История создания картины бурлаки на волге кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несколько изможденных тяжелым трудом и ядовитым солнцем людей, преодолевая могучие воды Волги, упираясь грудью во врезающуюся лямку, тянут судно вдоль берега. Их одиннадцать душ, в изодранных ветхих одеждах, худые и изможденные, они продолжают шажок за шажком, тащить свои канаты.

Разные люди, разные судьбы, разные характеры. Кто-то сдался на откуп судьбе, кто то отчаян и верит в будущее, а кто-то спокоен, потому что лето под закат, а там и ледостав не за горами. Работа бурлака очень тяжелая, но на пропитание хватает.

Тяжело дыша и напрягаясь из последних сил, бурлаки идут навстречу зрителю. Один из мужчин пытается закурить трубку, остальные, не замечая продолжают, упорно, шаг за шагом приближать корабль к цели.

Молодой высокий парень, скорее всего, не рассчитавший свои силы и возможности, и теперь с трудом передвигается сам, не что уж лямку тащить. И только центральный герой продолжает свой тяжелый путь спокойно и вполне уверенно. Скорее всего в этой ватаге он главный, он точно знает, как поступать, чтобы рассчитать свои силы. Хоть на Волге и жара, идет он в плотных одеждах, рубаха чуть полегче просто изотрется.

Когда-то в нашей стране существовали различные необычные профессии, которые теперь остались далеко в истории, но многие удалось упомянуть и запечатлеть, например, в литературных произведениях и картинах. Знаменитая картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге" как раз показывает ту самую профессию, что была когда-то и потом просто исчезла, но память о ней осталась и по сей день.

Кто такие "Бурлаки"

В 18 веке в нашей стране имела популярность деятельность бурлаков. Бурлаками являлись наемные рабочие, которые выполняли очень тяжелую и монотонную работу. Их работа заключалась в том, чтобы вдоль берега реки тянуть судно против течения. Такая работа выполнялась с помощью специальной веревки, так называемой бечевы. Бечева обвязывалась на плечах бурлака, а другой конец цеплялся за нос корабля. Такую работу могла выполнить только группа людей, поэтому Бурлаки объединились в бригады и трудились все вместе. В каждой бригаде были свои роли ведущего, замыкающего и других. У бурлаков были даже свои собственные песни, которые они часто напевали во время работы. Их деятельность стала исчезать в тот момент, когда стало больше пароход.

Первый вариант картины Бурлаки на Волге

Знаменитый шедевр живописи Репина создался не с первого раза. Первый вариант картины был нарисован не маслом, а полностью акварелью. Но эта картина не получила успех, тогда ещё художник обучался в Академии искусства, и там эту картину негативно раскритиковало руководство академии. Причиной такой критики было то, что картина нарисованная Репиным отражала всю суровую реальность того времени, а именно нищие и бедные крестьяне, в грязной и ободранной одежде. В первом варианте картины художник выразил ещё и сравнение с трудящими крестьянами и людьми прогуливающихся по набережной реки, которые были одеты в красивую и праздничную одежду. Так как эта картина была написана после 1860 года и ситуация тогда в российском обществе была сложная. Властям страны не нравилось, когда кто-то из художников или писателей поднимал проблемы общества, поэтому на Репина обрушилась волна негатива. Но несмотря на всё, художник не оставил эту тему, и ему потребовались годы чтобы развить её дальше.

Дальнейшая работа над картиной

Илью Репина очень заинтересовала бурлацкая тема, и он стал больше искать информацию о них, для того, чтобы изобразить картину со всеми мельчайшими подробностями, и ничего не упустив. Для достижения своей цели в 1870 году художник отправился к Волге, чтобы еще раз увидеть настоящих бурлаков в работе и даже поближе с ними познакомиться. Познакомившись и пообщавшись с ними, он много узнал об их жизни и таком нелегком труде, а также сделал много разных зарисовок. От первого варианта картины художник полностью отошел и уже в 1873 году закончил работу над вторым вариантом картины, которая известна нам и по сей день. Кстати, первая картина не сохранилась до наших дней, осталось только примерное её описание, но вот вторая стала настоящим шедевром, хотя критика тоже не обошла её стороной.

Принятие картины в обществе

После того как картина была уже полностью написана, а это был 1873 год, её отправили на Международную выставку в город Вену. В европейском обществе не существовало бурлацкого рода деятельности, который показан на картине, поэтому для них видеть такое было очень необычно и даже в диковинку. На картину Репина снова обрушилась волна небольшого негатива со стороны Российского министра путей. Он утверждал, что способ транспортировки кораблей бурлаками уже исчезает, и что Репину можно было бы запечатлеть что-то другое в своей картине. На самом деле это было действительно так, к тому году работа бурлаков стала заменяться машиной тягой. Но ведь художника зацепила именно эта тема, и пусть она была уже не актуальной, но среди общества картина получила большую популярность.

Интересный факт о картине

Труд бурлаков отразился не только в картине Репина, но ещё и в стихотворении Некрасова. Считается, что именно по этому стихотворению художник написал картину, но этого не так. Как гласит история, Илья Репин впервые узнал об этом стихотворении спустя два года после завершения картины, и даже во многом был не согласен с некоторыми строками автора, так как он лично ознакомился с их трудом и видел неточности в стихотворении.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

Мало кто обращает внимание, что канат, который тянут бурлаки, привязан к вершине мачты.

Расстрига, боец и моряк


Ничего случайного

Во-первых, в морском деле флаг переворачивали в случае опасности и проблем на судне. Во-вторых, такие цвета имеет флаг Сербии. Однако Репин, с большой вероятностью, использовал первую трактовку - новый поворот, ожидание перемен, которыми была насыщена Россия в те годы. Мало кто обращает внимание, что канат, который тянут бурлаки, привязан к вершине мачты.

И если бурлаки, которые стали символом народа, вместе бы потянули эту бичеву, баржа бы обязательно перевернулась. Как рухнул бы и старый мир. Столкновение нового, промышленного мира и старого показывает и развевающийся в правую сторону флаг на барже, в то время как дым из трубы парохода направлен влево.

В Русском музее находятся шедевры русского искусства.

Самой известной картине главного мариниста России в этом году исполняется 170 лет.

В музей - через смартфон

Сегодня все основные объекты Русского музея доступны для посещения. Однако если у вас в данный момент нет возможности прийти сюда лично, можно совершенно бесплатно устроить виртуальную прогулку по залам, детально рассмотреть отдельные произведения и получить дополнительную информацию о каждом экспонате.

Все сокровища Русского музея доступны онлайн.

Не менее интересны виртуальные экспозиции, созданные к 140-летию Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

В бурлацком промысле участвовали даже женщины, 1900-е

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Ilya_Repin_-_Barge_Haulers_on_the_Volga_-_Google_Art_Project.jpg

Контекст

Автопортрет, 1878

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Читайте также: