История татарского орнамента кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.

Символика татарских орнаментов

Символика татарских орнаментов

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.


Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.


Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.


В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности.


Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте


(с) Мира Вологина

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

татарский орнамент

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

татарский национальный орнамент

Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

татарский орнамент тюльпан

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

татарские узоры и орнаменты

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Меня зовут Эльвира. С самого детства я занимаюсь творчеством. Создаю различные предметы декора, интерьера и стиля. Нередко, в силу своей национальности видимо, в моих работах встречаются татарские мотивы. Позже я начала сама интересоваться татарскими орнаментами, для использования их в своих идеях. А сегодня решила немного рассказать вам о татарских орнаментах и поделиться своими мыслями по применению их в современном мире.

Татарские мастера и мастерицы издавна украшали предметы интерьера, одежду и аксессуары орнаментами. В их работах можно проследить три основных вида:

- цветочно-растительный орнамент — содержит в себе три группы мотивов: лесные (ромашки, колокольчики, васильки), степные (маки, тюльпаны, незабудки), садовые (пионы, ирисы, нарциссы);

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 1

- геометрический орнамент — композиция составляется из геометрических фигур путем задания им ритма, повторений и чередования мотивов;

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 2

- зооморфный орнамент — в нем встречаются изображения птиц, коней, головы львов и тигров.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 3

Взяв за основу татарский орнамент, можно применить к нему любую цветовую гамму. Хорошо подходят цветовые композиции времен года. Например, узор, выполненный в красках весны, всегда получается очень нежным, а зимы — минималистичным и утонченным. Можно взять за основу один цвет и добавить его оттенки, получится лаконично, но в тоже время интересно и стильно. Также можно применить и контрастные композиции, взяв за основу два контрастных цвета и один нейтральный, например, фиолетовый, желтый и серый. Ядовитые и неоновые цвета тоже хорошо подходят к татарским орнаментам. Но, на мой взгляд, если выполнить татарский орнамент в изначальной цветовой гамме, в которой исполняли его мастера, композиция будет выглядеть не менее современно и красиво.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 4

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 5

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 6

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 7

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 8

Татарские орнаменты можно применить при изготовлении любого предмета интерьера, аксессуаров, одежды и во многом другом.

Посуда с татарскими орнаментами всегда смотрится интересно. Рисунок на ней может быть как насыщенным и колоритным, так и лаконичным, с небольшим количеством элементов, только наталкивающих на татарскую культуру. Неплохо смотрятся орнаменты и в ювелирном искусстве. Также можно, как и ранее, применить их в одежде. Причем не обязательно покрывать все изделие узорами (хотя, это будет не менее модно), можно сделать лишь небольшой акцент на воротничке, например. Дополнит наряд текстильная брошь или пояс с татарским узором. Чехлы с орнаментами добавят индивидуальности мобильному телефону или другому устройству. А открытка с узорами станет интересным дополнением к подарку.

Применять орнаменты можно в любом виде декора. При этом их можно не только исполнить красками, но и вышить гладью, бисером, связать, свалять и тому подобное.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 9

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 10

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 11

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 12

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 13

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 14

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 15

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 16

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 17

Если использовать татарский орнамент в интерьере, то он получится интересным и индивидуальным.

Это может быть как фреска на стене, кафель в ванной, узор на скатерти, подушках, покрывале или же просто картина над обеденным столом, на котором лежат ажурные салфетки в тон.
Также дверь с витражом в виде татарского орнамента, станет самым интересным местом на стене, а не скучным.
Необязательно весь интерьер покрывать узорами, достаточно просто выбрать цветовую гамму помещения и сделать акцент в виде орнамента в этих же тонах, например, только на люстре.

Альфия Нигматовна Пупкова

У каждого народа есть обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа. В жизни человека имеют большое значение национальные традиции и культурное наследие. Но, к сожалению, в наше современное время фабричные изделия из текстиля продаются и покупаются в магазинах в огромном количестве, что само по себе вытесняет ручную работу. Женщины перестают вышивать, а среди молодежи интересуются вышивкой единицы. Я думаю, что последствием этого может стать полное исчезновение вышивки в татарской национальной культуре. Именно это побудило меня разработать проект, который поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через вышивку, ведь не секрет, что она скоро будет незаслуженно забыта.

ВложениеРазмер
proekt_tatarskaya_vyshika_nastoyashchiy.doc 385.5 КБ
proekt_vyshivka.ppt 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

Творческий проект по технологии:

На сегодняшний день особенно актуальна морально–этическая проблема среди подрастающего поколения. По- моему мнение, одним из важных факторов, влияющих на формирование личности является духовное наследие наших бабушек и дедушек. У каждого народа есть обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа. В жизни человека имеют большое значение национальные традиции и культурное наследие. Но, к сожалению, в наше современное время фабричные изделия из текстиля продаются и покупаются в магазинах в огромном количестве, что само по себе вытесняет ручную работу. Женщины перестают вышивать, а среди молодежи интересуются вышивкой единицы. Я думаю, что последствием этого может стать полное исчезновение вышивки в татарской национальной культуре. Именно это побудило меня разработать проект, который поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через вышивку, ведь не секрет, что она скоро будет незаслуженно забыта.

Цель: исследовать происхождение татарской национальной вышивки через создание изделий.

- собрать и изучить национальные узоры татарского народа;

-донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения;

-воспитать уважение к истории и обычаям татарского народа.

Объектом исследования стала татарская национальная вышивка.

Источники исследования : Исследование базируется на конкретном материале, собранном мной в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, мамой, экскурсией в школьный музей, а также материалы, накопленные в ходе наблюдений.

- изучение исторических памятников;

- посещения школьного музея

Поиск альтернативных вариантов:

Работа над проектом натолкнула меня на несколько вопросов:

Какими швами пользовались татарки при вышивании изделий? Что мог означать тот или иной рисунок? Существуют ли музеи, в которых есть выставки татарской вышивки?

Обратившись к сети Интернет, посетив библиотеку и школьный музей, поговорив с бабушкой и мамой, я узнала, насколько богата палитра татарской народной вышивки. В бытовом ансамбле татарского жилища значительное место занимали вышитые изделия. Старинные образцы их выделяются богатством орнамента и безупречной техникой выполнения. Они свидетельствуют об исключительном мастерстве и замечательном художественном вкусе как городских, так и сельских татарских мастериц.

История возникновения национальной татарской вышивки.

Татарская национальная вышивка появилась в начале XVIII века у крымских монголо-татар. Двустороннюю технику шитья монголо-татары освоили в Крыму, перенявши ее от покоренных греков, караимов и впоследствии армян. Караимы, жившие в тесном бытовом соприкосновении с татарами, имели постоянное сношение с зарубежными караимами Сирии, Палестины и Египта. Именно от этих стран татары переняли мастерство ручной вышивки.

Крымские мастерицы в царское время выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры. А в 1941 году в Крыму уже существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, училась технике рисунка в Москве и была ученицей Влади́мира Андре́евича Фаво́рского.( (1886—1964) — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор) . По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.


C:\Users\Учитель\Downloads\i (4).jpg

Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. Издавна считалось, что этот вид искусства был связан с затворничеством татарских женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. Вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Мастерицы долгими зимними вечерами создавали нарядные и жизнерадостные узоры с применением разнообразных мотивов и цветочных сочетаний.

Очень часто вышивальные узоры исполнялись в стиле орнамента. Орна́мент — это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов дома. Обстановка и убранство татарского дома имели ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний.
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Калфак. Начало XX века.

Мишарский акцент

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Намазлык. Начало XX века.

Виды орнамента и типы мотивов

Одно из основных художественных средств в декоративном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, книжной графике, каллиграфии, применяется в других видах искусства.

В татарском искусстве стилевые признаки орнамента определяются традициями изобразительной культуры народа и имеют ярко выраженный национальный характер. В зависимости от исторических периодов развития сложились художественно-стилевые типы орнамента (булгарский, золотоордынский, позднезолотоордынский и т. д.) и его видовые формы (геометрический, растительный, зооморфный, эпиграфический).

Генезис орнамента восходит к кочевой и земледельческой культуре предков татар. Традиции кочевой культуры нашли отражение в формах и видах узоров, исходивших в своей основе из техник аппликации, мозаики кожаной, мозаики из шерсти и меха, тамбурной вышивки (см. Вышивка), войлоковаляния (см. Киез), ювелирного дела. Синтез земледельческого и скотоводческого типов орнамента, давший начало развитию ряда производных узоров, ярко отразился в орнаменте резьбы по камню и дереву, ткачестве, золотом шитье, некоторых видах ювелирной техники и др.

К архаической группе орнамента из общетюркского наследия относятся мотивы, обнаруживающие аналогии в горно-алтайском, восточно- и центрально-азиатском искусстве, мотивы так называемой салтовской культуры и культуры огузо-печенежских, кипчакских племен: завитки, интегральные спирали, листовидные, сердцеобразные, многолепестковые розетки и пальметты, мотивы тюльпана, изображения коней и птиц, часто двуглавых, головок баранов с закрученными рогами, хищников породы кошачьих и др.

С принятием ислама в искусстве Волжской Булгарии язык орнамента развивался в сторону декоративной условности и абстрагирования, начал терять свое значение зооморфный орнамент, который стал упрощаться и схематизироваться.

В золотоордынский период распространился эпиграфический орнамент, достиг расцвета растительный орнамент в пышном цветочном стиле, нередко в сочетании с арабскими надписями в стилях куфи и сульс, появились такие виды композиций, как арабеска и гирих, геометризация в орнаменте, которая следовала математическим законам построения.

В период Казанского ханства орнамент приобрел ярко выраженные стилевые признаки, отражавшие традиции искусства волжских булгар (см. Булгарское искусство) и золотоордынских татар (см. Золотоордынское искусство). Основное место в нем отводилось цветочному стилю, узорно насыщенным композициям, нашедшим отражение в дошедших до нас резных из камня архитектрурных фрагментах, надгробиях, ювелирных изделиях.

Поступательное развитие татарского орнамента в XVIII – начале ХХ вв. способствовало созданию самобытного стиля, отличавшего его от орнамента соседних и родственных тюркских народов (это относится как к художественно-образному содержанию орнамента, так и к его композиционной, ритмической, колористической структуре, технике исполнения). В мозаике из кожи, аппликации по шерсти и ткани, в тамбурной вышивке, а также в контурной и пропильной резьбе, применяющейся в украшении фасадов сельского жилища, орнамент основывается на принципе наложения. Его своеобразие проявляется также в пристрастии к криволинейным формам и силуэтно-линейному узору, в яркой многокрасочной расцветке, вписывании подобных по контуру фигур друг в друга, в умении сочетать узор и фон, когда и тот, и другой воспринимаются как орнамент.

Из геометрических мотивов к традиционным относят мотивы волны, жгута, спирали, плетенки, веревочки, меандра, бараньего рога, звезды, розетки, сердцеобразный, мотивы сложной криволинейной конфигурации.

Композиции орнамента сочетались с арабскими и арабографичными надписями (в основном, молитвами из Корана), выполнявшими содержательную (в шамаилях и ляухэ) и символико-декоративную (в украшении коранниц, браслетов, ювелирных блях и поделочных камней) функции.

Исследователь татарского орнамента Ф.Х.Валеев систематизировал и впервые проанализировал его в историко-этнографическом и искусствоведческом аспектах, выделив бытовые и художественные комплексы и рассмотрев орнамент как исторический источник, с точки зрения генезиса его мотивов. Книги Ф.Х.Валеева с зарисовками, фотографиями и таблицами являются настольными для современных художников, архитекторов и дизайнеров, активно используются в творческой практике.

Национальный орнамент, оставаясь одним из важнейших выразительных средств, развивается в современном искусстве на базе традиционного, он стилизуется, меняется его образная трактовка, соответствующая новым видам изделий и способам декора.

Символика татарских орнаментов

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Читайте также: