Гендер и религия кратко

Обновлено: 03.07.2024

Церкви и деноминации, как показало предшествующее обсуждение, представляют собой религиозные организации, которые характеризуются определенными системами власти. В этих иерархиях, как и в других сферах общественной жизни, женщины, как правило, от власти отстранены.

Эти изменения стали возможны благодаря эдиктам церковных властей в 19б0-х гг. Члены монашеских орденов обычно почти не имеют власти в церковной иерархии, которой они подчинены. Существование женских монашеских орденов никогда не давало женщинам никакой прямой силы в более крупных религиозных организациях, которые в католической и англиканской церквях почти исключительно управлялись мужчинами. Женщины и католицизм Хотя христианская религия родилась из движения, которое по своей сути было революционным, некоторые из главных христианских церквей по тому, как они относятся к женщинам, принадлежат к самым консервативным организациям в современном мире. Женщины-священнослужители уже давно были признаны в ряде сект и деноминаций, но в католической церкви по-прежнему официально поддерживалось неравенство по признаку пола. Церковное учение постоянно напоминает женщинам об их традиционной роли в качестве жен и матерей, а политика, направленная на запрещение абортов и противозачаточных средств, накладывает еще больше ограничений на свободу женщин. По мере роста феминистского движения женские организации начали оказывать давление на католические власти, с тем чтобы либерализовать их отношения к роли женщин внутри этой церкви. Одной из реформ, за которую выступают некоторые деятели, является рукоположение женщин. Сторонники посвящения женщин в церковный сан утверждают, что женщины могут представлять Иисуса Христа столь же успешно, как и мужчины, потому что они также созданы по образу и подобию Бога. Однако католические власти постоянно отклоняли призывы к рукоположению женщин в священнослужители. В 1977 г. в Риме Священная конгрегация в защиту католического вероучения официально заявила, что женщины не могут входить в состав католического духовенства. В качестве обоснования было сказано, что среди апостолов Иисуса не было ни одной женщины (Noel 1980). В письме, опубликованном в мае 1994 г., папа Иоанн Павел 11 подтвердил запрет римской католической церкви на рукоположение женщин в церковный сан.

000

На протяжении тысячелетий религия играла существенную роль и мировом общественном развитии. Значительное влияние мировых и национальных религий на воспроизводство духовной сферы человечества сохраняется и сегодня. Но развивающийся процесс секуляризации общества способствует возникновению напряжения между теми, кто верит в Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы), и теми, кто стремится изменить саму сущность религии (революционеры).

1. Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве

Спиритуалистический экофеминизм соединяет сконцентрированные вокруг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) и прославление женских тел. Женская телесность привносится в космологию, которая стремится идентифицировать и соотнести мужские и женские силы. Трансцендентному Богу противостоит имманентная Богиня. Спиритуалистический экофеминизм черпает вдохновение из предыстории человечества и из сохранившихся племенных религий, в особенности из религиозных верований народов Америки, Австралии и Новой Зеландии.

Теология тела, разрабатываемая лесбийскими теологами и спиритуалистическими феминистками, соответствующим образом оценивает физический опыт, то есть рассматривает, какое место занимает сексуальность и телесность в иерархии ценностей различных религий.

Третья волна феминистской теологии характеризуется научно- критическим подходом к собственной методологии, поиском возможностей преодоления разрыва между академической феминистской теологией и теологией-движением.

2. Проблема гендерно нейтрального языка Библии

История переводов и изданий Библии неразрывно связана с гендерными представлениями в современной культуре. В западном мире каждая крупная деноминация (католики, методисты, англичане и другие) выпускает Библии специально для женщин.

Феминистки реконструкционного направления, напротив, издают специальные версии Библии для женщин. Первая такая Библия была написана в конце XIX века президентом национальной женской ассоциации суфражисток Э. Стэнтон. В этих версиях устраняются некоторые эпизоды, в которых подчинение женщины настолько очевидно, что его невозможно скрыть. Например, Послание Ефесянам (5: 22—24), Послание к Коринфянам (11: 3-16, 14: 34-35), Послание к Тимофею (2: 11-15), Послание Петра (3: 1-6).

Если учесть, что традиционные переводы Библии существовали несколько столетий без изменений, то несомненно, что гендерно нейтральные переводы Библии отражают произошедшие в западном обществе политические перемены, изменение гендерных стереотипов христианского европейского и американского сообществ.

3. Гендерные стереотипы в традиционных религиях

С феминистской точки зрения исламский мир жестко гендернизирован на мужской и женский. Коран артикулирует свое отношение к женщине наиболее категорично, исчерпывающе, всесторонне вторгаясь в семейно-брачные отношения и описывая гендерные роли. Одно из наиболее ярких дискриминирующих проявлений — отношение правоверного мусульманина к женщине менструирующей или беременной: от общения с ней в такие периоды следует воздерживаться. Странным для феминистского взгляда является и представление о женской верности, в которой можно не сомневаться только в том случае, если женщина находится в изоляции от мужчин.

Для мусульманина и мусульманки боговдохновенные книги являются источником представлений о гендерном равенстве, о браке и разводе, наследовании имущества, семье и продолжении рода. Для мусульманки Коран остается священным текстом, и она не может выступать против полигамии, например, так как это явление освящено авторитетом Аллаха. Положение мусульманки в общинах Северной Америки, Германии и других индустриальных стран отличается от положения ее сестер в Афганистане, Индонезии или Иране. В 70-х годах возникло исламское движение женщин, рефлексирующее сложившиеся гендерные стереотипы в исламской цивилизации на почве культурных традиций отдельных стран.

Женщина в современной православной мысли — редкое явление. Феминистские богословы ортодоксальной церкви разрознены и больше участвуют в экуменическом международном движении, нежели отстаивают свои позиции внутри своих церквей.

Буддизм, в отличие от ближневосточных патриархальных религий, не дискриминировал женскую природу относительно высшей религиозной перспективы. Светское положение женщины в буддизме качественно отличается от ее положения в христианстве или индуизме. Так как буддизм является религией индивидуального духовного совершенства, а выход из колеса перерождений (Сансары) связан с прекращением активной деятельности в миру, то в таких вопросах, как брак, развод, политические предпочтения мнение буддистов основывается на Каноне, но он не имеет обязательной силы или закона. Будда объявил универсальное умение, разработанное без учета кастовости или пола. Позднее бы поднят вопрос, может ли женщина стать Буддой или Бодхисаттвой. Философская школа Махаяны (широкий путь освобождения) oтветила утвердительно. Правда, согласно учению абхидхармистов, женщине требовалось вдвое больше усилий для обуздания аффективных проявлений. Учение предписывало монаху 250 правил, а монахине 500. А один из обетов явно дискриминировал женщину — о безукоризненном подчинении мужчине-монаху независимо от его возраста и духовного авторитета. В современном мире наметилась тенденция к постановлению древней традиции женского монашества. Считается, что бхикшу/бхикшуни (монашеская дисциплина) мужчины и женщины дает возможность гендерно не обусловленного контроля над сознанием, открывая тем самым в своей психике единое человеческое духовное качество. Однако в учении тхеравады считается, что отрицательная судьба человека имеет следствие следующего рождения его в виде женщины, поэтому, чтобы достичь просветления, сначала необходимо перерождение в теле мужчины.

Итак, проанализировав гендерные стереотипы традиционных религий, мы можем заключить, что, с одной стороны, патриархальная культура продуцирует иерархичность, дуализм тела и духа и тем самым определяет женщину в религии через ту же систему, что и в обществе — систему политических практик. С другой стороны, исследования религиозного социума, как имеющего свои специфические черты в сравнении со светским (религиозное сознание, религиозные действия — культ), должны осуществляться на стыке гендерологии и религиоведения. Необходимо провести анализ гендерных аспектов в сектологии, магии, оккультных науках, так как их роль в современном российском обществе увеличивается. Связано ли это с аутентичным женским опытом, с секуляризацией общества или будут обнаружены другие представления по данному вопросу — все это должно стать предметом последующих гендерных исследований.

Вопросы для повторения

1. Как связаны борьба за равные права женщин и теология?

2. Какие основные направления феминистской теологии вы знаете?

3. Что такое гендерно нейтральный язык Библии?

4. В чем особенности женских движений в мировых религиях?

Темы для дискуссий

2. Отношение к женскому священству в обществе.

Источник: Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.

Тольятти - многонациональный и много конфессиональный город. Больше всего в городе православных христиан. Мусульмане - вторая по численности группа верующих. Также в городе действуют организации практически всех основных религий: старообрядческая церковь, иудаизм, католицизм, протестантизм, буддизм и прочее.

Чтобы выявить субъективную оценку горожан функционирования нравственных и религиозных ценностей, было проведено анкетирование среди жителей города Тольятти.

В ходе исследования в качестве генеральной совокупности выступает население городского округа Тольятти, выборочной совокупности n=100 человек из которых 52% женщин и 48% мужчин, в возрасте от 18 до 60 лет. Среди них - учащиеся, работающие граждане, пенсионеры,

По образовательному статусу респонденты распределились так: имеют среднее образование (18%), среднее специальное (профессионально-техническое училище и технический лицей – 20% опрошенных; окончили техникум, медучилище и колледж – 25%), окончили ВУЗ и получают высшее образование (37%).

По семейному положению замужних и женатых оказалось 46 %, холостых и не замужних –35%, вдов – 2%, разведённых – 17%.

В зависимости от оценки материального положения 11% респондентов отнесли себя к благополучному состоянию, 46% - к хорошему, средние доходы оказались у 35% респондентов, ниже среднего - у 8%.

Тип выборки – целевая, квотная (по полу и возрасту). Исследование носит пилотажный характер.

Верующими себя считают 65% опрошенных. Среди женщин положительно ответили на вопрос 71% респондентов, а среди мужчин - 56%.

Десятая часть опрошенных является атеистами, при этом женщины выбирали этот вариант ответа в два раза реже, чем мужчины.

Четверть опрошенных затруднились дать ответ на вопрос о своем отношении к вере.

Религиозные традиции соблюдают полностью лишь 9% респондентов. Количество мужчин, которые отметили, что придерживаются всех религиозных традиций в два раза превышает количество женщин.

Соблюдают некоторые традиции и обряды две трети опрошенных. Среди женщин этот вариант ответа выбрали три четверти опрошенных, тогда как мужчины - на 15% реже.

Четверть опрошенных не соблюдает религиозные обряды. К этой категории опрошенных относится треть мужчин и четвертая часть женщин. Из полученных результатов можно сделать вывод: женское население города более религиозно и стараются неотъемлемо соблюдать предписания церкви, в отличие от мужчин, которые в большинстве случаев не задумываются о соблюдении традиций.

Посещение церкви является неотъемлемой частью жизни у 7% горожан. Распределение между мужчинами и женщинами близко к средним по массиву.

Четверть респондентов посещает церковь время от времени. Треть женщин выбирает этот вариант ответа, тогда как мужчины на 4% реже.

Редко приходят в культовые заведения города 39% женщин и 27% мужчин.

Не посещают церковь треть мужчин и четвертая часть женщин, а также вообще никогда не посещали 2% мужчин. Можно сделать вывод о том, что посещение церкви является не главным для многих верующих мужчин и женщин.

Женщины являются более религиозными и нравственными, поэтому в большинстве случаев ищут в религии поддержку и вера придает надежду для жизни, мужчины наиболее напористы и сдержанны.

Общая оценка полученной информации свидетельствует о том, что верующие люди, более нравственны, чем неверующие, этого мнения придерживаются две трети опрошенных. Женщины разделяют это мнение на 10% чаще, чем мужчины.

Таким образом, женщины чаще считают, что верующие люди более терпимы и нравственны; мужчины чаще, чем женщины, утверждают, что религиозность и нравственность не связаны между собой, и верующие люди менее нравственны.

Гипотеза о том, что верующие люди более нравственны и терпеливы, в отличие от атеистов, подтвердилась.

Скромность в качестве характерной черты верующих отметили 17% респондентов. Данное качество женщины выделяли чаще, чем мужчины.

Из полученных данных, можно сделать вывод о том, женщины нравственны, духовно развиты и терпимы по сравнению с мужчинами, относятся более осознанно и толерантно к данной проблематике. Итак, респонденты выявили основные черты, которые необходимы верующему населению в данный период времени, в независимости обладает ли человек данными качествами или нет. По мнению большинства опрошенных, именно религия должна воспитывать в женщине качества, которые необходимы ей в различных жизненных ситуациях, придавать опору и надежду в жизни.

Респонденты предпочли те качества, которые полно отражают их мнение, в основном именно эти качества редко можно встретить у современного человека. Для женщин в основном высшим качеством религиозно-верующего человека является терпение, а для мужчин милосердие.

К рождению детей вне брака негативно отнеслось 14%.

Итак, подведем итоги всему вышесказанному:

1) мужчины (27%) обладают большей сложностью восприятия и отношения к религии, чем женщины (31%);

2) мужчины (56%) постепенно теряют свою первоначальную функцию стержня религии в семье и обществе, сегодня женщины (71%) становятся не только центром религии в семье, но и ее главным носителем;

3) у мужчин и женщин наблюдается различная акцентуация религиозного чувства и религиозного поведения. Последнее более ярко выражено у женщин.

Различие в традициях женщиной (71%) рассматривается как основание для существования особенностей межличностного взаимодействия у народов, и как следствие, проблема традиций и их роли в процессе этнического самоопределения у женщины переносится на бытовой уровень семейных отношений, трансформируется в проблему поддержания прочных внутрисемейных связей.

Для мужчины религия (58%) - это в некоторой степени рационализация жизни. Главную ценность религии и веры они видят не в преемственности традиций, как женщины, а в религиозной морали.

С точки зрения мужчины, религия служит, прежде всего, механизмом структурирования жизни человека, она определяет нормативные ориентиры. Поэтому среди мужчин распространено мнение о том, что связующим началом, включающим религию в жизнь человека, является воспитание, а не традиция, как у женщин.

Женская религиозность отличается от мужской, и проблематика пола должна быть строго учитываема в подходе к различным религиям и религиозным верованиям.

1. Гурко, Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. Под ред. Ядова В. М: ИС РАН 1998.

2. Гиллиган, К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 166–186.

3. Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е. Трофимовой. - М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.

4. Зибницкий, Э. К социологии церкви/ Э. Зибницкий //Новый мир. - 2005. - № 2. - С. 122 - 127.

5. Здравомыслова, Е.А., Темкина А (1999). Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. № 6. СС.177-185.

Читайте также: