История возникновения религии кратко

Обновлено: 07.07.2024

От страхов за жизнь в НЕОПОЗНАННОМ МИРЕ ПРИРОДЫ И ВСЕЛЕННОЙ за своё здоровье жизнь и благоденствие. люди стали молиться БОГУ (богам).

Мировой религией является религия , которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру . Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической ( происхождение верующих) или политической.

Кратко из истории:

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ (Обзор составлен лично мною (Евгением Говсиевич) на основании анализа различных источников)

ИНДУИЗМ (около 1 млрд. чел.)

Индуизм – религия, распространенная в современной Индии и Непале. Встречается в Шри-Ланке, Бангладеш, Гайане.

1. Карма – поступки и действия, обязанность выполнить свой долг. Считалось, что каждый человек при рождении получает от богов свою карму. Несоблюдение долга наказывается плохим перерождением после смерти.

2. Артха – польза и выгода. Стремление к материальному благополучию.

3. Кама – любовь, удовлетворение телесных потребностей.

ИУДАИЗМ (15 млн. чел.)

БУДДИЗМ (500 млн. чел. в 86 странах)

- любовь ко всему живому (а не только к ближнему своему);
- приоритет духовных потребностей перед материальными.

• Учение Будды пошло по трем направлениям:

-учение тхеравады (человек не зависит от воли богов). Духовное совершенство достигается через смирение, милосердие и самоконтроль. (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма);
- учение махаяны обожествляет личность Будды (допускается существование первичных Будд, предшественников Гаутамы. Есть и будущий Будда, называемый Майтрея). (Китай, Вьетнам, Шри-Ланка (бывш. о.Цейлон), Корея);
- ламаизм – Буддизм пришел в Тибет в VII в. Буддизм махаяны в Тибете испытал влияние старой религии шаманского типа и вобрал в себя таинственное тантрическое учение с элементами магии (священнослужители-ламы, Верховный лама – далай – лама) (Монголия, Тибет, Бурятия, Вьетнам, Бутан, Китай).

• около 400 млн. буддистов проживают в Азии.
• Из них 56% исповедуют буддизм махаяны, 38% буддизм тхеравады и 6% - ламаизм.
• 500 тыс. буддистов проживают в Лат. Америке.
• 320 тыс. – на территории бывш. СССР.
• 220 тыс. – в Европе.
• 200 тыс. – в Сев. Америке.
• 13 тыс. – в Африке.

• Буддисты поддерживают экуменические убеждения, устанавливают контакты с христианами.
• Эта религия привлекает интерес во всем мире. Она не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру.

• Согласно легенде высоко в Гималаях (Тибет) существует райская страна Шамбала. В ней никогда не бывало болезней или стихийных бедствий. Там всегда светит солнце и никогда не бывает плохой погоды. В этой стране живут красивые, сильные люди. Они живут долго и счастливо. Но попасть в прекрасную страну Шамбалу может только тот, кто постиг сокровенную глубину Великого учения. Остальные ее не заметят и пройдут мимо.

РЕЛИГИИ В ЯПОНИИ

Японский Буддизм (махаянизм) и синтоизм
(большинство населения исповедуют обе религии одновременно)

• КОНФУЦИЙ родился на Востоке Китая в 551 г. до н.э., в знатной, но обедневшей семье.
• Он был гениальным человеком и стал Учителем.
• Конфуций подобно Будде обращался к разуму людей, уча их понимать не только смысл, но и логику жизни, стремиться к правде, чтя прежде всего её.
• Следует иметь ввиду, что страна Конфуция (Китай) и Будды (Индия) – не слишком крупные по своим размерам – имеют максимальное число жителей (более трети всего населения мира). Не означает ли это, что именно они живут в наибольшем согласии с высшими Законами.
• Легенда гласит, что Конфуций встречался с другим мудрецом Лао-цзы, основателем Даосизма.

• В КИТАЕ 3 основные религии: буддизм (ламаизм и махаяны), конфунцианство (учение) и даосизм.

ДАОСИЗМ (Китай, Вьетнам)

• ЛАО ЦЗЫ – старший современник Конфуция. Народная фантазия наделила Лао Цзы и историю его жизни самыми невероятными подробностями. Он – предтеча БУДДЫ, в которого, в конце концов, превратился. Но задолго до этого, также подобно Будде, он постоянно являлся в этот мир, то в одном, то в другом облике. Его рождению предшествовало непорочное зачатие, что предвосхищает историю появления на свет Иисуса Христа. Согласно китайским легендам, когда мать будущего мудреца – ЮН-НЮЙ – вдыхала однажды аромат цветущей сливы, в её приоткрытый рот проникла светящаяся капелька Солнца.

• В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире.
• Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы. Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства. Произошёл раскол - СХИЗМА.

• Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г.

• КАТОЛИКОВ более 1 млрд. чел.

• Католическая церковь, как и православная, признает наряду со Священным Писанием (Библией), Священное Предание (постановления Соборов, учения отцов церкви).
• Католическая церковь признает 21 Собор, православная – только 7 первых, состоявшихся до 1054 г.
• В католической церкви соблюдается строгая иерархия: Папа – кардиналы – епископы – священнослужители – монахи.

• Католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств – крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение (соборование). Из Нового Завета следует, что крещение и причащение установил сам Иисус Христос.

• ПРОТЕСТАНТСКОЕ движение в среде католиков, закончившееся реформацией, возникло в XVI в.
• Перемены были связаны с пороками католической церкви (крестовые походы – потоки крови неверных; инквизиция сожгла тысячи еретиков; продажа индульгенций (свидетельств о прощении грехов) наполнила сундуки церкви золотом).
• Основателями Реформации были Лютер и Кальвин.
• Религиозные войны во Франции длились с 1562 до 1598 г. Варфоломеевская ночь (1572 г.) во Франции унесла жизни 30 тыс. протестантов (гугенотов).
• Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.

- личная вера:
- прямое общение человека с Богом;
- не верили в заступничество святых перед Богом;
- отказались от икон и почитания святых;
- не признавали Священное Предание;
- признавали только Священное Писание (Евангелие);
- требовали отменить торговлю индульгенциями;
- из таинств признавали крещение и причастие.

• Протестантов всего – более 800 млн.чел.

• Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции церквей (сближение – экуменизм).

• Протестантизм является несомненным прогрессом по отношению к католической церкви, хотя и не безусловным прогрессом. Ибо на место живого авторитета прежней Церкви протестантизм поставил мёртвый авторитет Библейских книг, и своим резким отпадением задержал непрерывность органического развития Церкви. Будучи по своей тенденции антиуниверсальным направлением, протестантизм не способен воссоздать утрачённое единство Церкви, которое он разрушил, и сам распался на секты.

• Приверженцев этой веры называют мусульманами.
• Это третья мировая монотеистическая религия после иудаизма и христианства, провозглашенная пророком Мухаммедом, который в истории религии играет не меньшую роль, чем Авраам, Моисей и Иисус.
• Ислам зародился на Аравийском полуострове в начале VII в. (Ирак, Иордания, Сауд.Аравия, Иемен).
• Ибрахим – это тот же Авраам, сын его Исмаил (от египтянки Агари).
• Мухаммед тот же Моисей, которому явился Аллах в лице архангела Джабраила и призвал его учить людей новой вере - в Аллаха.
• Однажды ночью Мухаммед на своей крылатой кобыле Бурак в сопровождении архангела Джабраила отправился в Иерусалим на Храмовую гору, где впоследствии была возведена мечеть Куббат-ас-Сахра (в 70 г. на этом месте был разрушен Храм Титом Веспасианом, который был построен Соломоном в 966 г. до н.э. и восстановлен после Вавилонского пленения в 516 г. до н.э.). Там он встретился с Авраамом, Моисеем и Иисусом, а затем поднялся на седьмое небо и предстал перед аллахом.
• Язычники всячески препятствовали деятельности пророка.
• Мухаммед объявил священную войну (джихад) врагам Аллаха. В 630 г. он вернулся в Мекку из Медины (350 км. от Мекки) победителем и очистил древнейшее святилище языческой Аравии Каабу от идолов.
• Два года спустя он умер в Медине.
• После этого началось широкое распространение Ислама.

• В основе мусульманского образа жизни лежат 5 столпов:

• Коран – божественное послание Мухаммеда. Предписывает женщинам - мусульманкам носить одежду, скрывающую лицо и тело.
• Ислам требует терпимости по отношению к другим религиям.
• В 655 г. произошел раскол и мусульмане разделились на суннитов и шиитов.

• СУННИТЫ (их 90% от всех мусульман), считают, что:

1. Община может выбрать Халифом (преемником) любого своего члена.
2. Наряду с Кораном они чтят Сунну (Священное Предание).
3. Всех остальных мусульман называют заблуждающимися.
4. Придерживаются умеренных взглядов, против экстремизма.

• Приверженцы бахаизма есть во многих странах мира (70 тыс. представительств в разных странах, 5 - 7 млн. приверженцев).

• Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины относительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков:

• Кришна (ИНДИЯ),
• Зороастр (ПЕРСИЯ),
• Авраам (ПАЛЕСТИНА) или Ной,
• Будда (ИНДИЯ),
• Моисей (ПАЛЕСТИНА),
• Иисус Христос (ПАЛЕСТИНА),
• Мухаммед (АРАВИЯ),
• Баб (ИРАН) и сам
• Баха-Улла (ТУРЕЦКАЯ ИМПЕРИЯ).

• Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству.

• Избранниками или Явителями Бога были Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Магомет, Баб, Баха-Улла.

Индуизм/Кришна/Бхагават-Гита/Между 3000-1400 гг. до н.э
Иудаизм/Моисей/Тора/1400 г. до н.э.
Зороастризм/Зороастр/Зенд-Авеста/1000 г. до н.э.
Буддизм/Будда/Евангелие Будды/566 г. до н.э.
Христианство/Иисус Христос/Евангелие/0-6 лет до н.э.
Ислам/Магомет/Коран/570 г. н.э.
Вера баби/Баб/Байан/1819-1850 гг. н.э.
Вера бахаи/Баха-Улла/Китаб-И-Агдас/1817-1892 гг. н.э.

Это из истории религий.

А по сути вопроса. Почему люди придумали себе богов.

Они боялись ГРОЗУ, ЗАСУХУ и отсутствие урожая на полях,извержение вулканов, даже звёзды на небе - это для человека
не опознанные объекты.

Развитие религии происходило параллельно с развитием миросозерцания человека и отражало уровень его мировосприятия. На ранних стадиях этого развития религиозные представления были достаточно примитивны.
Всякие закономерные явления первобытный человек воспринимал как целесообразные или, по крайней мере, целенаправленные, они мыслились как вызванные разумной волей. На опыте наблюдать связь между причиной и следствием человек мог, в сущности, почти исключительно в пределах своей собственной деятельности, а поэтому причину чувственно представлял себе как акт воли. Тем самым за всяким явлением мира мыслилось разумное движущее им существо, которое для благополучного исхода любого действия следует умилостивить, сделать благосклонным. Это существо, или божество, мыслилось не духовным (ибо нематериальный дух – это тоже абстракция, для словесного выражения которой ещё не хватало лексических средств), а материальным. Оно могло отличаться от человека могуществом, злобностью, чем угодно, но не духовностью.
Божество не отличалось также и бессмертием, потому что человек не имел средств чувственно и словесно представить смерть как небытие (это нашло, например, отражение в греческой мифологии, когда дух дерева – гамадриада – умирал вместе со срубленным деревом). Умерший был для него перешедшим из жизни здесь в жизнь где-то в другом месте; точно так же родившийся был перешедшим из жизни где-то в другом месте к жизни здесь. Переходом из одного бытия в другое был переход из детства: мальчика в полноправные воины, девочки – в девушку брачного возраста. Такой обряд часто сопровождался обрядом инициации (посвящения).


Тотемизм (яз. индейцев-оджибве – “тотем” – его род), термин впервые употреблён в европейской литературе в конце ХVIII в. – вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определённой группой людей (примитивным родом) и каким-либо видом материа льных предметов, чаще всего животных, реже растений и т.д. В проце ссе наблюдений за своей деятельно стью, люди обратили внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены данного рода считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом; его не почитали, но считали “отцом”, “старшим братом” и пр. Это выражалось в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу.

Тотемизм возникает в связи с необходимостью самоидентификации человека, осознанием своей самостоятельности, потребностью в интегрирующей идее, единой для всей общины. Тотемизм отражает и неразрывную связь человека и природы.

Это верование было мощной психологической поддержкой: избавляло от страха смерти, поскольку первобытные люди верили, что человек не прекращает жить, а перевоплощается в тотемное животное, сбрасывая слабую человеческую оболочку. Тотемные животные, в свою очередь, могли приходить на помощь своему роду, превращаясь в людей. Это нашло в дальнейшем своё отражение в сказках (например, перевоплощение Серого Волка в русской сказке). Тотемизм включал и первые моральные принципы (например, система табуирования – запретов): на убийство тотем ных животных, и даже произнесение в их адрес злых слов. Иногда запрещалось называть имя животного: медведь не название этого зверя, а иносказание – зверь, знающий, где имеется мёд. Тотемистические верования сохранились и в наши дни. Коровы являются священными животными индуистской религии, их нельзя тревожить, когда они отдыхают, даже если поперёк дороги. В Египте почитают кошек, собак, крокодилов, змей и других животных. Тотемистические корни имеет деление животных на “чистых” и “нечистых” в иудаизме и исламе.



Среди первобытных верований встречается и анимизм – вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдель

но от материальной. Люди заметили, что во сне, когда тело остаётся неподвижным, они видят сны, в которых переживают различные события. Значит, какая-то часть личности покидает материальную оболочку и временно в ней отсутствует, участвуя в разли чных приключ е


Очеловечива я духов, люди наделяли их своими психологическими особенностями, эмоциями и страстями и в соответствии с этим пытались договориться с ними и завоевать расположение. С этой целью они приносили подарки (ведь каждому приятно получить подарок), танцевали (каждому приятно развлечься). Однако, поскольку духи всё же не люди, то говорить с ними надо на понятном им языке, так появились особые словесные формулы – заклинания и культовые действия. ниях в особ ом мире. Так возникает представление о стране душ (поля Иалу у древних египтян, Элисия у древних греков, Рай у христиан). Поскольку люди были стихийными материалистами, то они полагали, что в стране душ, как и в нашем мире, души нуждаются в пище и бытовых вещах, отсюда появляются в захоронениях предметы, необходимые для земной жизни.

Стремление использовать в магических ритуалах особые предметы породило фетишизм (португальск. фетиш – “священный, волшебный предмет”). Наши прапредки справедливо полагали, что от совершенства инструмента во многом зависит успех дела, поэтому неуспех в магических обрядах обясняли несовершенством применяемых инструментов, а если инструмент, как им казалось, способствовал благополучному исходу дела, то он признавался обладающим магической силой и становился фетишем.

Вскоре маги, жрецы монополизировали контроль над изготовлением фетишей, засекретили этот процесс и даже охраняли их от прикосновения посторонних. Изготовление фетишей можно признать процессом зарождения религиозного искусства, хотя в отношении любого раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос о его религиозности, а только о том, используется он в культе или нет, поскольку вплоть до поздней древности иных мировоззрений, кроме религиозных, практически не существовало.
По поводу места фетишизма в процессе становления религии существует ряд точек зрения. Одна признаёт его завершающей стадией развития пер вобытных религиозных верований, поскольку изготовление фетиша требовало значительных познаний и умений, которые жрецы хранили, так как обладание ими давало возможность влиять на поведение людей, и, что немаловажно, получать значительную долю добычи. Это явилось первым шагом на пути расслоения общества, приведшего к разложению первобытных отношений. Другая точка зрения: появление фетиша – результат недостаточного развития абстрактного мышления человека, которому был нужен видимый, осязаемый символ. Это не лишено резона, по той причине, что даже в последующих эпохах встречаются подобные материальные воплощения божества: греки почитали Геру в виде доски, Аполлона в виде пирамиды и т.д. Есть мнение, что в процессе трудовой деятельности человек выделял наиболее удачные орудия труда и, не имея другой поддержки, надеялся на свои “удачливые” инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм – самая древняя форма религии. Проявления фетишизма ест ь и теперь, например, культ святых мощей в христианстве и почитание Чёрного Камня в храме Кааба приверженцами ислама. Рудименты первобытных верований встречаются в современной жизни не так уж и редко. Анимизм стал основой всех религиозных традиций, тотемизм местами сохранился до наших дней. По данным социологических опросов, многие современники верят в силу талисманов и амулетов, гад

ания, магические ритуалы, причем эта вера стремительно набирает силу в переломные для наций и государств эпохи. Под пережитки первобытных верований нередко пытаются подвести научную основу. Наиболее популярными амулетами являются драгоценные камни, популярны знаки зодиака. Иногда можно видеть над дверью подкову, хотя частенько она висит неверно в силу неосведомлённости людей, её использующих.

Среди магических действий распространены гадания астрологов, хиромантов (гадатели по руке), физиогномистов (гадатели по форме лица) и т. д. В крупных фирмах, а иногда и в государственных структурах имеются астрологи. Несколько штатных астрологов работает в составе администрации президента США.
Таким образом, перв обытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества


Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). [1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа [2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия [3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Содержание

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, [4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм [5] .

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). [6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов. [7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях [8] , и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями. [9]

Основные функции религии

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных [11] . В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы. [12] [13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д. [14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д. ) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

Ранние формы религии.

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (см. также МОНОТЕИЗМ).

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. См. также РАСТАФАРИАНСТВО;

Классификация религий.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986
Элиаде М. Космос и история. М., 1987
Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995


Чем важнее ген, тем реже он мутирует
Изучение большого массива данных по мутагенезу у модельного растения Arabidopsis thaliana показало, что в разных участках генома мутации возникают с разной частотой. В результате получается, что частота возникновения новых мутаций связана обратной зависимостью с функциональной важностью данного участка генома и с силой действующего на него очищающего отбора. Иначе говоря, в наиболее важных участках новые мутации не только активнее вычищаются отбором, но и реже возникают.

Читайте также: