Интеграционные группировки зарубежной азии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН), Аssociation of South East Asian Nations создана в 1967 году министрами иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин, которые подписали Бангкокскую декларацию. Собственно договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН были заключены только в 1976 г. В настоящее время членами АСЕАН являются десять государств: Бруней (с 1984), Вьетнам (с 1995), Камбоджа (с 1998), Лаос и Мьянма (с 1997), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Индонезия (1967). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В рамках АСЕАН действует Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности, в деятельности которого участвуют девять стран-членов, два наблюдателя, два консультативных партнера и партнеры по диалогу с АСЕАН, среди которых 10 стран, 1 международный союз и 1 международная организация: Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Пакистан, США, Республика Корея, Россия, Япония, ЕС, Программа ООН по развитию. На ежегодных встречах министров иностранных дел стран-участников форума обсуждаются меры по укреплению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При создании целью организации было провозглашено содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сфере между некоммунистическими странами Юго-Восточной Азии для укрепления мира в регионе. Впоследствии были провозглашены собственно экономические цели: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства.

Высший орган АСЕАН – встреча глав государств и правительств, которая проводится каждые три года. Исполнительным и координационным органом является Постоянный комитет, в состав которого входят послы стран АСЕАН, аккредитованные в стране председателя. Председатель избирается поочередно из числа министров иностранных дел. Штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия).

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, Guls Cooperation Counsil был создан в 1981 году для содействия внутрирегиональному сотрудничеству в социально-экономической сфере, политических и военных делах. В него входят шесть арабских стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

Штаб-квартира находится в Эр-Рияде – Саудовская Аравия.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, South Asian Association for Regional Cooperation (СААРК) создана в 1985 году для обеспечения сотрудничества стран региона в социально-экономической и культурной сфере. В настоящее время в её состав входят семь стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

Штаб-квартира находится в Катманду – Непал.

Организация экономического сотрудничества(ОЭС), Есоnomic Соорегаtion Organization (ЕСО)создана в 1985 году для обеспечения регионального сотрудничества в области транспорта, связи, туризма, культуры и экономики. В 2007 году членами организации были десять стран: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан. Статус ассоциированного члена имела не признанная международным сообществом Турецкая Республика Северного Кипра. Штаб-квартира находится в Тегеране – Иран.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году в процессе преобразования из представительной комиссии России, Китая, Казахстана и Киргизии по вопросам демаркации границ для совместных действий в военно-политической области, борьбы с терроризмом с перспективой расширения сотрудничества на область экономики. В 2007 году в составе организации: шесть государств: Россия, Китай, страны Центральной Азии Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. 10 июля 2015 года было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана.

ШОС не является военным блоком, как, например, НАТО. Или открытым регулярным совещанием по безопасности, как, например, Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности (АРФ). Организация занимает промежуточную позицию. Главными её задачами провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

При этом Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств-членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД)рассматривает и решает вопросы текущей деятельности ШОС, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласовываются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество(АТЭС),Asia-Pacific Economic Cooperation, (APEC) – форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% ВВП и 44% мировой торговли.

С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регио­не межправительственная экономическая организация —Азиат­ско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (AsiaPaci­ficEconomicCooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Рес­публика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа—Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.

Организацию часто называют Форумом АТЭС, гак как она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):

1) содействие эко­номическому росту стран;

2) укрепление многосторонней систе­мы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц;

3) проведение торговой и инвестиционной либе­рализации.

В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестици­онной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирую­щих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализа­цию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В ре­зультате США и Япония отказались проводить либерализацию в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграци­онных проектов — ВАС (Япония) и ФТАА (США), Однако на оче­редном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их уча­стия[5, с. 177].

Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и фи­нансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых мини­стров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и ин­вестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по ин­вестициям, научным исследованиям в промышленности и техно­логиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ре­сурсов, энергетическому сотрудничеству, тортовой и инвестици­онной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предприниматель­ству) и Фонд образования.

В состав рабочих органов, занимающихся экономическими во­просами, входят:

- комитет по торговле и инвестициям, включающий подкоми­тет по стандартизации и подкомитет по таможенным процеду­рам;

- экономический комитет и рабочие группы: по содействию тор­говле; по инвестициям; по научным разработкам в промышлен­ности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринима­тельств [9, с. 103].

С учетом нерешенных проблем возможны три варианта раз­вития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту дан­ная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достиг­нутых договоренностей.

Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем экономических взаимоотноше­ний в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональ­ных группировок, например, АСЕАН.

Третий вариант не исключает возобладания протекционист­ских настроений в США и Западной Европе, что будет препятст­вовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на ре­гиональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приоб­ретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или рас­ширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками.

В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его стра­ны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опе­режающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки.

В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвес­тиций [7, с. 321].

- Содействие региональному сотрудничеству в экономи­ческой, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе.

- Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных дей­ствий в духе равноправия и партнерства.

- Укрепление мира и региональной стабильности, соблю­дение принципа справедливости в международных отношениях и Устава ООН.

- Поощрение активного сотрудничества и взаимной под­держки в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной сферах.

- Взаимодействие в сфере науки и образования.

- Сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения.

- Содействие тесному сотрудничеству с международными и региональными организациями в тех же целях.




Государства - члены: Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд.

1. Собирающаяся раз в три года Конференция глав госу­дарств и правительств является высшим органом АСЕАН.

2. Центральным руководящим органом является ежегод­ная встреча министров иностранных дел АСЕАН. Она проходит в одной из стран АСЕАН, председательствующий сменяется в соответствии с расположением стран в порядке английского ал­фавита.

3. Постоянный комитет состоит из министра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный пери­од, и послов остальных пяти государств. Комитет осуществляет текущую работу между совещаниями министров иностранных дел и собирается несколько раз в год.

4. На встречах министров экономики стран АСЕАН при­нимаются решения по вопросам экономического сотрудничест­ва.

5. Встречи других министров стран АСЕАН (образования, энергетики, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны окружающей среды) готовятся:

- Комитетом по науке и технологии;

- Комитетом по социальному развитию;

- Комитетом по культуре и информации;

- Совещанием высших должностных лиц по наркотикам;

- Совещанием высших должностных лиц по окружающей

6. Совместная встреча министров иностранных дел и эко­номики содействует координации деятельности АСЕАН в обеих сферах.

7. На встречах высших должностных лиц обсуждаются политические вопросы.

8.На встречах высших должностных лиц по вопросам экономики обсуждаются все аспекты экономического сотрудни­чества.

9.Национальные секретариаты: каждое государство - член располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки ре­шений АСЕАН.

10. Совместные консультативные встречи обеспечивают деятельность АСЕАН в официальной сфере.

11. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств - членов, под­держивают внешние связи АСЕАН в столицах третьих с гран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио.

12. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секре­тарь, сменяемый каждые три года. Он опирается на заместителя, трех директоров и девять заместителей директоров.

13. Межпарламентская организация.

- Создание зоны свободной торговли АСЕАН в 2008 году.

- Установление общего льготного таможенного тарифа на некоторые виды продукции, контролировать и следить за посте­пенным введением которого будет комитет на уровне минист­ров.

- Создание региона мира, свободы и нейтралитета, а также зоны, свободной от ядерного оружия.

- Развитие тесных отношений с Мьянмой, Камбоджой, Лаосом и Вьетнамом после урегулирования конфликта в Кам­бодже.

- Углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Ка­надой, Европейским союзом, Японией, Республикой Корея, Но­вой Зеландией и США путем совершенствования имеющихся механизмов диалога и использования новых инструментов.

- Углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение (в т.ч. борьба со СПИДом) [6, с. 579-582].

В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализа­ция сферы услуг, но на данный момент результаты либерализацииторговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранною капитала, форм коммер­ческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, мигра­ции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.

В 2003 г. саммит АСЕАН на о. Бали принял решение о формировании к 2020 г. Сообщества АСЕАН(ASEANCommunity) как эко­номического, политического и социального объединения, которое фактически будет общим рынком. На следующем саммите (2006 г.) было решено ускорить его формирование к 2015 г.

В рамках АСЕАН сохраняются дезинтегрирующие факторы — невысокий уровень экономической взаимозависимости (исключе­нием являются взаимные связи между Сингапуром и Малайзией, Сингапуром и Таиландом); многочисленные исключения из схемы СЕПТ, различия в ставках таможенных пошлин; применение нета­рифных ограничений во взаимной торговле; сохранение преферен­циальных режимов для отдельных сегментов внутреннего рынка. Тем не менее, как показала практика интеграционного сближения стран Ассоциации, есть все объективные и субъективные условия для достижения намеченной цели — формирования Сообщества АСЕАН в короткие сроки[5, с.180].

ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

К основным целям ШОС относится:

- укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами;

- организация эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях;

- совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе.

Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).

Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.

Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.

Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир [13].

Были разработаны три наиболее важных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН. Первое из них – рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли происходит поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более эффективного использования ресурсов снабдить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН.

Рыночно-институциональное – второе направление региональной интеграции. Отличительной особенностью его является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.

Этот путь использовался сторонниками целенаправленно регулируемой индустриализации. Такая стратегияопирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, также координирование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, осуществление совместных проектов и подкрепляется административными и политическими мерами.

Третье направление намеревает реализовать отдельные проекты регионального масштаба и. выступить против комплексных схем хозяйствования. Направляющей силой региональной интеграции является частный сектор, предусматривавшей создание условий для благоприятного роста крупных многонациональных компаний, которые бы были способны позаимствовать главное место в региональном бизнесе.

В январе 1991 г. на Сингапурском совещании в верхах стран АСЕАН стороны еще раз высказались за развитие сотрудничества. Поставлена задача организовать до 2007 г. зону свободной торговли, снижая постепенно внугриасеановские тарифы.

В настоящее время в АТР прикладываются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданной в 1989 г.

В 1998 г. в эту организацию вступила Россия. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Такое экономическое объединение основано государствами, весьма различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры. Из этого следует, что АТЭС – это организация, находящаяся в начале пути. Пока приняты меры лишь декларативного характера, необязательные. В настоящее время эта экономическая группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием. Чтобы данное объединение стало интеграционным с экономической точки зрения, необходимо время.

В рамках АТЭС действует десять рабочих групп: по торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. Эти страны объявили о создании зоны свободной торговли.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

На карте границы субрегионов обозначьте красной линией, сами субрегионы обозначить римскими цифрами и вынести их названия в условные знаки. Государства на карте обозначить арабскими цифрами, вынести их в условные знаки, подписать там названия государств, а в скобках их столицы. Юго-Восточную Азию просто показать стрелкой и римской цифрой на первой карте.

Карта 8.1. Деление Зарубежной Азии на субрегионы
Юго-Восточная Азия
Условные знаки: I. Юго-Западная Азия II. Южная Азия III. Юго-Восточная Азия V. Средняя Азия IV. Восточная Азия

3. Изучите административно-территориальное деление государств Зарубежной Азии.

Таблица 8.3. Административно-территориальное деление государств Зарубежной Азии

Читайте также: