История возникновения дуэли кратко

Обновлено: 03.07.2024

Если мы начнем перечислять русских писателей, в чьих произведениях мотив дуэли оказывается в центре внимания, то в нашем перечне окажутся имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Л.Толстого, Чехова, Куприна – и этот перечень оказывается далеко не полным. Дворянские поединки были одним из краеугольных элементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.

Понимая все это мы, как правило, ничего не знаем о дуэли. А, зря. Зная минимум о благородных поединках, произведения великих наполняются дополнительным смыслом.

Леон Мария Дансарт Дуэль Противники встречались без свидетелей.

Дуэль – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель – чтобы дать удовлетворение. Решают этот вопрос в поединке, лично, открыто, в соответствии с правилами и на равном оружии.

Правила — важнейший признак дуэли. И даже не просто правила, а объемный, весьма подробный кодекс; если его нет, едва ли правомочно говорить о дуэли. Бывало, допустим, что два человека повздорили где-нибудь на дороге и решили вопрос силой оружия, но это еще не дуэль, как нельзя назвать дуэлью пьяную драку, даже если в ней дошло дело до ножей.

Необязательно этих лиц именно два. Дуэльный кодекс вполне допускал коллективные бои; скажем, вызывающий и вызванный приводили с собой сколько-то друзей, секундантов. Если изначально секундант был свидетелем боя, гарантирующим честность поединка, то в XVII веке считался скорее дополнительным участником или, в крайнем случае, тем, кто готов заменить дуэлянта в случае, если тот сбежит или по какой-то объективной причине не сможет драться.

Существенное отличие от дуэли позднейшего времени: для судебного поединка требовался крайне серьезный повод! Германские законы перечисляли преступления, предполагающие судебный поединок: убийство, измена, ересь, изнасилование, дезертирство, похищение (человека), ложная клятва. Как видите, оскорбления (основной причины дуэлей в будущем) в этом списке нет в принципе!

Германские кодексы также жестко регламентировали защитное снаряжение. Как правило, допускалась кожаная куртка, штаны и перчатки, но никакой брони; голова и ступни должны были оставаться непокрытыми. В Польше и на Руси порой допускались кольчуги, но никаких шлемов.

Другой прародитель дуэли — хольмганг, популярный у викингов способ разрешения споров.

Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.

Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.

Жером, Жан Леон — Дуэль после маскарада

Дуэли Ренесанса

Даже прекрасные дамы сходились в дуэлях, что видно и на гравюрах. Это было, конечно, редкой практикой, но всё же имело место — есть свидетельства даже и о дуэлях женщин против мужчин, иногда даже двое женщин дрались против одного мужчины.

Дуэли под ЗАПРЕТОМ

В Англии дуэли всегда считались нарушением по общему праву (впрочем, до начала XVII века их вообще почти не было, а в дальнейшем дуэли всё равно были редки, разве что в период возвращения Карла II возникла мода). Таким образом, в соответствии с принципом соответствия наказания преступлению, дуэлист, который вызвал другого, считался совершившим подстрекательство к преступлению; дуэлисты, которые дрались, но оба остались в живых, обвинялись в нападении с оружием; а если один погибал, второй отвечал за умышленное или неумышленное убийство. Подход общего права приводил к намного большему количеству обвинений и приговоров, чем в континентальной Европе, где дуэль рассматривалась как отдельное преступление. Но и тут частенько право нарушалось и дуэлянтами-аристократами, и государственными чиновниками, которые должны были бы их наказывать.

В 1681 дуэли запретил император Священной Римской Империи и Австрии Леопольд I. По законам Марии Терезии должны были быть обезглавлены все, кто принимал какое-либо участие в дуэли. При императоре Иосифе II дуэлянтов наказывали так же, как убийц. Фридрих Великий особенно не переносил дуэлянтов среди своей армии и наказывал их немилосердно. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэли сажали в тюрьму, а по уголовному кодексу Германии — заключали в крепость.

Хуже всего эти законы выполнялись в рядах армий, где дуэли были весьма распространены и между офицерами, и между солдатами (примеры чего даёт Хаттон), например во Франции после битвы при Ватерлоо произошёл всплеск дуэлей между офицерами союзников и французов. Теоретически, с военными должны были поступать, как и с гражданскими лицами, но на практике было наоборот — офицер, отказавшийся драться на дуэли, мог быть исключён из армии. В Германии только в 1896 году Рейхстаг проголосовал большинством за применение законов во всей строгости и ко всем. В качестве альтернативы в 1897 году вышел приказ императора об основании судов чести, которые должны были решать все вопросы о её оскорблении в армии, но эти суды всё равно имели право разрешить дуэль. Ещё в начале 20-го века канцлер фон Бюлов и генерал фон Эйнем замечали, что армия не потерпит в своих рядах того, кто боится защитить свою честь силой оружия, и тщетно противники дуэли организовывали комитеты и собирали подписи. А вот в английской армии наоборот дуэли постепенно почти исчезли ко второй четверти в XIX века (V. Cathrein), хотя можно привести несколько примеров — например, дуэль герцога Веллингтона и графа Винчелси в 1829 году.

Чезаре Беккариа в своей работе о преступлениях и наказаниях (Dei Delitti e Delle Pene (1764)) указывал на бесполезность ограничения дуэлей в Италии, даже если участие запрещалось под страхом смертной казни. По его мнению, это связано с тем, что вопросы чести, из-за которых скрещивали шпаги, в сердцах мужчин доминируют над обычными законами и опасностью наказания.

В итоге так и случилось, как говорил Блэкстон: вовсе не законы стали причиной исчезновения дуэлей — а изменения в обществе и морали (другая версия — это влияние сообщества юристов, которые стремились заменить дуэли менее скоротечными, а потому более прибыльными судебными процессами). Вот пример истинности слов Гегеля, что право только опосредует общественные отношения, существующие в стране, и не может их кардинально изменить. К сожалению, слишком многие законодатели этого не понимают.

П.С. Самая странная дуэль случилась во Франции в 1400 году. Один дворянин тайно убил другого и закопал тело, но собака убитого сначала привела людей к могиле, а потом стала набрасываться на убийцу. Решено было устроить суд поединком, и убийца ничего с псом поделать не смог (хотя ему дали для защиту палку), а потому был признан виновным и повешен (The Romance of Duelling in All Times and Countries, Vol. 1, by Andrew Steinmetz, 1868).

Но, несмотря на все запреты, дуэлей меньше не становилось. Наоборот.

Дуэли холодным оружием

Первые дуэльные кодексы, судя по всему, появились в Италии веке этак в XV; и в них уже оговаривается вполне определенное главное оружие — шпага.

Чаще всего шпага в то время не была единственным оружием дуэлянта. В левой руке тоже что-то полагалось держать, например: кинжал, дагу, кулачный (дуэльный) щит или плащ. Техника боя с плащом на левой руке была весьма распространена — им отводили удар и скрывали собственные действия.

Дага — как и шпага, оружие специально для дуэли. У нее узкий клинок, почти как у стилета, но довольно длинный — сантиметров тридцать (а все оружие — около 40-45). Однако чаще дагой, как и любым оружием левой руки в дуэльной технике, не колют, а парируют; удар левой рукой принадлежит к числу редких приемов.

Хотя бы Келюс вспомнил, — сказал он, — о том контрударе, который я показал ему: парировать шпагой и ударить кинжалом.

Вместе с появлением формализованной дуэли начинают появляться и школы фехтования.

На заметку: то, что обычно по-английски называют rapier, — как раз шпага. А рапиру, когда хотят выделить этот класс клинка, называют smallsword. Многочисленные рапиры, например, в играх по D&D — типичная ошибка перевода.

Часто считается, что колющее оружие опаснее рубящего, поскольку напрямую попадает во внутренние органы. В этом есть доля истины, но точнее будет сказать так: дуэли на рубящем оружии реже убивают, однако чаще калечат.

Не забудем и о том, что главнейшие причины смертности на дуэлях той поры — несвоевременное оказание помощи, заражение крови, а также низкая квалификация медиков (французских врачей той поры не случайно высмеивал Мольер — на тот момент корпоративные традиции порядком возобладали над здравым смыслом). Редко противник так-таки бывал убит на месте; но если раненому дать часик полежать на сырой земле, занести грязь в рану, а потом еще (бывало и такое!) врач пропишет кровопускание, шансы на благополучный исход. несколько снижаются.

Еще один претендент на звание первого оружия, для которого появились специальные дуэльные кодексы (как мы помним, кодекс — определяющий признак дуэли), — фламберг. Это чаще всего двуручный или полуторный клинок с волнистым лезвием, который хорошо держал заточку, разрубал доспехи и легкие щиты. Он стоил дорого, но получил огромную популярность у профессиональных бойцов, поскольку давал как следует проявить воинское искусство. Пешие наемники-ландскнехты с его помощью успешно противостояли и тяжелой коннице, и строевой пехоте с пиками или алебардами. Им работают не кистью, а всей рукой, точнее обеими руками, но тем не менее техника боя чрезвычайно изощренная.

Напомню вам, где можно подробнее почитать про Дамские дуэли

Дуэль – старинный способ выяснить отношения и разрешить противоречия, когда затронута честь одного из дуэлянтов. Как правило, она представляет собой поединок с использованием оружия (пистолетов, шпаги и др.) до первой крови или смерти одного из участников. Дуэли овеяны романтическими преданиями и воспеты в романах как пример мужества, бесстрашия и боевого искусства. Узнаем, как родился этот вид поединка и какими правилами он регламентировался.

История дуэли

Считалось, что бог дарует победу тому, кто прав в судебном споре. В этом случае его признавали невиновным. Если же обвиняемый проигрывал, это считалось доказательством его вины и поводом для вынесения приговора. К XIV в. эта практика практически исчезла. Одной из причин было то, что часто новые улики открывались спустя время после поединка, когда обвиняемый был, к примеру, уже казнен судом как виновный.

Также в Средние века отношения противоборствующих сторон нередко выяснялись с помощью рыцарских турниров . Бой обычно происходил на конях с использованием тяжелых копий или пешими на мечах. Оружие специально использовали затупленное, чтобы снизить риск смертельного исхода. Официально турниры были упразднены в 1559 г., когда король Франции Генрих II по роковой случайности погиб во время поединка с Монтгомери.

Дуэль в привычном формате зародилась в XIV в Италии, где люди использовали малейший повод для драки – возможно, сказывался знаменитый итальянский темперамент. Участниками сражения обычно были представители дворянского сословия , имевшие четкие представления о чести и готовые защищать ее с оружием в руках.

Дуэлянты уходили в тихое место, к примеру за город, и дрались оружием, которое имели при себе. Исход таких схваток часто был смертельным. Но такая форма была все же предпочтительнее стычек, вовлекавших сразу много участников.

Дуэльный кодекс: основные правила поединка

Правила дуэли сильно различались в зависимости от местности и эпохи. Как правило, ключевых участников было двое: обидчик и оскорбленный (тот, чья честь была задета). При этом понятие чести трактовалось очень широко и могло быть субъективным. Поводом к дуэли могло стать:

  • оскорбление, нанесенное самому дуэлянту;
  • оскорбление в адрес дамы;
  • неосторожная шутка;
  • месть за близкого человека, друга, родственника;
  • неловкий жест;
  • флирт супруги с другим мужчиной и т. д.

Были исключения. К примеру, дворянин спокойно мог не ответить на вызов, брошенный представителем низшего сословия. Более того, ответить на подобный вызов было ниже его достоинства. Также старший офицер мог проигнорировать вызов младшего по званию.

При нанесении оскорбления обиженная сторона могла тут же на месте потребовать от обидчика извинений или сразу сообщить о намерении драться. Также вызов мог быть передан обидчику письменно или через секундантов – свидетелей и посредников, сопровождающих дуэль и следящих за исполнением правил. Обычно секундантами становились друзья или доверенные лица участников.

Еще один способ вызова противника – бросить перчатку или даже ударить его перчаткой по лицу. Если человек поднимал брошенную перчатку, это означало, что он принимает вызов.

При серьезных оскорблениях обиженный получал право на определение некоторых условий поединка. Он мог выбирать:

  • вид оружия;
  • расстояние (при пистолетной дуэли);
  • вид дуэли (до первой крови, до смерти и др.).

При нанесении легкого оскорбления эти условия (за исключением права на выбор оружия) определялись секундантами по взаимной договоренности.

Интересно! Бросить вызов могла и женщина. В этом случае от ее лица выйти на поединок мог ее близкий родственник, муж или ее спутник на момент вызова.

После вызова дуэлянты не должны были больше видеться. Вся информация о месте, встрече и порядке сражения передавалась через секундантов. По возможности секунданты старались мирно разрешить конфликт. При невозможности примирения противников они старались создать условия, в которых ни одна сторона не имела бы преимущества.

Происходила дуэль обычно утром, в уединенном месте. Опоздание более чем на 15 минут не допускалось: в этом случае второй противник мог просто уехать с места поединка, а опоздавший считался обесчещенным. Если же участники прибывали вовремя и по-прежнему отказывались пойти на мировую, происходило сражение. При дуэли на пистолетах право стрелять первым получал тот, кого вызвали. Также очередность выстрела могли решать с помощью жребия.

После окончания поединка все разногласия противников считались улаженными, а честь – восстановленной. Правила хорошего тона требовали, чтобы дуэлянты, расходясь, пожали друг другу руки.

Самые знаменитые дуэли в истории

В числе выдающихся дуэлянтов XIX в. был канцлер Отто фон Бисмарк . В молодости он постоянно сражался на дуэли и участвовал, как считается, минимум в 27 поединках. И лишь в одном из них он получил ранение.

В России в 1817 г. произошла так называемая четверная дуэль (двое на двое). Поединок состоялся из-за очаровательной светской львицы и балерины Авдотьи Истоминой. Стреляться должны были камер-юнкер Завадовский и штабс-ротмистр Шереметев. А секундантами были писатель Грибоедов и будущий декабрист Якубович. Шереметев погиб, а Якубович с Грибоедовым сразились уже позже, причем писателю прострелили палец.

Две другие знаменитые дуэли лишили Россию двух талантливых писателей и поэтов. Первая произошла между Пушкиным и Дантесом в 1837 г. Александр Сергеевич вообще был одним из самых известных дуэлянтов при дворе, и его поединок с Дантесом был как минимум двадцатой его дуэлью.

Вторая известная дуэль в России унесла жизнь М. Ю. Лермонтова в 1841 г. Обладавший непростым характером великий поэт злыми шутками вывел из себя майора Мартынова и поплатился за это жизнью.

Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)

ДУЭЛЬ - поединок по вызову между двумя или несколькими лицами с применением одинакового оружия, проходящий по заранее согласованным правилам либо в соответствии с существующими обычаями, которые обеспечивают участникам поединка равные условия и шансы на успех.

В за­пи­сях обыч­но­го пра­ва впер­вые за­фик­си­ро­ван в Бур­гунд­ской прав­де (Lex Burgun­dionum; конец V - начало VI веков). В VIII-X веках за­кон­ность и про­це­ду­ра су­деб­ных по­един­ков не­од­но­крат­но под­твер­жда­лись Лю­до­ви­ком Бла­го­чес­ти­вым, От­то­ном I Ве­ли­ким и другими. В XII-XIII веках роль су­деб­ных по­един­ков в Западной Ев­ро­пе за­мет­но сни­зи­лась в ре­зуль­та­те их осу­ж­де­ния в 1215 году Ла­те­ран­ским со­бо­ром Римско-ка­то­лической церк­ви, ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва и об­ще­го ре­фор­ми­ро­ва­ния су­до­про­из­вод­ст­ва. В юри­дической прак­ти­ке Русского государства су­деб­ный по­еди­нок (по­ле) при­ме­нял­ся в XIII-XVI веках (в по­след­ний раз упо­ми­на­ет­ся как имею­щий за­кон­ную си­лу ме­тод ре­ше­ния спо­ров в Су­деб­ни­ке 1589 года).

От­ми­ра­ние дуэли как со­ци­аль­но­го фе­но­ме­на на­ча­лось по окон­ча­нии Первой ми­ро­вой вой­ны в ре­зуль­та­те про­цес­сов де­мо­кра­ти­за­ции и де­ми­ли­та­ри­за­ции, кру­ше­ния ев­ропейских мо­нар­хий и ут­ра­ты дво­рян­ст­вом гос­под­ствую­щих об­щественных по­зи­ций. Уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран пе­ре­ста­ло вы­де­лять дуэли из об­ще­го ря­да пре­сту­п­ле­ний (в ФРГ толь­ко с 1969 года), свя­зан­ных с убий­ст­вом, по­ку­ше­ни­ем на убий­ст­во, на­не­се­ни­ем тяж­ких те­лес­ных по­вре­ж­де­ний и т. д. Од­на­ко за­ко­на­ми ФРГ, Ав­ст­рии и Швей­ца­рии до сих пор не за­пре­ща­ет­ся про­ве­де­ние сту­денческой дуэли (немецкий Mensur) хо­лод­ным ру­бя­щим ору­жи­ем (по­един­ки на эс­пад­ро­нах) при со­блю­де­нии оп­ре­де­лён­ных пра­вил и ис­поль­зо­ва­нии за­щит­но­го об­мун­ди­ро­ва­ния, пре­дот­вра­щаю­ще­го смер­тель­ный ис­ход дуэли и по­лу­че­ние её уча­ст­ни­ка­ми тя­жё­лых ра­не­ний.

Дополнительная литература:

Та­ган­цев Н. С. О пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив жиз­ни по рус­ско­му пра­ву. СПб., 1870. Т. 2;

Mader H. Duellwesen und al­tös­ter­rei­chi­sches Offiziersethos. Osnabrück, 1983.

Иллюстрации:

Родина поединков между аристократами – Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.


Вопрос чести


Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.


История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали

Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.

Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре

Судебные поединки: по пояс в яме и с бараньим рогом в руках

Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.


Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.


Франц фон Болгар

1. Вызов может быть сделан сейчас по нанесении оскорбления или после.

2. Если вызов последовал тотчас, то вызывающий должен передать вызванному фамилию и адрес, на что последний отвечает тем же. Потом оба выбирают себе секундантов и посылают друг другу их фамилии и адрес.

3. Вызов, последовавший после, может быть сделан на словах или письменно и передается вызываемому всегда секундантами вызывающего.

Вызов на словах должен быть короток и должен определить причину просто и ясно.

Письменный вызов не должен отступать по форме и по содержанию от обычаев, принятых в интеллигентном обществе, и всегда прочитывается заранее секундантами.

4. Секунданты при вызове не вправе иметь при себе какое-либо оружие; только офицеры остаются при присвоенном им холодном оружии.

5. Секундантам при передаче вызова следует избегать всякого рассуждения с противником и требовать ответа тотчас же. Если бы последний все-таки стал бы вдаваться в объяснения, то они должны сейчас удалиться и составить о том протокол.

6. Секундантов своего противника вызванный обязан принять вежливо*, выслушивать их не перебивая и объявить свое решение немедля. По принятии вызова он вслед за сим пересылает им фамилии и адрес своих секундантов; в случае же отказа с его стороны – мотивированного или нет – секунданты должны составить о том протокол.

7. Не допускается противникам от вызова до прекращения их дела находиться в каких-либо сношениях между собою. Было бы достойною порицания опрометчивостью, если бы они сошлись еще до переговоров между секундантами и уговорились бы относительно условий дуэли, так как, несмотря на свое обоюдное соглашение, они все-таки должны будут подчиниться определению секундантов.

8. Противники не должны иметь сношений с секундантами другой стороны.

9. Вызов от имени нескольких лиц всегда отклоняется.

10. Вызов недопускаем между отцом и сыном и между братьями.

11. Должник не может вызывать заимодавца, пока с ним не окончил счетов. Вызов должника заимодавцем допускается.

12. Вызов может быть не принят:

а) от лица, про которое всем известно, что оно нарушило правила и условия дуэли;

б) от лица, о котором все знают, что оно, будучи секундантом, приняло участие в несоблюдении правил и условий дуэли или согласилось на нарушение их умышленно;

в) от лица, совершившего, как всем известно, поступок, противный понятиям о чести*.

13. Каждый оскорбленный, принося жалобу на оскорбителя, лишается права требовать рыцарского удовлетворения. Это право он теряет и тогда, когда жалобу берет назад; однако в последнем случае предоставляется право оскорбителю: принять вызов или нет.

14. Вызов должен последовать не позже 24 часов по нанесении оскорбления.

Для ответа определен тот же самый срок, считая от времени получения вызова

Замедления могут быть приняты во внимание только тогда, когда они вполне основательны

15. Если не появились бы особые осложнения и секунданты по уважительным причинам не порешили бы иначе, то дуэль должна состояться в течение 48 часов, следующих за временем принятия вызова.

16. Между офицерами, находящимися на театре военных действий, решаются дела, касающиеся оскорбления чести, не ранее как по заключении мира.

Дуэльная лихорадка

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.


Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.


Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных

Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта

Дуэли литераторов


Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884


Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Иногда бой проходил с обнаженным торсом


Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.

Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.


Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.


В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.


К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.


К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.

Дуэль в России

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.


Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.


Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.


Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.


Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.


К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Читайте также: