История создания верховного суда рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Верховный суд образован 1 января 1923г. Первоначально на него было возложено рассмотрение в кассационном порядке дел, разрешенных губернскими судами, и в порядке надзора - всех дел, рассмотренных судами республики, а также рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой государственной важности по специально установленным законам подсудности.

Верховный Суд рассматривал в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума, пленарного заседания (Пленума), кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной, военно-транспортной, дисциплинарной коллегий. В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

Пленарные заседания проходили под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии Прокурора Республики или его старшего помощника. К компетенции Пленума относилось: толкование законов по вопросам судебной практики, рассмотрение, отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда и др.

Кассационные коллегии рассматривали дела в составе трех постоянных членов Верховного Суда. При каждой из коллегий состояли помощники Прокурора Верховного Суда. Дисциплинарная коллегия избиралась Пленумом Верховного Суда в составе трех членов суда. Она занималась разбирательством проступков судебных работников с вынесением по ним постановлений.

В первые годы при Верховном Суде состояли следователи по важнейшим делам, которые осуществляли возложенные на них обязанности под наблюдением Прокурора Верховного Суда и заместителя Председателя Верховного Суда. В последующем следователи из структуры Верховного Суда РСФСР были выведены. Состоявшаяся в июле 1923 г. сессия ВЦИК установила, что дела в судебных коллегиях подлежат рассмотрению с участием народных заседателей. 23 февраля 1923 г. Центральной штатной комиссией утвержден штат Верховного Суда РСФСР, включавший в себя 353 сотрудника, из них 34 судьи. За первый год деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 человек (15,3%) оправданы, а 642 человека (84,7%) осуждены. В дальнейшем количество дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, постоянно сокращалось. Кассационной коллегией по уголовным делам с 1 июля 1923 г. по 1 января 1924 г. рассмотрено 361 дело в отношении лиц, приговорённых к высшей мере наказания. Приговоры по 151 делу оставлены без изменения, по 187 делам расстрел заменен другими видами наказаний.

Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного Суда за первый год своей деятельности рассмотрела в кассационном порядке 953 гражданских дел. В последующие годы количество гражданских дел, рассмотренных в кассационном порядке, резко возрастало. Так, если в 1924 году их рассмотрено 2418, то в 1927 году - 5725. Представляют интерес сведения о работе дисциплинарной коллегии, которая за первые пять лет (1923-1927 гг.) рассмотрела 160 дел о проступках судебных работников. По 72 делам назначены дисциплинарные взыскания, причем по 16 - отстранение от должности. В 1929 году дисциплинарная коллегия была упразднена.

Хотелось бы заметить, что есть в истории Верховного Суда РСФСР и скорбные страницы. В 1938 году был осужден к высшей мере наказания по сфабрикованному обвинению Иван Лазаревич Булат, являвшийся Председателем Верховного Суда РСФСР с 1932 по 1937 годы. Жертвами необоснованных репрессий стали и многие другие члены Верховного Суда РСФСР.

По Конституции 1977 года Верховный Суд был наделён правом законодательной инициативы по вопросам его ведения, однако эта инициатива не использовалась, поскольку все решения, касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов, решались путём принятия постановления ЦК КПСС, которые в дальнейшем воплощались в жизнь в форме принятия законов Верховными Советами СССР РСФСР или постановлений Советов Министров СССР и РСФСР.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. В общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание рыночной экономики возможны только через становление правового государства. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы, поскольку демократическое развитие России было немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда. В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.

Теперь хотелось бы, более подробно разобрать положение Верховного суда в судебной системе Российской Федерации на современном этапе.

В статье про судебную систему ( здесь ) упоминалось, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом РФ. В статье про суды общей юрисдикции ( здесь ) были изложены полномочия Верховного Суда РФ. В статье про судебные инстанции ( здесь ) отмечено, что Верховный Суд РФ является еще и высшей судебной инстанцией РФ.

Но помимо этого, Верховный Суд РФ имеет еще и свою богатую историю, в 2023 году будет 100 лет со дня его возникновения.

Об этом и статья, об истории возникновения Верховного Суда РФ.

С чего все началось?

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, сломившего старый государственный аппарат Российской империи, в стране была провозглашена власть Советов. 24 ноября (7 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК) был опубликован первый нормативный акт нового государства о суде – Декрет № 1 "О суде".

В нем объявлялось об упразднении существовавшей прежде судебной системы. Прекращали свою деятельность Правительствующий Сенат, окружные суды и судебные палаты, военные и морские суды, институты судебных следователей, присяжных поверенных, прокурорского надзора, частной адвокатуры и др., сохранялся только институт мировых судей. Устанавливалось два вида судов – народные суды и революционные трибуналы. В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

16 мая 1918 года был образован Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который в 1919 году переименовали в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти. Кроме Верховного Революционного Трибунала при ВЦИК, были созданы также Военно-революционный трибунал, Главный революционный железнодорожный трибунал, Военно-промышленный трибунал. Они не были связаны с Наркоматом юстиции РСФСР и являлись отдельными системами.

Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 года "Об объединении всех Революционных трибуналов Республики" все центральные трибуналы были объединены в Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР. Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная. При ЦИК автономных республик образовывались Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Завершение Гражданской войны, изменение в стране социальных условий обусловили необходимость проведения судебной реформы. 11 ноября 1922 года ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и революционные трибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась. Была установлена единая система судебных учреждений: народный суд (действовал в пределах уезда и городского района), губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и Верховный Суд РСФСР. Он стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК.

Верховный Суд РСФСР начал работу в январе 1923 года.

Тогда к компетенции Верховного Суда относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора – дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции были рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 (15,3%) – были оправданы, а 642 (84,7%) – осуждены. В отношении 28 человек применено условное осуждение, 354 человека осуждено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет. К расстрелу было осуждено 109 человек, из них 46 – за взяточничество. 138 человек освобождены от наказания на основании актов об амнистии, в отношении остальных осужденных применены иные виды наказания. Среди осужденных было 165 военнослужащих и 277 гражданских лиц. За период с 1 января по 1 июня 1923 года Кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР было рассмотрено 1892 дела.

Период Второй мировой войны

С началом войны на первый план выдвигались задачи, обеспечивавшие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия по проявлениям халатности, расточительства. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан. На виновных в нарушении законов и инструкций налагались строгие взыскания.

Осенью 1941 года Верховный Суд РСФСР был эвакуирован. Сначала в г. Саратов, затем в г. Камышин, потом дальше вглубь страны в г. Соль-Илецк Оренбургской области, где сотрудники суда помимо основной работы проходили специальные курсы по военной подготовке.

В феврале 1942 года и в феврале 1943 года группы сотрудников суда были возвращены из эвакуации в Москву.

В годы войны Верховный Суд РСФСР не только рассматривал дела по первой и второй инстанциям, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Сотрудники Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. С середины 1943 года члены Верховного Суда РСФСР входили в различные комиссии по определению ущерба, причиненного Верховному Суду и другим российским судам немецко-фашистскими захватчиками.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имеющих достаточного образования или опыта. Аналогичная ситуация наблюдалась и в адвокатуре.

Для выправления ситуации ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 года принял специальное постановление "О расширении и улучшении юридического образования в стране", в котором ставилась задача обеспечить в ближайшие годы органы юстиции и суды специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием.

До 1991 года у Верховного Суда РСФСР то отнимали, то добавляли полномочий, были разные политические перестановки, и несколько исторических событий, которые касаются суда но на историю его возникновения и становления не влияют, поэтому без них.

Верховный суд Российской Федерации

Справочная информация по Верховном суду Российской Федерации

В системе общих юрисдикционных судов Верховный Суд — единственная инстанция, которая вправе в пределах своей подсудности, рассматривать дела в качестве любой из возможных инстанции, то есть первой, апелляционной, кассационной и надзорной, является федеральным судом (п.3 ст. 4 N 1-ФКЗ).

Что такое Верховный суд (ВС РФ)

Верховный суд РФ является высшим звеном системы арбитражных судов (до 2014 года был еще ВАС РФ) и судов общей юрисдикции.

Полномочия и права инстанции детально прописаны в Конституции РФ, а также 1-ФКЗ. В качестве представителей для ведения дел в ВС России привлекаются лучшие юристы по правовым вопросам, гражданским или административным спорам.

История создания ВС РФ

В постановлении Временного правительства говорилось, что падение старого государственного строя, являвшегося пережитком прошлых лет, могло произойти с такой легкостью благодаря тому, что прежний порядок пришел в негодность и совершенно перестал считаться с народными интересами. Судебные уставы 1864 г., являвшиеся в своем первоначальном виде прекрасным образцом судебного устройства, были значительно испорченными позднейшими узаконениями, подорвавшими основные принципы судоустройства – гласности, независимости судей и участие в суде общественного элемента.

Закрепление правового статуса в РФ

Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом РФ, утвердившим 5 февраля 2014 года Закон о поправках к Конституции. Согласно этому Закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником – Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Полномочия Верховного суда

Численный состав суда

Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

Что рассматривает

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Определение ВС может быть отменено

Даже определение Верховного суда РФ может быть пересмотрено, если в деле открылись новые обстоятельства, а решение, на основании которого оно было вынесено, затем отменили. Такой механизм работает, даже если принятое ранее решение уже находится на исполнении. Однако если дело касается процедуры банкротства, нужно успеть до ее завершения. Именно так произошло с определением ВС РФ от 28 апреля 2016 года № 304-ЭС15-19372.

Решение ВС РФ

На определения, принятые Верховным судом, при наличии предусмотренной процессуальным законом возможности, может быть подана апелляционная и кассационная жалоба. В гражданском процессе обжалование определений суда, прошедших апелляционный этап обжалования, а также апелляционных и кассационных определений осуществляется в порядке надзора, то есть в Президиуме. В уголовном процессе обжалование решений Верховного суда осуществляется также как и обжалование приговоров.

Обжалование, как и участие в рассмотрении дел Верховным Судом, можно назвать особой специализацией юристов, и немногие готовы предоставить юридические услуги по данным вопросам.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Действующий состав суда

    ; ; — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  2. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  3. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  4. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
  5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
  6. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон.

Должность ФИО
1 Председатель Лебедев Вячеслав Михайлович
3 Первый заместитель Серков Петр Павлович
4 Заместитель Давыдов Владимир Алексеевич
5 Заместитель Нечаев Василий Иванович
6 Заместитель Петрова Т.А.
7 Заместитель Рудаков С.В.
8 Заместитель Свириденко О.М.
9 Заместитель Хомчик В.В.

Контактная информация

Адрес: 121260, г. Москва, ул. Поварская, д.15

Тел. — прием граждан (495) 690-5463

  • по уголовным делам (495) 690-4909, (495) 627-9623
  • по административным и гражданским делам (495) 690-4314 , (495) 627-9690
  • по экономическим спорам (495) 609-91-20

Часы работы суда

Приемная Верховного Суда РФ осуществляет прием граждан по адресу: 121260, г. Москва, ул. Поварская,13 (подъезд № 2). Ближайшие станции метро: Баррикадная и Арбатская

ВНИМАНИЕ! Заявления и жалобы в Верховный Суд Российской Федерации в письменном виде следует направлять по адресу: Поварская ул., д. 15, Москва, 121260.

Верховный суд – что это такое, история возникновения, чем занимается, особенности суда

Надзор за всеми органами правосудия и контроль над их деятельностью осуществляется в высшей юридической инстанции. Верховный суд выполняет функции главного регулятора. Он занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных дел и принимает апелляции и жалобы.

Что такое Верховный суд?

Состав, функции и полномочия органа определяются Конституцией. Согласно закону Верховный суд – это высшая юридическая инстанция, которая выполняет надзорные функции. Он имеет особую форму управления. Верховный суд подчиняется исключительно Конституции и не зависит от остальных инстанций. Возглавляет его председатель, которого назначают члены Совета Федерации.

что такое верховный суд

История Верховного суда

Решение об учреждении высшего органа правосудия было принято 1 января 1923 г. Ранее его функции выполнялись Правительствующим сенатом. Понятие о том, какие задачи решает Верховный суд, что это и принципы его организации менялись на протяжении всего срока существования. Сразу после создания он рассматривал только дела особой государственной важности. Затем возможности Верховного суда расширились, он получил право отменять и корректировать решения подчиняющихся инстанций.

В 1928 г. было принято постановление о порядке руководства судебными органами. Согласно ему независимость Верховного суда сильно ограничивалась за счет его присоединения к Наркомату юстиции. Орган вновь получил право выносить самостоятельные решения только в 1936 г. после принятия Конституции РСФСР. В период с 1932 по 1938 г. многие члены Верховного суда, в том числе и его глава, подверглись репрессиям.

Обновленная Конституция, введенная в действие в 1977 г. расширила полномочия инстанции. Юрисдикция Верховного суда стала включать часть функций законодательной власти. В 1993 г. была провозглашена полная независимость судебной системы. Верховный суд стал активным участником реформы по расширению прав и свобод граждан. Сейчас он занимается не только изучением громких дел и опротестованием решений, но и принимает участие в развитии и совершенствовании судопроизводства.

Чем занимается Верховный суд?

Высшая судебная инстанция изучает многие вопросы. Компетенция Верховного суда включает несколько составляющих:

  1. Контроль над работой местных, районных и мировых судов, включая военные.
  2. Иногда Верховный суд берет на себя функции первой инстанции, если речь идет о громких или резонансных событиях.
  3. Пересмотр дел в связи с подачей жалобы. Верховный суд имеет право отменить решение подчиненной инстанции, если истец подаст апелляцию.
  4. Пересмотр вынесенных приговоров в связи с выявлением новых обстоятельств.
  5. Изучение и систематизация практики судопроизводства.
  6. Анализ судебной статистики и выдача пояснений по отдельным вопросам, связанным с правоприменением.
  7. Решение некоторых вопросов, имеющих отношение к международному праву.

Особенности Верховного суда

Высшее судебное учреждение по сравнению с другими юридическими инстанциями имеет несколько отличительных характеристик:

  1. Обжаловать решение Верховного суда можно только в международных юридических инстанциях.
  2. Постановления и разъяснения Верховного суда имеют обязательную силу в подчиняющихся ему инстанциях.
  3. Назначить председателя может только Совет Федерации.
  4. Если в отношении депутата или участника Совета Федерации возбуждено уголовное дело, его имеет право рассматривать только Верховный суд.

Структура Верховного суда

Учреждение состоит из следующих подразделений:

  1. Пленум Верховного суда. Включает в себя 170 человек. Пленум представляет собой собрание судей, которые не участвуют в вынесении решений, а занимаются вопросами применения судебной практики. Орган издает разъяснения и порядок применения законодательных норм. Для вынесения постановлений созывается коллегия, которая принимает участие в заседаниях.
  2. Президиум Верховного суда. Включает в себя главу и его заместителей – всего 13 человек. Президиум занимается систематизацией судебных норм, решает вопросы, связанные с судопроизводством в субъектах государства, оказывает консультационную помощь по применению норм закона.
  3. Апелляционная коллегия. Возвращает дела на пересмотр в случае подачи жалобы. Ее участники рассматривают кассационные, надзорные и апелляционные обращения. Подразделение делится на несколько судебных коллегий, которые различаются по видам изучаемых дел.
  4. Судебные коллегии. Это несколько подразделений, рассматривающих апелляционные и кассационные жалобы, которые подаются сторонами, несогласными с решением нижестоящей инстанции. Выделяют коллегии в зависимости от типа изучаемых дел: гражданские, уголовные, экономические, военные, административные.
  5. Дисциплинарная коллегия. Изучает дела, связанные с досрочным лишением судей их полномочий в связи с проступками. В ее состав входит 6 человек. Члены дисциплинарной коллегии избираются на 3 года путем тайного голосования по бюллетеням.
  6. Другие отделы. Верховный суд вправе создавать дополнительные структурные отделы, отвечающие за обеспечение его функционирования.

Состав Верховного суда

Среди участников высшей юридической инстанции можно выделить несколько главных должностей:

  1. Председатель Верховного суда. Изучает важные вопросы, касающиеся положений о работе органа, формирует судейский состав, созывает и возглавляет заседания Пленума и Президиума.
  2. Первый заместитель. Обеспечивает функционирование судейских коллегий и выполняет поручения главы Верховного суда.
  3. Главы судебных коллегий. Участвуют в обеспечении работы подразделений. Председатель каждой коллегии может исполнять функции главы организации.

Назначение на должность судей Верховного суда

Функции юридической инстанции регулируется нормами Конституции. Поскольку Верховный суд является независимым учреждением, назначить на должность его членов имеет право только Совет Федерации. Процедура проводится на основании представления президента. Рекомендовать судью к назначению может председатель. Снятие с должности проводится на основании решения Совета Федерации.

Полномочия Верховного суда

Высшая юридическая инстанция в соответствии с нормами Конституции имеет право:

  1. Возвращать дела на повторное рассмотрение, если были выявлены новые обстоятельства.
  2. Выносить решения по крупным и важным делам, имеющим большое значение для судебной практики.
  3. Запрашивать в Конституционном суде пояснения главных положений основного закона.
  4. Проверять приговоры, вынесенные мировыми и районными судами, и отменять их в случае несоответствия законодательным нормам.
  5. Разъяснять нормы законов и их использование. Для этого проводится заседание Верховного суда, на котором разрабатываются основные положения. Они не имеют статус законодательных актов, но при этом обязательны для исполнения.

Конституционный суд и Верховный суд – отличия

Два юридических органа различаются по функциям и специфике работы. Акты Верховного суда составляются в отношении любых дел: гражданских или уголовных. Орган контролирует работу всей судебной системы. Функция Конституционного суда заключается в проверке соответствия любых документов положениям основного закона государства. Главной задачей этого органа является сохранение целостности правовой системы и исключение противоречий в толковании Конституции.

Как обратиться в Верховный суд?

Прежде чем подать заявление или жалобу в высший юридический орган, необходимо пройти все нижестоящие инстанции. Только после этого допускается участие в Верховном суде. Для обращения необходимо:

Порядок рассмотрения дел в Верховном суде

Правила приема поданных жалоб и заявлений строго формализованы. Официальный Верховный суд изучает документы следующим образом:

  1. Если Верховный суд выступает как первый орган изучения дела, в собрании принимает участие коллегия из 3-х человек. Для вынесения решений в области уголовного права дополнительно могут привлекаться присяжные. Административные правонарушения рассматривает один судья.
  2. Если имеется кассационная или надзорная жалоба, созывается коллегия из 3-х судей.
  3. Лица, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, извещаются о порядке и времени проведения заседания. При этом неявка не является препятствием для вынесения решения.
  4. По результатам рассмотрения дела судья выносит решения об удовлетворении требований истца или об отказе.

Постановление Верховного суда

Одной из функций высшей юридической инстанции является разъяснение вопросов, связанных с использованием судебной практики. Для этого используется постановление, которое хоть и не является источником права, обязательно для исполнения нижестоящими органами. Документ выпускается Пленумом и содержит основные положения, касающиеся использования законодательных норм.

Верховный суд выпускает постановления и решения. Первый документ является общим для подчиняющихся органов. В отличие от постановления решение Верховного суда содержит информацию, касающуюся одного рассматриваемого дела. Само по себе оно не выступает основанием для вынесения приговора другими судьями. Если нормы требуется распространить на все подчиненные суды, необходимо собрать заседание и вынести постановление.

постановление верховного суда

Обжалование решения Верховного суда

Высший судебный орган, хоть и является главной юридической инстанцией, оставляет за гражданами право на оспаривание. Позиция Верховного суда в отношении рассмотренных им дел может быть обжалована следующим образом:

  1. Если истец не согласен с решением Верховного суда одного из субъектов государства – края, области или республики, можно подать жалобу в главную инстанцию страны.
  2. Если дело уже было рассмотрено Верховным судом государства и решение было не в пользу истца, следует подать жалобу председателю. Он имеет право отменить решение любого судьи, входящего в одну из коллегий.
  3. Если при подаче жалобы председателю решение по делу было оставлено без изменений, необходимо обратиться в Европейский суд по правам человека.
  4. Обжаловать решение Верховного суда можно в течение 30-ти дней со дня его вынесения. Если срок был упущен, заинтересованная сторона может подать ходатайство о его продлении.

Третейский суд является негосударственной альтернативой арбитражу или инстанции общей юрисдикции. Порядок формирования таких органов, так и ход разбирательства и вынесение решения имеют свои особенности, о которых важно знать сторонам.

На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Верховный суд РФ

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

- в составе постоянного народного судьи;

- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Читайте также: