История создания повести прощание с матерой кратко

Обновлено: 05.07.2024

При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.

Проблематика:

  • совесть, вечные ценности;
  • историческая память;
  • любовь к Родине;
  • взгляды отцов и детей;
  • предупреждение молодёжи об опасности невнимательного отношения к своим истокам.

Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть.

Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.

Действующие лица

Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.

Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.

Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.

Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.

Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.

Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.

Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.

Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.

Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.

Краткое содержание

Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.

Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?

Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.

Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.

Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.

Экранизация

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Где находится Матёра?

Ответ. В Сибири, на берегу Ангары.

Как Дарья Пинигина поступает со своим домом перед затоплением Матёры?

Ответ. Моет и белит дом. Дарья будто готовит дом к похоронам. Для неё дом — часть Матёры, а Матёра — живая.

Ответ. Повесть (по формату сближается с философской притчей).

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.


Краткий анализ

Год написания – 1976 г.

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

для самых компанейских -

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Главные герои

Прощание с Матерой: история создания произведения

История создания

Живут в Матере преимущественно пожилые люди и расставание с малой родиной очень тяжело им дается. Старики считают, что сменив место жительства, они предадут своих предков, похороненных на этой земле. Автор описывает, как одна из главных героинь – Дарья Пинигина, белит свою избу, прекрасно осознавая, что жилище через несколько дней будет уничтожено.

Другие действующие лица – пожилая семейная пара Егор и Настасья все-таки переезжают в город. Через несколько дней мужчина умирает, не выдержав разлуки с родными местами. Его жена снова переезжает в Матеру, чтобы провести остатки дней на родной земле.

Немногочисленная местная молодежь, напротив, поддерживает идею переселения. Они считают, что это подарит им новые возможности и поможет выбиться в люди. Молодые люди не чувствуют привязанности к земле и не понимают своих бабушек и дедушек.

Период создания произведения (1976 год) приходится на пик индустриализации Советского Союза. Именно тогда власти задались целью технического прогресса государства. В связи с этим массово уничтожались деревни и небольшие поселки, жители переселялись в городские условия, независимо от их желания. Прежде, чем создать свое произведение, Распутин посетил регион, который подобным образом был расчищен под Усть-Ислимское водохранилище. Сопровождал его в поездке советский журналист Борис Ротенфельд. По итогам путешествия Ротенфельд создал небольшой очерк, напечатал его в одной местной газете. Ему удалось выяснить, сколько средств было выделено создание водохранилища, а также какие условия предоставили власти жителям затопленных земель. В своем труде журналист приходит к неутешительному заключению, что новыми домами люди недовольны, так как жилища построены на глинистой местности. К тому же деревенские жители скучают по родной земле, на которой родились и прожили много лет.

Помимо внутренних человеческих терзаний, автор произведения упоминает и о исторических событиях, происходивших в той местности: гражданская война, междоусобицы казаков. Вероятно, что эти эпизоды также произвели сильное впечатление на Распутина и подтолкнули его к созданию произведения.

За основу своего произведения автор взял невымышленную историю, когда во время строительства Братской ГЭС пришлось затопить деревни и выселить людей.

Распутин Валентин Григорьевич

Повесть вышла в свет в 1976 году.

Это был период, когда молодёжь стремилась уйти жить в город, отрывалась от своих корней. Небольшие деревни и колхозы приходили в упадок. Государство не поддерживало село.

Распутин, сам вышедший из деревни, глубоко переживал, что люди перестали ценить землю, природу, забывали исконные традиции народа.

Главы 10–11

прощание с матерой краткое содержание по главам автор

Наступление сенокоса словно возродило Матеру. Деревня вновь ожила. Жизнь вернулась в привычное русло, и работалось людям с невероятной радостью.

Главные герои и их характеристика

Дарья

Дарья Пинигина

– самая старшая из всех в деревне, но ещё вполне крепкая, способная самостоятельно вести хозяйство старуха. Характер у неё строгий, любила правду, была очень привязана к Матёре. Она тяжело переживала, что придётся бросить свой дом, могилы родителей. Другие старухи считали Дарью главной и часто собирались у неё попить чаю и поговорить.

Павел Пинигин

Андрей Пинигин

– сын Павла и внук Дарьи. Отслужил в армии, вернулся, но всё ещё ищет своё место в жизни. Пока молодой, он хочет поработать на какой-нибудь великой стройке, стремится вперёд. Деревню ему совсем не жалко, и это болью отзывается в сердце Дарьи.

– одинокий старик, неизвестно откуда появившийся, но уже долго живущий в деревне. Обосновался в сарае на окраине деревни. Мало разговаривает, в основном рычит что-то и матерится. Ходит косматый, как леший. Старухи привечают его, а старики опасаются.

Настасья и Егор

– старики, жившие по соседству. Настасья, похоронив детей, слегка тронулась умом. Она часто рассказывает про своего деда небылицы, но соседи жалеют её и не обращают внимания. Им раньше других стариков пришлось покинуть Матёру.

Катерина Зотова

– тихая, добрая бабка, подруга Дарьи. Её сын Петруха вырос ленивым пьянчугой, но она всё равно любит его и ждёт, когда тот образумится.

– сын Катерины. Любит покрасоваться, прихвастнуть, но работать не хочет. Сжёг собственную избу, чтобы получить деньги, которые потом пропил. Матери дал только 10 рублей.

Главы 4–5

Он не собирается покидать деревню – живых топить право не имеют. Однако его беспокоит то, как он будет оправдываться перед предками за разрушение Матеры. Богодул считает, что он назначен присматривать за деревней, и если ее затопят – вина на нем.

Приезжает Павел, сын Дарьи. Он рассказывает о поселке, куда переселяют деревенских. Оказывается, что это место совершенно не приспособлено для крестьянской жизни.

Пересказ повести приводится по главам.

Наступила весна. Она будет последней для острова посреди Ангары и деревни Матёры. Больше 300 лет простояла деревня. Кого она только не встречала. Но вот теперь её затопит вода после пуска новой ГЭС. Старики как можно дольше хотят остаться в своих домах.

Прощание с матёрой

Старухи собрались у Дарьи, чтобы почаёвничать и обсудить жизнь. Сима, которая пришла несколько лет назад в деревню искать себе старика, чтобы доживать свой век, так и осталась одна. Зато при ней всё время был пятилетний внук Колька, пугавшийся людей и всё время молчавший.

Третья подруга, Настасья, постепенно похоронила всех четверых своих детей и из-за этого стала плести небылицы про своего мужа Егора. То он помер у неё, то плакал всю ночь. Добрые люди жалели её, а злые – посмеивались.

Настасье с дедом выпало самым первым переезжать в квартиру. Она всё время оттягивала этот момент. Во время неспешного разговора прибежал Богодул и кричал, что кладбище разворовывают.

Прощание с матёрой

Два мужика сваливали в кучу кресты и оградки с могил, собираясь их сжечь, как было им приказано. Богодул выхватил топор, а старухи стали кричать, стараясь остановить виновников. Прибежали все, кто остался в деревне, и повели мужиков к председателю. Уговорили начальство сжечь кладбище после того, как все уедут.

На другой день к Дарье явился Богодул и увидел её совсем расстроенной. Она считала, себя виноватой в разорении могил. Страдала, что не придётся ей лежать рядом с родителями, братьями и сёстрами. Потом бездумно пошла по острову и долго сидела, глядя на деревню и раздумывая о жизни.

Вечером приплыл уставший сын Павел. Дарья рассказала о кладбище и стала просить перенести могила родных на новую землю. Потом зашла речь о сене для коровы. Павел сказал, что в новом доме для хозяйства совсем мало места и в подполе стоит вода. Старуха совсем расстроилась.

Ночью выходил из своей норы Хозяин острова, никому невидимый зверёк. Он видел и слышал все шорохи и звуки, чувствовал жизнь зверей, людей и домов. Хозяин знал, что скоро остров исчезнет, а вместе с ним и он сам.

Настасье и Егору пришло время уезжать. Они долго собираются. Жалко оставлять нажитое за долгие годы, но уже не нужное в городе.

Петруха заставляет мать переехать жить к Дарье. Ночью он устроил пожар в своей избе, чтобы получить за неё деньги. Вся деревня пришла смотреть, как горит самый первый дом. Катерина рыдала, а он пытался всем доказать, что загорелось от печки. Хозяин издали смотрел на деревню. Он знал, какая изба за какой погибнет в пожарах.

Сын всё реже приезжал к Дарье и надолго не задерживался. Он понимал, что уезжать из деревни надо, но в посёлке ему не нравилось. Жена же его быстро освоилась в новом доме. Ей было там хорошо. Павел думал о том, что матери будет сложно привыкнуть к посёлку.

Петруха куда-то исчез. Катерина жила у Дарьи и больше всего жалела, что сгорел её самовар. Сына она не осуждала – такой уродился. Старухам вместе было легче.

Пришло время косить траву на сено. В деревню собралось много народу. С большой охотой люди принялись за работу, вспоминая старое житьё. Встретились давно не видевшие друг друга разъехавшиеся соседи, одноклассники, друзья. Появился и Петруха в новом, но уже помятом костюме. Матери дал только несколько смятых десятирублёвок.

В начале августа пошли сильные дожди, сенокос остановился. Люди приуныли. Приехал председатель Воронцов и сообщил, что к середине сентября от деревни уже ничего не должно остаться. Похвалил Петруху за то, что он не дожидаясь последнего момента, сжег собственный дом.

Андрей никак не мог понять привязанность бабки к старой деревне. Его привлекал новый, перенимаемый и заразительный быстрый как ветер образ жизни. Дарья же говорила ему, что её жалко людей, которые гонятся за машинами, ставшими уже хозяевами над человеком.

Прощание с Матерой

Дожди закончились, и работа пошла, но уже не была такой дружной и радостной. Павел обещает матери перевезти могилы родственников в другое место. Внезапно его вызывают в совхоз из-за несчастного случая. Андрей успокаивает бабушку, идёт сам косить траву, но Дарья отправляет его узнать, почему Павел не вернулся.

Чтобы убрать хлеба, прислали из города 30 человек. Они шумели, пили, матерились. Старики боялись без надобности ходить по деревне. Начали вывозить домашний скот. На соседнем острове подожгли лес и все постройки. Загорелась и мельница на Матёре. Дарья и Катерина пошли с ней прощаться. Вместе с ними в избе также стала жить и Сима с внуком.

Три старухи вместе коротают вечера за разговорами о жизни. Катерина узнала: Петруха поджигает за деньги чужие дома. Она считает, что сын навлекает и на неё осуждение соседей и никак не может ему этого простить.

Стали выкапывать картошку. Павел с женой приехали помочь. Они увозят урожай и корову к себе. Дарья идёт на кладбище и просит прощения у своих родных, что не смогла их перевезти с собой.

Перед тем, как покинуть свой дом, Дарья всё прибрала, побелила потолок. Потом она взяла свой сундучок с вещами и ушла, чтобы не видеть, как горит родная изба.

Из города приезжает Настасья и рассказывает, что её дед Егор умер, так и не привыкнув на новом месте. Старухи собрались и пошли ночевать в барак к Богодулу.

Матера

Председатель заставил Павла и Петруху ночью ехать на остров за оставшимися стариками. На Ангаре их застаёт густой туман. Старухи ночью просыпаются и не могут понять, живы они или уже на том свете. За окнами сплошные клубы тумана как облака. Где-то далеко слышен шум катера и слабый вой неведомого зверя.

Главы 16–17

прощание с матерой краткое содержание по главам анализ

Деревенские потихоньку начинают собираться, а по округе вспыхивают пожары. Первой жертвой стала мельница. Из материнских особое старание в разрушениях принимает Петруха. Катерина мучается и не знает, как ей реагировать на действия сына.

Анализ произведения

Повесть написана в жанре деревенской прозы. Через описание природы, единства её с человеком Распутин поведал о том, как важно спокойно и вдумчиво провести свою жизнь, быть благодарным за то, что дано.

Прощание с матёрой

В сложной критической ситуации раскрывается сущность людей. Необходимо помнить и хранить исторически сложившиеся нравственные устои. Без уважения к предкам не может быть будущего. Дети должны быть воспитаны с глубоким уважением к большому опыту стариков. Связь поколений не должна прерываться.

Оторвавшись корнями от родной земли, старики не в состоянии больше жить. Урон, нанесенный душе, может быть непоправим.

Текст этой статьи кратко передаёт смысл произведения. Лучше всего читать произведение полностью в книге или онлайн, чтобы составить своё независимое мнение. Цитаты из этого лиричного проникновенного повествования можно использовать во время написания сочинения или эссе.

Главы 14–15

Павла вызывают на работу – один из его подчиненных спьяну сунул в станок руку, и отвечать за это бригадиру. Вслед за отцом уезжает и Андрей.

Петруха

Главы 20–22

прощание с матерой краткое содержание по главам подробно

Павел решает вернуться за оставшимися через два дня. Но начальник Воронцов отправляет его в ночь на Матеру – завтра комиссия, и на острове не должно быть ни одного человека.

Павел, Петруха и Воронцов садятся в катер и отплывают. Их накрывает облако густого тумана, в котором ничего невозможно разглядеть. Туманом накрывает и Матеру.

Свои корни

У стариков, видавших всякое на своем веку, одно желание – чтобы их оставили в покое, дали дожить последние годы на своей земле. И умереть на ней. А еще их очень тревожит легкомысленное отношение к жизни детей, то, что они забывают традиции, забывают свои корни. Следующее поколение не понимает, почему их предки так цепляются за этот остров, за пределами которой идет большая жизнь.

Конечно, пользу технического прогресса понимают и старики, только они против того, чтобы люди становились такими же бездушными, как эти самые машины. И вот уже человек ощущает себя царем природы, а это неправильно. Он всего лишь песчинка.

Старики пытаются привить молодежи любовь к своей земле, однако их посылы чужды молодежи. По всему видно, что и сам автор на стороне стариков, которых он искренне жалеет, болеет за их судьбы. Каждого из этих героев, автор описывает с большой теплотой. А вот образы молодежи, предстают перед нами не в самом выгодном для них свете. По сравнению со старшим поколением, они кажутся черствыми, порой бездушными людьми, которые находятся в погоне за развлечениями и красивой жизнью.

Дарья Пинигина

Такой героиней, которой предстоит расстаться со своей любимой Родиной, является одна из коренных жителей деревни – старушка по имени Дарья Пинигина. Дарья Васильевна уже стара – ей больше восьмидесяти лет. Героиня прожила долгую и довольно тяжелую жизнь. У старушки очень сильный, волевой характер, а еще она довольно мудрая женщина. Зачастую местные старожилы собираются у Дарьи Васильевны в доме, чтобы посудачить о жизни за чашкой чая. Бабушка очень преданна родной деревне и остается в родных местах до самого последнего ее дня с другими стариками.

Главы 18–19

Заканчиваются уборка хлеба и сбор урожая. Городские уезжают обратно, напоследок устраивая жуткую драку. Деревенские на знали, куда деть собственный урожай – увозили понемногу, но его не убывало. Пришлось продавать. Началась перевозка скотины.

Читайте также: