Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок кратко

Обновлено: 28.06.2024

Тренированность – состояние организма человека, которое возникает после регулярных физических тренировок. Всегда происходят морфологические и функциональные изменения.

Измерение тренированности важно среди школьников, спортсменов и других категорий лиц, занимающихся физическими нагрузками. Ее определение позволяет наблюдать за состоянием организма, помогает выбрать подходящие методы физической активности, дает представление о соответствии используемой методики реальным возможностям организма. Полученные данные позволяют вносить коррективы в тренировочные комплексы, делая физические нагрузки более эффективными и безопасными.

Параметры для определения тренированности

К определению уровня тренированности подходят комплексно. Достоверные данные получают при динамическом обследовании по следующим параметрам:

  • масса тела;
  • жизненный объем легких;
  • максимальная вентиляция лёгких;
  • мышечная сила;
  • АД;
  • количество сердечных сокращений;
  • тонус сосудов.

Основы состояния тренированности

Главный критерий тренированности – способность адаптироваться к физическим нагрузкам. Они позволяют раскрыть физический потенциал по максимуму. Тренированность выражается в показателях:

  • экономичный характер приспособления;
  • лучшая мобилизация организма;
  • лучшие функциональные взаимоотношения отдельных систем.

С ростом тренированности ЧСС после нагрузок снижается, период восстановления проходит быстрее.

Тренировки на протяжении долгих лет приводят к более экономичному функционированию организма. Например, у стайеров в состоянии спокойствия частота сердечных сокращений находится в диапазоне от 40 до 55 ударов в мин. Для сравнения — у обычного человека этот показатель находится между 60 и 80. Давление тоже ниже – 100/60. Все это благоприятно сказывается на состоянии организма, снижает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Чтобы пользоваться всеми достоинствами тренированного организма, физические нагрузки должны быть построены правильно. В противном случае можно навредить своему телу.

Для определения тренированности измеряют показатели:

  • в состоянии покоя;
  • при выполнении стандартных нагрузок;
  • при выполнении предельных нагрузок.
  • гипертрофия левого желудочка (в 34% случаев) или обоих (20%);
  • сердечный объем (1700 см³);
  • брадикардия (частота сердечных сокращений до 50 ударов в минуту);
  • сокращение количества дыхательных циклов до 6 в минуту;
  • увеличение продолжительности задержки дыхания до 2 минут 26 секунд.

У тренированных людей наблюдается увеличение циркулирующего кровяного объема на 1⁄4, повышение гемоглобина, большее число эритроцитов.

Исследование тренированности опорно-двигательного аппарата

  • мышечная гипертрофия;
  • улучшенная мышечная способность сокращаться и расслабляться;
  • повышение проприоцептивной мышечной чувствительности.

В нагрузочном тестировании применяют специальные приспособления:

  • вело- или ручные эргометры;
  • ступеньки;
  • тредбан.

При измерении тренированности посредством велоэргометра есть возможность дозирования нагрузки. Недостаток состоит в перегрузке локальных мышц нижних конечностей. Это задает лимиты в тестировании.

Еще один простой способ дозированных нагрузок – степэргометрия. В ее основе находится измененное восхождение на ступеньку. Применяются лестницы с разным количеством ступеней, с разной высотой. Дополнительно в лабораторных условиях задаются и другие показатели.

Тредбан позволяет модифицировать ходьбу, бег. Можно менять скорость, угол наклона, что увеличивает или уменьшает нагрузку. Точность измерений современных тредбанов, оснащенных по последнему слову техники, высока.

Проба Яроцкого для определения функциональной устойчивости вестибулярного аппарата

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе. Его рецепторы отвечают за пространственную ориентацию, направленность движения, ускорение. Он всегда задействован в физических нагрузках, а потому его нормальное функционирование отвечает за качественное их исполнение. При сильных раздражениях этого аппарата появляются неточности в технике совершения движений, возникают отрицательные реакции, меняется ЧСС и т. д.

Проба Яроцкого

Для измерения пробы Яроцкого потребуется только секундомер.

Испытуемый закрывает глаза и начинает обороты головой в одном направлении со скоростью по два оборота в секунду. Измеряемая величина – временной период сохранения равновесия. У взрослых нетренированных лиц он составляет 28 секунд, у подготовленных спортсменов – до 1,5 минуты.

Проводят сравнение полученных данных, после чего делают выводы, насколько устойчив вестибулярный аппарат и какова степень тренированности.

Исследование анализатора движения проводится с помощью гониометра или угломера.

Испытуемый сначала с открытыми глазами, контролируя процесс, повторяет одно движение до 10 раз – сгибает предплечье под прямым углом. После этого аналогичное движение выполняется с прикрытыми глазами. Смотрят за отклонениями от амплитуды. Делают выводы.

Как определить тренированность при гипоксии

Самые известные пробы на задержку дыхания – Штанге и Генчи. Для измерения потребуется только секундомер. Рассмотрим их:

Испытуемый делает задержку дыхания на вдохе, зажав нос пальцами, чтобы не проходил воздух. Включают секундомер и фиксируют время, на протяжении которого человек не дышит. При начале выдоха секундомер выключают. У нетренированных и здоровых лиц продолжительность задержки составляет от 40 до 60 секунд у мужчин, и от 30 до 40 у женщин. У спортсменов мужского пола от 1 до 2 минут, а у женского от 40 до 95 секунд.

Измеряет продолжительность периода задержки дыхания. Испытуемый делает выдох и прекращает дышать. Фиксируют время. При вдохе секундомер выключают и оценивают результат. Это будет окончание периода задержки. У нетренированного здорового человека продолжительность составляет от 25 до 40 секунд у мужчин, от 15 до 30 – у женщин. У спортсменов от 50 до 60 секунд у мужчин и от 30 до 50 у женщин.

Проба Штанге и Генча

Проба Руфье: оценка состояния тренированности по данным сердечно-сосудистой и дыхательной системы

Испытуемый принимает горизонтальное положение и находится в нем пять минут. Делают замер ЧСС за 15 секунд. Это будет величина Р1. После 45 секунд человек делает 30 приседаний, снова ложится. Подсчитывают ЧСС за то же время (Р2). После – за последние 15 секунд первой минуты периода восстановления (Р3).

Проводят подсчет индекса Руфье по формуле: 4(Р1+Р2+Р3)-200/10

Анализируют полученные данные и делают выводы о резерве сердца:

  • больше 15 – сердце работает плохо, вероятна серьезная сердечная недостаточность;
  • от 10 до 15 – плохой результат, недостаточность средней степени;
  • от 6 до 9 – удовлетворительно, работоспособность на среднем уровне;
  • от 3 до 5 – норма;
  • от 0 до 3 – отлично.

Тренированность организма необходимо измерять для проведения контроля за физическими нагрузками. Это поможет выстроить эффективную программу тренировок, внести коррективы в существующую.

Подробнее о способах диагностики здоровья в видео:

В дополнение к теме данной статьи, предлагаем вам ознакомится с тем как устроен человеческий организм.

1. Тренированный организм расходует, находясь в покое меньше энергии, чем нетренированный. Это связано с соответствующим уменьшением количества потребляемого кислорода, вентиляции легких.

2. Тренированные лица лучше расслабляют свои мышцы. Дополнительное напряжение мышц связано с дополнительными энергетическими затратами.

3. У тренированных отмечается в состоянии покоя более пониженная возбудимость нервной системы по сравнению с нетренированными.

4. У тренированных хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Т.е. тренированный организм экономно расходует энергию в покое, в процессе глубокого отдыха совершается перестройка его функций, происходит накопление энергии для предстоящей интенсивной деятельности.

Физиологические показатели тренированности при стандартных нагрузках:

1. Относительно низкий уровень минутного объема крови в состоянии покоя у тренированного по сравнению с нетренированным обусловлен небольшой ЧСС. Редкий пульс (брадикардия) – один, из основных физиологических спутников тренированности. Также минутный объем крови, частота сердечных сокращений, систолическое кровяное давление повышаются во время стандартной работы в меньшей степени у более тренированных.

2. Тренированные спортсмены расходуют меньше энергии при работе.

3. У тренированных меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с большей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных – анаэробных. Во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

4. Более высокие показатели возбудимости мышц и нервной системы, неадекватные изменения функций различных анализаторов особенно выражены у менее тренированных. Процесс восстановления после стандартной работы у тренированных заканчивается раньше, чем у нетренированных.

Проявления тренированности при предельно напряженной работе. Применяются три варианта исследований при такой работе:

Первый вариант состоит в регистрации физиологических изменений во время выполнения спортивного упражнения в условиях соревнования или близких к ним. Физиологические функции регистрируются во время этой работы, или сразу после нее, или на протяжении всего последующего восстановительного периода.

2Второй вариант представляет собой лабораторную работу в виде бега на месте, или работу на велоэргометре, или бег на тредбане. Испытуемый совершает работу, постепенно усиливая ее мощность с целью максимальной мобилизации всех функций организма, обеспечивающих предельную работу. К концу такого усиления испытуемый уже работает в полную силу своих возможностей. В это время и производят необходимые физиологические замеры, которые характеризует предельную мобилизацию физиологических возможностей оргазма спортсмена.

При предельной работе отмечалось обратное:

1. У тренированных во многих физиологических показателях были большие сдвиги, чем у нетренированных. Это выражается в том, что тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чем нетренированный, а объясняется тем, что сама работа, произведенная тренированным, превышает величину работы, которую может выполнить нетренированный.

2. МПК сопровождается максимальной интенсивностью легочного дыхания, которое у высокотренированных спортсменов достигает значительно больших величин, чем у малотренированных. Соответственно этому максимальных величин достигает минутный объем крови.

3. Если выполняемая предельная работа характеризуется высокой интенсивностью анаэробных реакций, то она сопровождается накоплением продуктов анаэробного распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных. Понижение уровня сахара в крови, являющееся одним из основных признаков утомления, наиболее выражено при очень длительной работе у хорошо тренированных спортсменов.




Т.о., функциональные показатели тренированности при выполнении предельно напряженной работы в циклических видах двигательной деятельности обусловливаются мощностью работы.

2. Метод решения учебных задач (исследовательский метод).

В исследованиях В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского показано [11], что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность.

Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определённого прогноза результатов такой активности, но при постоянном учёте промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса -воспитание познавательного интереса у школьников.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.

Исследовательский метод обученияочень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитиче­ской деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:

• приобщить их к процессу выработки новых знаний;

• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической лите­ратурой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

• выработать умение работать с основными компьютерными програм­мами;

• предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

• глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специ­альную, методическую, научную литературу;

• свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним посто­янный интерес;

• отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться на­ходить новые решения научных и педагогических задач;

• знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д

2. Выявление и формулирование общей проблемы.
Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.
8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.
9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной техно­логии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными пра­вилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

• выстроить доказательство и давать опровержение.

Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, зани­мает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и на­уке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоря­жаться образовательным капиталом.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятель­ности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники иссле­довательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и форму­лирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, - они дей­ствительно выполняют научное исследование, если верно определены про­блематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследователь­ский метод следует использовать как можно чаще.

Билет 25.

Физиологическая характеристика предстартового состояния организма при спортивной деятельности. Методы регулирования уровня предстартового состояния у спортсмена. Изменения функционального состояния организма при физической разминке.

Предстартовые состояния появляются задолго до выступления. Возникает повышенная мотивация к действию, мысленная настройка на соревнование. Растет двигательная активность во время сна. Содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина в крови увеличивается. Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние.

Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются раздражители, сопутствующие предшествующим занятиям.

Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий. Эти изменения отражают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают сопутствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы.

Различают предстартовые изменения двух видов:

1. боевая готовность – обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов – повышенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное повышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций.

2. предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преждевременный дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

3. предстартовая апатия – характеризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью спортсмена и неуверенностью в своих силах.

Типология человека и предстартовые реакции

ПРЕДСТАРТОВАЯ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕДСТАРТОВАЯ




ЦНС. Увеличивается подвижность нервных процессов, и, как следствие, укорачивается латентное время двигательной реакции (ЛВДР).

Двигательный аппарат. Под влиянием физических нагрузок изменяется строение костей: утолщается корковый слой кости, увеличиваются шероховатости и выступы, к которым крепятся мышцы. Значительные изменения происходят в мышцах: увеличивается их масса и объем (рабочая гипертрофия), улучшается их трофика за счет разрастания капиллярной сети, увеличивается количество нервных окончаний, повышается количество сократительного белка, увеличивается количество миоглобина, возрастает сила, возбудимость, подвижность и скорость расслабления мышц.

Дыхательная система. Увеличивается ЖЕЛ, МВЛ. Снижается частота дыхательных движений (ЧДД), увеличивается глубина дыхания.

ССС. В результате систематических тренировок усиливаются парасимпатические влияния на сердце, что ведет к уменьшению ЧСС; увеличиваются размеры сердца и его объемы (объем сердца у спортсменов может увеличиваться до 1200мл), развивается гипертрофия миокарда, что ведет к его утолщению. У квалифицированных спортсменов несколько снижаются систолический и минутный объемы крови, что свидетельствует об экономизации функций и улучшении усвоения кислорода. Артериальное давление соответствует возрастным нормам.

Система крови. У спортсменов, выполняющих работу большой и умеренной мощности (длинные дистанции) может увеличиваться объем циркулирующей крови (ОЦК), за счет выхода крови из депо, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина; возрастает мощность буферных систем крови, предохраняющих кровь от резкого увеличения кислотности крови.

Обмен веществ и энергии. В результате систематических тренировок увеличиваются запасы углеводов в организме (гликогена в печени и мышцах), несколько снижается процентное содержание жира.

Наиболее распространенными стандартными нагрузками являются: проба Мартине, гарвардский степ-тест, тест PWC170. Стандартные нагрузки могут использоваться для определения уровня тренированности, а также для выявления динамики уровня тренированности в течение года.

О росте тренированности свидетельствуют: укорочение периода врабатывания, более низкий уровень физиологических затрат и ускорение восстановительного периода.

Более низкий уровень физиологических затрат проявляется снижением реакции на нагрузку (меньшими изменениями артериального давления, пульса и частоты дыханий).

I. Показатели тренированности в состоянии покоя.

ЦНС. Увеличивается подвижность нервных процессов, и, как следствие, укорачивается латентное время двигательной реакции (ЛВДР).

Двигательный аппарат. Под влиянием физических нагрузок изменяется строение костей: утолщается корковый слой кости, увеличиваются шероховатости и выступы, к которым крепятся мышцы. Значительные изменения происходят в мышцах: увеличивается их масса и объем (рабочая гипертрофия), улучшается их трофика за счет разрастания капиллярной сети, увеличивается количество нервных окончаний, повышается количество сократительного белка, увеличивается количество миоглобина, возрастает сила, возбудимость, подвижность и скорость расслабления мышц.

Дыхательная система. Увеличивается ЖЕЛ, МВЛ. Снижается частота дыхательных движений (ЧДД), увеличивается глубина дыхания.

ССС. В результате систематических тренировок усиливаются парасимпатические влияния на сердце, что ведет к уменьшению ЧСС; увеличиваются размеры сердца и его объемы (объем сердца у спортсменов может увеличиваться до 1200мл), развивается гипертрофия миокарда, что ведет к его утолщению. У квалифицированных спортсменов несколько снижаются систолический и минутный объемы крови, что свидетельствует об экономизации функций и улучшении усвоения кислорода. Артериальное давление соответствует возрастным нормам.

Система крови. У спортсменов, выполняющих работу большой и умеренной мощности (длинные дистанции) может увеличиваться объем циркулирующей крови (ОЦК), за счет выхода крови из депо, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина; возрастает мощность буферных систем крови, предохраняющих кровь от резкого увеличения кислотности крови.




Обмен веществ и энергии. В результате систематических тренировок увеличиваются запасы углеводов в организме (гликогена в печени и мышцах), несколько снижается процентное содержание жира.

Наиболее распространенными стандартными нагрузками являются: проба Мартине, гарвардский степ-тест, тест PWC170. Стандартные нагрузки могут использоваться для определения уровня тренированности, а также для выявления динамики уровня тренированности в течение года.

О росте тренированности свидетельствуют: укорочение периода врабатывания, более низкий уровень физиологических затрат и ускорение восстановительного периода.

Более низкий уровень физиологических затрат проявляется снижением реакции на нагрузку (меньшими изменениями артериального давления, пульса и частоты дыханий).

1. Понятие тренированности и физиологические механизмы её обуславливающие.

2. Показатели тренированности в состоянии покоя.

3. Показатели тренированности при стандартных нагрузках.

4. Показатели тренированности при выполнении предельной работы.

Л и т е р а т у р а:

б) Физиология человека. (Учебник для тех­никумов физической культуры.Изд.5-е). Под ред. Н.В. Зимкина. М., "ФиС",1984г.,с.196-209.

1. Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам". М.: Медицина, 1988, с. 36-37.


  1. И.В. Аулик Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990, 190 с.

1. Показатели тренированности и физиологические механизмы её обуславливающие.

Спортивная тренировка - это специализированный педагоги­ческий процесс, направленный на повышение как общей, так и спе­циальной физической работоспособности человека с целью достиже­ния высоких спортивных результатов в избранном- виде спорта.

Тренированность - уровень специальной работоспособности спортсмена.

Тренированность повышается при систематической тре­нировке и снижается при её прекращении. Она изменяется также в процессе круглогодичной тренировки. Наивысший для спортсмена уровень тре­нированности не может поддерживаться постоянно.

В процессе сис­тематической тренировки повышается:

а) способность спортсмена выпол­нять больший объем работы;

б) способность осуществлять её с большей интенсивностью и более экономично;

в) резистентность (устой­чивость) клеток и органов к изменениям внутренней среды происхо­дящим при работе.

Как считает Меерсон, Амосов, Бендетт и др., каждый орган тренируется интенсивностью своей специфической функции: мышца - силой и длительностью сокращений, железа секрецией, нервный узел-частотой импульсов его нейронов. Но все органы тренируются через внешнюю деятельность целого организма, а точнее - через его мы­шечную деятельность.

Повышение резервных возможностей спортсмена при тренировке обусловлено тем, что во время работы происходят не только про­цессы диссимиляции, но и процессы ассимиляции.


  1. Гипертрофия органа;

  2. Увеличение соотношения капилляры - мышечные волокна ;

  3. Увеличение концентрации миоглобина;

  4. Повышение активности ферментов;

  5. Увеличение АТФазной активности миозина;

  6. Увеличение мощности механизмов ответственных за транспорт ионов Са + и расслабление мышц;

  7. Повышение ЛВ, МПК и эффективности использования О2.

  8. Увеличение содержания Hb в крови и др.

  9. Повышение СО и МОК и др. изменения;

Наибольший тренирующий эффект оказывают нагрузки, которые доводят организм до предела физиологической нормы.

Какой же механизм лежит в основе повышения тренированности спортсмена?

Если исходить из концепции Меерсона об адаптации, то воз­растание активности функционирования работающих систем при сис­тематической спортивной тренировке приводит к формированию в них структурных изменений, которые принципиально увеличивают мощ­ность систем, ответственных за адаптацию к нагрузке.

Активирующее влияние увеличенной функ­ции на структуру органа происходит через генетический аппарат клетки (ГА). Взаимосвязь между функцией и ГА является двусторонней. Прямая связь состоит в том, что ГА через систему РНК "делает структуры", а структуры "делают" функцию. Обратная связь состоит в том, что "интенсивность функционирования структур" - количество функции, которое приходится на единицу массы органа; каким-то образом управляет активностью генетического аппарата. Характерно, что пока "функции тесно в структуре", до тех пор будет происходить гипертрофия и увеличение массы органа. Количе­ство функции через ГА стимулирует структурные изменения органа. Увеличенная структура обеспечивает более высокую функцию, что и составляет основу роста тренированности. Постоянное увеличение физических нагрузок - залог повышения тренированности спортсмена, снижение тренировочных нагрузок, приводящее к уменьшению количества функции выполняемое 1 г ткани, соответствует ситуации, когда функции слишком "прос­торно в структуре", в результате чего снижается интенсивность синтеза белков с последующим устранением избытка структуры.

Для того, чтобы повысить уровень специальной работоспособ­ности, необходимо, чтобы каждая последующая работа начиналась на фоне повышенной работоспособности. Лишь БФН-нагрузки вызывающие сдвиги в рабо­тающих системах на грани физиологической нормы, углубляющие величину этих сдвигов до умеренной перегрузки" - стимулируют "резе­рвные мощности" работающих систем.


  1. Показатели тренированности в состоянии покоя.

Двигательный аппарат. Морфологическкие изменения. Костная ткань утолщается, на костях образуются шероховатости, выступы, увеличиваются поперечные раз­меры костей, утолщается корковый слой, что способствует увеличе­нию механической прочности костей.

Увеличивается масса и объем скелетных мышц, особенно выполняющих силовые и статические напряжения, что сопровождается увеличением удельного веса тела. Этому способствуют потери воды и жира при физических наг­рузках. Гипертрофия скелетных мышц сопровождается улучшением их кровоснабжения. Увеличивается количество капилляров в скелетных мышцах.

Биохимические сд­виги: а) повышается содержание белков саркоплазмы и сократитель­ного белка миофибрилл-миозина; б) увеличивается количество миоглобина, что повышает кисло­родную емкость мышц и способствует интенсификации окислительных процессов;

Функциональные сд­виги: а) повышается возбудимость и лабильность мышц; б) повышается сила мышц; б) улучшается способность мышц к быстрому расслаблению; г) у тренированных твердость мышцы при произвольном напряжении больше, а при расслаблении меньше, чем у нетренированных.

Система крови. С ростом тренированности увеличивается общий объем крови, содержание в ней эритроцитов и гемоглобина, стано­вится больше кислородная емкость крови.

Лейкоцитарная формула у тренированных, особенно у стайеров, изменена в сторону увеличения количества лимфоцитов.

В плазме крови повышается мощность буферных систем, предо­храняющих кровь от резких сдвигов РН в кислую сторону. Щелочной резерв крови у спортсменов увеличен.

Обмен веществ и энергии. При нормальном питании у спортсме­нов обычно наблюдается азотистое равновесие. В тренированном ор­ганизме увеличены запасы углеводов, что очень важно для повышения работоспособности. Запасы жира относительно уменьшены.

Основной обмен находится в пределах стандартных величин или несколько понижен.

Дыхательная система. У тренированных спортсменов хорошо раз­виты дыхательные мышцы, увеличена жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и максимальная вентиляция легких ( МВЛ). Наибольшей величины этот показатель достигает у специализирующихся в видах спорта цикли­ческого характера. МВЛ у тренированных спортсменов составляет 150-250 л/мин. Этот показатель более изменчив, чем ЖЕЛ, и в процессе роста тренированности повышается.

Потребление 02 в состоянии покоя в процессе тренировки, как правило, почти не изменяется.

Сердечно-сосудистая система (ССС). Адаптивные изменения проявля­ются в виде: а) гипертрофии мышечных волокон; б) васкуляризации; в) повышении количества миоглобина, гликогена; г) увеличении адренэргической чувствительности мышечных волокон; д) брадикардии; е) синусовой аритмии; ж) уменьшении систолического (СО) и минут­ного объема (МОК) кровообращения; з) изменении показателей ЭКГ: снижение зубца Р, увеличение зубцов -Р,Т, смещении сегмента Т выше изолинии.

Гипертрофия миокарда и брадикардия в большей степени выраже­ны у тренирующихся к длительной циклической работе. У трениро­ванных спортсменов брадикардия нередко сочетается с синусовой аритмией, что свидетельствует о способности сердца быстро адапти­роваться к изменяющимся условиям деятельности.


  1. Физиологические показатели тренированности при стандартных нагрузках.

У тренированного человека: 1) более короткий период врабатывания; 2) при работе более низкий уровень физиологических процессов; 3) восстановление заканчивается относительно быстрее.

Для определения физической работоспособности используются различные методы. Наибольшее распространение получили тесты: проба PWC170, гарвадский тест, степ-тест, тест на тредмилле.

Тест PWC170 является "субмаксимальной" функциональной пробой и поз­воляет оценить общую физическую работоспособность. Чем больше мощность работы тем выше физическая работоспособность.

По этой пробе выполняются две 5- минутные нагрузки умерен­ной интенсивности, разделенные трехминутным интервалом отдыха. В конце каждой нагрузки сосчитывается ЧСС. Мощность второй наг­рузки определяется по специальной таблице и должна быть такой, чтобы величина ЧСС не была больше 170 уд/мин, а разница между величинами ЧСС в конце первой и второй нагрузок составляла 30-40 уд/мин.

Показатель РWС170 рассчитывается по формуле РWC170 = M1 + (М2 - M1)*(170-f1/f2-f1), где М1 и М2 - мощность 1-й и 2-й нагрузок (кгм/мин), f1 и f2 -частота сердцебиения в конце 1-й и 2-й нагрузок.

Важным фактором, определяющим уровень физической работоспо­собности, являются аэробные возможности организма, оцениваемые по величине МПК.

Если известна величина PWC170, то показатель МПК можно рассчитывать по формулам: для трениро­ванных лиц - МПК= 2,2 * PWC170 + 1070

для нетренированных - МПК = 1,7 * РWС170 + 1240

W/ von Dobeln et al. предложили следующую формулу для опре­деления МПК:

где N- нагрузка на велоэргометре (кгм/мин); f- ЧСС в конце нагрузки; Т - возраст обследуемого; е - основание натурального логарифма (2,718. ).

У спортсменов-стайеров высокой квалификации МПК составля­ет 5-6 л/мин' (на 1 кг веса-83-85 мл/мин). Максимальные величины этого показателя у спортсменов достигают почти 7 л/мин (или 90 мл/мин/кг). У лиц не занимающихся спортом, эта величина не превы­шает 3-3,5 л/мин (менее 40 мл/мин/кг).

Известно, что в определенной зоне мощности работы имеется прямая зависимость между потреблением кислорода и сердечным рит­мом. Поэтому о мощности нагрузок и потреблении кислорода обычно судят косвенно по частоте сердцебиений.

Большинство исследователей считают, что при частоте сердце­биений 180-190 уд/мин. Потребление кислорода составляет около 90-100% МПК. Работа при такой частоте сердцебиений очень тяжела. Длительно её могут выполнять лишь хорошо тренированные спортсме­ны. В связи с этим для оценки уровня выносливости спортсмена пред­ложен тест, который заключается в определении длительности работы при сердечном ритме 180 уд в 1 мин, выполняемой без снижения мощнос­ти, что также отражает возможность спортсмена поддерживать потребление кислорода на уровне близком к его МПК.

4. Показатели тренированности при выполнении предельной работы

При выполнении предельной работы превосходство тренированного определяется:

1. способностью более быстро мобилизовать и максимально использовать свои резервы;


  1. более совершенной техникой движений;

  2. адаптацией организма к продолжению работы при резко изменен­ной внутренней среде.

При работе большой и умеренной мощности главным фактором обеспечивающим высокую работоспособность является своевременная доставка кислорода.

При работе переменной мощности наиболее важна способность организма стремительно повышать свои функции при увеличении тре­бований к ним и снижать их в интервалах отдыха и при уменьшении мощности работы.

В видах спорта, в которых оценка результата производиться в баллах, высокая техника выполнения движений является решающим фактором.

Реакции вегетативных систем на предельную физическую нагруз­ку .

Дыхательная система. - увеличивается ЛВ. Так при циклической работе субмаксимальной и большой мощности у тренированных спортсменов-мужчин она может достигать 150-200 л/мин, у женщин - 90-130 л/мин.При этом эффективность ЛВ падает. У тренированных КИО2 снижается незна­чительно.

Сердечно-сосудистая система (ССС ). Наибольшие сдвиги наблю­даются при циклической работе, когда потребление О2 становится близким к МПК. Систолический объем крови при этом может нарастать до 150-200 мл, минутный до 30-35л.

Кровоснабжение органов брюшной полости при этом резко снижается. То же происходит и в неактивных скелетных мышцах. У более трени­рованных сосудистые реакции более эффективны, чем у нетренированных.

Система крови. При тяжелой работе у тренированных содержа­ние эритроцитов и Hb в крови несколько нарастает. Это способствует увеличению КЕК (до 20-22 мл). Однако если работа очень тяжела, то количество эритроцитов и Hb может уменьшаться. Это происходит в результате разру­шения эритроцитов. У нетренированных тяжелая работа сопровожда­ется более значительным уменьшением количества эритроцитов и ге­моглобина в крови.

При циклической работе субмаксимальной и большой мощности накапливается большой кислородный долг, молочная кислота, изме­няется в кислую сторону РН.

У нетренированных максимальный О2-долг обычно не превышает 5-7 л. У тренированных не может достигать 20 и более литров. Соответственно повышается и концентрация молочной кисло­ты в крови (до 250-300 и более мг%). В этом проявляется адаптация организма к работе в условиях резко измененной внутренней среды.

При предельно напряженной мышечной деятельности происходят значительные изменения и в других системах организма. Обычно эти изменения более выражены у менее тренированных. Например, коли­чество лейкоцитов в крови у них может достигать 30-50 тыс в мм 3 (ин­токсикационная фаза). У нетренированных может резко уменьшаться содержание глюкозы в крови.

Таким образом, в процессе адаптации к напряженной мышечной деятельности в организме человека происходит увеличение морфо-функциональных резервов, которые могут быть мобилизованы в экстре­мальных условиях и, в результате которых приобретается способность организма в целом и составляющих его органов, и систем нести по­вышенную по сравнению с обычной функцией нагрузку.

Выводы

1. Тренированный организм может выполнять работу большей интенсивности и длительности вследствие: а) более высокого струк­турного, функционального и энергетического резервов систем ответ­ственных за адаптацию к мышечной деятельности; б) более выраженной экономизации физиологических функций; в) повышенной резистентности систем к функционированию в резко измененных условиях внутрен­ней среды.

2. Более всего тренируют БФН, доводящие функционирование систем до предела физиологической нормы и вызывающие наступление четко выраженной фазы суперкомпенсации.

3. Постепенное повышение физических нагрузок - необходимое условие роста тренированности.

Дозированной (стандартной) нагрузкой называют такую нагрузку, которая может использоваться для определения тренированности как тренированных, так и нетренированных лиц.

Реакции на тестирующие нагрузки у тренированных характеризуются следующими особенностями:

1) все функции в начале работы повышаются у них быстрее по сравнению с нетренированными;

2) в процессе работы уровень физиологических процессов у них менее высок;

3) восстановление заканчивается относительно быстрее (рис. 6).

Сравнение функционального состояния организма тренированного и детренированного спортсмена

п/п

Показатели

В состоянии покоя

Дозированная нагрузка

Предельная работа

Рис.6. Схема физиологических реакций на стандартную нагрузку

у тренированных (сплошная линия) и нетренированных (прерывистая линия).

В качестве дозированной нагрузки можно применять функциональные пробы, проводимые в лаборатории или в естественных условиях спортивной тренировки.

В лабораторных условиях удобны такие нагрузки, как Гарвардский степ-тест (восхождение на ступеньку), нагрузка на велоэргометре. Для оценки тренированности в циклических видах спорта можно использовать также бег на месте в течение 3 минут в темпе 180 шагов в минуту, 20 приседаний за 30 секунд. В легкоатлетическом беге на 100, 200, 400 метров задается скорость движений доступная и нетренированному испытуемому. В бассейне можно использовать проплывание отрезков 25, 50 и 100 метров при доступной равной скорости и одинаковом способе плавания для двух испытуемых.

В целом, у более тренированных лиц стандартные нагрузки относительно небольшой мощности вызывают менее выраженные изменения во всех системах организма. Это характеризует экономизацию функций, происходящую в процессе тренировки. Величина энергетических затрат при работе тесно связана с экономичностью внутриклеточного обмена веществ, уменьшение которого сопровождается снижением интенсивности функций дыхания и кровообращения.

Центральная нервная система. После выполнения стандартной нагрузки у тренированных лиц скрытый период элементарных двигательных реакций укорочен, а способность к дифференцировкам повышена.

Двигательный аппарат. После работы у тренированных возбудимость и лабильность мышц не изменяются или повышаются. У нетренированных же эти показатели снижаются.

Дыхательная система. У тренированных дыхание хорошо согласовано с движениями. Легочная вентиляция, кислородный запрос и кислородный долг у них меньше, коэффициент утилизации кислород, наоборот, выше, чем у нетренированных.

Сердечно-сосудистая система. В абсолютных величинах частота сердечных сокращений у тренированных меньше. Систолический и минутный объемы крови нарастают у них больше, чем у нетренированных. В активных областях тела артериальное давление повышается у тренированных меньше, чем у нетренированных, а в неактивных несколько больше.

Система крови. У тренированных меньше выражены снижение рН, нарастание концентрации молочной кислоты в крови, сдвиги и в составе форменных элементов.

Таким образом, у тренированных спортсменов благодаря более совершенной координации функций и более экономному расходованию энергетических ресурсов работа осуществляется более производительно.

Задания

1. Изучить теоретические сведения, касающиеся физиологических показателей организма тренированных спортсменов при выполнении ими дозированных нагрузок.

2. Исследовать уровень тренированности двух испытуемых в условиях выполнения дозированной нагрузки.

3. Сделать выводы о закономерном соответствии физиологических показателей у спортсменов, различающихся степенью тренированности, измеренных в состоянии покоя и в условиях выполнения дозированной нагрузки.

Материальное обеспечение

Секундомер, тонометр для определения артериального давления, фонендоскоп, спирометр, пневмотахометр, спирт, вата.

Ход работы

На данном занятии используются те же методы, организация исследований и аппаратура, что и на предыдущем занятии (см. пп. 1-4). Соответствующие измерения производят до, во время и сразу после работы. В качестве стандартных нагрузок применяют:

1) бег на месте в течение 3 минут в темпе 180 шагов в минуту.

2) 20 приседаний за 30 секунд.

Сравнивают результаты, полученные на обоих испытуемых, сопоставляя физиологические показатели с педагогическими, и делают выводы о степени тренированности организма, предварительно заполнив соответствующие столбики в таблице 6.

Контрольные вопросы

1. Что такое стандартная или дозированная нагрузка?

2. Каковы общие закономерности физиологических реакций на тестирующие нагрузки у тренированных лиц?

3. Какие стандартные нагрузки используются с целью определения степени тренированности?

4. В чем проявляется экономизация деятельности различных систем организма спортсменов при выполнении ими стандартных нагрузок?

5. Почему стандартные нагрузки можно использовать и для лиц, не занимающихся спортом? При каких условиях?

ЗАНЯТИЕ № 9

Читайте также: