История создания спс россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Возможности российских справочно-правовых систем, история их развития. Быстрый поиск нужных документов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации на любые расстояния. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз в России.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.06.2017
Размер файла 57,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт

Филиал ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт

Информационная культура и основы информационного поиска

Студента Красноперовой Елены Андреевны

Преподаватель ст. преподаватель

Третьяк Татьяна Николаевна

1. Возможности российских СПС и история их развития

2. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз

Список используемой литературы

Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека.

Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно-правовых актах.

Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно-справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния.

1. Возможности российских СПС и история их развития

Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последние десятилетия, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) -- это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATACorp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США -- LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. -- Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. -- английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:

Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:

СИС позволяет осуществлять сквозной и локальный поиск документов, составление подборки документов и работу со списком найденных документов, работу с текстом документа и удобное сохранение результатов работы.

Карточка поиска представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу (ИБ). При вводе в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.

Список ключевых понятий велик, поэтому предусмотрена возможность использования фильтра для быстрого поиска необходимых понятий. В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными бумажными закладками. Электронные закладки позволяют как мгновенно найти отмеченное в документе место, так и вызвать на экран документ с поставленной закладкой. Находясь в тексте документа, можно отпечатать его фрагмент или текст целиком. Из текста документа, так же как и из списка, возможно сохранение в файл.

Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной думы и рядом других государственных учреждений и организаций. Она обладает высокотехнологичным и наукоемким производством с большим штатом сотрудников в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом.

* ситуации, источнику опубликования, классификатору;

Система имеет механизм периодического обновления информационных баз, поэтому вы все время будете в курсе последних изменений в законодательстве.

При запуске информационной базы автоматически открывается основное меню, в котором представлены главные возможности системы. Из него можно перейти к разделам правовой и экономической информации, произвести поиск документов, обновить информационный банк.

Если известны реквизиты документа, то для его поиска можно воспользоваться карточкой запроса, в других случаях вам поможет поиск по ситуации или поиск по классификатору.

Бизнес-справки-- это обобщенная в виде таблиц наиболее часто используемая информация: динамика индекса инфляции, официальные курсы валют, ставки налога на доходы физических лиц и др. В разделе бизнес-справок организован быстрый переход в к формам документов в формате MSWord и MSExcel.

Продажи первой версии системы, содержащей нормативные акты Санкт-Петербурга и России, начались в мае 1992 г.

Независимо от количества подключенных информационных баз работа осуществляется в едином информационном пространстве, связанном гиперссылками.

Поиск документов возможен по его атрибутам (названию, виду документа, дате принятия и т.д.), по контексту (по любым словам, включая их логическое связывание, или фразе, содержащимся в документе), также имеются интеллектуальный поиск и поиск по ситуации.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают в себя: фильтрацию и сортировку списков, выполнение логических операций дополнения, объединение и пересечение списков, создание неограниченного количества папок, установку в документах закладок и др.

Другой интересной возможностью системы является интерпретация хорошо знакомой всем функции установки закладок в документе. Пользователь может не только установить закладку, но и работать с электронным документом, как с бумажным. Например, можно не только выделить необходимый фрагмент нужным цветом, как маркером, но и добавить к нему свои комментарии.

2. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз

Интегрирование правовых баз и специализированных бухгалтерских программ -- это новое направление в развитии информационных технологий для бухгалтера и экономиста. Такой подход позволяет использовать учетную бухгалтерскую систему и правовую базу как две, дополняющие друг друга программы.

На сегодняшний день она производит ряд совместных программных продуктов:

Общие рекомендации по поиску документов и принципы выбора СПС.

Организация поиска документов в СПС. Приведем некоторые общие рекомендации по поиску документов в СПС.

1. При формировании запроса поиска старайтесь заполнять минимальное число полей, поскольку, чем больше полей заполнено, тем больше риск потерять нужный документ по причине неверного задания его реквизитов.

2. Помните, что самый быстрый поиск происходит при наборе номера документа, поэтому, если вы знаете о документе все, включая его номер, то прежде всего наберите номер. Вполне возможно, что другие реквизиты для поиска документа вам не потребуются.

3. Следует формировать несколько вариантов запроса как путем заполнения различных полей запроса поиска, так и выбирая различные значения в конкретном поле.

4. При полнотекстовом поиске документов желательно задавать несколько синонимов интересующего вас термина, поскольку в различных документах авторы зачастую используют близкие по значению, но не идентичные термины.

5. Вид документа следует задавать в случае полной уверенности, что искомый документ имеет именно такой вид.

6. Заполнение карточки поиска проводите до тех пор, пока количество найденных документов не станет приемлемым. Считается, что поиск проведен хорошо, если сформированный список не превышает 30 документов.

7. Используйте системы фильтрации, ускоряющие процесс нахождения нужных документов.

8. Большие списки найденных документов начинайте просматривать с самых свежих по дате принятия -- это позволит избежать просмотра устаревших актов.

9. Сохраняйте часто используемые документы в папках, а установка электронных закладок поможет вам быстро найти нужное место в документе большого объема.

10. Используйте предварительный просмотр при печати документов.

Принципы выбора СПС. При принятии решения о выборе той или иной СПС, да и при использовании ее в работе встает вопрос, на какие же ключевые свойства систем нужно обратить внимание в первую очередь. Единой шкалы оценки качества СПС не существует, поэтому пользователю целесообразно оценивать СПС по следующим критериям:

* источники информации для системы, которые обеспечивают достоверность и надежность информации, ее полноту;

* качество юридической обработки документов в системе;

* надежность работы системы;

* удобство работы с системой, поисковые и другие возможности;

* гибкость информационных комплектов и условий поставки;

* возможность обучения работе с системой и широкий спектр оказываемых сервисных услуг.

Рассмотрим некоторые критерии.

Разумеется, ни один из разработчиков не признается в том, что его система может вызывать проблемы подобного рода. Практически все создатели СПС гарантируют пользователям корректность взаимодействия с ПО и быстроту работы, поэтому проверить программную надежность системы можно, во-первых, по наличию ее версий, совместимых с наиболее распространенными платформами (windows 95/98/2000/NТ/ХР), во-вторых, по наличию сертификации СПС с наиболее распространенными операционными системами (например, Micrоsoft).

3. Обновление систем. Правовые базы по законодательству можно обновлять ежедневно, еженедельно и ежемесячно. Системы с консультационной информацией пополняются, как правило, раз в неделю.

справочный правовой бухгалтерский программа

Все фирмы -- распространители СПС готовы бесплатно предоставлять потенциальным пользователям демонстрационные версии систем. От полных версий они отличаются, как правило, ограниченным набором документов, но все возможности работы в них присутствуют. Кроме того, некоторые разработчики время от времени проводят специальные акции, предоставляя доступ к полной версии своих систем на непродолжительное время. У потенциальных пользователей есть возможность проверить работу СПС в режиме опытной эксплуатации, а при необходимости -- задать конкретные вопросы представителям фирмы-разработчика.

Ведущие производители СПС предлагают различные пакеты систем, ориентированные на потребности самых разных организаций. Существуют системы, предназначенные для отдельных специалистов: руководителей, юристов, финансистов, бухгалтеров и др. для облегчения выбора всегда можно пригласить в свою организацию представителей фирмы - производителя СПС, чтобы ознакомиться с составом конкретного пакета и соотнести его информационные возможности с потребностями своей организации.

В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. На сегодняшний день не возможно себе представить какую - либо сферу деятельности без применения справочно-правовых систем.

Список используемой литературы

4. Шафрин Ю. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

5. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга. - М.: Финансы и статистика, 2000.

Подобные документы

Возможности российских справочно-правовых систем и история их развития. Системы, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств. Интегрирование бухгалтерских программ и правовых баз.

контрольная работа [27,8 K], добавлен 16.02.2009

История создания и развития информационно-правовых и справочно-правовых систем. Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство INTRALEX. "Консультант", "Гарант", "Кодекс". Разработка систем управления базами данных в MS Access.

реферат [636,7 K], добавлен 28.06.2008

История появления и развития первых компьютерных справочно-правовых систем. Консультант Плюс как самая распространенная компьютерная справочно-правовая система в Российской Федерации. Краткий обзор популярных справочно-правововых систем Гарант и Кодекс.

контрольная работа [34,1 K], добавлен 16.10.2014

Справочно-правовые системы как особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Назначение справочно-правовых систем. Коммерческие и государственные системы в России и СНГ.

контрольная работа [18,9 K], добавлен 25.07.2010

Справочно-правовые системы - особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Характеристика ведущих информационно-правовых систем РФ: "Гарант", "Консультант-Плюс", "Кодекс".

Важным направлением профессиональной юридической деятельности является справочная информационно-правовая работа, связанная с поиском, обработкой, систематизацией и использованием правовой информации. Раньше эта работа велась, да и в настоящее время еще ведется, с помощью картотек на бумажных носителях. С появлением персональных компьютеров справочная работа качественно изменилась, основным ее инструментом стали электронные справочные правовые системы (СПС), с помощью которых можно быстро найти любую информацию правового характера. Однако нельзя сказать, что сегодня остался только один источник правовой информации - электронные версии документов.

Несмотря на то, что бумажные (традиционные) носители правовой информации по-прежнему занимают определенное место в справочной юридической работе (особенно официальные тексты), все же ведущая роль отводится автоматизированным СПС, в которых правовая информация находится в электронной форме. Электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества перед традиционной формой в силу повышенной скорости поиска, обработки нормативных правовых актов, удобства использования юридических текстов с помощью электронно-вычислительной техники.

Справочная правовая система - программный комплекс, включающий массивы систематизированной электронной правовой информации и обеспечивающий ее рациональный семантический поиск, обработку, анализ и использование.

Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов и обзоров судебной практики, справочных сведений и др.).

Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов (семантических средств), предназначенных для быстрого обнаружения (навигации), фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации.

Рациональный семантический поиск представляет собой применение в программном комплексе интеллектуальных языковых средств, предназначенных для наиболее быстрого выбора из множества правовой информации самой необходимой, удобного ее представления и использования.

Названные работы велись в ходе информатизации страны в рамках Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) и проекта аналогичной системы - Общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ).

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представляла собой совокупность:

– эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ;

– эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

– эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

– единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

К сожалению, проекты создания крупных государственных автоматизированных правовых систем оказались незавершенными в силу разных причин, в частности из-за их громоздкости и неудобных условий использования, дороговизны и зависимости от телекоммуникационных систем.

Современные справочные правовые системы представляют собой информационный продукт совместной разработки специалистов в области физико-математических и юридических наук. Работа над созданием СПС велась на основе исследовательского и практического опыта отечественных и зарубежных фирм. В 1990-х гг. началась аналогичная работа по созданию негосударственных СПС.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем - один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой правовой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги (145).

В следующем параграфе мы расскажем о видах и особенностях существующих СПС подробнее.

Общая характеристика СПС

Государственные СПС

– федеральное законодательство. Включает нормативные акты высшего представительного и законодательного органа РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера СНГ, бывшего СССР, законодательные акты субъектов РФ;

– законодательство Московской области.

Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте России, источник и дату опубликования. При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.

– для информационного обеспечения деятельности цен трального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах РФ;

– автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

– формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов РФ на основе информации субъектов РФ, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

– использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях (146).

Несмотря на то, что ИПС Службы специальной связи и информации при ФСО России несколько уступают по сервисным возможностям коммерческим негосударственным системам, за счет безвозмездности предоставления и надежности они занимают достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

Несмотря на то, что представленные тексты правовых актов не являются официальными, все же этот источник правовой информации вызывает высокий уровень доверия.

Негосударственные СПС

– региональное законодательство всех 83 субъектов РФ;

– судебная практика (материалы высших судебных инстанций, 10 ФАС округов РФ, 20 арбитражных апелляционных судов и др.);

– путеводители: по налогам, кадровым вопросам, сделкам;

– консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;

– схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы;

– путеводители по судебной практике: по ГК РФ и корпоративным спорам;

– комментарии законодательства и книги;

– международные правовые акты;

– законопроекты и многое другое.

Основные пользователи перечисленных СПС - это бухгалтеры, юристы, менеджеры, все специалисты, которые регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. Благодаря тому, что на российском рынке СПС имеется несколько самостоятельных систем, предлагающих собственные варианты, профессионалы имеют возможность выбора, в том числе выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС - это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства, достижения разработчиков СПС служат подтверждением этому (145).

Зарубежные СПС

За рубежом компьютерные СПС начали появляться еще во второй половине 1960-х гг. по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой и Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система (CREDOC, заработавшая в 1967 г. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В ИБ системы вошли лепные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных - пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро, оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до восьми дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США (LEXIS) началась в том же 1967 г. с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 г. - английские судебные прецеденты.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии - CREDOC; в Германии Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии - RDB; в Канаде - DATUM; в Финляндии - Finlex; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки, которые в настоящее время не имеют принципиального значения, хотя на первом этапе внедрения они были более значимыми (например, различия по объему и видам правовой информации, по семантическим основаниям поиска и навигации информации, по уровню удобства использования и др.). В целом все СПС в чем-то дополняют друг друга.

Компьютерные фирмы, производители названных СПС, работают в тесном контакте с законотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность законотворческих решений. Их информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

Материалы Путеводителя включают:

– перечень правовых проблем, возникающих на различных этапах деятельности организации;

– нормы корпоративного законодательства, применяемые при разрешении каждой проблемы;

– выводы из судебной практики и позиции судов;

– фрагменты судебных решений - по ссылкам можно перейти к полным текстам этих решений.

Существенным признаком СПС является постоянное обновление и передача правовой информации пользователям. Причем оперативность поступления новых документов рассматривается разработчиками СПС и пользователями как одно из основных потребительских качеств справочных систем по законодательству.

При этом следует отметить, что большинство российских пользователей получают обновление в отложенном режиме (off-line), когда база данных физически целиком находится на компьютере абонента.

В настоящее время работа по обновлению в оффлайновом режиме предпочтительна (по сравнению с работой в режиме реального времени - on-line) по целому ряду причин. Во-первых, несмотря на внушительные объемы, большинство существующих систем легко работает на любом современном компьютере. Дело в том, что обычно разработчики снабжают свои правовые базы программными средствами, обеспечивающими достаточную степень сжатия информации и оперативное использование ресурсов памяти. Во-вторых, технологические возможности отечественных СПС и в режиме off-line позволяют поддерживать достаточный для пользователей уровень оперативности получения новой информации. В-третьих, далеко не все линии связи и не во всех регионах России способны поддерживать длительную связь с компьютерной системой фирмы-поставщика, необходимую для работы в режиме диалогового доступа. И наконец, в режиме on-line могут потребоваться дополнительные нежелательные затраты, а именно: регулярное и длительное выделение отдельной телефонной линии (работа по модему), оплаты телекоммуникационных услуг и т.д. (149, 17-20).

Справочные правовые системы - это не просто набор текстов нормативных документов. Каждая СПС имеет информационно-поисковый аппарат, позволяющий очень быстро (от 1 до 10 секунд, в зависимости от быстродействия системы и компьютера), находить нужный материал в массиве из десятков тысяч документов.

Ежегодно проводится конкурс баз данных правовой информации, который с очевидностью позволяет сравнить достоинства и недостатки представленных программ, определить направления дальнейшего развития информатизации в правовой сфере.

Несмотря на заметные различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации, все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает:

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Финансовому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Если хранить все эти документы в бумажном виде, потребуется целая библиотека.

Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно–правовых актах.

Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.

Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.

Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния.

Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

1.2. Справочные правовые системы экономически развитых стран.

За рубежом компьютерные СПС появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д. Без них не обходится ни один специалист, чья работа связана с принятием решений на основе законодательства.

2.1. Обзор рынка СПС в России.

КонсультантПлюс. Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

- региональное законодательство 82 субъектов РФ;

- материалы судебной практики высших судебных инстанций и арбитражной практики всех ФАС округов РФ;

- авторские консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;

- международные правовые акты;

- формы первичных документов и многое другое.

Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Выделим основные возможности работы с правовой информацией в системе КонсультантПлюс:

2. Возможности для быстрого изучения документа.

3. Возможности для анализа правовой проблемы. Для удобства пользователей тексты документов также содержат примечания с важной информацией о применении документа или отдельных его частей.

4. Удобное сохранение результатов работы.

Система КонсультантПлюс разработана с применением современных профессиональных средств программирования – она создана на базе Microsoft Visual C++. При создании КонсультантПлюс использовалась 32-разрядная программная платформа, обеспечивающая оперативное – за несколько минут – обновление информации в системе, высокое быстродействие всех операций с базой данных, как при поиске документов, так и при построении списков связанных между собой документов, а также целый ряд других сервисных возможностей и настроек.

4. Документы на контроле – интересующие пользователя документы могут быть поставлены на контроль. Такие документы будут автоматически проверяться системой, и в случае внесения в них каких-либо изменений – добавления новых положений или исключения ранее существовавших норм – система сообщит об этом.

5. Система персональных настроек – в новой версии системы предусмотрена возможность выбора и настройки интерфейса.

7. Графика в документе – если оригинальный текст документа сопровождается графическими изображениями, то они встраиваются в электронный вариант документа системы и для их просмотра не требуется открывать дополнительное окно.

8. История работы – новая версия системы запоминает все действия, проделанные пользователем в течение текущего сеанса работы: составление поисковых запросов, построение списков, просмотр документов и т.д.

- поиск по ситуации;

- атрибутный поиск (поиск по заданным характеристикам – название, номер, вид документа);

В настоящее время компьютерные справочные правовые системы стали привычным инструментом для многих руководителей, бухгалтеров, юристов. Возникает ряд вопросов: какую правовую систему выбрать?, какими критериями руководствоваться?, о чем спрашивать при покупке справочной правовой системы?

1. Полнота и достоверность информации. В правовой системе должны присутствовать правовые документы по выбранной пользователем тематике. Представленные документы должны включать все внесенные в них изменения.

2. Модульность. Многим пользователям правовой системы нужна информация только по определенному направлению - налогообложению и бухгалтерскому учету, гражданскому праву, внешнеэкономической деятельности и т.д. Лучше, когда правовая система строится по модульному принципу. Это значит, что пользователь выбирает один или несколько тематических блоков с действительно нужной информацией. При этом не нужно переплачивать за "лишние", практические неиспользуемые правовые блоки.

4. Мобильность. Это качество в наше время ценится очень высоко. Популярны мобильные компьютеры, телефоны - вещи, с которыми можно работать в офисе, в дороге и дома, и тем самым экономить свое время.

5. Разные виды информации. Пользователь правовой системы всегда заинтересован в получении максимально полной информации по заданному им вопросу. Полезная информация может содержаться в нормативных актах федерального и регионального уровня, комментариях, статьях из периодических изданий, схемах, электронных версиях книг.

6. Надежные источники информации. При выборе правовой системы нужно также поинтересоваться источниками из которых в нее поступают документы. У разработчика правовой системы должны быть договора с государственными органами, принимающими документы.

7. Бесплатная демонстрация. Перед приобретением лучше всего попробовать поработать с системой на своем компьютере. Это поможет окончательно определиться с выбором правовых блоков, получить навыки работы с системой. Лучше, когда демоверсия содержит базу данных с полным объемом информации, а не только названия документов, как это сделано в некоторых системах.

Все фирмы — распространители СПС готовы бесплатно предоставлять потенциальным пользователям демонстрационные версии систем. От полных версий они отличаются, как правило, ограниченным набором документов, но все возможности работы в них присутствуют. Кроме того, некоторые разработчики время от времени проводят специальные акции, предоставляя доступ к полной версии своих систем на непродолжительное время. У потенциальных пользователей есть возможность проверить работу СПС в режиме опытной эксплуатации, а при необходимости — задать конкретные вопросы представителям фирмы-разработчика.

Ведущие производители СПС предлагают различные пакеты систем, ориентированные на потребности самых разных организаций. Существуют системы, предназначенные для отдельных специалистов: руководителей, юристов, финансистов, бухгалтеров и др. для облегчения выбора всегда можно пригласить в свою организацию представителей фирмы – производителя СПС, чтобы ознакомиться с составом конкретного пакета и соотнести его информационные возможности с потребностями своей организации.

В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. На сегодняшний день не возможно себе представить какую – либо сферу деятельности без применения справочно–правовых систем.

Читайте также: