Модели финансового менеджмента кратко

Обновлено: 17.05.2024

В процессе управления финансами CХ используется широкий набор экономико-математических моделей и алгоритмов расчетов, применяемых в финансовом менеджменте. Однако особенности деятельности СХ предопределяют учет специфических факторов, в частности страновых и валютных рисков. Поэтому в модели и алгоритмы вводятся специальные поправочные коэффициенты.

Модели, используемые для управления финансами СХ , могут быть классифицированы на основе критерия воздействия на формирование активов и пассивов СХ и влияния на рыночную оценку корпораций.

Схема моделей и алгоритмов, используемых при управлении финансами СХ

Эффект операционного рычага NPV IRR ARR PI Метод периода окупаемости САРМ Баланс СХ Эффект финансового рычага WACC Теорема Модильяни– Миллера Теория иерархии
Активы Собственный капитал Заемный капитал
EVA SVA

К основным моделям, используемым при определении структуры пассивов предприятия, относятся:

- эффект финансового рычага, WACC (Weighted Average Cost of Capital – средневзвешенная стоимость капитала),

- теорема Модильяни – Миллера (теорема ММ),

Эффект финансового рычага.

Экономический смысл финансового рычага в самой простой интерпретации состоит в том, что СХ способна увеличивать свои активы за счет роста заемного капитала.

Изменение величины активов в периоде Б по сравнению с периодом А за счет увеличения заемного капитала

Период А Период Б
Активы = Собственный капитал
Активы = Собст-венный капитал Заем-ный капитал
Заем-ный капитал

Рост заемного капитала позволяет значительно увеличить активы СХ при неизменном собственном капитале. ТНК выгодно привлекать заемный капитал в случае, если ее рентабельность превышает ставку по кредитам, например, рентабельность составляет 16%, а ставка по кредиты – 8%.

Первый аспект финансового рычага – это увеличение прибыли корпорации за счет привлечения кредита.

Второй аспект финансового рычага связан с тем, что процент по кредитам выплачивается из прибыли до налогообложения. Следовательно, чистая прибыль возрастает при увеличении выплат процентов по привлеченным кредитам.

Расчет чистой прибыли

При-быль до налого-обложе-ния = =
Налого-обла-гаемая при-быль
Чистая при-быль
Про-центы по кре-дитам
Налоги

Изменение чистой прибыли СХ в периоде Б по сравнению с периодом А

При увеличении выплат процентов по кредитам

Период А Период Б

– выплаты процентов по кредитам;

– налог на прибыль;

Практика вычета процентов по кредитам до налогообложения существует почти во всех странах. Чем больше сумма выплачиваемых процентов, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, абсолютная величина налогов. Но тем больше чистая прибыль.

Эффект финансового рычага определяется по формуле:

ЭФР = (1 – СН) ´ (ЭР – СК) ´ ,

где СН – ставка налога на прибыль;

ЭФ – экономическая рентабельность;

СК – ставка по кредитам;

ЗК – заемный капитал;

СК – собственный капитал.

Снижение налога на прибыль при привлечении заемных средств и росте процентных платежей, вычитаемых из налогооблагаемой прибыли, получило название налогового щита (tax shield).

Расчет налогового щита СХ

Голы Кредит и суммы, выплачиваемые в его погашение Проценты по кредиту по ставке 10% в год Налог на прибыль (%) Налоговый щит
5 000 000
-1 000 000 -500 000 120 000
-1 000 000 -400 000 96 000
-3 000 000 -300 000 72 000
Итого 288 000




Налоговый щит может быть рассчитан не только по формуле, но и методом, примененным в приводимой таблице. В таблице проценты начисляются на сумму кредита за минусом платежей, уплаченных в его погашение. Налоговый щит рассчитывается за каждый год путем умножения суммы начисляемых процентов на ставку налога на прибыль. Исключение процентных платежей из налогооблагаемой прибыли по сути означает, что СХ ежегодно экономит 24% от суммы процентов по кредиту.

Модель WACC.

Модель WACC позволяет определить средние издержки привлечения капитала. Привлеченный капитал СХ состоит из акционерного капитала и заемного капитала.

Издержками привлечения акционерного капитала является выплата дивидендов.

Издержками привлечения заемного капитала является выплата процента.

Модель WACC имеет вид:

где Ci – издержки привлечения каждого источника;

qi – доля каждого источника в общей сумме капитала;

i – количество источников.

Средневзвешенную стоимость капитала можно также рассчитать по более детализированной формуле:

где D – заемный капитал;

Е – акционерный капитал;

kd – средняя процентная ставка по заимствованиям;

ke – ставка доходности капитала для акционеров;

t – ставка налога.

Теория иерархии.

Теория иерархии - альтернатива теореме ММ. Эта теория тесно связана с теорией асимметричности информации. Последняя утверждает, что менеджеры и акционеры имеют разную информацию о положении дел в корпорации. Менеджерам доступна более широкая и более оперативная информация. Существует конфликт интересов между менеджерами и акционерами.

Менеджеры заинтересованы в реализации прежде всего кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов, поскольку рост прибыли определяет размер получаемых ими премиальных и бонусов. Акционеры заинтересованы в реализации долгосрочных инвестиционных проектов, поскольку такие проекты определяют перспективы роста корпораций на будущий период.

Асимметричность информации между менеджерами и акционерами приводит к тому, что вторые основывают многие свои действия, наблюдая за действиями первых.

Акционерам хорошо известно правило: менеджеры прибегают к эмиссии долевых ценных бумаг (акций) в периоды, когда акции корпорации переоценены рынком (т. е. инвесторами) и, следовательно, выгодно осуществлять их дополнительный выпуск. Но акционеры знают о том, что менеджеры основывают свои действия на подобных рассуждениях.

Поэтому акционеры начинают продавать свои акции, как только менеджеры объявляют о дополнительной эмиссии, поскольку это свидетельствует о переоценке акций.

Менеджеры стремятся избежать падения курса акций, поскольку оно приводит к снижению их премиальных и бонусов. Поэтому они стараются прибегать к дополнительной эмиссии акций лишь в крайних случаях и тем самым избегают падения акций из-за возможных действий акционеров.

Источники средств для инвестирования используются менеджерами в следующей иерархии:

– нераспределенная прибыль корпорации;

– заемные средства (эмиссия облигаций);

– дополнительная эмиссия акций.

Поэтому данная теория получила название теории иерархии.

Точка безубыточности

объем производства (штук)

П – зона прибыли;

У – зона убытков.

На схеме показаны постоянные, переменные и общие издержки. Последние составляют сумму постоянных и переменных издержек.

В точке безубыточности объем производства позволяет покрывать прямые и косвенные издержки. Зона У – зона убытков; зона П – зона прибыли.

Модель CAPM.

Модель CAPM (Capital Assets Pricing Model) была разработана У. Шарпом. Она устанавливает зависимость риска конкретного актива и его доходность. Риск актива (например, акции) измеряется степенью отклонения цены этого актива от общей динамики активов данного вида. Например, риск акции определяется сложившимся за определенный период ее отклонением от динамики фондового индекса.

Модель САРМ имеет вид:

где Pi – ожидаемая доходность i-го актива (в %-х);

RF – безрисковая доходность (обычно доходность государственных облигаций);

Rm – ожидаемая доходность портфеля всех активов данного вида;

bi – бета-коэффициент i-го актива.

Коэффициент b есть мера риска в модели САРМ. Если b какой-либо корпорации больше 1, это означает, что колебания доходности ее акций и, соответственно, риск вложений в эти акции больше, чем риск фондового рынка в целом, т. е. вложений в диверсифицированный инвестиционный портфель. Если b равна 1, то динамика акций данной корпорации в точности совпадает с динамикой фондового рынка в целом. Если b меньше 1, то акции данной корпорации менее рискованы, чем даже диверсифицированный инвестиционный портфель.

В корпоративных финансах коэффициент b часто применяется в качестве коэффициента дисконтирования в модели NPV. Это связано со следующим обстоятельством. Если какая-либо СХ намерена осуществить инвестиционный проект в новой для себя сфере, она может выбрать в качестве коэффициента дисконтирования коэффициент b компании, уже осуществляющей деятельность в данной сфере. Тем самым СХ точно учтет уровень риска, сложившийся в этой сфере ведения бизнеса.

Модели SVA (стоимости корпорации для акционеров – shareholder value added) и EVA (экономической добавленной стоимости – economic value added) используются для оценки общей стоимости СХ .

В модели SVA стоимость СХ определяется чистой приведенной стоимостью будущих потоков денежных средств, дисконтированных по издержкам привлечения капитала (стоимости капитала). Цель данной модели – дать акционерам альтернативный инструмент оценки их капиталовложения для сопоставления этой оценки с рыночными показателями. Это позволяет акционерам принимать обоснованные решения о купле-продаже акций.

В расчеты на основе модели SVA включаются семь факторов роста стоимости, в том числе три вида денежных потоков и четыре параметра: объем реализации и темп его изменения, инвестиции в основной капитал, инвестиции в оборотный капитал, рентабельность основной деятельности, ставка налога на прибыль, период планирования, требуемая корпорацией ставка доходности (используется при дисконтировании потока будущих доходов).

Модель EVA позволяет оценивать эффективность деятельности СХ на основе создаваемой корпорацией добавленной стоимости. Эта величина определяется из формулы:

EVA = NOPAT – WACC х инвестированный капитал,

где NOPAT – чистая операционная прибыль после налогообложения (Net Operating Profit After Tax).

Фактически EVA равна разнице между прибылью после налогообложения и абсолютной величиной стоимости используемого капитала.

Если EVA больше нуля, то корпорация зарабатывает больше, чем стоимость привлечения капитала.

Если EVA равна нулю, то корпорация лишь возмещает стоимость своего капитала.

Если EVA меньше нуля, то корпорация не покрывает затраты на привлечение капитала.

Финансовый менеджмент

Лекция 5. Модели, используемые в финансовом менеджменте.

  1. Классификация моделей управления финансами субъекта хозяйствования (СХ) .

2. Эффект финансового рычага.

4. Теорема Модильяни – Миллера (теорема ММ).

5. Теория иерархии.

6. Эффект операционного рычага.

7. Расчеты чистой текущей стоимости, внутренней нормы

доходности, индекса рентабельности, учетной доходности,

8. Модели CAPM, SVA, EVA.

1. Классификация моделей управления финансамиСХ .

В процессе управления финансами CХ используется широкий набор экономико-математических моделей и алгоритмов расчетов, применяемых в финансовом менеджменте. Однако особенности деятельности СХ предопределяют учет специфических факторов, в частности страновых и валютных рисков. Поэтому в модели и алгоритмы вводятся специальные поправочные коэффициенты.

Модели, используемые для управления финансами СХ , могут быть классифицированы на основе критерия воздействия на формирование активов и пассивов СХ и влияния на рыночную оценку корпораций.

На сегодняшний день финансовый менеджмент – это научная дисциплина, которая необходима в работе предприятия для осуществления грамотного процесса управления финансовой и хозяйственной деятельностью.

Финансовый менеджмент, как наука о финансах, возникла достаточно давно, еще на Западе. Но, надо отметить, что по праву, история целенаправленного управления финансовой деятельностью на предприятиях началась лишь с 1850-х годов.

До этого времени на всех предприятиях управляющим звеном были люди практики, которые достаточно односторонне подходили к вопросам управления хозяйственной и финансовой деятельностью организации. В связи с этим было необходимо аккумулировать все знания и возможности хороших практиков с теоретическими основами.

Реализацию финансового менеджмента в компании должен осуществлять финансовый менеджер – это человек, который имеет профессиональное образование, опыт работы, знания в области финансирования, компетентный, владеющий современными способами и инструментами для реализации финансового менеджмента на предприятии.

Основные постулаты финансового менеджмента

В финансовом менеджменте выделяют два основных постулата (теории) на которых реализовывается вся наука:

  1. Формирование портфеля финансового менеджмента. В данном постулате говорится о том, как и какими путями можно снизить уровень риска (общего риска) предприятия. Общий риск компании подразумевает целую совокупность рисков по активам компании, поэтому предполагается объединить все эти риски в один портфель. Чтобы реализовать этот постулат необходимо изучить всю необходимую информацию о рисках компании, чем они вызваны, проанализировать динамику рисковых операций, выявить закономерности, составить сводные отчеты и ведомости по проделанной работе. Изучить рынок ценных бумаг, быть в курсе событий, которые непосредственно влияют на изменение стоимости ценных бумаг компании.
  2. Изучение структуры капитала компании. Данный постулат говорит о том, что есть необходимость рассматривать капитал компании в виде двух основных его элементов: заемный капитал и собственный капитал. Под собственным капиталом экономисты подразумевают все инвестиции предприятия, которые были в него вложены (основные средства, акции и т.д.), а также, современные ученые считают, что накопленный капитал компании за годы существования, тоже вправе учитываться. Под заемным капиталом фирмы понимается все активы, которые были взяты компанией в кредит (долгосрочный или краткосрочный). Суть постулата в том, чтобы постоянно анализировать состояние структуры капитала, выявлять пути и резервы снижения заемного капитала и перекрывать его собственными средствами.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели финансового менеджмента

В финансовом менеджменте встречается достаточно большое разнообразие различных финансовых моделей.

Модель финансового менеджмента – это аналог определенного действия или процесса, который происходит в рамках финансового менеджмента и дает понять конкретные свойства моделируемого процесса при заданных целях исследования.

Для чего нужны модели финансового менеджмента?

Модели финансового менеджмента позволяют описывать разнообразные процессы которые происходят в рамках деятельности предприятия, например: управленческие решения по вопросам финансирования, политика управления активами и пассивами предприятия, направления и цели инвестирования, долгосрочные стратегии и тактика, планирование и прогнозирование финансовых результатов и т.д.

Основными моделями финансового менеджмента являются: дескриптивные, предикатные и нормативные.

Модели дескриптивные. Такие модели призваны описывать происходящие процессы, возникающие при оценке имущества предприятия или его финансового состояния. К таким процессам на предприятии можно отнести:

  • Все аналитические расчеты финансового характера: анализ (горизонтальный и вертикальный) баланса, основных его показателей, анализ движения денежных потоков и т.п.;
  • Расчет итоговых показателей и их динамика по годам по данным финансовой и бухгалтерской отчетности и т.д.
  • Все расчеты в такой модели происходят на основании бухгалтерской отчетности фирмы, показатели могут оцениваться в динамике за несколько лет, чтобы выявить определенные положительные или негативные тенденции финансового развития компании.

Также данная модель позволяет описать финансовое состояние предприятие на сегодняшний день и дать перспективный прогноз на будущее. Расчетами и прогнозированием на предприятии должны заниматься специалисты, которые способны грамотно применять дескриптивные модели, уметь ими пользоваться.

Модели предикатные. Данные модели призваны с помощью аналитического расчета и коэффициентов спрогнозировать развитие финансового состояния компании, опираясь не только на данные бухгалтерской и финансовой отчетности, но и на мировые рыночные тенденции.

В отличие от дескриптивных моделей, предикатные основываются на расчетах, а не на описании процессов компании. Так, в предикатных моделях широко используются:

  • Расчет аналитических финансовых таблиц, которые носят перспективный характер;
  • Расчет точки безубыточности и уровень минимально возможных продаж компании;
  • Расчет тенденций развития компании по различным направлениям;
  • Ситуационные анализы и факторные и т.д.

Модели нормативные. Данные модели позволяют руководству компании видеть фактические результаты фирмы по данным финансового анализа и сравнивать эти результаты с запланированными. То есть данная модель дает представление о реальном выполнении плановых показателей, причем в детальном разрезе. На основании этих результатов можно в последующем уже устанавливать нормативы по определенным направлениям деятельности, которые реальны к выполнению.

Таким образом, модели финансового менеджмента позволяют описательным, аналитическим и нормативным способом определить, на каком этапе развития находится фирма, что ее ожидает в финансовом будущем, и на что реально способна компания в вопросах производства.

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Деньги, как материальная основа финансовых отношений, играют важнейшую роль в рыночной экономике, выражая и согласовывая интересы ее участников, а также выступая в качестве всеобщего стоимостного эквивалента.

Под фондом денежных средств понимается их обособленная часть, имеющая целевое назначение. Денежные средства, находящиеся в таких фондах, называются финансовыми ресурсами.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.

Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

  • как научная дисциплина;
  • как система управления финансами хозяйственного объекта;
  • как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической среде.

Важнейшими теоретическими положениями современной науки управления финансами являются:

  • Концепция денежных потоков;
  • Концепция временной ценности денег;
  • Концепция риска и доходности;
  • Гипотеза об эффективности рынков;
  • Портфельная теория и модели ценообразования активов;
  • Теории структуры капитала и дивидендной политики;
  • Теория агентских отношений и др.

1. Концепция денежных потоков

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

2. Концепция временной ценности денег

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

3. Концепция риска и доходности

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

4. Портфельная теория и модели ценообразования активов

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

5. Теория структуры капитала и дивидендной политики

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

6. Теория агентских отношений

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Игорь Лyкaceвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института

Распределение управленческих функций, полномочий и ответственности между корпоративным финансовым центром и финансовыми службами предприятий, входящих в группу компаний (холдинг), должно соответствовать степени централизации модели финансового управления.

Под моделью централизованного финансового управления в холдингах понимают форму организации системы управления финансами, которая характеризуется степенью централизации управленческих функций, объемом функционала и полномочий корпоративного центра, а также уровнем финансового контроля.

Под моделью централизованного финансового управления в холдингах понимают форму организации системы управления финансами, которая характеризуется степенью централизации управленческих функций, объемом функционала и полномочий корпоративного центра, а также уровнем финансового контроля.

Обобщая зарубежный и российский опыт, организацию управления финансами холдинга можно представить следующими моделями (по степени возрастания централизации):

Модель стратегического финансового управления

Корпоративный финансовый центр осуществляет комплексное стратегическое управление финансами. На участников группы возлагаются функции оперативного управления. Менеджмент компаний сам принимает решения в рамках ведения текущей деятельности в пределах утвержденного бюджета, плановые показатели которого разрабатываются в соответствии с согласованной стратегией развития группы.

Финансовый центр контролирует результаты стратегического развития и текущей деятельности компаний.

Преимущество этой модели — достаточная степень контроля финансового управления, недостаток — более низкая степень контроля оперативной деятельности бизнесединиц.

Модель оперативного финансового управления

Высокая степень централизации функций стратегического и оперативного управления на уровне финансового центра.При этом централизуются такие функции оперативного уровня управления:

Централизация функций может достигаться прямой их передачей финансовому центру через создание централизованных организационных структур или установлением процедур, регламентов, нормативов для их исполнения бизнесединицами.

Финансовое управление в этой модели осуществляется с использованием всего набора существующих финансовых методов.

Преимущества:

    снижение самостоятельности бизнесединиц в оперативной деятельности;

ководителей компаний за результаты текущей деятельности, низкая мотивация на достижение конкретных результатов;

Модель стратегического контроля

Степень децентрализации управления высокая. Финансовый центр, определяя корпоративную стратегию управления финансами, не вмешивается в оперативную деятельность компаний. Отличительной характеристикой данной модели является прежде всего децентрализация функций определения стратегии управления финансами, относящихся к различным уровням системы стратегического финансового управления в группе.

Бизнес­единицы самостоятельно разрабатывают стратегические планы развития, утверждают финансовую политику в области управления активами, источниками финансирования деятельности, денежными потоками, инвестициями.

Алгоритм формирования оптимальной организационной модели финансового управления в холдинге

1. Анализ всей совокупности факторов, влияющих на степень централизации управленческих функций в холдинге.

2. Определение базовой модели финансового управления для группы в целом, обозначение временных границ ее применения.

3. Оптимизация состава функций и методов финансового управления, возлагаемых на корпоративный финансовый центр, степени централизации функций.

4. Выделение предприятий, требующих применения иных моделей финансового управления, специальных механизмов финансового менеджмента.

5. Разработка регламентов реализации базовой и специальных моделей, их взаимодей­ствия.

В качестве метода используется только контроль результатов деятельности компаний на соответствие корпоративной финансовой стратегии.

По итогам периода (обычно один год) каждая компания отчитывается о результатах деятельности перед центром на основании разработанной системы финансовых показателей.

Преимущество: повышение степени ответственности руководителей компаний за результаты финансово­хозяйственной деятельности.

Недостатки: низкая степень контроля результатов деятельности участников группы и низкая оперативность влияния на их текущую деятельность в случае необходимости, как следствие — увеличение вероятности финансовых рисков.

Состав функций

Особенности финансовых моделей управления в холдингах заключаются в составе функций, которые относятся к стратегическому и оперативному уровням управления (табл. 1) и которые возлагает на себя финансовый центр в отношении каждого участника финансового взаимодействия.

Распределение функций финуправления в холдинге

Функции стратегического уровня

Функции оперативного уровня

· определение корпоративной стратегии;

· разработка и утверждение стратегических планов бизнеснаправлений и деятельности участников группы;

· постановка тактических задач;

· разработка и утверждение финансовой политики;

· разработка ценовой политики, определение системы внутреннего ценообразования;

· разработка налоговой политики;

· утверждение направлений расходования прибыли, разработка дивидендной политики;

· формирование системы показателей выполнения стратегических планов, контроль их выполнения;

· оценка эффективности деятельности

· разработка оперативной финансовой стратегии;

· разработка системы бюджетного управления;

· разработка единых стандартов учета и отчетности;

· управление денежными потоками операционной, финансовой и инвестиционной деятельности;

· контроль расчетов с дебиторами и кредиторами;

· внутренний аудит деятельности участников холдинга;

· формирование системы показателей финансово­хозяйственной деятельности, контроль их достижения;

· оценка эффективности текущей деятельности

При анализе сути и особенностей моделей финансового управления следует рассматривать функцию управления, реализуемую с использованием финансовых методов, к которым относится финансовый контроль.

Иными словами, каждая модель характеризуется набором финансовых методов, используемых финансовым центром в отношении группы в целом и каждого участника, для управления финансами (табл. 2). Каждая модель финансового управления и набор ее функций имеют свою степень централизации и контроля (табл. 3).

Формирование моделей финансового менеджмента в группе компаний

Читайте также: