина : 8 844 шт (2001) [14]
Таджикистан : 700 (2000) [15]
Белоруссия : 469 (2009 г.) [16]
Латвия : 142 (оценка 2010) [17]

Ту́рки (тур. Türkler , ед. число Türk) — тюркский народ, основное население Турции. Общая численность — около 60 млн человек [18] . Большинство верующих — мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тариктаты.

Содержание

Этническая история

Малая Азия до массового переселения тюркских племён

Малая Азия имела необыкновенно пёстрый этнический состав, и её население порой в пределах сравнительно небольшой территории говорило на нескольких языках [19] . В I тысячелетии до н. э. население Западной Анатолии принадлежало отчасти к аборигенам, отчасти к грекам, которые колонизировали регион с IX в. до н. э. К периоду эллинизма почти всё население Анатолии (за исключение восточных и некоторых центральных районов) составляли ассимилировавшиеся друг с другом переселенцы-греки и эллинизированные аборигены; римское господство не оставило заметного влияния на этнический состав населения, которое оставалось греческим по языку и культуре [20] . В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: греки, лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы [21] .

В I тыс. н. э. на территории Алтая и степях Азии образовалась этноязыковая общность тюрков. Первоначальное проникновение тюркских элементов в Малую Азию, а также на Балканы началось в конце IV века, когда на её территории появились гунны. В 530 году Византия поселила в Анатолии часть булгар (районы Трапезуса, рек Чорох и Верхний Евфрат), а в 577 году император Юстиниан II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границ от персов [22] . Однако первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, не оставив отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии и Восточной Фракии [23] .

Начало этногенеза. Сельджукская эпоха. Бейлики

Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения [24] .

В XI веке в Малую Азию с востока хлынула волна тюркских племён во главе с сельджуками. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом, а сам император был захвачен в плен. Победа под Манцикертом открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии [25] . Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия — данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. В XI—XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии [26] . В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы [24] [27] .

К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований — бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода [28] . В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка [29] . Правители одного из таких бейликов — караманиды овладели столицей сельджукидов — Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального — в канцелярской переписке, в документах и т. п. [30] . И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей власти сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы.

Османская эпоха



В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют [31] . Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея, а в 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством [32] , став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю как Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV—XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. Н.А. Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века [33] . Д.Е. Еремеев, в свою очередь, относит завершение формирования турецкой народности в конце XV — первой половине XVI в. [34] . По мнению турецкого историка-османиста крымскотатарского происхождения Халила Иналджика сформировавшийся турецкий этнос на 30 % состоял из исламизированного автохтонного населения, а 70 % составляли тюрки; Д.Е. Еремеев считает, что процент тюрок был намного ниже [35] . Об исторической роли первых османских сулатанов Лорд Кинросс пишет:

Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом XIX века, сказавшим: "Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу" [36] .

В 1516 году Селим I Грозный совершил египетский поход против мамлюков, положив конец существованию их Мамлюкского султаната. С завоеванием Египта Османы заняли исключительное положение в исламском мире, взяв на себя защиту святых мест, в частности священных городов Мекки и Медины Хадимю'л-Харемейн. Согласно распросранённой версии Селим I принял халифат от халифа аль-Мутаваккиля в мечети Айя-София [37] . О роли османской династии в исламской умме крупнейший политический мыслитель Туниса XIX века Хайраддин ат-Туниси писал: "они объединили большинство мусульманских стран под дланью своего справедливого правления, которое было установлено в 699 г. (1299 г.). Посредством хорошего управления, уважения нерушимого шариата, соблюдения прав подданных, славных завоеваний, напоминающих завоевания праведных халифов, и восхождения вверх по ступеням цивилизации (тамаддун) Османы вернули умме её могущество. [38] ."

В XVIII веке назрел кризис в Османской империи. В 1821 году началась национально-освободительная война в Греции, которая в 1830 году добилась своей независимости. Греческая революция сопровождалась этническими чистками турок и евреев [39] с одной стороны и греков с другой, приведшее к исчезновению значительной турецкой общины на Пелопоннесе. Как отмечает Уильям Клейр: "Турки Греции оставили мало следов. Они исчезли внезапно и окончательно весной 1821, не оплакиваемые и незамеченные со стороны остального мира. Спустя годы, когда путешественники спрашивали о происхождении каменных руин, старики рассказывали: "Здесь стояла башня Али Ага. В ней был убит сам хозяин, его гарем и его рабы". Тогда трудно было поверить в то, что когда-то большую часть населения Греции составляли люди турецкого происхождения, проживавшие в небольших общинах, разбросанных по всей стране, процветающие фермеры, торговцы и чиновники, чьи семьи не знали другого дома в течение многих лет. Как говорили греки, луна пожрала их." [40] .

Новейшая история



Самоидентификацаия

Этноним

Турецкая идентичность

Д.Е.Еремеев, говоря об этнониме, затрагивал идентичность:

Турецкий национализм, или в общем плане, турецкая национальная идентичность, появилась на исторической арене достаточно поздно. Некоторые анекдоты часто повторялись, в которых чётко выделялось это опоздание. В конце XIX века, когда некоторых представителей младотурков, расположившихся в Париже, спросили к какой нации они принадлежат, они вначале ответили "Мы мусульмане", и только после того, как им пояснили, что Ислам это религия, они ответили "Мы османы". Им пояснили, что это не нация, но совершенно немыслимо для этих молодых людей сказать, что они были турками [53] .

Turkish nationalism or, in more general terms, Turkish national identity, appeared on the historical stage very late. Certain anecdotes are often repeated which clearly highlight this lateness. Toward the end of the 19th centure, when certain members of the Young Turks who were located in Paris were asked what nation they belonged to, they would at first reply, 'We are Muslims,' and only after it was explained that Islam was a religion would they reply, 'We are Ottomans.' They would then be reminded that this was not a nation either, but it was utterly inconceivable for these youths to say that they were Turks.

Турецкий автор Эмре Конгар пишет:

Турецкий национализм — последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют — это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура — всё это возникло в те времена и получило своё развитие [56] .

Османский язык

До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи — османский язык (осман. لسان عثمانى ‎, lisân-ı Osmânî , тур. Osmanlı Türkçesi, Osmanlıca ), который хоть и был языком тюркской группы, но до 80—90 % состоял из арабских и персидских слов. Так в некоторых памятниках XVII, XVIII и последующих веков турецкий слой занимает ничтожное место (примерно 10—15 %) [59] . Староосманский язык являлся непосредственным преемником вымершего сельджукского языка [60] . По лексике и грамматике османский язык подразделялся на три разновидности [61] :

Турецкий язык

Придя к власти, кемалисты повели борьбу за очищение языка от арабского и персидского влияния. C целью изучения вопроса о реформе алфавита 15 января 1928 года Совет Министров Турции образовал при Министерстве просвещения „Комиссию языка" (тур. Dil Encümeni ), которая вскоре была распущена. Вместо неё 28 июня была создана новая организация — „Комиссия по алфавиту" (тур. Alfabe Encümeni ), принявшая на заседаниях 8 и 12 июля проект алфавита на основе латинской графики [63] . В своей знаменитой речи 8 августа того же года в Стамбуле Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

1 ноября 1928 года на первом заседании очередной сессии ВНСТ, парламент принял закон о введении нового алфавита [63] . Современный турецкий алфавит состоит из 29 букв (21 согласных и 8 гласных звуков) и 2 орфографических знаков. 12 июня 1932 года Ататюрком было основано Турецкое лингвистическое общество.

Северо-западные диалекты турецкого языка фонетически сильно сближаются с гагаузским языком, причём сам турецкий (в частности его северо-западные диалекты) и гагаузский — оба сближаются с печенежским языком [65] .

Диалекты турецкого языка делятся на 2 основные группы" [66] :

  • западная или дунайско-турецкая: адакалийский, адрианопольский, боснийский и македонский диалекты
  • восточно-анатолийская: айдынский, измирский, караманский, кенийский, сивасский диалекты. К этой же группе относится кипрский диалект и городской говор Анкары.

В качестве основы литературного языка используется стамбульский диалект, на который в последнее время оказывает влияние говор столицы страны — города Анкары.

История Турции

Турция – одно из самых древних государств мира, история которого связана со многими цивилизациями. Страна находится в двух частях света – Западной Азии (в основном) и Юго-Восточной Европе (небольшая часть), и её омывают воды нескольких морей – Черного, Эгейского, Мраморного и Средиземного. Азиатская и европейская части, разделенные двумя проливами – Босфор и Дарданеллы, развивались по-разному. Европейская часть Турции носит историческое название — Восточная Фракия, а азиатская – Анатолия или Малая Азия.

Анкара

Изучение истории любого государства и цивилизации начинается с ее столицы, которая обычно возникает и развивается одновременно с самой страной. В случае с Турцией все не так. Многие столетия столицей государства был красивый, величественный и многоликий Стамбул – город, раскинувшийся на двух континентах, построенный греческим правителем Константином Великим. До конца 19 в. Анкара, которая сейчас является столицей Турецкой Республики, была обычным провинциальным городом. Его построили римляне на Анатолийском холме в провинции Галатия. Именно жители Рима дали городу название Анкария, которое потом трансформировалось в Анкару.

Этническое разнообразие Турции

Большое влияние на культуру и историю Турции оказали заселившие её народы, чьи традиции и мировоззрение были весьма разнообразны. Число жителей достигает 60 миллионов, из которых около 80% — это турки. Представители других этносов — это:

  • Курды – больше 10 млн. человек.
  • Арабы – около 1 млн.
  • Греки – 100 тыс.
  • Сирийцы – 20 тыс. (разговаривают на древнем арамейском языке, исповедуют православие).
  • Армяне – несколько тысяч (большая часть армянского этноса была выселена или уничтожена в начале 20 в.).
  • Евреи – несколько тысяч.

Такое этническое разнообразие оказало огромное влияние также на архитектуру, политический режим и экономическое развитие Турции. Проследить вклад разных народов в становление Турции и синтез многих культур и традиций можно по памятникам культуры, дворцам и городской планировке. В каждом городе Турции есть этнические районы компактного проживания той или иной нации, где чтят историю своих предков.

Заселение Турции

Впервые нога человека ступила на территорию современной Турецкой Республики в районе Средиземноморского побережья. Здесь 7,5 тыс. лет назад появились первые человеческие поселения. Самой крупной цивилизацией были хетты, проживавшие в Анатолии с 1900 г. до 1600 г. до н. э. Они поклонялись природным силам и создали собственное государство – Хеттскую империю. Она причиняла немало беспокойства Египту и племенам, заселявшим Сирию. Наиболее сильным и крупным соперником хеттов было государство Митанни, основанное хурритами. Оно располагалась на востоке, около озера Ван. Хетты в 12-11 вв. до н. э. пали из-за постоянных нападений варваров. Из-за этого регион Анатолии несколько веков находился в полном запустении. Хетты, которым удалось выжить, бежали к границе с Сирией. Тут они создали новое государство, а на месте их бывшей империи появилась Фригия. Ее население было родственно древним фракийцам, от которых, по версии историков, могли произойти армяне. Пало и государство Митанни, на месте которого образовалось Урарту. Оно постоянно воевало с Ассирией. Фригия и Урарту в 8 в. до н.э. были разорены племенами киммерийцев.

Разные цивилизации возникали и на территории Эгейского моря, где самой крупной была греческая цивилизация. Она зародилась тут 3 тыс. лет назад и развивалась до прихода персов и других кочевников. И греческие полисы, и другие города на морских берегах современной Турции пали под натиском персов из династии Ахеменидов.

Им на смену пришел Александр Македонский со своей армией. Он создал на покоренных землях ряд новых городов и подчинил старые государства, посадив на престолы своих ставленников. Когда империя Македонского раскололась, на ее просторах появились Пергам, Понт, Армения, Вифиния.

К 1 в. до нашей эры в Малой Азии появились римляне. Они сумели подчинить своей власти все города и государства, кроме Армении. Она стала буферной зоной между Парфией и Римской империей. Римская империя стабилизировала ситуацию в бывшем хеттском государстве на триста лет, создав здесь условия для покорения соседних земель.

Правление римлян закончилось в конце 4 в. н.э., когда варварские племена разделили империю на две части – Восточную и Западную. Восточные провинции бывшей Римской империи были преобразованы в Византийскую империю. С тех пор на берегах Средиземного моря стало активно распространяться христианство, которое в 6 веке столкнулось с другой религией – исламом. Его на земли хеттов принесли арабы, угрожавшие Константинополю в 7 в. н.э. Православие, принесенное греками, за много веков укрепило свои позиции и стало господствующей религией на бывших землях хеттов и других племен.

Турки-сельджуки

В 11 в. среди тюркских народов властью и могуществом отличались тюрки-огузы, которые заселяли степи от Монголии до западных окраин Киевской Руси. От огузов в 10-11 вв. отделилось племя, возглавляемое ханом Сельджуком. Он со своими соплеменниками переселился в междуречье двух крупных рек – Сырдарьи и Амударьи.

Сельджуки стали распространять свое влияние на западные регионы, захватывая постепенно Афганистан и его северные окрестности, центральные области Персии и приграничную область Аббасидского халифата. Еще одним направлением внешней политики сельджуков стала Малая Азия. В 11 в. оно стало для сельджуков основным. В 1071 г. турки сумели одержать победу в битве с Византийской империей при Манцикерте. Византия потеряла контроль над Малой Азией, которая превратилась в Сельджукский Румский Султанат. Его столица находилась в городе Конья. К 1150-м гг. границы государства расширились, что позволило установить власть практически над всей Анатолией. Правление тюрков-сельджуков закончилось в начале 1190 г. На месте султаната появились многочисленные исламские государства.

Оттоманская Порта

Новый этап в турецкой истории наступил с приходом к власти Османа, который возглавлял один из уделов на окраине Сельджукского каганата. Его владения находились около города Бурсы, что на северо-западе, рядом с границами тогдашней Византийской империи. Осман делал все, чтобы усилить тюркские племена и приступить к формированию единого государства.

Вклад Османа оценили его преемники, назвав империю Османской. Сын первого правителя турецкого государства — Орхан — захватил Бурсу, сделав ее центром своих будущих завоеваний. Это была первая столица Османского государства, позднее функции стольного града были переданы Адрианополю. С захватом византийской Бурсы Византия окончательно была вытеснена за пределы Малой Азии. Но под ее властью всё ещё оставался Константинополь.

В середине 14 в. Мурад Первый захватил Адрианополь, который находился в центре Балканского полуострова. Отсюда турки стали проникать во внутренние районы Балкан. Так, в 1389 г. пала Сербия, было захвачено Косово. После Мурада, который погиб в битве на Косовом поле, Османскую империю возглавил Беязид Первый, продолжавший завоевательную политику своего отца. Большая часть его жизни была посвящена борьбе с татаро-монголами.

Расцвет новой империи пришелся на правление Сулеймана Великолепного, который был при власти с 1520 по 1566 гг. При нем турки возродили славу и величие Константинополя, захватили Иерусалим, расширили границы империи до середины Центральной Европы. Сулейман создал бюрократический аппарат управления страной, который перестал нормально функционировать после смерти султана. В течение 16-17 вв. Османская империя сталкивалась с внутренними интригами, успехами на международной арене, расширением территорий, подавлением восстаний и т.д. 17 век считается зенитом развития Турции, которая к этому времени занимала огромные территории:

  • Север Африки.
  • Балканы.
  • Ближний Восток.
  • Анатолию.
  • Часть Юго-Восточной Европы.

Такая огромная империя не могла не вызывать раздражение у соседних государств, которые претендовали на морские проливы и приграничные территории. Одной из таких стран была Россия, которая с 15 в. постоянно вела борьбу с турками за Крымский полуостров. Татары, образовав в Крыму ханство, в 1471 году признали вассалитет от Турции. Московскому царству это не нравилось, цари все время хотели получить полный контроль над Черноморским побережьем, к тому же татары постоянно совершали набеги на южные границы Руси и продавали русских пленников в Турцию в качестве рабов. Борьба продолжалась больше двухсот лет и закончилась в 1783 г. присоединением Крыма к Российской империи. Также объектами внешнеполитического противостояния России и Турции стали Закавказье и Балканы. Но эти регионы были интересны еще и Австрии, Венгрии и Франции, которые не давали России распространить сюда свое влияние.

Кризисные явления, которые охватили страну в конце 17 – начале 18 вв., усложнили общественную, политическую и экономическую обстановку в Турции. Практически не прекращались восстания народов Балканского полуострова и в других регионах империи, что поставило государство на грань распада. Этого удалось избежать, предоставив некоторым провинциям автономные права. Проведенные мероприятия помогли ненадолго, поскольку бюрократический аппарат был морально устаревшим, коррупция проникла во все органы власти, султан и его окружение мало занимались проблемами огромной страны. Главные акценты делались на то, чтобы удержать регионы от отделения и противостоять нападкам внешних врагов. Порта не проводила завоеваний в 17-18 вв., а только пыталась удержать то, что было захвачено в предыдущие годы. В результате бездействия власти и активизации национальных движений в 18 в. все явственнее становился кризис. Он достиг своего апогея в начале 19 в., чем воспользовались народы имперских провинций и внешние враги.

Во-первых, беспокойство причиняла Сербия, где произошло два крупных восстания за независимость подряд. Во-вторых, наблюдалась политическая нестабильность в Черногории. В-третьих, в 1830-е гг. произошли поражения в Египте, которые поставили Турцию на грань развала. Ситуацию удалось спасти только благодаря вмешательству европейских государств. Им распад Порты был невыгоден, т.к. это усилило бы позиции России на Балканах, на Кавказе и на Черном море. В 1840-м году между Египтом, Османской империей, Францией, Англией и другими европейскими государствами было подписано соглашение. По его условиям, правление египетского монарха ограничивалось только Египтом, а фактически власть этой страны распространялась еще и на Судан. Турецкие султаны понимали, что назрела необходимость кардинальных изменений. Поэтому в течение 1840-х гг. были проведены следующие реформы:

  • Административная – созданы специальные совещательные органы, куда включили немусульман. Эти органы получили название меджлисы, работающие при санджаках и вилайетах.
  • Судебная – приняты новые уголовный и коммерческий кодексы.
  • Образования – в Турции появились первые светские школы. Против преобразований выступили мусульмане, в том числе и духовенство. Оно не хотело, чтобы мусульман и немусульман уравняли в правах. Кроме того, совсем не поменялся порядок призыва в армию и прохождения воинской службы.

Произошло очередное обострение конфликта с Россией из-за сложного положения христиан в Турции. Началась Крымская война, в которой Турция выступила против России в коалиции с западными странами. И хотя война окончилась победой, она негативно сказалась на ситуации в Османской империи. Казна была истощена, а государство попало в огромную долговую яму.

За реформами 1840-х гг. последовала следующая серия реформ, которые начались в 1850-х и закончились в 1860-х гг. Главной целью преобразований было улучшение положения христиан в Порте. Среди основных действий турецкой власти того времени стоит отметить:

Позже была принята Конституция, которая стала победой интеллектуальных сил империи, стремившихся преобразовать страну. В Турции появился парламент, осуществляющий законодательную власть. По итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был подписан Берлинский трактат, по условиям которого Россия получила часть кавказских владений Турции. Российской империи досталась и Южная Бессарабия. Потеряла Османская империя и большинство балканских владений, а над частью национальных автономий был установлен международный контроль. В конце 19 в. в Турции активизировались национально-освободительные движения, на которые власть отвечала насилием против беззащитного мирного населения. Больше всего пострадали армяне, против которых турецкий султан развернул политику геноцида.

Радикальные изменения 20 в.

В новом столетии Турция пережила несколько радикальных преобразований, связанных со сменой политических режимов. В конце 19 – начале 20 вв. в Османской империи стали появляться младотурецкие организации, которые пришли к власти в 1908 г. Первое правительство действовало еще при султане, но при решении национальных конфликтов и младотурки действовали также жестоко, как и прежний режим. Младотурки добились смены султана, проведения новых реформ, отстаивали единство Порты. Младотурецкий режим отличался нестабильностью, чем воспользовались соседние государства. До 1914 года были потеряны: Ливия, Черногория, Сербия, Болгария и Греция.

Первая мировая война сначала дала надежду на возврат потерянных вилайетов при помощи Германии. 1915 год стал одной из самых трагических страниц в турецкой истории. Были проведены этнические чистки среди армян, коснувшиеся элиты этого этноса. Потом пришла очередь обычных граждан Армении. До 1918 года было убито от 1,5 млн. до 2 млн. армян. Преднамеренная политика уничтожения мирного населения коснулась также греков и ассирийцев. Кроме убийства представителей других этносов, власть во время Первой мировой войны приказала уничтожать религиозные, исторические, культурные памятники. Все они принадлежали православному населению.

По результатам войны, Османская империя потеряла все свои владения и была разделена между Италией, Англией и Францией. Удалось сохранить только малую Азию, за исключением Киликии. В страну были введены оккупационные войска, которые контролировали внутреннюю жизнь. В условиях присутствия других государств в бывшей Османской империи стали возникать организации, ставившие себе цель сделать государство независимым и демократическим.

1970-1980-е гг. – период внутренней и внешней стабильности, которая затем сменилась борьбой политических группировок, терроризмом, инфляцией, ростом преступности. Экономическая и общественная жизнь Турции была парализована. Ситуацию стал исправлять новый премьер-министр — Тургут Езал, пришедший к власти в 1983 г. Он активно внедрял в жизнь экономические реформы, направленные на либерализацию. В страну стали поступать инвестиции, что вызвало бум в деловой сфере. Езал умер в 1993 г., что опять ввергло Турцию в хаос. Выборы проводились регулярно, но партии не могли создать работающие коалиции. Только к концу 1990-х гг. Турция стала выходить из сложной политической ситуации. Способствовал этому и запрет в 1998 г. исламской партии Благосостояния.

Турция в 21 веке

В начале 2000-х гг. в Турции была полностью разрушена экономика, страну наводняла армия безработных, приостановился поток денег от Международного Валютного Фонда. История 21 века связана с противостоянием ислама и демократии. До 2015 года Турция, которая является страной-членом НАТО, старалась стать светским государством.

Главной партией в стране стала Партия Справедливости и Развития, возглавляемая Реджепом Эрдоганом, который в 2003 году стал премьер-министром Турции. При нем проводились реформы, направленные на то, чтобы снизить роль армии и военных в жизни страны. Члены партии после парламентских и президентских выборов заняли ключевые должности в Республике. Это были посты премьер-министра, главы парламента и президента. Партия стала ключевым игроком в политической и общественной жизни Турции, стараясь убрать всех недовольных от власти.

Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Какой народ живет на этой территории теперь?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Смесь

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.

Другая версия

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Генетика

Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.

Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять — в Сирии и в Ираке, и почти семь— в Европе.

Больше всего турок в Германии — четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии — полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании — 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии — 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.


Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.


Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Турки достойны называться великим народом. Их история полна великих завоеваний, культурные достижения поражают фантазию. Они известны благодаря кулинарии, искусству и науке.

История


Характер


В Турции проживает множество национальностей. Основу составляют турки и курды. Постоянное присутствие завоевателей привело к формированию специфического народа с не менее специфическими чертами характера.
Многие путешественники отмечают вежливость и обходительность турков. Они стремятся помогать друг другу, поддерживая даже в трудную минуту. Большое значение народ придает этикету и всячески старается знакомить иностранцев с традициями своей страны. Поэтому, чтобы произвести приятное впечатление на турка, надо знать хотя бы несколько слов по-турецки. Большое культурное значение имеет религия ислам.
Характер турков можно назвать противоречивым. Это связано с историей и современной реальностью. Предки турков были великими завоевателями, Стамбул являлся Константинополем — одним из важнейших городов в Римской империи, а сейчас в Турции существует социальное неравенство. Многие жители называют страну великой, однако понимают, что ее народ живет непростой жизнью. Есть богатые и много бедняков.
Турки не очень любят спорить, ведь спор способен привести к разрыву отношений. Некоторые довольно наивны, поэтому подпускают к себе льстящих и неискренних людей. Будучи самокритичными, в свой адрес люди критику не терпят, однако всегда любят хорошие шутки.
Одно из самых нелюбимых явлений для турка — это давление. Даже если он что-то делает плохо, его нельзя ругать. Нужно непременно хвалить и объяснять, что стараться следует лучше. Самым же ценным в отношениях турки считают доверие. Выказывание обратного способно спровоцировать недовольство.
Часто турки не готовы признать вину, списывая дурное поведение на шайтана. Например, если человек делает необдуманную покупку, а затем начинает корить себя, наверняка вы услышите от него, что все это вина злых духов.
Чувства времени для турков не существует. Их нельзя назвать пунктуальными, педантичными, расторопными. Опоздать на встречу, отложить сделку, прийти позже назначенного времени — обычное дело. Турки часто откладывают дела на потом. В итоге завтра у них превращается в послезавтра, а послезавтра означает, что дело откладывается на неделю.
Огромное влияние на жизнь и характер людей оказывает ритм города. В маленьких городах Турции люди более спокойны и относятся друг к другу с уважением. В крупных же часто можно увидеть толкучки, суету и ругающихся людей.

Жизнь


Жизненный уклад турков определяется приверженностью к религии, отношению к семье и женщине, обычаям гостеприимства. Последним уделяется важная роль в повседневной жизни. Люди приглашают друг друга в гости после одной-двух встреч. Таким образом турок показывает доверие. Он непременно познакомит с родственниками и семьей, угостит ужином или чаем. Национальный обычай предписывает сделать гостю ответный шаг.
Женщина воспринимается как объект любви. Редко она может быть подругой, коллегой, помощником. Последнее десятилетие внесло свои коррективы, поэтому в турецком обществе можно встретить работающих женщин, даже занимающих посты на государственной службе.
Добрачные отношения запрещены, негативно воспринимается гражданский брак. У турков принято жениться сразу, если вы понравились друг другу. Причем проявлять эмоции можно только в стенах родного дома. Полиция внимательно следит за соблюдением нравственности, поэтому целующихся мужчину и женщину на улице встретить вряд ли удастся. Измены считаются тяжким грехом. Особенно со стороны женщин. Как ни странно, мужчинам подобные проступки могут простить. Одновременно у женщины может быть много поклонников, что совсем не играет ей на руку. До сих пор браки заключаются исключительно по согласию родителей. Часто именно они и выбирают дочери жениха. Впрочем, постепенно европеизация меняет турецкое общество и его устои.
Семейный уклад турков строится на четкой иерархии. Мужья, отцы — главные люди. Младшие всегда подчиняются старшим. Роль старшего брата аналогична роли отца для младших сестер и братьев. Старший обязан защищать, учить, наставлять. Воспитание предписывает ребенку вставать, когда отец заходит в комнату. Часто детям запрещается курить в присутствии родителей.
Понятия красоты отличны от европейских. В городах ценятся стройные и ухоженные девушки, в сельской же местности женщине необходимо иметь силу и выносливость, поэтому полнота для нее вполне естественна.
К женщине проявляют должное уважение в семье мужа лишь тогда, когда она родит сына. Ей предписано всячески оказывать уважение родителям мужа, но с рождением первого сына все меняется. Чем больше сыновей, тем выше ее статус.
Хвастать способностями жены у турецких мужчин не принято. Демонстрация нежности, любви приравнивается к интимным отношениям, поэтому показывать их в обществе не рекомендуется. Женщине нельзя ходить одной по увеселительным заведениям.

Культура


Турция богата архитектурными сооружениями и площадями. Здесь много церквей, университетов, мечетей, древних храмов. До наших дней хорошо сохранились развалины ликийского города, будто бы возникшего из горы. В Европе пользуются большим почетом литературные произведения турецких постмодернистов. С 60-х годов прошлого века наблюдается популяризация театра.
Османы были преемниками технических достижений византийцев. Сохранив их знания, они стали всячески приумножать накопленный опыт. В результате в Турции есть довольно много университетов, в которых преимущественно введено платное обучение. Оно характеризуется доступностью для многих молодых людей, развитие затрагивает исторические, социальные, технические, технологические сферы науки.

Особенности


Одежда


Отношение к повседневной одежде у турков двоякое. Среди населения можно встретить многих людей, одетых в повседневную европейскую одежду. Некоторые соблюдают исламские традиции, нося национальные костюмы.
Провинциальные мужчины и женщины довольно строги в одежде, городские — более свободны. Распространенными предметами гардероба становятся пиджак, галстуки, рубашки. Общей чертой для всех жителей в одежде является сдержанность. Не принято носить откровенные наряды, привлекающие внимание.

Национальный костюм

Традиционно сложилось так, что лучшие одежды носили первые жены султанов. Те женщины, которые принимали ислам, носили:

  • фераджу — хлопчатобумажные рубашки с широкими рукавами;
  • штаны по типу шаровар;
  • на голове носили чадру, закрывающую ее почти полностью вместе с плечами.

Ряд исследователей полагает, что богатые девушки не скрывали лиц, в то время как рабыни были обязаны закрывать лица полностью.
Нерелигиозные женщины надевали юбки фустанеллы, накрывали головы платком, а в качестве верха использовали все те же рубашки. Мужчины носили рубахи, штаны, камзол, кушак. Янычары (военные) пользовались аналогичным гардеробом, однако их рубашки не имели рукавов, чтобы не сковывать движения.
Именно такие черты имел турецкий костюм до 18 века. Сейчас они стали несколько проще. Особенно в отношении строгости. Женщинам разрешено открывать лицо полностью, а с 1925 года они имеют конституционное право носить любую одежду.


Турецкая кухня изобилует мясными блюдами. Турки любят мучное, сладости, добавляют в еду много овощей. Из масел чаще используются оливковое и сливочное.
Завтраку уделяется много внимания. Блюдо обязательно сопровождает кофе, а сама трапеза представлена в виде шведского стола. Непременно завтрак должен включать свежие овощи, множество видов сыров, оливки, медовые соты и куриные яйца. Яичница в Турции готовится с использованием сливочного масла, в нее добавляют красный перец, колбасу.
Колбасы преимущественно делаются из индейки, говядины, курицы. Иногда на замену меду приходит ягодное варенье. Наконец, к завтраку непременно должен прилагаться свежеиспеченный хлеб. Кофе не является обязательным к употреблению напитком, его можно заменить черным чаем.
Первое блюдо сильно отличается от европейских. Традиционные турецкие супы часто представляют собой пюре. При этом турки говорят, что суп нужно именно пить, а не есть.
Наиболее популярным считается чечевичный суп, что связано с широким распространением бобовых культур. В Турции используют любую чечевицу: красную, желтую, зеленую. К ней добавляют картофель, лук, морковь. Чечевичный суп часто сдабривают перцем и лимонным соком. Гурманам обязательно будет интересен молочный суп. Готовят блюда из муки и йогурта. Суп получается густым, пикантным благодаря перцу, чесноку и луку.
Мясо в стране стоит довольно дорого. Однако мясные блюда пользуются популярностью. Распространены говядина, баранина, телятина. Часто можно встретить кебабы из ягненка, которые продают прямо на улицах. Кстати, типов кебаба существует довольно много. Например, шиш-кебаб содержит рис и шашлык, а адана фаршируется мясным фаршем.
Неизменным национальным блюдом турецкой кухни остается плов. Обычно в него добавляют оливковое, реже сливочное масло. Любителям колбас по вкусу придется суджук, представляющий собой сплющенную колбасу с использованием разнообразных специй. Ее всегда обжаривают, часто добавляют в яичницу.
Рыба тоже имеется в достатке. Морепродукты наблюдаются в изобилии. Турки научились готовить из рыбных блюд удивительные произведения кулинарного искусства. Среди низ балык экмек, представляющий собой подобие рыбного сандвича, всевозможные виды мидий с разнообразной начинкой. Их подают в ресторанах, уличных закусочных или прямо в лотках.
Популярной сладостью остается лукум. Лакомство изготавливают из сахарного сиропа. Лукум может быть с добавлением лепестков роз, фисташек, арахиса, кокоса. Это изысканное угощение впервые стали преподносить султанам, а теперь оно доступно каждому жителю и гостю Турции.
Еще турки обожают пахлаву, которую приготавливают из слоеного теста. Это удивительно вкусное кушанье, пропитанное медовым сиропом. Лучше всего брать угощение в кондитерских, где пахлава всегда свежая.
Сладкоежки оценят локму — это маленькие шарики, обжаренные в масле, политые сахарным сиропом или медом.

Праздники


Турецкие праздники можно разделить на:

  1. религиозные
  2. народные
  3. государственные.

Празднества отмечают везде, причем делают это с размахом. Ярким примером тому служат исламские Курбан-байрам и Рамазан. Самым же ярким является Рождество Мухаммеда. Праздник сопровождается иллюминациями, массовыми народными молитвами, пожеланиями добра, счастья, совершением благих поступков, песнопениями и танцами.
Главным турецким государственным праздником считается День республики. Его отмечают многие жители Турции, выходя на демонстрации, участвуя в парадах. Праздник приходится на 29 октября, а всего через несколько дней отмечают День Ататюрка. Он полная противоположность Праздника республики: многие развлекательные учреждения закрываются, повсюду транслируются фильмы, чествующие деятельность Кемаля.
Посмотреть на реконструкции захвата Стамбула можно 29 мая в столице на городской площади. Реконструкции приурочены к празднику взятия византийской столицы, что считается крайне важным событием в истории Турции.
Многим туристам очень нравится Праздник весны. Это действительно необычный день, сопровождющийся национальными танцами. Люди верят, что в Праздник весны с небес спускается пророк Хызыр, исполняющий желания. Каждый готовящийся к ответному дню должен прибраться в жилье, очистить разум от дурных помыслов. На встречу весны готовят угощения, помогают беднякам, загадывают желания.
Новому году предпочитают Навруз. Праздник отмечается в конце марта. В этот день принято окружать себя вином, хлебными лепешками, ростками ячменя, монетками. Во время Навруза воздают почести священному огню.
На формирование турецкого народа оказали влияние многие завоеватели. Позднее их предки сами стали мощной силой, сумевшей победить великую Византию. Сейчас турки переживают непростые времена, но имеют все перспективы для развития. Продолжая укрепление торговых отношений с Востоком и Западом, Турция остается значимым торговым партнером, а влияние культуры народа и туристическая привлекательность позволяют людям осознавать важную роль в мире.

А чтобы узнать, какую еду стоит обязательно попробовать в Турции, посмотрите представленный ниже видеоролик. В нем показаны 5 наиболее популярных среди европейских туристов блюд турецкой кухни.

Читайте также: