История терского казачества кратко

Обновлено: 05.07.2024

До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарты региона в ХVII веке, вторые - продолжают проживать на Терском левобережье, справедливо считаясь одной из ранних групп казачества на юге России.

Происхождение гребенцов до сих пор вызывает споры исследователей. Основные версии (новгородская, рязанская, донская) почти не имеют письменных подтверждений, предания гребенцов также не содержат указаний на место их исхода.

Документы ХVI-ХVII вв. определенно свидетельствуют, что пополнение казаков в Притеречье шло за счет различных социальных и этнографических групп русского населения. Признание того, что гребенское казачество формировалось из различных компонентов, не снимает проблемы поиска его этнического ядра. О том, что оно было русским (а не горским, хазарским, половецким и пр.), свидетельствует, прежде всего, восточнославянский пласт материальной и особенно духовной культуры (верований, фольклора). При более конкретном определении встает вопрос: севернорусским или южнорусским? Ведь каждая из этнографических зон имела свои яркие отличительные особенности.

Однако до сих пор значительно лучше исследованы заимствования у горских и тюркских народов, чем те компоненты, которые и составили стержень гребенской культуры. Именно благодаря наличию ранней, достаточно стойкой традиции, ассимилировались многие позднейшие наслоения, и в отдельных компонентах она сохранилась до наших дней. Поиски региона, где возникли основные черты гребенских обычаев, обрядов, языка и пр., уводит нас далеко на северо-запад от Терека.

СЕВЕРНО-/СРЕДНЕСЕВЕРНО-РУССКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Прежде всего, отметим, что историческая основа говора гребенцов - северная, поскольку в их языке присутствуют севернорусские черты и отсутствуют южнорусские. На Кавказ они пришли с оканьем (хоровод, помочи и пр.), которое здесь отмирало. То есть окончательное оформление их говора как среднерусского произошло уже на новом месте жительства в результате общения, смешения с прибывавшими сюда "южноруссами". Но даже если признать их говор изначально среднерусским, то территориально - это часть Новгородской и Тверской, а также Московская, Владимирская, Псковская области.

Важнейшим показателем материальной культуры народов является жилище. В гребенских станицах, как и в северной зоне (Карелия, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Ивановская, Костромская, север Тверской и Нижегородской областей), было распространено срубное строительство. .

Гребенцы не имели традиционных для южных русских представлений о леших и русалках. Они верили в лабасту, нагую женщину с отвислыми грудями, закинутыми на спину, которая безобразна, наводит страх на людей, живет в болотах, омутах, захватывает идущих мимо и щекочет, иногда до смерти. Подобные представления о страшных косматых женщинах с большими отвислыми грудями, которые живут в водоемах или лесах, характерны для северных русских. .

Еще больше параллелей мы находим в обрядовой практике гребенцов и северных русских. Важнейшей отличительной особенностью севернорусской свадьбы являлся т.н. свадебный плач. .

В западных и южнорусских областях Святки почти не праздновались, а в средне-севернорусских и у гребенцов они превращались в большие, главным образом молодежные праздники. Примечательно, что в масленичных обрядах упоминалось такое "северное" орудие, как соха, хотя гребенцы в ХIХ - начале ХХ обрабатывали землю плугом. В обнаруженном архивном документе ХVIII века утверждается, что гребенцы на правом берегу Терека выращивали каливу (брюкву) - культуру, характерную для нечерноземной зоны.

Средне-севернорусским обычаем являлись помочи. Их мы находим и у гребенцов.

Общим местом стало утверждение о том, что эпические произведения всех жанров лучше всего сохранились на крайнем севере (Поморье) и юге страны (у казаков). Причем на Тереке былины бытовали главным образом в гребенских станицах. .

Отметим, что Поморье и Терское левобережье имеют и другие черты сходства. Население и в том, и в другом регионе большей частью занималось промысловой деятельностью (рыболовством и охотой). . Здесь возникли центры старообрядчества, сохранившие многие восточнославянские верования и культы. В северных, новгородских говорах бытовало слово "казак", "казачиха" в значении работников. В Поморье имелся и Терский берег. На севере и юге страны эталоном настоящего мужчины был отважный, гордый и свободный духом, независимый человек, ощущавший свою особость и превосходство над соседним земледельческим населением. Ни поморы, ни гребенцы с крестьянами практически не роднились.

. Среди исследователей, занимающихся Русским Севером, существует гипотеза об ушкуйническом происхождении разбойных мест, что ассоциируется с ранним способом "новгородского" освоения Севера - набеги, грабежи, обложение данью. Подобная гипотеза существует и в отношении гребенского казачества. Известно, что и в ХIV веке ушкуйники доплывали до Астрахани и, возможно, выходили в Каспий и Терек. В бассейне Терека есть археологические находки средне- и севернорусских древностей. По-видимому, настала пора сместить акценты и связать большую их часть не с пленными русичами, которые оказались за пределами своих территорий, а с новгородскими ушкуйниками. Они, "открыв" притеречные земли, подготовили сюда массовые переселения. Последние были вызваны известными историческими событиями конца ХV века (разгром и присоединение к Москве Новгородских -1477 г., Тверских -1485 г., Вятских земель -1489 г.; отметим, что в позднесредневековых склепах Ингушетии Е.И.Крупновым были обнаружены "вятические" подвески). Примечательно, что в гребенских былинах совершенно нет упоминаний о борьбе с монголо-татарами.

Переселенцы из новгородских (точнее, средне-севернорусских) земель двинулись как на крайний север (Поморье), так и на далекий юг, несомненно, уже разведанными путями (в Притеречье, скорее всего, по Волге в Каспий и Терек). Своеобразным воспоминанием о прибытии на Терек можно считать ежегодно совершаемый обряд "пускания кораблей", распространенный в гребенских станицах.

На новой Родине предки гребенцов "развили" неземледельческий хозяйственно-культурный тип. Причем в новых условиях он стал не просто промысловым, а военно-промысловым (и как у новгородцев, определяющую роль в административно-военной структуре гребенцов играла десятичная система - деление на сотни, десятки).

Таким образом "новгородская" (средне-севернорусская) версия имеет целый ряд доказательств. Отметим также, что в состав казачьих групп Предкавказья вошло большое количество однодворцев (потомков военнослужилых людей низшего разряда). Происхождение их изучено крайне слабо. Для нашей темы важно то, что это были выходцы, в основном, из замосковских уездов северно- и среднерусской полосы. Таким образом, и эта группа могла нести на юг черты севернорусского уклада.

МЕСТА РАССЕЛЕНИЯ

Другой проблемой, давно волнующей исследователей, является определение мест первоначального поселения гребенцов. Предания гребенцов (отчасти и чеченцев) указывают, что казаки проживали по рекам Аргун, Баас, Хулхулау, Сулак, Акташ, Сунжа, в Воздвиженском и Татартупском ущельях, по Качкалыковскому хребту, в окрестностях деревни Андреевой (Эндери) и др. Так как казаки жили на гребнях (в горах), отсюда и пошло их название. Если суммировать сведения из преданий, то мы получим чрезвычайно большой регион (предгорные и горные районы нынешних Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана). все становится на свои места, если учесть указания источников о "кочующих" в гребнях казаках. Впервые на этот термин обратила внимание Л.Б.Заседателева. Он, на наш взгляд, является показателем большой мобильности казачьих групп, ориентирующихся в тот период, согласно преданиям, на присваивающие отрасли хозяйства (охоту, рыболовство). При таком образе жизни казачьи поселения просто не могли оставить сколько-нибудь заметного "культурного слоя" и призывы археологически изучать гребенцов, раздававшиеся как в дореволюционный, так и в советский периоды так и останутся, по-видимому, благими пожеланиями, тем более что материальная культура горцев и казаков трудноразличимы. Хотя полностью исключать археологическое изучение казачьих "опорных пунктов" нельзя. В разное время казачьи "общины" могли находиться в той или иной части Северо-Восточного Кавказа. Это позволяет, на наш взгляд, снять саму проблему, связанную с поиском мест первоначального поселения гребенцов, указывая лишь на регион, в котором происходили их постоянные перемещения. Пространство, освоенное гребенцами, постоянно сокращалось и накануне перехода на Терское левобережье они проживали в бассейне р.Сунжа (в фольклоре гребенцов эта река именуется Сунжей-матушкой). Еще в 1722 году кумыкский шамхал Адиль-Гирей писал, что его брату Айдемиру жить в Андреевой деревне (Эндери) "нельзя, так как земля эта исстари гребенских казаков".

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОЛЬНОЕ
не крестьяне и не новокрещённые инородцы

"Международный" термин казак в период средневековья означал вольного, удалого на войне человека. Не все из известных казачьих групп сумели выжить, сохраниться. Несомненно, что ядро русскоязычного казачества составило русское население, перешедшие в условиях Дикого поля к особому ХКТ. При ином подходе невозможно объяснить наличие в обычаях и обрядах казаков ярко выраженных славянских, древнерусских пластов культуры, которых просто не могло быть у новокрещенов. Тем более нельзя согласиться с утверждением, что "начало гребенскому казачеству дали крепостные крестьяне", поскольку система ценностей, образа жизни у них были диаметрально противоположны.

ТЕРСКИЕ-НИЗОВЫЕ КАЗАКИ

СВЯЗЬ С ПОВОЛЖЬЕМ

ВЫХОД РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НА ТЕРЕК ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

О времени поселения казаков в горах предания сообщают как об очень давнем. Приведем в этой связи запись, сделанную в середине ХIХ века Л.Н.Толстым. В ней говорится о прибытии на Терек Ивана Грозного с войском, который "по самое море землю забрал и столбы поставил. Только пришло ему время домой идти, вот он и говорит: "Земля эта мне полюбилась. Кого мне тут на границе оставить". Ему и сказывают, что мол есть тут за рекой казаки на Гребне живут, им землю отдай, они стеречь тебе ее будут. "Поди, говорит, приведи мне этих стариков-казаков, я с ними говорить буду". Приехали старики, человек сто приехало верхами. ". На призыв царя служить ему, старики ответили так : "Мы вольные казаки, отцы наши вольные были, и мы никакому царю не служили, да и детям нашим закажем. А коли ты, мол, нам земли отдать хочешь, мы перейдем, только ты нашу казацкую волю не тронь. А мы из-за Терека татар не пустим"

Упоминание Ивана Грозного в этом и других фольклорных произведениях не случайно, поскольку именно с ним связан выход границ российского государства на Терек, строительство здесь первых городков и острогов. Иван Грозный на Тереке не был, но терские воеводы его именем осуществляли политику в регионе. Предание определенно указывает, что казаки проживали на гребнях задолго до появления российской администрации на Тереке. Одно поколение сошло с исторической арены, другое состарилось. Конец ХV в. - такова глубина исторической памяти гребенцов, что согласуется с предложенными нами причинами "исхода" населения из средне-севернорусской зоны.

С ХVI века начинается новый этап в развитии казачества Притеречья. Оно стало привлекаться на службу. Казаки контролировали торговые и стратегические пути, сопровождали посольства, помогали кабардинским и иным князьям - союзникам России, защищали возникшие городки и острожки от нападений турецких и иранских отрядов и пр. Взамен казаки получали порох, оружие, продовольствие (3, с.84-86).
В 1588 году российскими властями в устье Терека был заложен город (Терки, Терский, Тюменский), который, в отличие от предшествующих, просуществовал более 100 лет. Его воеводы по-прежнему привлекали казаков для выполнения определенных разведывательных и охранных мероприятий. Однако зависимость от властей оставалась номинальной, казаки считали себя вольными людьми и зачастую не выполняли приказы властей

17 ВЕК - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗА ТЕРЕК НА ЛЕВЫЙ БЕРЕГ

В ХVII веке начинается переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, окончательное завершившееся в начале ХVIII века. Перемещение было связано как с давлением исламизированных соседей ("чеченцы и кумыки стали нападать на городки, отгонять скот, лошадей и полонить людей"), так и с переходом все большего числа казаков на государственную службу, которая проходила на линии вдоль реки Терек. По преданиям гребенцов, российские власти были разгневаны тем, что казаки принимали беглых и потому требовали переселения на левый берег, где их можно было контролировать.

Внешнеполитическая угроза (нападения крымцев и их северокавказских союзников совершались постоянно) заставила казаков-гребенцов вместо прежних небольших городков основывать на левобережье крупные поселения: Червленный, Шадрин (Щедринский), Курдюков и Гладков (в 1722 году гладковские казаки получали жалование на один городок, а в 1725 году - на два: Старогладковский и Новогладковский ). Эти городки (с конца ХVIII века - станицы), названные по "фамилиям" или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека. Они и в дальнейшем являлись основными поселениями гребенцов.

Гребенское войско поставляло на службу не менее 1000 казаков, из которых половина получала жалование, а другая обороняла свои городки "с воды да с травы", то есть бесплатно.

ТЕРСКО-СЕМЕЙНОЕ ВОЙСКО ИЗ ДОНЦОВ

В правление Петра I в жизни казаков произошли серьезные изменения. Гребенское войско в 1721 году переводится в подчинение Военной коллегии и тем самым включается в состав вооруженных сил России. Вместо упраздненного Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году закладывается новая русская крепость - Святой Крест, близ которой, по распоряжению правительства, расселяется 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских городков). Трудности, связанные с переселением и обживанием на новом месте, чума привели к тому, что к 1730 году уцелели лишь 452 семьи. После Ганджинского договора с Ираном, по которому граница России отодвигалась на Терек, донцы в 1736 году были переселены на левобережье (от гребенских станиц вниз по Тереку) тремя станицами: Бороздинской, Каргалинской, Дубовской. Они получили название Терско-Семейного войска. Здесь давали жалование не только казакам, но с 1737 года выделяли провиант вдовам и сиротам.

ТЕРСКО-КИЗЛЯРСКОЕ ВОЙСКО

В 1735 году на левобережье Терека в 60 верстах от Каспийского моря был заложен новый город - Кизляр, ставший на долгие годы политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из крепости Святого Креста сюда были переведены казаки и северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.). Все они стали именоваться теперь уже Терско-Кизлярским войском. Русские по языку казаки проживали в особом квартале, т.н. "Кизлярской станице", нерусские - жили в других кварталах.

С одной стороны малосильность, а с другой - полиэтничный и поликонфессиональный состав Терско-Кизлярского войска способствовали тому, что оно не привлекалось к охранной и сторожевой службе, но из него поставлялись лучшие разведчики, проводники, переводчики. Для выполнения различных поручений они направлялись в Персию, Крым, на Кубань, к калмыцким и прочим владетелям. Причем знание языков и нравов соседних и других народов демонстрировали не только казаки-северокавказцы, но и "русские", о чем свидетельствуют многочисленные документы.

РАССЕЛЕНИЕ ГОРЦЕВ ПО ТЕРЕКУ - РЯДОМ С РУССКОЙ ТЕРСКОЙ ЛИНИЕЙ

В ХVIII веке усилилось стремление северокавказцев (прежде всего осетин, ингушей, кабардинцев) к освоению Притеречных земель. В 1762 году кабардинскому князю Кончокину было разрешено с крещеными подданными переселиться в урочище Мездогу на левом берегу Терека. В 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное в 1765 году в город Моздок. Его основное население составили грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки. Из числа переселенцев, главным образом крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек, под командованием все того же князя Андрея Кончокина. Эти казаки большей частью выполняли функции переводчиков, посылались с почтой.

НОВОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ВОЛЖСКИХ КАЗАКОВ

Для усиления терской укрепленной линии на левобережье от Моздока до Червленной были поселены 517 семей волжских казаков (тех же донцов, которые несколько десятилетий прожили на Волжской пограничной линии между Камышиным и Царицыным, а с ее ликвидацией не были возвращены в родные места). Как и терско-семейные казаки, они являлись выходцами с Верхнего Дона ("верховыми"). Их говор относился к южному наречию и ближе всего по ряду признаков стоял к Курско-Орловской и Рязанской группам. Именно с ними, а не с гребенцами, можно связывать гипотезу А.Шенникова о червленоярцах как предках казаков.

Как установил С.А.Козлов, хотя правительственное решение о переселении волжцев было принято в 1765 году, однако реальное основание Галюгаевской, Ищерской, Наурской, Мекенской, Калиновской станиц произошло только в 1771 году. Казаки названных поселений составили Моздокский казачий полк. В дальнейшем в каждую станицу было дополнительно направлено по 50 семей донских казаков. В 1770 году сто семей донцов на окраине Моздока основали станицу Луковскую. В 1800 году возникла станица Стодеревская.

ПОПЫТКИ ОБРАЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН И ГОРЦЕВ В КАЗАКОВ

После Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году новая пограничная Азово-Моздокская линия стала усиленно укрепляться. В 20-30-е гг. ХIХ века получает распространение практика принудительного обращения в казачье сословие государственных крестьян и представителей кавказских народов. В станицы Терского левобережья направляются крестьяне из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской, Астраханской губерний.
В 1785 году небольшое казачье поселение возникло в местечке Копай (в устье Терека). В 1825 году сюда переселили 30 семей ставропольских крестьян. Село было переименовано в станицу Александрийскую. В 1847 году в станицу прибыло еще 150 семей из Харьковской и Черниговской губерний.

Правительством делались попытки приписать к казакам моздокских осетин и кабардинцев, армян, грузин, но, как правило, безуспешно. Лишь часть осетин (переселенцев с гор), грузин и еще в меньшей степени армян пожелали перейти в казачье сословие.

Подобные мероприятия правительства были вызваны низким естественным приростом казачьего населения, возросшими потерями, которое оно несло в ходе Кавказской войны.

О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение. Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков. Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.

История происхождения терского казачества

После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники. На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками. По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.

Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества – оно ведет свое старшинство именно от нее.

К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).

XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы. Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году – Владикавказ. В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское. К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.

Терские казаки в атаке

Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы. На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся. Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.

Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества. За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.

К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:

  • три Кизлярско-Гребенских;
  • три Горско-Моздокских;
  • три Волгских;
  • три Сунженско-Владикавказских.

Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.

Форма одежды и символика терцев

На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.

Папахи терцев – это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно. У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут - газыри. Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.

Официальные цвета терского казачества – синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.

Одежда терского казака

Культура и песни терских казаков

Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем. В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда. Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.

Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак). Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою. Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.

Обычаи и традиции терских казаков

Как и все казачьи субэтносы, терцы имеют свои укоренившиеся традиции. Где бы ни жили терские казаки, они исповедуют христианскую религию, поддерживают правила уважения к старшим. Быт терцев начинается с домостроения. В постройке нового дома в старину принимала участие вся станица, да и сегодня соседи активно помогают застройщикам.

В казацкой среде долгое время (начиная со второй половины 19 века) бытовала традиция оформления фотографиями домашних интерьеров. Из развешанных по стенам дома семейных фотоснимков составлялись целые стенды.

Наряду с основными станичными праздниками (Рождество, свадьбы и так далее) у терцев существовал и обычай проводов казаков на службу. Он становился настоящим праздником, на котором гуляло все поселение. Свадьбы же, как правило, праздновались осенью либо зимой, когда заканчивались заботы об уборке урожая. Кстати, община могла вмешаться вопросы брака. Она не только определяла возраст, когда можно было жениться, но и могла воспрепятствовать уходу девушки-казачки в другую станицу, если в ее родной оставались вдовые и неженатые мужчины. В целом, быт терских казаков можно назвать разумно-домостроевским.

Начну с того, что своение русскими людьми районов Северного Кавказа началось ещё новгородскими ушкуйниками и датируется XIV-XV веками. Толчком к переселению на Терек русских людей с Новгорода, Твери, Вятки явилось присоединение этих земель к Москве и московским порядкам. Приход и закрепление на Тереке русского государства во времена царствования Ивана Грозного породил желание горцев селиться ближе к русским с их цивилизацией, культурой и экономикой - т.е. по Тереку. Военные конфликты с Персией и особенно с Османской Империей привели к тому, что северокавказских горцев турки обращали в ислам и натравливали на русских. Новая волна казаков-переселенцев с Дона и Волги привела к появлению разных казачьих войск по Тереку, отличавшихся своими традициями и культурными особенностями.

В советское время русские люди мало интересовались историей своего народа и готовы были раскидываться землями, обильно политыми потом и кровью их предков, завоёвывавших и возделывавших их. Вот о такой земле - о земле Терских и Гребенских казаков - которая лежит северней реки Сунжи, это современные Шелковской и Наурский районы, которые нынче считают исконной территорией Чечни - по незнанию. Горцы стали переселяться на равнинные территории только потому, что туда пришло российское государство со своей мощной экономикой, и вместо того чтобы голодать в горах, множество горцев выбрали подъедаться крошками со стола российской цивилизации. При царской власти горцы заискивали перед русской администрацией, чтобы получить разрешение селиться вдоль Терека - поближе к русским.

А потом к власти пришли большевики, и стали репрессировать казаков за их вольность и активное неприятие насилия над собой, а на казачьи земли заселять давно зарившихся на них горцев, к тому времени всё ещё пребывавших в диком полу-первобытном состоянии. К концу советской власти - за 70 лет вытравливания из народной памяти казачества и того, что казаки на этих землях - коренные жители - из-за всего этого у обывателей, особенно у никогда не живших на Кавказе, сложилось впечатление, что местность эта "всегда была заселена чеченцами и ингушами" и её от этого совсем не жалко. После возвращения из ссылки чеченцев и ингушей в 1957 году в состав восстановленной Чечено-Ингушской АССР из состава Ставропольского края были переданы Шелковской и Наурский районы, исконные казачьи земли. До того времени горцы никогда не проживали в этих районах по левому берегу Терека. Да и проживая там после 1957 года, не считали эти земли своими на подсознательном уровне. Об этом говорит тот факт, что с 1957 по 1991 годы на территории Шелковского и Наурского районов не появилось ни одного горского кладбища. Проживавшие там чеченцы возили тогда хоронить своих умерших на кладбища своих родовых селений в горные районы.

Терское казачество своими корнями, своей историей уходит в глубь веков. Старинные предания повествуют о живших у Гребенных гор вольных казаках, которые в 1380 году благословили и преподнесли в дар святую икону Богородицы (Гребневской) великому князю Дмитрию, возвращавшемуся с Куликовской битвы. Через 200 лет потомки этих казаков во главе с атаманом Андреем Шадрой пришли в Северный Дагестан и основали русские поселения на правом берегу Терека. Новоселы положили начало Гребенскому казачьему войску, не утруждавшему себя службой какому-либо государю и предпочитавшему иметь со всеми союзнические отношения.

Тогда же донские, волжские и яицкие казаки начинают служить Русскому государству, в составе передовых русских отрядов участвуя в походах на Северный Кавказ после заключения царем Иваном Грозным в 1557 году союза о дружбе и взаимопомощи с кабардинскими и черкесскими князьями По приказу воевод Бабычева и Простасьева служилые люди для защиты своих союзников и с их согласия в 1567 году возвели укрепление Терки.

10 лет спустя астраханский воевода Лукьян Новосильцев перестроил его и основал сильную по тем временам крепость, гарнизон которой составили семейные казаки и стрельцы. В 1584 году к обитателям крепости присоединилась община вольных казаков, и таким образом было положено начало Терскому казачьему войску. С образованием в 1588 году Терского воеводства и созданием в низовьях Терека новой Терской крепости, форпоста русских сил на Кавказе, начинается иррегулярная служба терских казаков России.

Поселенцы быстро нашли общий язык с местными жителями, стали перенимать их обычаи, носить их оружие, родниться с ними. Казачьи жены вели хозяйство, вместе с мужьями выращивали пшеницу, просо, кукурузу, виноград и другие растения. Для терцев, которые не получали ни жалованья, ни продовольствия, роль своего хозяйства была существенной. Охотно шли в казаки тогда и молодые горцы. Стать терским казаком мог любой, в то время как гребенским — только православный.

Начало XVII века отмечено совместной борьбой казаков и их союзников с недругами. В 1633 году гребенские и терские казаки громят Малую Ногайскую Орду. В 1651 году гребенцы совместно с воинами князя Черкасского обороняли Сунженскую крепость от нападения численно превосходивших персидских и кумыкских войск и одержали победу над неприятелем, за что получили благодарность от царя Алексея Михайловича.

Жизнь казаков на Кавказе становилась все тревожнее, но они продолжали нести службу, пока отряды враждебно настроенных местных жителей, воспользовавшись выходом значительной части казаков в наряд, не напали на их поселения, разрушили их дома, забрали в плен жен и детей. В 1680 году после ряда кровопролитных столкновений с чеченцами Гребенское войско при помощи князя Черкасского начало переселяться на мыс, образуемый слиянием рек Сунжи и Терека. В 1685 году казаки обосновались на новом месте, но их положение все еще оставалось опасным.

По старинному обычаю все дела казаков выносились на войсковой круг, в котором мог участвовать любой совершеннолетний казак. Войсковому кругу принадлежала вся власть, на нем решались законодательные, исполнительные, военные и судебные вопросы. Там же избирали на годичный срок для выполнения утвержденных решений войскового атамана, войскового есаула, воплощавшего в жизнь решения войскового атамана, войскового хорунжего, знаменщика и войскового писаря. Общественное устройство каждой казачьей станицы повторяло войсковую структуру. Власть как войскового, так и станичного атамана контролировалась советом стариков. Каждая станица пользовалась полной автономией в делах своего поселения, но распоряжения высшей инстанции исполнялись беспрекословно.

В 1720 году было частично ограничено всевластие казачьих общин— Гребенское войско подчинили астраханскому губернатору, а в следующем году—Военной коллегии. В 1722 году, во время Персидского похода, на Северный Кавказ прибыл император Петр I, осмотрел Терскую крепость и, избрав на реке Сулаке место для новой крепости — Святого Креста, велел туда перевести прежний гарнизон. В том же 1722 году начинается устройство кордонной линии по Сулаку до слияния его с Аграханью, для чего часть терцев и тысяча казачьих семей с Дона были переселены на новое место и образовали Аграханское войско, которое через три года было награждено знаменем (в 1727 г. знамена получили Терское и Гребенское войска). Аграханцы непрерывно отражали нападения воинственных соседей, постоянно переселялись на новые места, страдали от местной лихорадки, значительная часть их вымерла. В 1735 году по договору с Персией Россия возвратила ей все завоеванные земли по берегу Каспийского моря. Новой границей между государствами стала река Терек. В следующем году для укрепления русских позиций, обеспечения безопасности союзников, казаков и других поселенцев возводится крепость Кизляр и начинается строительство новой кордонной линии. Выше Кизляра переселили часть аграханцев (из донских казаков), которые построили Бороздинскую, Дубовскую и Каргалинскую станицы, образовав Терское-Семейное войско. Аграханцы-терцы поселились ниже Кизляра, составив Терское-Кизлярское войско, которое вскоре слилось с Терским-Семейным.

В 1746 году это войско соединилось с Гребенским. Новое войско называлось Гребенским, но через девять лет из него выделилось самостоятельное Терское-Семейное. Как Гребенское войско (выставлявшее 450 служилых казаков), так и Терское-Семейное (выставлявшее 400 служилых казаков) и Терское-Кизлярское (выставлявшее 200 служилых казаков) подчинялись кизлярскому коменданту, астраханскому губернатору и высшей инстанции — Военной коллегии. Они следили за службой и довольствием казаков — отдавали приказы, снабжали боеприпасами, отпускали жалованье (денежное, хлебное, винное и даже солью). Во внутренних делах казаки сохраняли самостоятельность, за исключением Тер-ского-Кизлярского войска, где атаманы назначались российским правительством.

Во время царствования императрицы Екатерины II (1762—1796) освоение Кавказа русскими пошло ускоренными темпами. В 1763 году, по соглашению с кабардинским князем Кончокиным, было построено Моздокское укрепление, которое скоро превратилось в сильную крепость. Служил в ней гарнизон из терских и гребенских казаков. Для усиления гарнизона в район Моздока в 1770 году переселили 517 семей Волгского казачьего войска, поселившихся пятью станицами (Галюгай, Ищеры, Наур, Мекены и Калиновская), 100 семей канониров с Дона, образовавших Луковскую станицу, 250 донских казаков для усиления артиллерии и всех нижних чинов казачьей команды Московского легиона. Из кабардинцев была образована двухсотенная Моздокская горская казачья команда, а затем зачислены в казаки 200 семей крещеных калмыков, крепостная милиция, переведенная из Саратова и создавшая Стодаревскую станицу. Все эти поселения образовали Моздокский казачий полк, выставлявший одну тысячу служилых казаков.

В 1776 году Волгское, Гребенское, Терское-Кизлярское и Терское-Семейное казачьи войска, Моздокский и Астраханский казачьи полки соединили в одно Астраханское войско.

В 1777 году для продолжения линии казачьих поселений от Моздока далее к Азову (перешедшему к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.) был поставлен ряд укреплений — от впадения реки Малки в Терек и далее по Куре, Золке, Куме. На эту линию были переведены оставшиеся 700 семей волжских казаков (в основном из донцов), которые основали станицы Екатериноградскую, Павловскую, Марьинскую и поселения при крепостях Георгиевской и Александровской, впоследствии составивших Волгский казачий полк (из шести сотен).

В 1783 году границей между Россией и Турцией была определена река Кубань, из-за чего Моздокская линия оказалась внутри Российского государства. Казачьи поселения стали продвигаться на юг, доходя до верховьев Кубани, где вскоре поселились черноморские и донские казаки.

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков. Их передали в ведение командира Грузинского корпуса, и подчинялись они по гражданской линии губернатору Кавказской губернии, по военной — войсковым (полковым) командирам и уездным начальникам.

В начале XIX века все казачье мужское население считалось служилым с 15 лет на срок 25 лет. Число служилых казаков определялось числом семей, так что каждая семья выставляла одного казака. Казаки, несшие постоянную службу (2775 человек), получали жалованье, кто находился на местной службе (2500 человек), его не имели. С 1802 года линейцы кроме военных обязанностей должны были нести бесплатные повинности: постойную и подводную, дорожную и почтовую, строительную и многие другие. Служба становилась все более тяжелой.


ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
Кавказская крепость Терки с казаками в 1577 году выдерживала многодневную осаду дагестанского шамхала (князя). Горцы перекрыли доступ воды из реки Терек, и осажденные мучились от жажды. В день Святой Троицы казаки истово молились и просили у Бога дождя. И вдруг – о чудо! К вечеру пошел проливной дождь, крепостной ров наполнился водой. Противник понял, что защитников уже не сломить, и отступил. Легенда стала основанием, чтобы старшинство терского казачества велось с этой даты. Давайте вместе проследим весь его исторический путь.

Вольный выбор

Воевали вместе

Параллельные поселения и общинное самоуправление

Строительство кордонов

Переформирования и новые поселения

После Гянджинского договора с Персией в 1735 году граница между государствами проходит по реке Терек. Строится город Кизляр - новый политический и культурный центр северо-восточного Кавказа. Сюда возвращаются терцы после разрушения Святого Креста. Происходит переформирование, и войско становится Терско-кизлярским, которым командует кабардинский князь Бекович-Черкасский (в крещении – Александр).
В трех соседних станицах (Бороздинская, Каргалинская и Дубовская) поселились донские казаки, которые тоже приехали с Сулака. Так появилось Терско-семейное войско. Оба подразделения подчиняются кизлярскому коменданту.
Во время правления Екатерины II было построено Моздокское укрепление. Позже оно станет городом-крепостью. Сюда переселились крещенные осетины и кабардинцы, возглавил их князь Андрей Кончокин. Для усиления пограничной линии на левобережье Терека заселяются более 500 семей волжских казаков и позже еще и 50 семей донских. Основываются станицы Галюгаевская, Ищерская, Наурская, Мекенская, Калиновская, Луковская, Стодеревская.
Служивое мужское население этих станиц составило Моздокский казачий полк. И с 1776 года он вместе с другими кавказскими казачьими формированиями входит в Астраханское войско.

Казачья линия

Через десять лет образуется Кавказская линия казаков. Сюда вошли все, кто живет и служит на русско-турецкой границы, которой в 1783 году стала река Кубань. Строятся новые крепости от Моздока до Азова, а сама линия получает название Азово-Моздокской.
Рядом с крепостями растут станицы Марьевская, Павловская, Георгиевская. Правительство делает ставку на продовольственное самообеспечение казаков. Их наделяют земельными участками (паями), что считается вознаграждением за службу. Постепенно определяются повинности (строительные работы, выставление постов и караулов для охраны границы) и размеры постоянного жалования (деньгами и продуктами).
К 1825 году на Кавказе действовали шесть казачьих подразделений общей численность в 7 тысяч человек. У Каспия стояло Терско-Кизлярское войско, затем Терско-Семейное и Гребенское. Замыкали линию в 7500 км Моздокский, Волгский и Горский полки. В это время уже восемь лет шла Кавказская война, которая носила характер партизанской. В этом и была особая сложность военных действий. Обстоятельства вынудили терцев быть жестокими и перенять тактику противника. Они также делали набеги и засады.

Вихрь событий

Расказачивание – черная страница

Вехи последних столетий


Возрождение казачества началось в 1990-х годах, когда в Советском Союзе случился государственный переворот. Энтузиастами организовались первые круги, на которых и Терское войско приняло устав, гимн, утвердило структуру управления. Как и в былые времена все важные документы, в том числе, и атамана утверждает глава государства. Однако в какой-то степени демократия работает, и чаше всего на местах выборы атамана носят неформальный характер.
В результате нового административного деления в Терское войско вошла часть кубанских казаков. Северо-западная часть Ставрополья, где находятся их станицы, является территорией нынешнего терского казачества. Однако кубанцы сохранили свою форму, а на терских кругах всегда звучат два гимна – терский и кубанский.
Государственная служба в терском казачестве представлена в основном Окружной казачьей дружиной Ставрополья. Численность ее не превышает трех сотен.

Читайте также: