Права и обязанности детей кратко 5 класс

Обновлено: 19.05.2024

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Права и обязанности ребенка

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами и свободами:

  • право на имя (фамилию), гражданство и их изменение;
  • право жить и воспитываться в семье, общаться с родственниками;
  • право на получение содержания от членов семьи (алименты, пенсии, пособия);
  • право на защиту собственных интересов;
  • право на защиту от потребления наркотических средств и привлечения к производству или же торговле таковыми веществами;
  • право на защиту от экономической эксплуатации;
  • право на свободу выражения взглядов, что обязательно должно рассматриваться с учетом возраста и зрелости;
  • право на участие в молодежных и детских организациях с целью общественного развития и самореализации в социальной жизни;
  • право на доступ к информации и материалам, особо к тем, что затрагивают интересы ребенка;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • право на образование;
  • право на проживание в жилом помещении в соответствующих условиях;
  • право на имущество, приобретенное в день рождения или же наследство, а также какое-либо другое имущество, обретенное на средства ребенка.

Обязанности ребенка

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Права и обязанности ребенка

Ребенок, не достигший совершеннолетия, должен получить основное общее образование и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В семье дети должны не только почитать старших, но и заботиться о родителях или опекунах.

Несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую повинность в форме учета и военной подготовки.

С позиции уголовного права при нарушении закона ребёнок быть может привлечён к ответственности за некие правонарушения с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за такие правонарушения, как грабеж, разбой, предумышленное убийство, изнасилование, угон автотранспортных средств, захват заложников, вымогательство и другие.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Документы о правах и обязанностях ребенка

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите. Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка. Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование:

- экран или интерактивная доска,

Ход классного часа

1. Организационный момент.

3. Беседа-диспут о правах ребенка.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. (СЛАЙД 4)

Ребята, а как вы думаете, для чего же нужны законы? (ответы детей )

Ребята, а как вы думаете, что же такое законы? (ответы детей )

Но еще раньше 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята и подписана 193 странами Конвенция о правах ребенка . (СЛАЙД 8) Такое большое количество согласных с данной конвенцией стран указывает на то, как важно соблюдать и защищать права ребенка.

Что же значит слово конвенция? Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Ребята, давайте подумаем с вами, какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей )

Давайте начнем с самого главного права каждого ребенка - право на жизнь (СЛАЙД 9) . К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении. (СЛАЙД 10) Каждый ребенок, рождаясь на свет, приобретает право на имя. У каждого из нас есть свое имя, фамилия, отчество, которые подтверждаются документами – при рождении ребенку выдается самый первый документ – свидетельство о рождении, при достижении возраста 14 лет – ребенок получает паспорт.

Также все дети имеют право на медицинскую помощь и образование. (СЛАЙД 11) В нашем государстве всем детям предоставлено право на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования.

Конвенцией о правах ребенка также определены права детей:

- на отдых и досуг. (СЛАЙД 12)

- право иметь имущество (СЛАЙД 13)

- право свободно выражать свои взгляды (СЛАЙД 14)

- право на свободное перемещение (СЛАЙД 15)

- право на заботу и воспитание родителями (СЛАЙД 16)

- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям) (СЛАЙД 17)

- право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки (СЛАЙД 18)

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, а как вы понимаете, что такое обязанности? (ответы детей )

Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения (СЛАЙД 19)

Очень важно знать и соблюдать не только свои права, но и обязанности. Какие же обязанности есть у ребенка? (СЛАЙД 20)

- во-первых, каждый ребенок должен соблюдать законы страны, в которой он проживает;

-во-вторых, уважать права других людей и не нарушать их;

- в третьих, соблюдать правила и нормы поведения;

- в четвертых, охранять природу;

- в пятых, получить образование.

Обучаясь в школе каждый ребенок также обязан соблюдать ряд обязанностей (СЛАЙД 21-22):

- выполнять правила того учебного заведения, в котором он обучается,

- бережно относится к имуществу школы,

- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,

- выполнять требования работников школы по соблюдению правил поведения в школе.

Учащимся запрещается: (СЛАЙД 23)

- говорить плохие слова;

- играть на уроке;

- портить школьное имущество, имущество педагогов, других учеников.

Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Из предложенного перечня (СЛАЙД 24) в ыберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся:

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

3. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

4. Уважение человеческого достоинства. (Право)

5. Добросовестно учиться. (Обязанность)

6. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

7. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)

8. Иметь имущество. (Право)

9. Носить школьную форму. (Обязанность)

10. Посещать мероприятия в школе. (Право)

11. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

12. Воспитываться в семье (Право)

13. Беречь природу (Обязанность)

5. Подведение итогов

Итак, ребята. О чем вы сегодня узнали? (ответы детей )

Правильно, о ваших правах и обязанностях.

Какие права есть у каждого гражданина? (ответы детей )

А какие обязанности? (ответы детей )

Молодцы! Но главное, помните, что защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. (СЛАЙД 25)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника:

право на бесплатное образование

право на получение дополнительного образования

право на охрану жизни и здоровья

право свободы выражения своих убеждений

право посещать мероприятия

право на защиту

право пользоваться библиотекой

право избирать и быть избранным

право на обучение по индивидуальным программам

право на выбор образовательного учреждения

право вступать в общественные организации

право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

беречь школьное имущество

уважать учащихся и работников школы

выполнять устав школы

выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности:

Защищать свое Отечество

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

возможность делать все, что хочешь

независимость от кого-то

отсутствие стеснения, ограничений

право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

1. запрет курить в общественных местах

2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

1. запрет кататься по перилам

2. запрет играть на проезжей части дороги.

- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня:-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд


По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )

Ответы кроссворда


Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

Читайте также: