История возникновения общественной мысли кратко

Обновлено: 30.06.2024

С древнейших времен человек нуждался в том, чтобы как-то объяснить окружающую действительность. Сначала — через призму космоса и разномастного мифотворчества, потом — через замысел одного, главного моно-Бога, а потом — и вовсе через веру в самого себя.

Легионы мыслителей, философов, кшатриев, жрецов и прочих провидцев объяснили мир по-своему. Каждая эпоха отражает свой неповторимый взгляд на вещи. И каждый раз — сегодня и 2 000 лет назад — разумный человек, как главный ретранслятор вселенской воли, перепридумывал себя самого и свое место в мире, опираясь на те или иные жизнестроительные концепции.

Античная цивилизация: созерцание космического порядка

Внутренний мир древнегреческого обывателя был кардинально отличен от нашего. Для античного жителя полиса, например, не существовало гуманистических представлений о важности отдельно взятой человеческой жизни.

Миропонимание древнего эллина было на редкость иерархично. Институт рабства воспринимался жителями полиса как органичная часть вечного вселенского порядка. Греки не могли видеть себя частью замысла антропоморфного Бога-куратора и даже не задумывались о его существовании. По их мнению, мы просто часть божественного и гармоничного космоса. Вселенная вечна, а человек всего лишь её фрагмент. Нет нужды печалиться о своей участи, бояться смерти или божественного возмездия. Есть лишь попытка принять, а заодно и поразмышлять над законами того бестелесного величественного пространства, откуда мы пришли и куда нам предстоит вернуться.


Интересно, что пантеизм — фундаментальное единство всего живого, краеугольный камень древнегреческой архаики — не являлся препятствием к созидательной и полнокровной жизни.

Только из настолько гармоничного и изящного понимания Бога как безличного макрокосма могла родиться художественная культура и философия классической Греции — идеальная сообразность формы, содержания, ритма, эстетических и этических оценок. Недостижимая атараксия как нравственный идеал, примат духовного над материальным, бессмертие души, гарантирующее слияние личного с идеальным.

Иными словами, древнегреческое миропонимание — это тотальное примирение со всем и вся. Примирение не парализующее, а созидающее.

Сегодня эта модель кажется лубочной, схематичной. И всё же, что может быть совершеннее греческих скульптур эпохи высокой классики с их мраморной, холодной, почти космической отрешенностью? Не говоря уже о том, что древнегреческий метод познания окружающего мира, который мы называем философией, является первоосновой и точкой отсчёта в любой гуманитарной дисциплине в мире.

Эпоха Средневековья: превращение Слова в плоть

К концу II века христианство распространилось по всей территории Римской империи — последнего бастиона античной цивилизации. Тому было множество причин — начиная с экономических и заканчивая этическими. Но по большому счету причина того, почему великая Римская империя с её властной вертикалью и организованным государственным аппаратом не смогла одолеть христианство, лежит сугубо в идеологическом регистре.

Когда Марк Аврелий — римский император, гуманист и убежденный стоик — слышал нашумевшую к тому времени историю о воплощении Бога, то есть космоса, в человеке, он в лучшем случае смотрел на христиан как на сумасшедших, а в худшем — как на опасных сепаратистов.

Историки до сих пор спорят, выпускал ли Аврелий эдикт, санкционирующий гонения и пытки христиан, но в одном их мысли сходятся: как стоик, он был не способен принять такую глупость, как воплощение Слова, то есть греческого логоса, во плоти.

Что же это за логос такой, который позволил распять своё телесное воплощение, своего сына на кресте? Ну уж нет, Бог может быть свирепым, несправедливым и даже порочным, но никак не смиренным.

Главный рефрен христианства — смирение — встречается и у Блаженного Августина, жившего в Римской империи в IV веке, и у Паскаля, жившего во Франции в XVII веке. Смирение оказалось сильным оружием.


Христианство довело решение проблемы смерти до своего совершенного исхода: помимо абстрактного бессмертия, Бог даст тебе личное. Остаётся только смириться, поверить и следовать нехитрым этическим практикам. Если твои близкие ведут такую же праведную жизнь, они, быть может, тоже воскреснут. Ну или, дай бог, попадут в рай.

Греческий космос — недосягаемый, совершенный и безразличный. Космосу нет до тебя дела. Ты можешь приблизиться к нему, понять его механику, начать мыслить сообразно ему, но Космос тебе не поможет, не наставит, не расскажет как надо. А христианский Бог не такой — он всё понимает, перед его ликом все равны.

Поставив во главу угла смирение и разменяв разум на веру, христианские богословы совершили уникальную революцию. Больше не стало богатых патрициев и бесправных пролов. На пятнадцать с лишним столетий человечество обратилось в божьих рабов, а философия — в служанку религии.

Философия Нового времени: экспериментальный метод как мера всех вещей

За каких-то полтора с лишним века — с конца XVI до середины XVIII — человечество совершило небывалую в истории научно-мировоззренческую революцию, сбросившую с корабля современности религиозный морок и казенные витийства о смирении и личном бессмертии.


Крах идеи о незыблемости небес стал первым шагом на пути к возникновению нового философского способа осмысления реальности — картезианства. Теперь всё на свете подвергается сомнению. Церковь теряет легитимность и монополию на трансляцию властного дискурса, а главные церковные константы всё больше воспринимаются как мифотворчество. Да и внутри самих церковных институтов происходит революция — религиозная реформация.

Отрицая гармонию Космоса, человек пришел к христианскому Богу, а растеряв веру в Бога — обратился к себе.

Один из самых культовых персонажей эпохи Возрождения Жан-Жак Руссо, размышляя о природе человека и животного, формирует главный идейный субстрат всех политических течений Нового времени: человек — это прежде всего акт свободной воли. Человек эволюционирует, а животное — нет.

Так появилась новая политическая культура, которая в равной степени противоречит идее гармоничного космоса и подобострастному упованию на божью волю. В представлении Руссо свобода воли — это прежде всего способность к действию, несмотря на природную или небесную детерминированность.

Эпоха Нового времени впервые в истории наделяет человечество политической субъектностью. Центр мироздания обрушивается с небес на землю, формируя новые морально-этические координаты, в которых над умами властвуют религии земного спасения — сциентизм, национализм, коммунизм и прочие политические измы.

Ницше был одним из первых мыслителей, обративших внимание на очевидное противоречие, вшитое в пафос сциентизма: прогресс не может длиться вечно — любой политический или моральный облик эпохи рано или поздно изнашивается и окостеневает. Гуманизм тоже обуржуазился, растерял своё обаяние и былой реформаторский потенциал.

В своей безупречной афористической манере философ лихо расправился с главными культурными миазмами своего времени — с идеалистической философией и романтизмом.


Своеобразная квинтэссенция ницшеанского учения и, быть может, самая изящная и мужественная трактовка человеческого бытия — учение о вечном возвращении — гласит:

Иными словами, окружающая нас действительность — хаотичный и противоречивый мир бушующих сил и потоков, которые человек просто не в силах правильно истолковать. А потому мы должны выйти из порочного круга исторических циклов и принять жизнь во всей её полноте, перестав подгонять, низводить и выжимать из неё очередное концептуальное миропонимание.

Первый постмодернист в истории и самый яркий хулитель губительных идеализмов, будь то идеализм небесный или земной, Ницше несомненно выписал правильный диагноз модернистской морали, но не увидел её предсмертной агонии, уничтожившей миллионы жизней и длившейся почти сотню лет.

Эпилог

То, что сегодня мы живем в эпоху длящейся постмодерности, давно стало общим местом.

Современная культура не рождает принципиально новых жизнестроительных концептов, а существует в интертекстуальном регистре, где балом правят отсылки реминисценции и оммажи — ключевые понятия постмодернистской философии.

К началу XXI века примат частного над общим стал самоочевидным свершившимся фактом. Этнические, территориальные, национальные или (шире) идеологические признаки в текущем моменте лишь мера необязательной условности, которую мы на себя примеряем.

Плохо ли, хорошо ли это, но современное культурное пространство, в котором существует человечество на данном этапе своего становления, не предполагает всеобщей мировоззренческой модели. Плюрализм мнений, вероисповеданий и политических пристрастий — та действительность, в которой мы существуем.

Это, в общем-то, не должно мешать время от времени оглядываться назад и любоваться тем, с какой изобретательностью человечество вновь и вновь перепридумывало себя, Бога и мир вокруг.

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

Социология права – отрасль социологии, изучающая взаимодействия права с другими социальными институтами: государством, различными общественными институтами и т. д. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальной обусловленности и роли в обществе.

Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный . Каждый из периодов можно разделить на этапы.

Донаучный период : середина I тысячелетия до н. э. – середина XIX в.

Первый этап: середина I тысячелетия до н. э. – V в. н. э.

Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).

Второй этап: V – ХVI вв.

Развитие социальных знаний в эпохи Средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Тома с а Гоббса и др.

Третий этап: XVII–XVIII вв.

Дальнейшее развитие социальных знаний об обществе и человеке. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и другие идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.

Научный период : 30—40-е гг. ХIХ в. – по настоящее время

Первый этап: середина XIX— начало XX в. – классика

Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм).

Второй этап: 20–50-е гг. ХХ в. – модерн

Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.

Третий этап: вторая половина XX – начало XXI в. – постмодерн.

Новая наука с самого начала опиралась на глубокие корни длинного исторического пути развития как права, так и теоретических концепций об обществе, его структуре и взаимодействии элементов. Можно сказать, корни эти уходят во времена Древнего мира.

Всоциальное мышление Это своего рода рефлексия, которая анализирует различные элементы общества, в котором живет человек. С его помощью люди задают себе вопросы о том, почему все так, как есть, и ищут способы их улучшить.

С другой стороны, это также подразумевает все те мысли, которые возникают у человека из-за принадлежности к определенному обществу. Таким образом, социальная мысль изучается несколькими различными дисциплинами; среди них социальная психология, социология, история и философия.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных идей социальной мысли, а также их эволюцию на протяжении всей истории.

Происхождение

Ранние мыслители

В этой работе философ проанализировал различные секторы, составлявшие общество того времени. Позже он попытался разработать систему, в которой все они были бы бесшовно интегрированы; таким образом, он хотел добиться максимальной эффективности для своей страны посредством рационального анализа.

Позднее самый важный ученик Платона, Аристотель, решил заняться работой своего учителя о структуре общества. Однако вместо того, чтобы пытаться создать идеальную систему, он был озабочен только тем, чтобы больше исследовать ту, которая существовала в то время.

Таким образом Политика Аристотеля. В этой работе он проанализировал греческое общество, взяв в качестве точки анализа различные существующие классы и взаимодействие между ними. Таким образом, он пытался понять, почему дела обстоят определенным образом, в дополнение к некоторому оправданию установленного порядка.

Средние века и современность

В течение столетий после падения Римской империи в центре внимания исследователей социальной мысли прошел ряд отдельных этапов. Первый был связан с попыткой оправдать сословия и феодальные общества с религиозной точки зрения.

Таким образом, такие мыслители, как Санто-Томас де Акино или Агустин де Хипона, пытались изучить, какой тип общества Бог хотел, чтобы оно существовало; и в своей теоретической работе они пытались разработать систему, с помощью которой можно было бы достичь этого идеала.

Спустя столетия, уже в эпоху Просвещения, философы и мыслители начали беспокоиться о других вопросах. Одной из важнейших идей того времени была идея общественного договора: причина возникновения первых обществ и способ их возникновения.

В это время выделяются такие авторы, как Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо или Джон Локк. Эти три философа полностью разошлись в своих представлениях об изначальной природе человека, о смысле существования современных обществ и о том, нужно ли их поддерживать или нет.

Наконец, в конце Нового времени возникло несколько течений, которые изучали все неудачи обществ и пытались обосновать необходимость их уничтожения или отказа от них. Среди них самыми известными, несомненно, были Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Их идеи сильно повлияли на несколько великих трагедий 20 века, таких как Русская революция или Вторая мировая война. Однако они заложили основы критического мышления об обществе и последующих попыток улучшить его или превзойти его.

Что такое общественная мысль?

Социальная мысль на протяжении всей истории затрагивала несколько центральных тем. Даже сегодня они остаются практически такими же. Далее мы увидим, какие из них самые важные.

Идеальное общество

Один из основных вопросов, волнующих ученых, занимающихся этой дисциплиной, - это то, что было бы идеальной моделью общества и как мы можем этого достичь. В зависимости от убеждений, точек зрения и политических идей каждого на этот счет существует множество мнений.

Таким образом, некоторые мыслители считают, что было бы лучше жить в обществе, в котором все люди были бы полностью свободны. Другие, напротив, считают, что жесткий контроль со стороны какой-то власти необходим для обеспечения благополучия населения.

Возникновение обществ

Другой вопрос, который беспокоит социальных мыслителей, - это то, почему возникли первые организованные общества. Опять же, есть много противоположных точек зрения по этому поводу.

С одной стороны, такие философы, как Агустин де Гуадаликс, рассматривали общества как продолжение воли Бога. Другие, например Джон Локк, были более прагматичными и думали, что это способ защитить частную собственность.

Маркс, со своей стороны, считал, что общества возникли для того, чтобы немногие могли контролировать средства производства.

Влияние общества на людей

В основном со времен постмодернизма социальные мыслители начали беспокоиться о том, как общество, в котором мы живем, влияет на наш образ мышления. Это работа таких дисциплин, как социальная психология и социология.

Таким образом, в последнее время была предпринята попытка деконструировать убеждения, отношения и точки зрения, которые предположительно внушались обществом. Эта область еще недостаточно изучена, но приобретает все большее значение.

Примеры

Вот конкурирующие примеры анализа общества двумя наиболее известными авторами социальной мысли: Руссо и Гоббсом.

Руссо считал, что в естественном состоянии люди хороши и невинны. Сначала мы счастливо жили на природе.

Однако появление частной собственности заставило нас не доверять друг другу, и мы увидели необходимость создания правительства, которое защищало бы нашу собственность. Поэтому он считал современные общества ошибкой.

Гоббс, со своей стороны, считал, что люди злы по своей природе. Согласно его теории, до общества мы все были в постоянной войне со всеми.

Таким образом, общество возникло как способ контролировать и защищать себя. Таким образом, он считал, что это что-то необходимое для достижения определенного благополучия.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса -- это вода, у Гераклита -- огонь, у Демокрита -- атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область -- лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он -- центр культуры, ее творец (софисты); его призвание -- познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец -- умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.


Аристотель (384 — 322 до н. э.).

правления, в которых, по Платону, действуют законы. Это монархия, аристократия и демократия. Но есть и такие формы, где законы нарушаются и не исполняются. Это тирания, олигархия. Платон был глубоко разочарован распадом античного общества и политикой существующих властей. Поэтому он создает своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве.

Само государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. Человек должен исполнять то, что ему предписывается Богом и законом, проводить свою жизнь в играх, плясках, приносить жертвоприношения богам. Древнегреческий философ по существу пытается реставрировать классический полис. В его утопии все принесено в жертву идее, в этом обществе нет никакого движения, никакого развития.

Идеальное государство Платона поражает дотошной регламентацией всех моментов человеческой жизни. Это казарменное государство. Платон наивно полагал, что его идеальное государство поможет преодолеть те несовершенные формы правления, которые он наблюдал в античном обществе.

В античном обществе полагали, что каждый гражданин полиса может управлять государством. Поэтому правителем мог стать любой свободный гражданин. Для такого правления естественным была частая сменяемость выборных лиц. Плохих правителей ожидал всеобщий остракизм. Часто бывало так, что вознесеного народом за какие-то заслуги правителя после неудачи казнили. Вот почему Платон был противником демократии.

1-е доказательство - в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения; а значит, должен быть некий первоисточник, т. е. Бог;

2-е доказательство - бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, следовательно, должна быть первопричина всего существующего, т. е. Бог;

3-е доказательство - окружающий мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняются движение планет, природные явления, жизнь людей; следовательно, законов множество, а творцом первого закона мог быть только Бог;

4-е доказательство - мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая; следовательно, высшим, абсолютным совершенством может являться только Бог;

5-е доказательство - мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей; источником целесообразности мира и его высшей целью является Бог.

Учение Фомы Аквинского было призвано католической церковью в качестве официальной доктрины и является таковой и в настоящее время.

Развитие логики

Читайте также: