История возникновения портфолио кратко

Обновлено: 01.07.2024

слово "портфолио" говорит само за себя - перевод с английского означает: папка, дело, должность.. . Другими словами, портфолио - это папка, в которой собраны материалы о работе, которые могут резюмировать автора. Портфолио - не обязательно набор фотографий. К примеру, журналист может представить в виде портфолио свои лучшие статьи, а веб-мастер - свои лучшие сайты.

Значение слова произошло от французского porter - излагать, формировать, нести - и folio, что означает "лист, страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов.

c italinskogo osnachaiet kosheliok,papka
ia iz italii i sdes eto slovo ochen chasto polzyietsia
=D

так и в греции портофоли означаэт кошелэк только бес последней букви о тоэсть портфоли.

ИСТОРИЯ

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы Х V-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 80-х годов. После Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХ I в. эта идея получает распространение и в России.



ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя, отчество.

Образование, квалификация, специальность.

Полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель.

Общий трудовой и педагогический стаж.

Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.

Учебная нагрузка, в каких классах работает учитель.

ДАННЫЕ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Основное образование.

Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания.

Дополнительное образование.

Курсы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации.

·Темы самообразования за последние 3 года.

ПО ОБОБЩЕНИЮ

И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Участие в работе методических объединений.

Участие в экспериментальной работе школы.

Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, конференций.

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Авторские программы, методики и разработки.

Творческие, проектные, исследовательские работы учителя.

Сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Материал для проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов.

Средства педагогической диагностики для оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся.

Опорные схемы, теоретический и дидактический материал по разделам программы

Использование инновационных методик и технологий, в том числе создание мультимедийного образовательного продукта.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ


Показатели качества знаний учащихся за последние 3 года.


Победители олимпиад, конкурсов.


Медалисты .

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, родителей, выпускников.

ПОРТФОЛИО НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА

"Портфолио участников образовательного процесса".

В помощь педагогам, создающим портфолио библиографический тематический список статей из периодических изданий.

Структура портфолио учителя. Оценка участия учителя в инновационных процессах на

Сферы и особенности, а также анализ отечественного и зарубежного опыта использования портфолио-технологии в системе профессионально-педагогической подготовки. Цели и задачи ее применения в подготовке будущих специалистов. Критерии классификации типов.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.09.2016
Размер файла 196,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

портфолио педагогический профессиональный

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. По мнению М.М. Поташника качество образования есть соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально, а значит предельно конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности?

1. Отечественный и зарубежный опыт использования портфолио-технологии в системе профессионально-педагогической подготовки

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессионально-ориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. В российских учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

- Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.

- В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.

- Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, которые используются в зарубежном образовании (см. Таблица 1).

Таблица 1. Типы портфолио, используемые в зарубежном образовании

1) Портфолио документации

2) Портфолио процесса

При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки

3) Портфолио показательный

Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ

4) Оценочный портфолио

Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:

- развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);

- сформированность умения решать задачи;

- сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);

- развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);

- сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

В России в начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению. В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Модель позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

В отечественном образовании заметно лишь обращение к опыту использования портфолио в общеобразовательной школе. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся (см. Таблица 2).

Таблица 2. Виды портфолио учащихся, применяемых в отечественном образовании: их преимущества и ограничения

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей

Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей

Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления

Сложность формализации и учёта собранной информации.

Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее

В настоящее время в отечественном образовании диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования - от начальной до высшей школы.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.

Несмотря на это, при использовании портфолио российские студенты могут встретиться с проблемами, связанными с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания обучаемым собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что портфолио-технология находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.

2. Цели и задачи использования портфолио-технологии в подготовке будущих специалистов

Принципиально важной стороной в современных технологиях является позиция обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателя. В этом плане можно выделить личностно-ориентированные технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и портфолио-технологию.

В основе портфолио-технологии лежит теория личностно-ориентированного, развивающего профессионального образования, направленная на личность как цель, субъект, результат и главный критерий её эффективности. В её содержание входят следующие положения:

- основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, доверие к ней, целостный взгляд на студента и преподавателя, концентрация внимания на развитии их личности, учёт её индивидуально-психологических особенностей, формирование самообразования, саморазвития и самоактуализации личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;

- придание управлению процессом образования координирующего и мотивационного характера в целом;

- изменение взгляда руководства высшей профессиональной школой, студентов и преподавателей на свою роль и место в процессе образования и управления им.

Рассмотрим некоторые другие понятия портфолио, наиболее часто используемые в практике обучения. Итак, портфолио студента - это:

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента;

- коллекция работ и результатов студента;

- сбор доказательств, систематический, специально организованный и используемый для мониторинга знаний, навыков;

- рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта обучения;

- своеобразная выставка работ, задачей которой является отслеживание его относительного роста (относительно самого себя, эталонной группы);

- отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.

1) Портфолио-технология. Портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной.

Такой компетентностный подход применим к оцениванию качества образования, с одной стороны, как качества образовательных результатов, с другой, как качества условий, в которых они достигаются.

Портфолио-технология является одной из продуктивных в организации образовательного процесса в логике компетентностного подхода.

Задача технологии - организация рефлексивного сопровождения образовательного процесса по построению студентом собственной программы делового, профессионального и творческого становления для развития ключевых и иных компетенций настоящих и будущих профессионалов.

Портфолио построен на принципах непрерывности (постоянного сбора данных); диагностичности (наличия модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); проблемной ориентированности (включения в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичности критериев отслеживания (включением в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); широкого спектра обнаружения изменений (возможности выявления необычных результатов, аномалий); обратной связи (информированности объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); научности (научной обоснованностью модели и отлеживаемых параметров); совершенствуемости (возможности внесения изменений в структуру мониторинга).

Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.

Таким образом, портфолио-технология и другие активные технологии обучения, такие как развивающее обучение, технология метода проектов, технология проблемного обучения, игровая технология, имеют общие цели и выполняют общие функции. Что касается оценки, здесь портфолио-технология несколько отличается от вышеперечисленных технологий обучения. Однако умению объективно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить так же, как мы стремимся вооружить обучаемых знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.

Портфолио-технология обеспечивает продуктивность образовательного процесса в вузе, сущностными характеристиками которой являются учет особенностей учебно-познавательной деятельности студентов, уровня их профессиональной обучаемости, образовательных потребностей и профессиональных интересов, выявление пробелов и дифференциации знания, индивидуальных достижений, что позволяет будущему педагогу ставить образовательные цели, совершенствовать знания и компетенции.

3. Сущность, классификация различных типов портфолио и их содержание

Разнообразие моделей портфолио, различия образовательных и профессиональных сфер, конкретных целей и требований к комплектованию дали основание для выявления классификации типов портфолио: по видам практико-результативной деятельности; по субъекту деятельности; цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по времени создания; по способу обработки и презентации информации; по изучаемой дисциплине.

Таким образом, первое основание для различения видов портфолио в вузе по видам практико-результативной деятельности:

Портфолио - есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Далее, необходимо различать портфолио по субъекту деятельности:

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта образовательной (профессиональной) деятельности.

По двум приведённым выше основаниям можно выделить индивидуальные и групповые виды портфолио (см. Таблица 3).

Когда говорят об инвестиционных портфелях, мало кого сбивает с толку этот термин. Инвестиционный портфель – это набор приносящих доход активов, которые были куплены для достижения финансовой цели. Однако, если вы вернетесь на 50 лет назад на машине времени, никто бы не догадался, о чем вы говорите. Удивительно, что такой фундаментальной вещи, как инвестиционный портфель, не существовало до конца 1960-х годов. Идея инвестиционных портфелей настолько укоренилась, что мы не можем представить мир без них, но так было не всегда.

В этой статье мы исследуем эволюцию современного портфолио от его скромного начала до ничем не примечательной и в значительной степени игнорируемой докторской диссертации, вплоть до его нынешнего господства, где, кажется, почти каждый знает, что вы имеете в виду, когда говорите: вам лучше диверсифицировать свой портфель “.

Ключевые выводы

Начало теории портфеля

Какими бы ни были намерения инвестора, инвестирование заключалось в том, чтобы делать ставки на акции, которые, по вашему мнению, были по лучшей цене. В течение этого периода информация все еще поступала медленно, и цены на тикерной ленте не рассказывали всей истории. Свободный образ жизни на рынке, хотя и ужесточенный правилами бухгалтерского учета после Великой депрессии, усилил восприятие инвестирования как формы азартной игры для людей, слишком богатых или высокомерных, чтобы показывать свое лицо на трассе.

В этой глуши профессиональные менеджеры, такие как Бенджамин Грэм, добились огромного прогресса, сначала получив точную информацию, а затем правильно проанализировав ее для принятия инвестиционных решений. Успешные управляющие капиталом первыми смотрели на основы компании при принятии решений, но их мотивация исходила из основного стремления найти хорошие компании по дешевке. Никто не зацикливался на риске, пока малоизвестный 25-летний аспирант не изменил финансовый мир.

Гарри Марковиц и современная теория портфеля

История гласит, что Гарри Марковиц, тогда аспирант по исследованию операций, искал тему для своей докторской диссертации. Случайная встреча с биржевым маклером в зале ожидания подтолкнула его к написанию о рынке. Когда Марковиц прочитал книгу Джона Бёрра Уильямса, он был поражен тем фактом, что не учитывался риск того или иного конкретного вложения.

Инвестор и толерантность к риску

Интерпретация статьи привела людей к выводу, что риск, а не лучшая цена, должен быть сутью любого портфеля. Более того, после того как была установлена толерантность инвестора к риску, построение портфеля стало упражнением по включению инвестиций в формулу.

Краткий обзор

В 1990 году доктор Гарри Марковиц получил Нобелевскую премию по экономике за свою работу над современной теорией портфеля.

Как работает современная теория портфеля

Работа Марковица формализовала компромисс между инвесторами. С одной стороны, колебания инвестирования – это инвестиционные инструменты, такие как акции, которые сопряжены с высоким риском и высокой доходностью. С другой стороны, существуют долговые проблемы, такие как краткосрочные казначейские векселя, которые представляют собой инвестиции с низким уровнем риска и низкой доходностью. Посередине пытаются сбалансировать все инвесторы, которые хотят получить максимальную прибыль с наименьшим риском. Марковиц разработал способ математического сопоставления терпимости инвестора к риску и ожиданий вознаграждения для создания идеального портфеля.

Влияние современной теории портфеля

Теория давала инвесторам возможность требовать портфели, соответствующие их профилю риска / прибыли, вместо того, чтобы брать то, что им давал их брокер. Быки могли выбрать больший риск; медведи могли выбирать меньше. В результате этих требований Модель ценообразования капитальных активов (CAPM) стала важным инструментом для создания сбалансированных портфелей. Вместе с другими идеями, которые в то время укреплялись, CAPM и бета-версия создали современную теорию портфеля (MPT).

(Более подробное обсуждение каждого из них см. В разделе Модель ценообразования капитальных активов: обзор и современная теория портфеля: почему это все еще модно.)

Общественность, начиная с институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, в конце концов выиграла. Сегодня даже самый заядлый управляющий деньгами должен учитывать бета-стоимость портфеля, прежде чем совершать сделку. Более того, MPT открыла дверь, через которую индексирование и пассивное инвестирование вошли на Уолл-стрит.

Читайте также: