Рассказ о музыке 5 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Музыкальная культура – многообразна, в ней выделяются различные компоненты: уровень пения, навыки восприятия музыки, творческая активность, эстетический вкус, восприятие. Музыка как вид искусства, величайшее средство для всестороннего развития детей школьного возраста, способствующая формировать их духовный мир. Она способна развить кругозор, воспитать и определить у детей отношение к окружающему миру. Урок музыки помогает школьников воспринимать, мыслить, привить эстетический вкус, развить воображения.

Многие преподаватели по музыке задают вопрос – как правильнее формировать воспитание ребёнка средствами музыки? Механизм формирования ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств, потому что педагогическая концепция должна основываться на обучении, который бы способствовал развитию, а также приобщал к самообразованию.

Для вышеперечисленных целей и функций педагог должен ставить перед собой определённые задачи на:

  • активизацию процесса мышления детей;
  • способ формирования у школьников умений и навыков выразительности исполнения музыки;
  • умение давать личностную оценку музыке, которая звучит на уроке, тем самым аргументируя своё мнение.

Урок музыки – это искусство, творчество, на котором должно быть определённая направленность:

  • прививать устойчивость внимания, духовности как истока пути к становлению художественного вкуса;
  • формировать эстетическую культуру ребёнка, а также музыкальной деятельности.

Для вышеперечисленных задач для педагога необходимы качества: доброжелательность и положительность к ученикам.

Важно приобщать учащихся к музыке в три этапа: подготовительный, учебный и развивающий.

  1. Этап подготовительный, предполагающий использовать образцы музыки.
  2. Этап учебный, предусматривающий использования на уроке музыки разнообразной тематики сложнейших произведений. Целесообразно проводить разнообразные тематические беседы о музыке и включать музыкальные примеры.
  3. Этап развивающий, предполагающий стимулирования интересов у учащихся к музыке, формирования у них навыков определения разнообразных жанров, стилей и направлений прослушиваемой музыки.

Главная задача музыкальной педагогики на уроке музыке – развитие и поддерживание интересов к музыке у школьников, а также приобщение их к музыкальному самообразованию, возбудить активность подростка, вовлечь во все виды, исходя из реальных возможностей ученика.

Доклад №2

Музыка является одним из видов искусства. Музыку любят все. Так как все люди – разные, то и музыка каждому нравится разная: кому-то – классическая, кому-то – духовная, кому-то – авторская песня или джаз. Но песни любят все: и слушать, и петь. Поют поодиночке, это называется соло. И вместе, это называется хором. Поют даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса.

Как и текст, музыку можно записать. И если для записи текста требуется много букв, то для записи музыки – всего семь нот, которые знают все. Опытные люди, дирижеры, например, могут читать партитуру по нотам.

Музыка сопровождает человека всегда. Кто-то исполняет музыку, а кто-то слушает. Кто-то учит музыке, а кто-то учится. Считается, что человек, имеющий музыкальное образование, отличается от остальных: он тоньше, чувствительнее и целеустремленнее.

Люди слушают музыку всегда и везде: на катке и в поезде, в машине и в ванной комнате. Почти все напевают, а некоторые насвистывают во время занятия любимым делом.

Музыку части используют и в быту: мелодия на звонке в квартиру, на телефоне, на часах.

Музыка помогает людям проснуться и заснуть, успокоиться и взбодриться. Бодрая музыка повышает работоспособность. Если во время уборки или помощи маме включить веселую музыку, дело пойдет гораздо быстрей. На многих выставках звучит негромкая классическая музыка, которая не только не мешает, но помогает просмотру. В парке Зарядье приглушенно играет хорошая музыка, которая создает настроение и не мешает людям разговаривать. Во всех торговых центрах играет хорошая танцевальная музыка, создающая ощущение праздника: сразу хочется купить обновку или подарок. И в торжественных случаях без музыки не обойтись: при любом награждении звучит гимн, на параде играют духовые оркестры.

Удачно написанная музыка обеспечивает пятьдесят процентов успеха фильма, а мюзиклы часто становятся самыми любимыми: Мама, Приключения Электроника, Выше радуги, Мэри Поппинс. И мультфильмы: Бременские музыканты и Приключения капитана Врунгеля.

Чтобы слушать музыку, нужны специальные устройства. Сейчас их очень много, и они есть у каждого. Раньше для этого был один патефон: это – старый проигрыватель, который заводили вручную. Звук выходил из огромной трубы. Завода хватало ненадолго, и ручку надо было постоянно вертеть. На патефоне можно было слушать только пластинки. Они были маленькие и довольно тяжелые. На каждой стороне была записана только одна песня.

Музыку можно сочинять, слушать, петь и даже танцевать. Пение на классическую музыку называется оперой, а танцы – балетом. Самый известный российский композитор-классик – П. И Чайковский. Его оперы и балеты считаются лучшими произведениями в мире.

Музыка – наша работа и отдых, увлечение и настроение. Музыка – наша жизнь: индивидуальная и неповторимая для каждого. И любимая, конечно.

5 класс, 8 класс

Музыка как вид искусства

Музыка как вид искусства

Шахматы являются любимой игрой многих на земном шаре. И не только игрой: у некоторых занятие шахматами превратилось в спорт, работу и профессию – существуют же профессиональные шахматисты.

Тутанхамон один из самых интересных и некоторое время неизвестных фараонов Египта. Долгое время некоторые правители, которые заняли трон после его смерти, всеми способами старались стереть все записи о его существовании.

Художественная гимнастика – высококоординационный эстетический вид спорта, смысл которого заключается в исполнении под музыку упражнения танцевального характера. Упражнение может выполняться с использованием гимнастических предметов



Музыка – это танец звуков, созданный человеком. Язык музыки – чувственный, не поддающийся нравственному контролю, неуловимо гибкий, непредсказуемый.

Музыка, как скульптура и живопись, берёт для себя материал из внешнего мира; дело последних двух искусств – это сочетание красок и форм; дело музыки – сочетание звуков. Музыка заимствует звуки из мира материального, но распоряжается ими свободно. Она подбирает их и сочетает по своему желанию; дело её – непрерывное творчество.

Предоставляя другим художествам форму, она оставляет себе время. Музыка воодушевляет время голосом, ритмом, живой силой, действующей на нас неотразимым обаянием.

Музыка зародилась в глубокой древности. Покровителем музыкального искусства, как и искусства в целом, был бог Аполлон. У первобытных людей музыка играла важную роль. Убаюкивая младенцев, матери тихонечко напевали. Борющиеся против врагов воины устрашали противника особыми песнями — кликами. Поэты-сказители сопровождали свой неторопливый рассказ аккомпанементом на простом струнном инструменте, который держали на коленях.

Музыкальное произведение — есть движение, оно захватывает душу в свой безостановочно льющийся поток. В каждом переливе слышна скрыто бьющаяся жизнь; вот почему музыка так сильно волнует наши чувства своим глубоко проникающим очарованием.

Какая бывает музыка? Типов музыки множество. Классическая, электронная, джазовая, в стиле кантри, блюз, рок, поп, метал, народная, духовная, национальная… А также спокойная, зажигательная, танцевальная, заставляющая смеяться и плакать…

Звуки приводят мозг в определённое настроение, восприятие музыки индивидуально. Физиологическое состояние, в которое погружает нас музыка, служит как бы фоном, по которому воображение выводит свободно свои узоры. Ария, развеселившая сегодня, завтра может нагнать тоску. Бетховен писал своё знаменитое адажио к симфонии, имея в виду мирные радости, простодушное веселие сельского праздника. Разыгрываемое медленнее, нежели как предполагал композитор, сочинение это является чем-то величественным, простота его принимает возвышенный тон.

Чтобы дать нам сильнее почувствовать наслаждение, музыка раздробляет свой материал на отдельные звуки. Она усыпила бы нас, погрузила бы в мечтательное томление, если бы постоянно возвышалась и спускалась рядом звучных вибраций.

…Усталый человек после работы спешит на концерт классической музыки. Концертная программа будет длиться два часа, человек поглядывает на часы. Но вот раздались волшебные звуки музыки, концерт начался. Музыка начинает говорить с нашими чувствами. Действие её субъективно и в то же время могущественно. Куда подевалась усталость? Лицо человека светлеет, он погружён в чарующий мир звуков…

Подбор материала: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Музыка сопровождает человека от рождения до самой смерти. Мать поет колыбельную новорожденному, ребенок разучивает песенки, подросток слушает композиции любимой группы, взрослый смотрит фильмы. Ведет ли человек светскую жизнь или предпочел мирской суете тишину монастыря, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром кормить кур и коров на ферме,— это не имеет значения. Звуки, художественно организованные и гармоничные, едины для всех и способны тронуть любую душу и открыть любое сердце.

Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?

Рисунок на древнегреческой вазе: урок музыки

Точка отсчета — средневековье

С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.

Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии

Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.

До 1025 года музыкальные знания, как и во многих других областях, передавались от учителя к ученику. Единого способа звуковой записи не существовало. Но именно этот год стал поистине поворотным в истории музыки. Монах Гвидо д'Ареццо разработал и предложил систему музыкальной нотации, то есть изобрел ноты. Отныне любой музыкант мог прочесть и в точности воспроизвести любую записанную в этой системе мелодию.

Хоральное пение и песенная традиция трубадуров, многоголосые мессы, ставшие первыми полифоническими произведениями, богатейшие аранжировки произведений для церкви и светские мадригалы и мотеты — вот наследие, оставленное нам музыкантами того времени. Еще одним поворотным моментом, а заодно и витком, завершившим ранний период, стало возникновение оперы. Опера — это революционное сочетание музыки и поэтического искусства.

Из-под церковных сводов — в светские дворцы

Изображение Гвидо д’Ареццо в рукописи из монастыря близ Аугсбурга, около 1100 года

По мере того как церковь начинает уступать часть прежде почти безраздельно принадлежавшей ей власти правителям светским, главным заказчиком музыкальных произведений становится знать. А это означает, что музыка уже является не языком общения с Богом, а развлечением для богатых.

Период барокко охватывает около полутора столетий — с 1600 по 1750 годы. Именно в это время Жан-Батист Люлли, придворный музыкант короля Людовика XIV, вводит новшества в оркестровую музыку, создавая первые подобия современных симфонических оркестров. Арканджело Корелли закладывает основы так называемого большого концерта — музыкального произведения, в котором оркестр делится на две части по группам инструментов и поочередно исполняет партии.


Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 г. — 26 марта 1827 г.) — немецкий композитор и пианист, представитель венской классической школы, один из наиболее исполняемых композиторов в мире

Период барокко — это время перехода музыки в плоскость светской традиции и рождения множества новых жанров.

Классика — на краткий миг

В это время на музыкальном небосклоне восходят звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Полностью формируются жанры классической симфонии и концерта в том виде, который известен нам сейчас.

Ференц Лист за фортепиано

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан,— Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да-да, тот самый!) — все они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и всего лишь за 80 лет классического периода изменили ее практически до неузнаваемости.

Яркая эпоха романтиков

Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха хоть и продлилась столько же, сколько классический период — с 1830-х по 1910-е годы, но была невероятно щедра на великие имена. И это было время людей страстных и преданных своему делу.

Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений невиданного ранее эмоционального накала.

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

Н. А. Римский-Корсаков

М. П. Мусоргский

М. А. Балакирев

Век прошлый, двадцатый

Многим людям кажется, что с годами время ускоряется. Но всякий, кто возьмется за изучение истории любого явления, скажет вам, что так и есть на самом деле. В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех областях жизни. И музыка не стала исключением.

Выделить одно основное направление для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно.

Это была эпоха экспериментов. Импрессионизм Дебюсси и Равеля, додекафония и сериальность Шёнберга, народные мотивы и модернистское новаторство подлинных гигантов ХХ века — Стравинского и Прокофьева, мгновенно узнаваемые мелодии, на которые был так щедр Гершвин, и невероятное многообразие, подвластное Шостаковичу,— это все одно столетие. И оно сделало музыку настолько разнообразной, насколько это только возможно.

Век же двадцать первый только в самом начале, и делать выводы о том, каково будет его музыкальное сопровождение, предстоит нашим потомкам.

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Детская музыка

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что нужно знать о музыке и великих композиторах?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.

Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.

Мальчик за фортепиано

Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Биография кратко:

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Краткая биография:

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Биография кратко:

Детям о современных композиторах

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

Александр Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

Читайте также: